Скачать 60.73 Kb.
|
МОУ «Лицей № 5» Конспект урока информатики в 11 «А» классе (математический профиль) по теме: «Построение графика функции, заданной в полярной системе координат» (спаренный урок) учитель Щигал Е.С. г. Оренбург 2010 г. Цели урока: образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Тип урока: комбинированный — урок объяснения нового материала и закрепления полученных знаний. Вид урока: комбинированный — лекция, компьютерный практикум. Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор; программное обеспечение — среда ООП Delphi. Ход урока
II. Повторение и актуализация знаний учащихся
Ответ: 2, 4, 1, 5, 6, 3.
Ответ: xэ = хм · k + dx, yэ = yм · k + dy, где xэ, yэ — экранные координаты, хм, yм — математические координаты, k — коэффициент пропорциональности, dx, dy — смещение. III. Объяснение нового материала. 1) Полярная система координат — система координат, ставящая в соответствие каждой точке на плоскости пару чисел . Основными понятиями этой системы являются точка отсчёта (полюс) и луч, начинающийся в этой точке (полярная ось). Координата ρ определяет расстояние от точки до полюса, координата — угол между полярной осью и отрезком, соединяющим полюс и рассматриваемую точку. Координата берётся со знаком «+», если угол от оси до отрезка вычисляется против часовой стрелки, и со знаком «-» в противоположном случае. Любая точка в этой системе имеет бесконечное число координат вида , которым соответствует одна и та же точка при любых целых n. Для полюса ρ = 0, угол произвольный.
В ∆ ОАВ: 3) Пример. Построить окружность, заданную в полярной системе координат: Решение: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var dx, dy,maxx,maxy,k,x,y:integer; xm,ym,h,r,f:real; begin // определяем размеры формы maxX:=clientWidth; maxY:=clientHeight; // определяем величину смещения центра координат dx:=maxx div 2; dy:=maxy div 2; with canvas do begin pen.Width:=2; //рисуем оси координат moveTo(0,dy); lineto(maxx,dy); moveTo(dx,0); lineto(dx,maxy); f:=0; // начальное значение угла r:=5; // радиус окружности h:=Pi/180; //определяем шаг приращения угла k:=30; // коэффициент масштаба //находим координаты первой точки //уравнения окружности в декартовой системе координат xm:=r*cos(f); ym:=r*sin(f); // переводим математическое координаты в «экранные» x:=round(xm*k)+dx; y:=round(ym*k)+dy; // перемещаем указатель в начало построения moveto(x,y); //строим и соединяем точки, пока тугол не достигнет 360о while f<=2*Pi do begin //настраиваем внешний вид линии pen.Color:=rgb(0,0,255); pen.Width:=3; // увеличиваем угол на величину шага f:=f+h; //вычисляем математические координаты xm:=r*cos(f); ym:=r*sin(f); //переводим математические координаты в «экранные» x:=round(xm*k)+dx; y:=round(ym*k)+dy; //соединяем точки lineto(x,y); end; end; end; IV. Закрепление 1) Постройте в среде Delphi окружность с радиусом 5, заданную в полярной системе координат. 2) Добавьте в программу цвет, тип и толщину линии, а также закраску окружности. 3) Постройте спираль из 3-х витков, максимальный радиус которой равен 5. Решение: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var dx, dy,maxx,maxy,k,x,y:integer; xm,ym,hf,hr,r,rmax,f,n:real; begin //задаем количество витков n:=3; // определяем размеры формы maxX:=clientWidth; maxY:=clientHeight; // определяем величину смещения центра координат dx:=maxx div 2; dy:=maxy div 2; with canvas do begin // рисуем оси координат pen.Width:=2; moveTo(0,dy); lineto(maxx,dy); moveTo(dx,0); lineto(dx,maxy); f:=0; // начальное значение угла rmax:=5; // максимальное значение радиуса hf:=Pi/180; // шаг приращения угла равен 1о hr:=rmax/(360*n); // шаг приращения радиуса k:=50; // коэффициент масштаба r:=0; // начальное значение радиуса // перемещаем указатель в центр формы moveto(dx,dy); // рисуем и соединяем точки пока угол не достигнет значения n витков while f<=2*Pi*n do begin pen.Color:=rgb(0,0,255); pen.Width:=3; f:=f+hf; // увеличиваем угол на величину шага r:=r+hr; // увеличиваем радиус на величину шага // вычисляем математические координаты xm:=r*cos(f); ym:=-r*sin(f); // график отображаем зеркально // вычисляем «экранные» координаты x:=round(xm*k)+dx; y:=round(ym*k)+dy; lineto(x,y); // соединяем точки end; end; end;
Построить график функции, заданной в полярной системе координат: а) Уравнение «розы» с радиусом Если k — нечетное число, то роза имеет k лепестков; если k —четное число, то роза имеет 2k лепестков. б) Лемниската Бернулли: , a>0, . в) Строфоида: , . V. Домашнее задание 1. Теория по конспекту классной работы. 2. Самостоятельно найти в дополнительных источниках информации несколько (2-3) функций, заданных в полярной системе координат. VI. Подведение итогов урока. 1. Анализ полученных на экранах учеников рисунков и выставление оценок. 2. Сегодня на уроке вы узнали, что Декартова системна координат является не единственной. Используя полярную систему координат можно описать контуры живых объектов природы — цветы. VII. Список литературы:
|
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | План-конспект урока информатики и икт в 10 классе по теме «Измерение информации» В 2011/2012 учебном году моу «сош №4 г. Ртищево Саратовской области» участвует в апробации уникального программного продукта, разработанного... | ||
Конспект урока информатики в 9 классе Конспект обычно оформляется на отдельных листах бумаги формата А4 (гарнитура шрифта – Times New Roman, кегль шрифта – 14 пт, межстрочный... | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока информатики в 11 «А» классе Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | Конспект урока информатики в 2 классе Дата: 13. 02. 2007 Класс: 2... Оборудование: компьютер, проектор, проигрыватель, карта острова сокровищ, наглядный материал | ||
Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | План-конспект урока информатики 13. 01. 10 Урок проводился на протяжении... Цель урока: отработка навыков решения тестовых заданий части а и задач повышенной сложности части в при подготовке к егэ (демо-2009... | ||
Конспект урока информатики в 8 классе по теме «Устройства компьютера»... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Новоалтайска» | Конспект урока в 5 классе Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином | ||
Конспект к уроку информатики и икт в 10 классе (базовый уровень)... Учебная: сформировать знания о назначение, принципах построения и функционирования локальных компьютерных сетей | Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б |