Скачать 297.16 Kb.
|
Уроки здоровья в начальной школе. Поступление в школу – один из самых главных и наиболее трудных этапов в жизни ребёнка. Если ведущей деятельностью дошкольника была игра, то теперь – учебная деятельность. У ребёнка происходит перестройка внешней жизни: теперь его жизнь подчинена строгому распорядку, необходимости выполнять определённые правила, действовать по ним. Как же сделать так, чтобы жизнь младшего школьника стала не только интересной и насыщенной, но и не принесла вреда его здоровью? Эта задача целиком и полностью ложится на плечи учителя. Работа по укреплению и сохранению здоровья детей должна проводится не только с детьми, но и с родителями. В 1 классе необходимо познакомить родителей с тем как помочь ребёнку стать школьником, как построить день ребёнка, каков должен быть рацион питания, как относится к первым достижениям и первым школьным неудачам. Во 2 классе следует напомнить родителям о важности режима дня в жизни школьника, рассказать о том, как предупредить утомляемость детей, о способах повышения работоспособности детей, о том, как способствовать формированию ценностного отношения к здоровью. Этому способствуют родительские собрания, «круглые столы», встречи с врачом и психологом (по возможности), обмен опытом, праздники. В 3 классе возрастает учебная нагрузка на учащихся, происходит перестройка организма. Целесообразно вместе с родителями составить новый режим дня детей, рассказать какие изменения происходят в организме ребёнка, например, о том как физическое взросление влияет на формирование личностных качеств ребёнка. 4 класс – подготовка к переходу в среднее звено. Здесь важно уделить внимание не только физическому здоровью детей, но и психоэмоциональному. Естественно, что невозможно вырастить ребёнка здоровым, если он сам не прилагает к этому ни каких усилий, поэтому уже с первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье. Этому способствуют классные часы, беседы, встречи с специалистами, уроки здоровья, спортивные соревнования, конкурсы сочинений и т.п. Предлагаем план работы по формированию здорового образа жизни и разработки нескольких мероприятий. 1 класс
2 класс
3 класс
Тема: ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ (урок изобразительного искусства и художественного труда, 3 класс) Вид деятельности: декоративно-прикладной. Цели и задачи:
частей лица на маске; - формирование умения передавать характер маски через форму и цвет;
Оборудование для у ч и т е л я: фотографии с изображением ритуальных масок; карнавальная маска, маска веселого и грустного клоунов; схемы лиц, выражающих разные настроения; основы и детали масок; плакат «Планирование настроения»; альбомный лист, ножницы, карандаш. Оборудование для учащихся: альбомный лист, карандаш, ножницы, клей, кисть для клея. Ход урока I. Организационный момент. 1. Игра «Путешествие на облаке». Цель: привести детей в «рабочее» состояние перед началом урока. Материалы: в качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку. Инструкция: учащиеся должны сесть поудобнее и закрыть глаза. Два-три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. Учитель. Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой пухлой подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся медленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты почувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.) Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным. 2.Подготовка к урочной деятельности. Учитель. На уроке нам понадобятся: клей, альбомный лист, ножницы, кисть для клея, карандаш. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: бумага должна лежать на углу парты, а клей на середине, ножницы - в пенале. II. Актуализация опорных знаний. Учитель: Сегодня мы будем играть в театр.
- Значит, любое зрелище построено на чем? (На игре.) Послушайте стихотворение о театре (читает подготовлен ный ученик). Здесь все прекрасно - жесты, маски, Костюмы, музыка, игра. Здесь оживают наши сказки И с ними светлый мир добра. Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно, Всегда готовый утверждать Все, что на свете человечно. У ч и те л ь: Да, театр - это искусство игры при помощи фантазии, веры в то, что играешь. Достаточно вообразить себя кошкой, надеть маску, помяукать... и театр начался. Я приглашаю двух учеников. Наденьте маски. Теперь вы - Клоун и Кошка. А ну-ка, войдите в роль своих персонажей и разыграйте экспромтом сценку «На арене цирка». (Ученики готовятся)
Целеполагание: - Что же ребятам особенно помогло сыграть свои роли? (Маски.)
Творческая пауза. Игра «Быстрые превращения». Цель: с помощью метода креативного движения дать детям возможность выразить свои фантазии. Материалы: в качестве сопровождения использовать бодрую инструментальную музыку. Инструкция:
III.Работа по теме урока 1.Анализ образца маски. Учитель. Откуда к нам пришли маски? Давайте вернемся в прошлое. В древности люди использовали маски в ритуальных обрядах. Посмотрите на фотографии ритуальных африканских масок. Давным-давно в театре участвовало всего 2-3 актера. Маска помогала актеру перевоплощаться из одного героя в другого.
- Как это видно, что помогает понять? (Форма лица, глаз, рта, бровей, другие детали.)
2. Практическая работа в группах. Игра «Театральный художник». Каждая группа получает конверт с деталями для маски и основой. Задание: подобрать нужные детали и приклеить их на основу так, чтобы получился определенный образ, например, веселый клоун. Творческая пауза. Игра «Тряпичная кукла и солдат». Цель: помочь детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Инструкция: 1) Пожалуйста, встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдаты. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям позу.)
3.Инструктаж по технике безопасности.
4.Планирование трудовых действий.
5. Практическая работа. Определите персонажей своей группы и изготовьте основу для маски с учетом характера настроения героя, которого вы выбрали. А на следующем уроке каждая группа покажет небольшую сценку, используя свои маски. б.Игра «Дрожащее желе». Цель: помочь пробудить новые жизненные силы после долгой сидячей работы, требующей сосредоточенности. Инструкция:
IV. Подведение итогов. * - Какие цели мы с вами поставим на следующий урок? (Закончить работу над масками, украшая их деталями. Разыграть сценку с помощью масок.) |