В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии)





НазваниеВ здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии)
страница1/6
Дата публикации24.06.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6
Негативные отзывы о валеологии
Источник: tyappu.narod.ru
В здоровом теле здоровый дух?

(мировоззренческий аспект валеологии)
С.А. Гамаюнов
Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? "В связи с этим, - заявляют авторы "Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования" (см. газету "1 сентября" за 19 авг. 1997 г.), - одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".
Так о чем же этот предмет - о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, - говорят валеологи, - наша наука не медицинская, а педагогическая". Образование же предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться.
Каким же идеалам учит валеология? Прежде всего - жить ради тела. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается.
С точки зрения валеологии, вся жизнь человека зависит оттого, здорово ли твое тело. Будущих педагогов учат сначала тому, как провести диагностику своего состояния здоровья: по выносливости, давлению, пульсу, различным характеристикам мочи, мозолям на стопах, ногтям, лысине и т. д. Такое комплексное обследование даст предсказуемый результат: вы больны, вам надо немедленно укреплять здоровье.
И вот тут-то в программе валеологии заложены моменты, которые людям, далеким от педагогики, совершенно не видны. Ведь прежде, чем заниматься профилактикой болезней, надо заранее договориться, что мы будем понимать под телом и причинами его заболеваний. Если, по слову апостольскому, "тело - во Христе", если тело наше сотворено с тем, чтобы быть храмом Бога Живаго, хранить мир Божий, тогда и болезнь тела есть следствие греховного образа жизни. Но совсем иные представления о теле в валеологии.
Обратимся к программе валеологии для учеников первого класса. Вскоре после темы "Откуда берутся дети" ребята знакомятся с телом. Знакомство начинается с чрева. Тело - это фабрика, чрево в ней - кухня, желудок - скороварка с привратником у входа (язык, губы и зубы), передвижением пищи занимается начальник станции - глотка. За всеми знаниями, которые получает школьник, нетрудно увидеть основной образ: тело - это механизм. Отсюда и болезнь - это поломка механизма, лечение - ремонт. Дерзнем продолжить аналогии: начало тайны жизни - механический акт, старение - изнашивание механизма, смерть - в механизме сели аккумуляторы. Чувствуете, какая нравственность будет произрастать из таких образов?
Но знакомство с чревом как средоточением жизни человека имеет еще и смысл антропологический. Православной аскетике известно, что именно угождение любезному для всех лукавому владыке - чреву является основой многих страстей, генетически с ним связанных: нечувствием (окаменением сердца, жестокосердием), прекословием, высокомерием, дерзостью, леностью, гневом, сребролюбием и др. Здесь-то и становится понятным, какой образ жизни приуготовляется ребятам валеологами за внешней заботой о здоровье.
Программы и для учителей, и для школьников предусматривают подробное знакомство и с тем, как избежать рождения нежеланных детей, и как правильно планировать рост семьи (не случайно работники отделений Российской ассоциации планирования семьи - РАПС - частые консультанты в валеологических центрах).
Обратимся к воспитательной сторонне валеологии. Телесный механизм требует питания, которым является энергия. Человек получает энергию разными путями, например, через здоровую пищу. Валеология же открыта для любых методик и традиций, связанных с накачкой человека "энергией". В зависимости от широты подходов педагога он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с "нетрадиционными методами". Здесь и система Порфирия Иванова, и у-шу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от "пробок". Для предотвращения стрессов можно порекомендовать … йоготерапию. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека. Все это в полном соответствии с установкой "Основных положений концепции…", согласно которым предусматривается "выделение особого, находящегося под специальной государственной защитой статуса Детства - как периода, НЕ ЗАВИСЯЩЕГО ОТ социальных, политических, НАЦИОНАЛЬНЫХ, КОНФЕССИОНАЛЬ­НЫХ и других отличий".
Простор для творчества в валеологии достаточно широк. В одном классе, например, педагог начал с того, что стал обучать детей тому, как правильно улыбаться. Оказывается, и здесь есть стандарт: при улыбке должно быть видно по 8 зубов в каждом ряду. Чей же это стандарт? Как тут не вспомнить трафаретные приклеенные американские улыбки, которые, по мысли американских психологов, располагают партнера к контакту с тобой. Да и сама "наука" валеология родилась на Западе: в ее основу положена американская программа здорового образа жизни "Познай себя". Так не будет ли более честным определять валеологию не как науку о здоровом образе жизни, а как пропаганду американского образа жизни с его крайне примитивным представлением о человеке и смысле его бытия?
Конечно, после всего сказанного остается много вопросов: почему такой предмет необходимо изучать в школе; почему "здоровый образ жизни" требует снижения учебной нагрузки за счет классических, особенно гуманитарных, дисциплин; почему ребята, ведущие такой "здоровый образ жизни", заведомо должны резко сдать в интеллектуальном уровне развития?
Не к нам ли обращены слова Спасителя: "горе миру от соблазнов, но надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит"? Последуем же совету апостола: "Не будьте сообщниками их" и "не участвуйте в бесплодных делах тьмы".
Валеология - наука или сектантское учение?
Рыбаков С.Ю.
Большинство книг по новомодной нынче валеологии "науке о здоровье" почти не оставляет сомнений при ответе на вопрос, поставленный в заголовке этой статьи. Ссылки на агни и хатха-йогу, космические ритмы, тантру, огромное количество пошлости и смакования непристойностей, однозначно не позволяет отнести валеологию к науке, а авторов к ученым, хотя некоторые и имеют ученые степени и высокие научные звания.
Однако чтобы избежать обвинений в предвзятости, в том, что для анализа якобы взята низкопробная литература, имеющая экстремистский оттенок, написанная в состоянии некой неофитской окрыленности, эйфории, мы рассмотрим самые "спокойные", "уравновешенные" книги и статьи, являющиеся выражением официальной позиции. В первую очередь, это "Программы общепрофессиональных дисциплин по специальности 040700 "Валеология". Книга эта издана МПГУ, общеуниверситетской кафедрой педагогической валеологии для высших педагогических учебных заведений в 1999 г. Все авторы "программ" – кандидаты и доктора наук. Первая программа – "Общая валеология" - в книге представлена зав. кафедрой педагогической валеологии МПГУ кандидат пед. наук, проф. Тороховой Е.И. Ей же принадлежит и вторая программа – "Педагогическая валеология". В пояснительной записке к программе по общей валеологии сформулированы три основные задачи, первая из которых "Изучение и анализ возникновения новой науки валеологии как особого явления общественной жизни". Здесь возникает первое недоумение. Одна из трех основных задач – это исследование условий, при которых смогло зародиться в общественной жизни новое "научное" направление. Но в пояснительной записке об истории возникновения валеологии всего несколько слов: "Валеология – это новое понятие, которое впервые было введено в научный аппарат И.И. Брехманом в 1980 г. Возникло данное понятие в связи с одной из самых глобальных проблем современности – проблемой сохранения, укрепления и формирования здоровья человека, что имеет жизненно важное значение для всего человечества".
Как видно из цитаты, у Брехмана И.И. в 1980 г. возникло не научное направление, а только понятие "валеология". Но от понятия до науки огромная дистанция. И, кроме того, где же здесь история, где выдающиеся имена, внесшие свой вклад в становление науки, где, наконец, изучение и анализ возникновения, обещанный в "основных задачах"? Откроем список литературы. Здесь нет ни одной книги по истории данного вопроса. Более того, как в списке основной, так и в списке дополнительной литературы приводятся издания, вышедшие после 1980 г. Даже великий Ньютон говорил о себе, что он карлик, вставший на плечи гигантов. У валеологов, как видно, ситуация иная. "Карлики", в числе которых видим и академика Амосова Н.М., взгромоздились на плечи "гиганта" Брехмана. О самом Брехмане И.И. читаем довольно противоречивые сведения. Так, председатель учебно-методического совета по валеологии доктор биологических наук проф. З.В. Любимова пишет: "Был на дальнем востоке человек по фамилии Брехман, выпустивший книжечку, в которой и появился впервые термин "валеология"… Ничего особо нового там не было, все это было известно испокон веков". /1,стр.34/ . А вот доктор педагогических наук, профессор кафедры экологического образования Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства Л.Г. Татарникова, поставив Брехмана в один ряд с Гиппократом и Пушкиным, дает о нем следующую справку: "Брехман – наш Ленинградский ученый, проживший очень интересную светлую жизнь и ушедший в мир иной в девяносто один год". Причем, "собственно рождением валеологии как научного направления мы обязаны нашему университету", а не г. Брехману, который "в Севастополе, Санкт-Петербурге в медицинском университете … очень много делал для того, чтобы юноши, имеющие физические дефекты, но высокий интеллектуальный потенциал, не ощущали себя обездоленными" /1,стр.39/. Собственно, кроме ссылок на Брехмана И.И. в другой литературе нам также не приходилось видеть изложения условий "возникновения новой науки валеологии". Все это дает достаточно оснований, утверждать, что истории возникновения и становления у валеологии нет.
Далее в пояснительной записке читаем: "В основе валеологии лежат нормальная физиология, биохимия, генетика, психология, педагогика. Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни". И еще: " В отличие от других наук о человеке валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть определена качественно и количественно. А также прогнозируема на различных уровнях – физиологическом, психическом и социальном".
То, что за основу новой науки взяты столь уважаемые дисциплины, - весьма воодушевляет. Правда, не совсем понятно, как можно объединить биохимию с педагогикой, если речь не идет о преподавании биохимии.
В "Содержание" программ общепрофессиональных дисциплин входят около двадцати дисциплин, которые объединены тем, что прямо или косвенно изучают здоровье человека. Однако объединение различных наук в некое целое требует чего-то гораздо большего, чем элементарное упорядочение их. И если у всех перечисленных разделов научного знания о человеке и его функциях можно выявить присутствие одного общего для них объекта исследования – здоровье, то предметы и методы у них совершенно различны. Известно, что не всякое понятие обладает объединительными свойствами. Если возьмем пример из физики, то увидим, что даже такие общие категории как пространство или время не являются объединяющим центром для всех физических дисциплин. В этом смысле валеология представляет собой механическое соединение различных наук о человеке и обществе, развитых вне, а не внутри ее и не объединенных единой методологией. Ситуация с отсутствием собственного содержания очень хорошо показана в книге Н.К.Смирнова "Валеология"/2/: "Интегрировав элементы понятийного аппарата, некоторые теоретические конструкты и наработанную фактологию профилактической медицины, физиологии, педагогики, психологии, экологии и других наук, валеология оказалась перед проблемой, от решения которой зависит ее дальнейшее развитие или постепенная консервация, оказаться "мусорной корзиной" фактов и теорий, касающихся категории здоровья, или найти свой подход к предмету изучения…". Выход из этой ситуации автором предложен весьма оригинальный: "Валеология – это здоровье через образование. При таком понимании все становится на свои места". Иначе говоря, не нужно выяснять, что является предметом преподавания, нужно просто его (этот предмет) преподавать.
В подтверждение того, что такова позиция не только у Смирнова Н.К. обратим внимание, что в словаре "Валеология" Е.И. Тороховой "предмет валеологии" отсутствует, но есть "предмет педагогической валеологии". Тезис о том, что "здоровье" - это самостоятельная категория, требует особого рассмотрения.
Если имеется в виду самостоятельность, как отдельность, т.е. не слитность с другими научными и философскими категориями, то здесь совершенно нет научной новизны. Именно так воспринимается здоровье даже на бытовом уровне. Здесь, по-видимому, речь идет о самостоятельности категории в смысле ее независимости от других. На эти размышления наводит тот факт, что другие важнейшие философские категории, такие, как болезнь, жизнь, смерть, цель, причинность, духовность, нравственность и прочие, традиционно связанные со здоровьем, вообще не употребляются в рядоположении валеологов. В таком понимании самостоятельность категории "здоровья" теряет всякую научную ценность. Т.к. интерес имеет именно взаимосвязь категорий и понятий. Такая взаимосвязь отображается в истории любой науки, где в лицах и обстоятельствах можно проследить ход человеческой мысли в установлении сочетания, взаимопроникновения, синтеза различных категорий. По-видимому, такое же понимание заложено Е.И. Тороховой, в пояснительной записке к программе "Общая валеология" когда она говорит: "Дисциплина "Общая валеология" рассматривает проблемы методологии, историю возникновения и развития новой отрасли научных знаний, ее структуру и компоненты, место валеологии в системе наук о человеке и возникшие ее отрасли".
Возникает вопрос: а зачем собственно валеологам нужно объединять такие разные, пока еще совсем не склонные к этому, научные дисциплины? На данном уровне развития науки большое удовлетворение вызывает ситуация, когда удается в некотором едином контексте рассмотреть две – три области знания. Здесь же явно чувствуется претензия на глобальность, на философски-мировозренческий уровень. Наше предположение о том, что валеология стремится стать именно мировоззренческой дисциплиной, находит свое подтверждение в статье профессора Л.Г. Татарниковой: "Согласно моей концепции, предметом валеологии является мировоззрение человека"/1/.
Но в таком случае мировоззрение, не основанное на традиционных для науки подходах, т.е. с неопределенным предметом, с отсутствием фиксированной методологии, без сколь-нибудь глубокого философского фундамента, наконец, даже с не выявленной историей своего возникновения – не является научным. Об этом свидетельствует и директор Института возрастной физиологии РАО, заместитель председателя учебно-методического совета по валеологии при Министерстве образования Р.Ф., доктор биологических наук М.М. Безруких "… валеология пока еще не наука" /1, стр. 44/.
Всего же мы имеем два рода мировоззренческих парадигм: научную и религиозную. То, что валеология не удовлетворяет критериям, позволяющим отнести ее к науке, заставляет нас рассмотреть другой возможный вариант – это религиозное учение. За отсутствием каких-либо указаний на этот счет в "Программах по валеологии" обратимся к уже цитированной статье проф. Татарниковой, где она обещает буквально следующее: "…даже если нам будут мешать, мы все равно пойдем тем путем, который определяет духовную сущность нашего народа…". В связи с этим возникает вопрос: в каких пунктах может быть, ожидаемое валеологами, противодействие? Представляется, что со стороны ученых и педагогов, а также и огромного большинства родителей, сильное возражение может встретить, например, позиция Татарниковой Л.Г., по вопросу о содержании школьного обучения: "те знания, которые дети получают в школе, отнюдь не нужны им для поступления в вуз и обретения профессии. То, чему учат наших детей в школе, уже давно никому не нужно…" Ей же вторит доцент С-Петербургского университета педагогического мастерства, кандидат пед. наук Г.К. Зайцев: "Знание физики, математики совершенно неактуально до определенного момента… Валеологическое обеспечение системы школьного образования – главное стратегическое направление" /1, стр. 38/. Заметим, что это говорят не малообразованные представители какой-нибудь "рабочей" профессии, а профессор и доцент университета педагогического мастерства. Создается впечатление, что научные знания вообще мало интересуют наставников по валеологии. В этой связи возникает вопрос: тогда чему же собираются учить детей валеологи? Неужели они опасаются, что им запретят преподавать генетику или физиологию? Впрочем, действительно, с нашей точки зрения, преподавать такие дисциплины должны профессионалы и только там, где это уместно, т.е. в соответствующей по возрасту и подготовленности аудитории. Представим, все же, что предложения Татарниковой и Зайцева по модернизации учебного процесса вдруг стали реализовываться Министерством образования. В школах прекратилось преподавание "ненужных" физики и математики, а также и всех других дисциплин, основой которых они являются, т.е. химии, биологии, физиологии. Спрашивается, что же тогда останется от тех двадцати дисциплин, лежащих в основе валеологии? Практически ничего! Получается, что валеологи сами стремятся разрушить ту основу, на которой стоит их "наука".
Отметим также, что удаление практически всего естественнонаучного цикла из школьных программ подрывает как все высшее научно-техническое образование, так и вообще всю систему образования в целом. Ну, как тут не вспомнить Гитлера, который мечтал оставить для "низшей расы" славян четырехклассное образование. Но дело не только в подрыве системы образования в России.
Следует обратить внимание на слова профессора Татарниковой о том, что путь, по которому она с коллегами собирается вести наших детей, не определяется какими либо научными разработками – отношения к таким предметам у валеологов весьма пренебрежительное, – но характеризуется как духовная сущность. Но духовность – это предмет религии, и Татарникова озвучивает не научную, а религиозную программу, причем с явно агрессивным оттенком. Ни одна из традиционных религиозных систем такого названия как валеология не знает, а, следовательно, мы имеем дело с новым религиозным учением. Как известно, во всем мире сейчас имеется сотни и тысячи религиозных направлений, с разных позиций пытающихся строить свое мировоззрение. Право создавать свои учения имеет всякий, кто хочет и может этим заниматься. Но кто имеет право навязывать свои взгляды? Как назвать тех людей, которые для распространения своих взглядов акцент делают на суггестивных методах? А ведь именно так собирается действовать г-жа Татарникова, если судить по ее рекомендациям в книге "Валеология в педагогическом пространстве" /3/, где она в качестве способов обучения предлагает гипноз, музыкально-ритмические воздействия, а также с помощью методик йоги и китайской медицины. Такой подход не просто не соответствует отечественной и европейской педагогике, но несет в себе прямую угрозу психическому и физическому здоровью детей.
Расширить наши представления о новой "науке" помогут еще несколько книг и учебников. Например, в учебнике Чумакова Б.Н. "Валеология" почти треть материала посвящается вопросам секса. Он подчеркивает, что половое воспитание начинать лучше с детского сада. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. в учебнике "Валеология подростка 5,6,7 класс" /4/ в разделе, посвященном венерическим заболеваниям, для профилактики СПИДа детям 12-13 лет рекомендуют воздерживаться от половых контактов с незнакомыми и мало знакомыми людьми и применять презервативы. Еще один аспект действий валеологов раскрывает доктор медицинских наук, проф. Колбанов В.В., по утверждению которого валеологи «замаскировались».
Замаскировались для того, чтобы кроме уже указанной задачи разрушения системы образования, параллельно решать еще одну стратегическую задачу – это разрушить связь поколений. "Представьте себе ситуацию: ребенок начинает воспитывать своих родителей… Я считаю, что это здорово" /1/ – восхищается профессор. Что здорово? То, что дети перестанут слушаться своих родителей, перестанут уважать старших, которым поручено их воспитание? Как видно профессор Колбанов живет в системе ценностей не свойственных не только нашему народу, но и большинству культурных народов земного шара, где заповеди "чти отца твоего и мать твою", "не прелюбодействуй", "не сотвори себе кумира" – являются неотъемлемой частью жизни общества. Нарушения этих основных законов бытия приводит к гибели тех народов, где такие нарушения происходят. Как видим, именно это является истинным намерением валеологов, а вовсе не распространение каких-либо научных знаний и учебных методик. Спрашивается, какая же это религия, если слово "Бог" даже не употребляется и о связи с ним ничего не говорится в учении, пропагандируемом валеологами? Ответ на этот вопрос очень простой: богоборчество!
Для неискушенного читателя поясним, что в практике религиоведения известно множество случаев, когда слово "бог" заменяется другими словами, например "природа", "абсолют", "космический разум" и т. д. Некоторые секты используют для своих целей научную или псевдонаучную терминологию. Так большой популярностью пользуются: "энергия", "ноосфера". В этом отношении совершенно в русле соответствующей традиции находятся и валеологи, призывая к "ноосферной педагогике" /1, стр. 40/.
Подводя итог, можно утверждать следующее:
1. Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, т.е. является религиозным учением.
2. Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой), и молодежной аудитории.
3. Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
4. Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.
Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести ее к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства.
Какие силы стоят за этой сектой, кто возглавляет, направляет, финансирует ее работу – предстоит выяснить в будущем. Данных пока по этому вопросу мало. Есть не которые основания предположить, что валеологи финансируется из тех же структур, которые разработали программу "полового воспитания". Об этом говорит обязательное присутствие соответствующих разделов во всех их книгах и учебниках.
Однако не будем спешить с выводами. Спешить надо с принятием соответствующих мер, требующих исключить валеологию из программ вузов и не допустить нашествия валеологов на школы.
Москва, 1999.
Литература:
1. "Преподаватель" Вып.5(7). М.,1998.

2. Смирнов Н.К. "Валеология" М.,1995.

3. Татарникова Л.Г. "Валеология в педагогическом пространстве. Монография – эссе". С-Петербург, 1999.

4. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. "Валеология подростка. 5, 6, 7 класс". С-Петербург, 1998.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconЭлективный курс по биологии для 9-го класса «В здоровом теле здоровый дух»
Программа элективного курса, объемом 10 часов, по теме «В здоровом теле – здоровый дух» для учащихся 9 класса
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconУрок по английскому языку в 7-м классе на тему «В здоровом теле здоровый дух»
Открытый урок по английскому языку в 7-м классе на тему «В здоровом теле – здоровый дух» ( “ Healthy body, healthy mind)
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
МО: Планирование вр кл рук по программам «Лестница – Чудесница», «Я расту», «В здоровом теле – здоровый дух», «пдд»
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле – здоровый дух
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconКлассный час «В здоровом теле-здоровый дух», -конкурс рисунков «по следу дымящей сигареты»
Педагогический со-вет «Поиски и находки, которые мы использовали для повышения качества образования»16. 00
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconКонспект дня здоровья для воспитателей "В здоровом теле – здоровый дух"
«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconЗадумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?
Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconПрограмма «я выбираю здоровье» (для учащихся старших классов) «Здоровый...
По результатам работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада общеразвивающего...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconКонспект классного часа. Блок «Здоровье». Тема: «В здоровом теле здоровый дух»
Оборудование: компьютер или интерактивная доска, маски для инсценировки, на листочках слова для инсценировки, правила здорового образа...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconРеферат по физической культуре на тему: «В здоровом теле здоровый дух!»
Получалось, что упражнение универсальный стимулятор и восстановитель физической и умственной работоспособности. Опираясь на это,...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconВ здоровом теле – здоровый дух! Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ещё недавно отдельные денёчки возвращали нас к зимушке – зиме. И «настоящие спортсмены» успевают использовать момент. Недаром говорят,...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) icon"Студенчество 2011: здоровая культура!" и национальные соревнования...
В фестивале примут участие и российские студенты, которые смогут ближе познакомиться с культурами зарубежных стран и подружиться...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) iconВ здором теле-здоровый дух
Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание...
В здоровом теле здоровый дух? (мировоззренческий аспект валеологии) icon«На страже иммунитета», «В здоровом теле – здоровый дух!», «История...
Управления Роспотребнадзора и министерства образования от 14. 04. 2014 года №854/22-0/954 «О проведении Европейской недели иммунизации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск