Приложение 1





Скачать 69.29 Kb.
НазваниеПриложение 1
Дата публикации23.06.2013
Размер69.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Приложение 1




Конференция считает, что создание в 1962 г. Отдела астрономии и космонавтики в МГДД(Ю)Т – первого в системе народного образования СССР – стало важным событием в становлении внешкольного дополнительного космического образования. Используя богатый опыт кружков Московского Планетария и Крымского общества юных любителей астрономии, отдел с первых лет строит работу в тесном сотрудничестве с учёными и специалистами.

В то время принципиально новым был комплексный подход в работе с юными космонавтами. Во Дворце были представлены все основные направления космической деятельности, и это давало школьникам возможность сознательно выбирать будущую профессию. Уже в начальный период была создана уникальная для учреждений народного образования учебная база, которая включает планетарий, астрономические обсерватории во Дворце и на Загородной базе, профильные учебные лаборатории. Многие годы действовали авиационные тренажёры.

За 50 лет во Дворце сложилась эффективная трехуровневая система дополнительного астрономического и аэрокосмического образования. Для дошкольников и младших школьников реализуется познавательно-игровая программа «Космическое путешествие», учащиеся среднего возраста занимаются по программам широкого профиля – «Юношеская школа астрономов», «Астрономия и информатика», «Юные астрономы» и др. Старшеклассники по выбору могут углублённо заниматься по таким направлениям, как астрофизика, геофизика, космическая физика, космонавтика и ракетно-космическая техника, математика и информатика, космическая биология и физиология, ракето-моделирование. Важное место в системе занимают научно-техническое творчество и проектно-исследовательская деятельность, выезды в экспедиции, профильные лагеря, экскурсии и стажировки в обсерваториях и в ведущих центрах космической деятельности. Всё это позволяет успешно решать задачи профориентации, предпрофессиональной подготовки, формирования научного космического мировоззрения и социализации молодых людей. За 50 лет отделом выпущено несколько тысяч учащихся, многие из них стали ведущими учёными и специалистами. В реализации программ космического образования участвуют также Центр Экологического Образования и Отдел технического творчества МГДД(Ю)Т.

Отдел астрономии и космонавтики стал инициатором и одним из организаторов первых совместных слётов юных астрономов и космонавтов, международного конкурса «Малый Интеркосмос», а также таких московских открытых научно-образовательных программ, как:

• «Космический патруль» (с 1993г.). Участники программы занимаются техническим творчеством, ведут проектно-исследовательскую работу, проводят астрономические наблюдения. Итоги оценивают специалисты на ежегодной конференции.

• «Здравствуй Галактика!» (с 2000 г.) Программа дала школьникам возможность использовать в исследовательской деятельности мощные радиотелескопы.

• «Эксперимент в Космосе» (с 2004 г.) Программа сделала возможной постановку на борту МКС и биоспутников исследовательских и образовательных экспериментов, предложенных школьниками.

Расширяя шаг за шагом возможности космического образования, отдел стал одним из признанных Центров организационной и методической работы со школьниками и педагогами в стране. Сотрудниками Отдела опубликованы многие методические пособия, книги, статьи. С привлечением ученых и специалистов по заказам Министерства просвещения СССР разработаны сборники программ кружковых занятий для школ и внешкольных учреждений.
В 1990 году вышло Распоряжение Правительства СССР о начале строительства объектов второй очереди Дворца пионеров и школьников, включая научно-образовательный комплекс Космоцентр. Концепция и предпроектная документация второй очереди были разработаны коллективом учёных и специалистов МГТУ им. Н.Э.Баумана во главе с академиком РАН И.Б.Федоровым и научным руководителем Ю.К.Щербаковым. В этой работе участвовали сотрудники МГДД(Ю)Т, ГАИШ МГУ, ИКИ РАН, ЦПК им. Ю.А.Гагарина и др. К сожалению, в 1991 году реализация проекта остановлена. Этот проект актуален и сегодня. Необходимо вновь рассмотреть вопрос о строительстве Космоцентра.
Конференция одобряет эффективную и многоплановую образовательную деятельность Молодёжного космического центра (МКЦ) МГТУ им. Баумана. Созданный в 1988 году, МКЦ работал в тесном взаимодействии с отделом астрономии и космонавтики Дворца пионеров. Это сотрудничество закреплено соответствующими договорами между МГТУ им. Н.Э.Баумана и МГДД(Ю)Т, и сегодня продолжается, прежде всего, в рамках программы «Эксперимент в Космосе». При поддержке ректората МГТУ им. Н.Э.Баумана и Роскосмоса, в сотрудничестве с ЦНИИМАШ и предприятиями отрасли создана развитая система дополнительного образования и профессиональной ориентации школьников. Система включает в себя:

- тематические экскурсии на предприятия ракетно-космической отрасли,

- встречи с космонавтами-выпускниками МГТУ им. Н.Э.Баумана,

- научно-образовательное соревнование "Шаг в будущее, Космонавтика" Олимпиады школьников "Шаг в будущее". Привлечение мотивированных старшеклассников к участию в олимпиаде «Шаг в будущее» даёт возможность в конкурсном порядке получать определённые преимущества при поступлении в МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Свои программы дополнительного аэрокосмического образования и профориентации много лет успешно реализуют МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ им. Серго Орджоникидзе, МАТИ им. К.Э.Циолковского, МФТИ.
Конференция особо отмечает успешную деятельность возникшего 40 лет назад в городе Железнодорожный Московской области Межшкольного астрономического центра «ВЕГА». Его организатор и бессменный руководитель – инженер М.П.Татарников – воспитанник и бывший сотрудник отдела астрономии Дворца, с помощью старшеклассников оборудовал лабораторию астроприборостроения, наладил проведение лабораторно-практических работ и астрономических научно-любительских наблюдений. «Веговцы» организуют межрегиональные реферативные конференции «Веговские чтения», проводят конкурс творческих работ «Эра фантастики». На итоговое мероприятие в Концертном зале МГДД(Ю)Т обычно представляется более1000 работ.
Все центры дополнительного астрономического и космического образования тесно связаны со школами. В ЦО №1682, лицее №1537, лицее №1525, ЦО №1581, гимназии №1526, лицее №13 г. Химки, СОШ №3 г. Королёв и др. создана постоянно активно действующая педагогическая система, позволяющая подвести наиболее любознательных школьников к самостоятельному творчеству в сфере исследования, освоения и использования Космоса, включая постановку экспериментов на борту Международной космической станции, транспортного корабля или спутника.
Ярким примером использования космической темы в базовом и дополнительном образовании учащихся является опыт работы школы №1 г. Гагарина Смоленской обл. Конференция рекомендует опубликовать опыт этой школы в сборнике Трудов Конференции.
Конференция отмечает, что в 90-е годы сложилась крайне неблагоприятная ситуация для космического образования. На фоне значительного сокращения государственных космических программ и недостаточного финансирования образовательной деятельности резко снизились интерес к космонавтике и уровень знаний об устройстве Вселенной и освоении Космоса. Значительно сократилась сеть учреждений дополнительного образования научно-технического профиля. В этот период поддержкой для педагогов и учащихся, продолжавших заниматься астрономией и космонавтикой, оставались такие общественные организации, как Российская Федерация Космонавтики, Российская Академия Космонавтики, ВАКО «Союз». Особое значение имели проводимый ВАКО «Союз» конкурс «Космос», а также профильные смены в лагерях «Орлёнок» и «Артек».

Лишь в самые последние годы начались позитивные изменения. Вновь открыт Московский планетарий, где возобновлена работа астрономических кружков. В Мемориальном музее космонавтики в сотрудничестве с другими организациями разработаны и реализуется инженерно-космические образовательные программы для школьников и обучающихся в колледжах. В Калуге открылось учреждение дополнительного образования – Детско-юношеский центр космического образования «Галактика». Космическая тематика хорошо представлена в работе Малой Академии наук МГУ им. М.В.Ломоносова. В Ярославле на базе реконструированного Планетария и обсерватории в 2011 году создан Культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой. В 2012 году в Новосибирске введен в строй современный астрокосмический комплекс с обсерваторией и планетарием.

Конференция поддерживает, начавшееся строительство астропарка на территории астрономической обсерватории им. В.П.Энгельгардта в Казани. Комплекс будет включать около 40 объектов научного, образовательного и культурно-развлекательного характера. Самым крупным объектом будущего комплекса станет планетарий, который откроется летом 2013года.

Конференция особо отмечает значимость для всей системы космического образования создания в ЦПК им. Ю.А.Гагарина молодежного учебно-тренировочного комплекса «Космоцентр», который торжественно открыт 10 апреля 2012 года. Это событие не случайное. Руководители ЦПК всегда уделяли внимание работе с молодёжью, а в последний период здесь успешно реализуются общероссийские образовательные программы для школьников. Участники конференции выражают надежду, что это событие станет примером для других организаций и ведомств, заинтересованных в подготовке кадров для космической науки и промышленности.

Неисчерпаемым источником астрономической и космической информации давно является сеть Интернет. Необходимо вести обмен опытом эффективного использования возможностей всемирной паутины, в особенности для самообразования и дистанционного образования.
Конференция выражает озабоченность тем, что сегодня перед наукой и авиакосмической отраслью страны стоит новый вызов. В ближайшие годы нашей авиационно-космической промышленности будут требоваться специалисты самой высокой квалификации. Большая ответственность в этом ложится на систему авиакосмического образования, в том числе на систему школьного образования и на его важнейшую часть – систему дополнительного астрономического и аэрокосмического образования. Эту проблему можно решить, объединив усилия всех заинтересованных ведомств и организаций

В связи с этим Конференция считает актуальным создать единую открытую региональную интегрированную систему астрономического и аэрокосмического образования школьников на основе системы школьного и внешкольного образования, профильных ведущих ВУЗов, институтов РАН, промышленных предприятий, общественных научных организаций, ВАКО «СОЮЗ», культурных центров и других организаций. Это объединение позволит активно диверсифицировать огромный опыт Дворца и потенциал научного и аэрокосмического кластера Московского региона в систему школьного образования и работы с молодёжью. Необходимо вновь использовать позитивный опыт внешкольного аэрокосмического образования США и других стран.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение 1 iconРеферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14...
Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис
Приложение 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,...
Приложение 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4
Приложение 1 iconУрока: образовательный аспект
Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), карточки-открытки (Приложение 4); листы цветной бумаги
Приложение 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, экран, карта Кижингинского района, обучающее демонстрационная...
Приложение 1 iconЭкологический практико-ориентированный проект
Приложение 11. Галка с. 21 Приложение 12. Голубь с. 22
Приложение 1 iconРаспределенная служба кодирования
Листинги: сервер-приложение, клиент-приложение, конфиги к ним, кодирующий скрипт
Приложение 1 iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного...
Приложение 1 iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История...
Приложение 1 iconПриложение примечания приложение предисловие издателя (102)
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Приложение 1 iconПриложения. Приложение А. Экзаменационные билеты Приложение Б
Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Тюменской области «Профессиональное...
Приложение 1 iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения раздела «Патохимия, диагностика» является освоение студентами сущности нарушений обменных процессов при тех или иных...
Приложение 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Раздаточный материал: образовательные маршруты (приложение 1), карточки с заданиями повышенной сложности (приложение 2)
Приложение 1 iconСредняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости
Приложение Схема прибора определения гибкости 13 Приложение Фотографии 14-15
Приложение 1 iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Заболевания внутренних органов можно выявить, изучив изменения в составе биологических сред организма (крови, мочи, спинномозговой...
Приложение 1 iconУрока Организационный момент
Оборудование: презентация «Берлин» (приложение №1); фильм «Берлин» (приложение №2)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск