Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии»





Скачать 286.08 Kb.
НазваниеМетодическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии»
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер286.08 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Астрономия > Методическая разработка
  1   2   3
ГБОУ СПО СК «Кисловодский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ:

« СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ»
Для специальности

060501Сестринское дело


Утверждена

на заседании ЦМК терапии

Протокол № ___ от________2012г.

Председатель ЦМК терапии

Байрамукова З.А. __________

Составила:

преподаватель терапии

Маилова С. А.

г. Кисловодск

2012 год

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Цель занятия:

  1. Учебная:

  • Научить оказывать сестринский уход при артериальной гипертензии

  1. Развивающая:

  • Способствовать развитию мышления

  • Уметь выделить главное, подобрать нужную обработку, анализировать результаты своих действий

  1. Воспитательная:

Доброжелательные отношения друг к другу и к будущим пациентам, трудолюбие, чувство ответственности за порученное дело, профессионализм.

Мотивация занятия

Практическое занятие является наиболее целесообразным при изучении данной темы, т. к. его структура и дидактические возможности позволяют реализовать поставленную цель.

Отработка необходимых навыков будет способствовать усвоению учебного материала и применению в практической деятельности.

Тип занятия: практическое занятие

Место проведения: доклинический кабинет

Время: 360 мин

Дидактическая база занятия:

Тонометры, таблицы, медицинский инструментарий, часы, лотки, алгоритмы, перчатки.

Межпредметные связи: Клинические предметы, фармакология, анатомия, основы сестринского дела.

Внутрипредметные связи: «Методы обследования пациента», «Сестринский процесс при инфаркте миокарда»

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • Понятие артериальной гипертензии

  • Причины возникновения артериальной гипертензии

  • Клиническую картину артериальной гипертензии

  • Основные проблемы пациентов при артериальной гипертензии

  • Оказание сестринской помощи при артериальной гипертензии

  • Лечение артериальной гипертензии

  • Осложнения артериальной гипертензии

уметь:

  • Оказать помощь пациенту при артериальной гипертензии

  • Измерять АД, ЧДД, пульс

  • Проводить аускультацию сердца

  • Выполнять внутримышечные, внутривенные инъекции

  • Оказать помощь при рвоте

  • Выполнять простейшие физиотерапевтические процедуры

План практического занятия

  1. Организационный момент - 5 мин.

  2. Вводный инструктаж - 5 мин.

  3. Самостоятельная работа - 30 мин

  4. Контроль знаний - 150 мин.

  • Фронтальный опрос – 20 мин

  • Решение ситуационных задач - 30 мин

  • Выполнение манипуляций – 80 мин

  • Тестирование - 20 мин

  1. Оформление дневников и др. - 30 мин.

- Составить карты сестринского процесса – 30 мин

  1. Подведение итогов, выставление оценок - 10 мин.

  2. Задание на дом - 5 мин.

  3. Заключительная часть - 5 мин.


Лекция

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ

Артериальная гипертензия – состояние, при котором систолическое давление составляет 140 мм. рт. ст. и более, а диастолическое – 90 мм. рт. ст. и более.

Артериальную гипертензию делят на:

  • Первичную эссенциальную гипертензию (гипертоническую болезнь) – это заболевание, характеризующееся снижением адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, нарушением механизмов, регулирующих гемодинамику без какой-либо известной причины.

  • Вторичная - или симптоматическая гипертензия – является симптомом заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной системы и почек.

Различают степени повышения АД:

  • 1 степень (мягкая) - АД – 140-160/90-100 мм. рт. ст.

  • 2 степень (умеренная) – 160-180/100-110 мм. рт. ст.

  • 3степень (тяжелая) – более 180/110 мм. рт. ст.

Этиология.

В развитии стойкой артериальной гипертензии принимают разнообразные факторы, регулирующие давление крови в физиологических условиях. Факторы риска: наследственность, эмоциональные перегрузки, стрессовые ситуации, эндокринные заболевания, ожирение, употребление алкоголя, курение, гиподинамия, заболевания почек.

Клиническая картина:

Больные жалуются на головные боли, головокружения, боли в области сердца, шум в ушах, бессонницу, чувство онемения конечностей, «мелькание мушек» перед глазами, слабость, снижение работоспособности.

Объективно: лицо больного гиперемировано, вены шеи и височные выбухают, утолщены. Пальпаторно определяется усиленный верхушечный толчок. При аускультации – акцент 2-го тона над аортой, тахикардия, пульс твердый и напряженный. На рентгене – гипертрофия левого желудочка.


Лечение:

Немедикаментозный метод – гипонатриевая диета, ограничение приема алкоголя, отказ от курения, ежедневные прогулки на воздухе, иглорефлексотерапия, физиотерапевтическое лечение, фитотерапия.

Если нет эффекта от немедикаментозного лечения в течение 6 месяцев, применяют медикаментозное лечение, начинают с одного препарата, а при неэффективности – комбинация лекарств.

Из множества лекарственных средств гипотензивного действия практическое применение получили 4 группы:

- В-адреноблокаторы (атенолол, пропранолол)

- диуретики (гипотиазид, урегит, верошпирон)

- антагонисты кальция (нифедипин, верапамил, адалат)

- ингибиторы АПФ (каптоприл, эналаприл)

Лечение гипертонической болезни проводят длительное время и отменяют гипотензивные препараты при стабилизации АД по назначению врача.

Профилактика

Первичная профилактика заключается в ограничении длительных воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды, способствующих возникновению заболевания.

Вторичная профилактика включает диспансерное наблюдение и рациональную гипотензивную терапию.

Алгоритм аускультации сердца.

Станьте справа от пациента.

  1. Попросите больного задержать дыхание, чтобы устранить звуковое явление со стороны легких (процедуру повторяйте, так как пациент не может долго задерживать дыхание).

  2. Выслушайте митральный клапан: поставьте фонендоскоп на область верхушечного толчка (в норме - в V межреберье на 1-1.5 см кнутри от левой срединно-ключичной линии.

  3. Поставьте фонендоскоп во II межреберье справа от грудины и выслушайте аортальный клапан.

  4. Поставьте фонендоскоп во II межреберье слева от грудины и выслушайте клапан легочной артерии.

  5. Поставьте фонендоскоп в V межреберье слева от места прикрепления V ребра к грудине и выслушайте трехстворчатый клапан.

  6. Поставьте фонендоскоп в точку Боткина-Эрба (место прикрепления III - IV ребра к левому краю грудины) и дополнительно выслушайте аортальный клапан.

Примечание: Выслушивая клапаны сердца необходимо дифференцировать первый и второй тоны, обратить внимание на их звучность, ритм, наличие шумов сердца (систолических и диастолических).

Алгоритм исследования пульса

  1. Предупредите пациента, что будете исследовать его пульс;

  2. Подготовьте часы или секундомер, бумагу и карандаш;

  3. Вымойте руки.

  4. Правой рукой охватите кисть пациента в области лучезапястного сустава так, чтобы I палец находился со стороны тыла кисти, а II - IV пальцы - на области лучевой артерии.

  5. Слегка прижмите артерию и почувствуйте ее пульсацию:

  6. Обратите внимание на ритм (в норме пульс ритмичный, то есть пульсовые удары следуют через равные промежутки времени);

  7. Возьмите часы или секундомер и подсчитайте количество ударов за 30 секунд и умножьте на 2 (если пульс аритмичный - считайте в течение 1 минуты);

  8. Прижмите артерию сильнее, чем прежде, и определите напряжение и наполнение пульса;

  9. Сообщите пациенту результат:

  10. Запишите результат.

Помимо лучевой артерии пульс исследуют и на других сосудах:

  • на сонных артериях: пульс исследуют поочередно с каж-
    дой стороны без сильного давления на артерию, так
    как при сильном давлении возможно резкое замедление сердечной деятельности и падение артериального давления, обморок, судороги;

  • на бедренной артерии: пульс исследуют в паховой области при
    выпрямленном бедре с небольшим его поворотом кнаружи;

  • на подколенной артерии: пульс определяют в подколенной
    ямке в положении больного лежа на животе;

  • на задней болъшеберцовой артерии: пульс исследуют за внутренней лодыжкой, прижимая к ней артерию;

  • на артерии тыла стопы: пульс исследуют на тыльной поверхности стопы, в проксимальной части I межплюсневого пространства.

Алгоритм измерения артериального давления.


  1. Предупредите пациента о предстоящем измерении артериального давления;

  2. Подготовьте тонометр, фонендоскоп, ручку, бумагу;

  3. Наложите манжету на обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба; одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; закрепите манжету так, чтобы между ней и плечом проходил один палец;

  4. Положите руку пациента в разогнутом положении ладонью вверх; для лучшего разгибания попросите пациента подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки;

  5. Соедините манометр с манжетой, стрелка манометра должна находиться на нулевой отметке шкалы;

  6. Нащупайте пульс на плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп;

  7. Закройте вентиль на груше и накачивайте в манжетку воздух, пока давление в манжете по показаниям манометра не превысит на 20 мм.рт.ст. уровень, при котором исчезнут тоны Короткова;

  8. Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжеты, одновременно фонендоскопом выслушивайте тоны на плечевой артерии и следите за показаниями шкалы манометра;

  9. При появлении над плечевой артерией первых звуков (тоны Короткова) отметьте уровень систолического давления;

  10. Отметьте величину диастолического давления в момент резкого ослабления или исчезновения тонов на плечевой артерии.

  11. Данные измерения артериального давления, округленные до нуля или пяти запишите в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе - диастолическое давление);

  12. Помогите пациенту лечь или сесть удобно; Вымойте руки;

  13. Зарегистрируйте полученные данные в температурном листе.

Запомните! Измеряют артериальное давление обычно 2-3 раза с интервалом 1-2 минуты, при этом воздух из манжеты надо каждый раз вытеснять полностью

Алгоритм определения ЧДД

Определение ЧДД необходимо проводить незаметно для пациента, чтобы он не изменил частоту, глубину и ритм дыхания.

  1. Взять пациента за руку так, как для исследования пульса на лучевой артерии

  2. Другую руку паоложить на грудь или эпигастральную область пациента (в зависимости от типа дыхания пациента).

  3. Подсчитать число вдохов в 1 минуту. Данные зарегистририровать в температурном листе

Алгоритм постановки горчичников

  1. Вымыть и осушить руки.

  2. Помочь пациенту занять удобное положение.

  3. Проверить срок годности горчичников.

  4. Смочить в воде (Т 40 – 45 С), стряхнуть и приложить на нужный участок горчицей вниз, сверху положить полотенце.

  5. Через 10 минут снять горчичники, кожу обмыть теплой водой, вытереть насухо, больного одеть и хорошо укрыть.

Алгоритм постановки грелки

  1. Налить в грелку горячую воду (600 - 700 С)

  2. Вытеснить воздух из грелки

  3. Закрутить пробку

  4. Проверить герметичность грелки, перевернув ее пробкой вниз

  5. Обернуть грелку пеленкой.

  6. Положить грелку к нужной поверхности тела.

  7. Убрать грелку через 20 минут

  8. Осмотреть кожу, с которой соприкасалась грелка

  9. Продезинфицировать грелку

Алгоритм подачи кислорода с помощью катетера

  1. Приготовьте стерильный резиновый катетер, лейкопластырь, перчатки, теплую дистиллированную воду.

  2. Наденьте перчатки, объясните пациенту ход процедуры.

  3. Определите расстояние на которое следует ввести катетер (расстояние от носогубной складки до дна нижней челюсти).

  4. Введите катетер в нижний носовой ход и далее в глотку на глубину 15 см – кончик катетера должен быть виден при осмотре зева.

  5. Наружную часть катетера закрепите лейкопластырем к щеке или носу пациента (чтобы он не попал в пищевод), и соедините с дозиметром и аппаратом Боброва (короткая резиновая трубка)

  6. Откройте вентиль дозиметра и подавайте кислород со скоростью 2-3 л/мин, контролируя скорость по шкале дозиметра.

  7. По окончании процедуры извлеките катетер (оксигенотерапия может проводиться непрерывно или сеансами по 30-60 мин. несколько раз в день).

  8. Поместите катетер в дез. раствор.

Алгоритм внутримышечной инъекции

  1. Вымойте руки, обработайте спиртом, наденьте перчатки

  2. Наберите в шприц лекарственное средство

  3. Обработайте кожу в месте инъекции двумя ватными шариками, вначале большую площадь, а затем непосредственно место инъекции.

  4. Возьмите шприц в правую руку: 5-й палец на канюле иглы, остальные охватывают цилиндр шприца.

  5. Растяните кожу в области инъекции левой рукой.

  6. Держа шприц перпендикулярно коже, введите иглу в мышцу на глубину 50 мм.

  7. Перенесите левую руку на поршень и введите лекарственное средство.

  8. Извлеките иглу, прижав место инъекции стерильной ватой, смоченной спиртом.

  9. Погрузите шприц в дез. раствор.

  10. Снимите перчатки, вымойте руки.

Алгоритм внутривенной инъекции

  1. Наденьте перчатки, объясните пациенту цель процедуры.

  2. Положите под локтевой сустав резиновую подушечку.

  3. На среднюю треть плеча положите салфетку и наложите жгут, так чтобы петля была вниз, а свободные концы были направлены вверх.

  4. Попросите пациента поработать кулаком.

  5. Выберите наиболее наполненную вену.

  6. Место инъекции обработайте двумя ватными шариками, смоченными в спирте, сначала большую поверхность, затем место инъекции.

  7. Попросите пациента сжать кулак.

  8. Левой рукой натяните кожу над веной (зафиксируйте ее).

  9. Возьмите шприц так, чтобы игла была срезом вверх, указательный палец на канюле иглы, и проколите кожу параллельно вене.

  10. Введите иглу в вену, пока не ощутите «попадание в пустоту».

  11. Потяните поршень на себя, если в шприце появилась кровь, развяжите жгут и попросите пациента разжать кулак.

  12. Потяните поршень на себя (для проверки, не вышли ли вы из вены).

  13. Медленно вводите лекарственное средство и следите за состоянием пациента.

  14. Оставьте в шприце немного лекарственного средства (для профилактики воздушной эмболии).

  15. Приложите ватный шарик, смоченный спиртом, и извлеките иглу.

  16. Попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе на 5 мин.

  17. Погрузите шприц в дез. раствор.

  18. Снимите перчатки, поместите в дез. раствор.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «Кардиомиопатии»...
Цель занятия: освоение навыков постановки диагноза и тактики ведения пациентов с кардиомиопатиями (целенаправленный сбор анамнеза,...
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «Дерматомиозит»...
Цель занятия: освоение навыков постановки диагноза и тактики ведения пациентов с дерматомиозитом (целенаправленный сбор анамнеза,...
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: «лекарственная...
Цель занятия: освоение навыков постановки диагноза и тактики ведения пациентов с лекарственной болезнью (целенаправленный сбор анамнеза,...
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconМетодическая разработка практического занятия по дисциплине «Физическая культура»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине
Ознакомить курсантов с назначением, характеристикой, оборудованием боевого отделения и вспомогательных приборов
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «Сестринское...
«Сестринский процесс при сахарном диабете» подготовлена с учетом требований государственного образовательного стандарта по дисциплине...
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconРеферат (при пропуске темы)
Сестринский процесс при заболеваниях щитовидной железы. Диффузный токсический зоб. Тиреотоксический криз
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconСестринский процесс при патологиях почек: пиелонефриты, гломерулонефриты,...
«Сестринский процесс при патологиях почек: пиелонефриты, гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, хпн»
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» icon«Антогонисты кальция в лечении артериальной гипертензии»
Исполнитель: врач-терапевт мбуз «Саракташская центральная районная больница» Лавренина Елена Витальевна
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconМетодическая разработка теоретического занятия бинарной лекции по...
ПМ. 04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» icon«Возможности контроля ренин-ангиотензинового механизма развития артериальной гипертензии»
Гоу впо «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconКлинико-инструментальная характеристика и факторы риска формирования...
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconУрока Тема урока, практического занятия
Постановка задачи. Разработка модели Практическая работа №1 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»
Методическая разработка практического занятия по теме: «сестринский процесс при артериальной гипертензии» iconКурс 2 семестр 4 Методическая разработка практического занятия для...
И. В. Ремизов Основы патологии. Учебное пособие для студентов оу спо ростов на Дону. Феникс, 2009 – 217с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск