Скачать 126.66 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОТРАБОТКА ТЕХНИКИ ВЯЗАНИЯ УЗЛОВ» Составитель: Мигонькина Зиля Раисовна, педагог дополнительного образования Пояснительная записка Дополнительной образовательной программой «Школа безопасности» на первом году обучения в разделе «Туристско-бытовые навыки» учебно-тематическим планом предусматривается изучение техники безопасности при проведении туристских походов, занятий, соревнований для обучающихся 11-12 лет. Занятие «Отработка техники завязывания узлов» является составной частью календарно-тематического плана этого раздела. И подразумевает своей целью формирование навыков завязывания туристских узлов. Предлагаемое занятие, позволит педагогу решить ряд задач: - закрепить знания об изученных туристских узлах: «прямой», «проводник», «академический», «булинь», «штык», «встречный», об их назначении, способах их завязывания; - развивать ловкость, координацию пальцев рук; развивать память, внимание и умение логически мыслить при выполнении практических заданий. - воспитывать положительное отношение к коллективному взаимодействию в процессе выполнения заданий. В ходе занятия построенного на использовании как индивидуальной, так и групповой работы детей обучающимся предлагается выполнить четыре задания: «Завяжи узелок», «Помоги маме», « Спасатели спешат на помощь», «Завязывание узлов по названию на карточках». Всё это способствует тому, что обучающиеся не только получают знания, но и практически овладевают основополагающими умениями и навыками, связанными с завязыванием узлов, с оказанием само- и взаимопомощи. Особый акцент в занятии сделан на использование игровых и соревновательных приёмов, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Занятие может быть использовано в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах (как кружковая деятельность туристско-краеведческой направленности или факультативом ОБЖ). Тема занятия: отработка техники вязания узлов Вид занятия: Закрепляющее Форма проведения: Комбинированная. Продолжительность занятия: 45 минут. Возраст обучающихся: 11-12 лет Цель: Формирование навыков завязывания туристских узлов Задачи: Обучающая: - закрепить знания об изученных туристских узлах: «прямой», «проводник», «академический», «булинь», «штык», «встречный», об их назначении, способах их завязывания; Развивающая: - развивать ловкость, координацию пальцев рук; развивать память, внимание и умение логически мыслить при выполнении практических заданий. Воспитывающая:- воспитывать положительное отношение к коллективному взаимодействию в процессе выполнения заданий. Методы и приёмы: Слово педагога, вопросы, беседа, использование наглядности, игровые приёмы, соревновательные приёмы, практические упражнения, индивидуальная работа и работа в группах. Материал и оборудование: репшнуры – 12 шт., 2 верёвки по 3-4 м., секундомер, карточки с названиями узлов («прямой», «проводник», «академический», «булинь», «встречный», «штык»), карточки с заданиями; доска, мел (для фиксирования имён обучающихся и результатов выполнения заданий). План занятия
Ход занятия 1.Вводная часть -Здравствуйте, ребята! Я очень рада сегодня видеть вашу группу в полном составе. Вы стали более серьёзными, более организованными, более подготовленными к настоящим походам. Многое уже знаете, многому научились. Теперь нам предстоит принять участие в соревнованиях по «Технике завязывания узлов». Лучшие из вас будут отмечены грамотами и получат призы. О победителях расскажут по местному радио телевидению, напишут в статьях газет «РиО» и «Наш город», так все ваши знакомые, родные узнают о ваших успехах. Мы с вами учились на предыдущих занятиях завязывать некоторые туристские узлы. Какие? («прямой», «проводник», «академический», «встречный», «штык», «булинь»). Поэтому мы, сегодня с вами будем готовиться к этим соревнованиям. Но не просто отрабатывать завязывание каждого узла в отдельности, а выполняя определённые задания. И по-одному, и подгруппами, и командами. Будут такие своеобразные мини-соревнования, для того чтобы каждый из вас почувствовал, какие узлы ему даются легко, а какие не очень, и над ними нужно ещё поработать. А для чего вообще нужны туристские узлы? (ответы детей). 2. Основная часть Задание №1. «Завяжи узелок» Каждому предлагается взять в руки репшнур и по команде руководителя завязать соответствующий узел. Педагог произносит названия узлов, обучающиеся выполняют задания. Педагог проверяет правильность завязанных узлов, указывает на недочёты (перехлёсты, отсутствие контрольных узлов). Помогает тем, кто неправильно завязал узел. Каждый раз, называя узел, проговариваем, зачем он нужен, как используется. На доске в виде таблицы фиксируются все фамилии детей и названия изученных узлов. По мере выполнения задания педагог ставит «+» тому, кто завязал узел правильно, без ошибок. «-» тому, кто ошибся при завязывании узлов. (Приложение 1) Задание № 2 «Помоги маме» Группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает задание «Помочь маме….» (Приложение 2) Вариант 1 «Помогите маме натянуть бельевую верёвку» Задача: Натянуть горизонтально верёвку, закрепив её на опорах, используя узлы «булинь» и «штык». Вариант 2 «Помогите маме завязать шнурки на ботинках маленького ребёнка так, чтобы не развязывались». Задача: На двух ботинках (кедах) завязать шнурки «на бантик», но используя «прямой» узел. Вариант 3 «Помогите маме связать верёвку подлиннее». Задача: Связать куски разных по диаметру верёвок, используя узлы «прямой», «академический». Выполнив свои задания, подгруппы проверяют друг друга. Отмечаем, кто справился быстро и правильно. Задание №3 Завязывание узлов по заданию на карточках («прямой», «проводник», «академический», «булинь», «встречный», «штык») (Приложение 3) На 2-х горизонтально натянутых верёвках весят репшнуры с карточками-названиями узлов. Таким образом образуется две одинаковых ветки, на которых могут работать одновременно 2 человека. Назначаются 2 человека, которые будут засекать время выполнения задания. Это своеобразная «репетиция соревнований по Технике вязания узлов». Задача участников: по команде «Старт» начать завязывать узлы, соответствующие карточке-названию, завязав последний узел, участник говорит «Стоп». Время каждого участника фиксируется в таблице на доске. Педагог проверяет правильность завязанных узлов, отмечает штрафы, если они есть. Задание №4 « Спасатели спешат на помощь» Группа делится на две части – это команды спасателей. Они должны натянуть 2 переправы, связав различные (по диаметру и толщине) куски верёвок, используя «правильные» узлы. Это могут быть узлы «прямой», «академический», «встречный». А для того, чтобы закрепить концы верёвок, используем «булинь» и «штык». 3. Заключительная часть Подведение итогов занятия - Итак, мы с вами сегодня выполнили много разных заданий. Какими они были? (Интересным, сложным, лёгким, весёлым) Что больше всего понравилось?(Ответы детей) А не понравилось? ( Ответы детей). Как вы считаете, вы справились с заданиями? Я хочу сказать, что с вами можно пойти в любой поход, вы оказались ловкими и способными, и если группе нужно будет натянуть верёвки, закрепить тент или организовать переправу, то вы не растеряетесь! (Оцениваю каждого ребёнка по результатам в таблице на доске). Домашнее задание Итак, каждый из вас сегодня узнал, какие узлы ему даются легко, а над какими следует ещё потрудиться, кому-то вязать внимательнее, без перехлёстов, и не торопиться, а кому - наоборот, поторапливаться, так на соревнованиях учитывается не только правильность, но и время завязывания узлов. Потому, дома я прошу вас, продолжить тренировку в этих направлениях, учитывая все свои недочёты и ошибки. Заключение Тема данного занятия «Отработка техники вязания узлов» является одной из тем раздела «Туристско-бытовые навыки» по программе «Школа безопасности» первого года обучения. Это закрепление знаний о туристских узлах, способах их завязывания и формирование навыков завязывания туристских узлов. Цель и задачи занятия соответствуют теме. Занятие построено с учётом особенностей психического и физического развития обучающихся 11-12 лет, соответствует их возрасту и выдержано в рамках рекомендаций Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2 1178-02 в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса». Занятие проводится с группой 10 -12 человек, где у каждого обучающегося есть возможность проявить свои знания и умения, выполняя задания индивидуально и работая в группе. А само- и взаимоконтроль обучающихся позволяют в мягкой, корректной форме выявить и исправить ошибки в работе. Многократное завязывание узлов в различных игровых ситуациях позволяет успешно достичь цели занятия - сформировать навыки завязывания туристских узлов. Таким образом, в ходе занятия обучающиеся расширяют границы взаимодействия с окружающим миром, сохраняют высокий уровень мыслительной деятельности. А возможность сотрудничества со сверстниками повышает их коммуникабельность, воспитывает умение работать в команде, способствует оптимальной социальной адаптации. Список литературы
Приложения Приложение 1 Таблица к заданию «Завяжи узелок»
Условные обозначения «+» - узел завязан правильно, без перехлёстов «-» - узел завязан с перехлёстами или неправильно Приложение 2 Карточки к заданию «Помоги маме…» карточка №1 Помогите маме натянуть бельевую верёвку Ваша задача: натянуть горизонтально верёвку, закрепив её на опорах, используя узлы «булинь» и «штык». карточка №2 Помогите маме завязать шнурки на ботинках маленького ребёнка так, чтобы не развязывались Ваша задача: на двух ботинках (кедах) завязать шнурки «на бантик», но используя «прямой» узел. карточка №3 Помогите маме связать верёвку подлиннее Ваша задача: связать куски разных по диаметру верёвок, используя узлы «прямой», «академический». Приложение 3 Карточки к заданию «Завязывание узлов по названию на карточках» Приложение 4 Иллюстрации «Туристские узлы»
схема завязывания узла «штык» схема завязывания узла «встречный» |
Примерная программа профессионального модуля ПМ. 01 Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной... | Тематический план и содержание профессионального модуля «Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры проводной... | ||
Темы вашего учебного проекта В проекте на основе проведенных исследований и использования современных технологий учащимися 7 класса знакомятся с историей вязания,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В проекте на основе проведенных исследований и использования современных технологий учащимися 7 класса знакомятся с историей вязания,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В проекте на основе проведенных исследований и использования современных технологий учащимися 7 класса знакомятся с историей вязания,... | Конспект урока: «Умножение десятичных дробей» Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка... | ||
Практического занятия Цель занятия: изучить этиологию, патогенез, виды миом по локализации фиброматозных узлов, клинические проявления, методы диагностики,... | Конспект урока по математике для 6 класса по теме «Умножение дробей» Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка... | ||
План-конспект урока Тема учебного занятия : Введение. Инструктаж... Образовательные: знакомство учащихся с единицами измерения информации, отработка навыков перевода одних единиц измерения информации... | Конспект занятия «Разговор о правильном питании» ... | ||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ... | Конспект урока сложение и вычитание десятичных дробей фио (полностью)... Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционной техники для детей 4-5 лет | Конспект коррекционного занятия Тема: «Прогулка по летнему лесу» ... | ||
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Северные земли и их обитатели» ... | Конспект комплексного занятия «Осенняя прогулка по родному городу Пласту» ... |