Открытый урок русского языка в 6 классе





Скачать 74.04 Kb.
НазваниеОткрытый урок русского языка в 6 классе
Дата публикации09.07.2014
Размер74.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Открытый урок русского языка в 6 классе

Учитель: Фаткуллина Е.И.

МКОУ «Целинная СОШ имени Н.Д.Томина»

Тема: Разряды имен прилагательных.

Цели:

- закрепить и обобщить знания о разрядах имён прилагательных, полученные на предыдущем уроке;

- формировать умения определять разряды имён прилагательных;

- развивать логическое мышление посредством грамматических разборов;

- на языковом материале (стихотворения, иллюстрации, песня) воспитывать любовь к окружающему миру – природе, животным, к предмету.

Ход урока:
1. Инициализация урока.
Звучит аудиозапись песни «Улыбка».

2. Работа над ошибками. Работа в тетрадях.

( У кого нет оплошностей, получают маленькие карточки).


3. Актуализация знаний.

А) Минутка чистописания.

Задание: запишите и отгадайте народные загадки, найдите прилагательные, укажите их разряд .

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз) – качественные прил.

Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, на себя не велит. (Солнце) – качест. прил.

Вывод: в загадках использованы качественные имена прилагательные.

Б) Синтаксическая пятиминутка. (Работа в тетрадях.)

На тонкой ветке молодой яблони распускается цветок редкой красоты с нежными лепестками и тонким ароматом. (Повест., невоскл., простое., распр., двусост., полное, осл. одн. дополнениями)

Составление схемы.

4. Закрепление изученного по теме «Разряды имен прилагательных»


  1. Прочитайте шуточные стихотворения и ответьте на вопрос: какой разряд имени прилагательного мог так метко описать своё назначение?

Качество предметов означаю,

Сильного сильнейшим называю. (О.Головко)

Я быстрее бегаю, чем он,

В русском я, бесспорно, чемпион.

Я отважный, смелый, молодой,

Самый просвещённый и крутой,

Образный и очень ослепительный,

Озорной, весёлый, восхитительный. (О.Головко) -КАЧЕСТВЕННЫЕ

Я отношенье к действию имею,

С материалом, временем дружу,

Назначеньем мастерски владею –

Вот что я вам, братцы расскажу.

Я французский иль немецкий,

Сельский или городской.

Я английский иль турецкий,

Деревянный иль стальной. (О.Головко) - ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ


Притягивать предметы – моя слабость.

На принадлежность я вам укажу.

Я чувствую такую, право, сладость,

Когда про свою сущность говорю.

Я собачий, волчий, Гутин,

Зятев, мамин и отцов,

Иванов, Медведев, Путин,

Пушкин, Лермонтов, Кольцов. - ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ


После каждого ответа на доске появляются слова - корзинки : качественные, относительные, притяжательные.

Вывод:

Все имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные


  1. Разминка.

- Вспомним признаки разрядов прилагательных с помощью игры «Конструктор». У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у первой группы получились признаки качественных прилагательных, у второй группы – относительных прилагательных, у третьей группы – притяжательных прилагательных.

(Работа выполняется в группах. )

Разряды имён прилагательных.

Качественные прилагательные


Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.

Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, СЛИШКОМ.


Обозначают материал, из которого сделан предмет: пространственные, временные признаки предмета.

Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/ -ЫН-, -ИЙ-/ -Й-.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой НЕ-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ.

Прилагательные мужского рода в Им. и Вин. падежах единственного числа имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в единственном и множественном числе имеют окончания кратких прилагательных.



  1.  ВЫ немного устали , я предлагаю вам отдохнуть, послушать музыку и  выписать имена прилагательные,  определить их разряд.    

Цель: воспитывать любовь к животным, формирование умения определять разряд прилагательных.

Задание: слушая песню, выпишите имена прилагательные (сущ. + прил.- словосочетания), определите разряд по значению.

Вид работы: ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ (записать в тетрадь)

       Пропала собака

Висит на заборе,

Колышется ветром (2 раза)

Бумажный листок:

Пропала собака (3 раза)

По кличке «Дружок».

Щенок белоснежный,

Лишь рыжие пятна (2 раза)

И кисточкой хвост.

Он очень занятный, (2 раза)

Совсем ещё глупый

Доверчивый пёс.

А дождь – забияка

Листочек закапал.

И буквы и строчки

Заплакали вдруг:

Найдите собаку, (2 раза)

Вернись поскорее,

Мой маленький друг.

  Не правда ли красивая песня? Обратите внимание на последние строчки: почему собака – маленький друг? 

А теперь проверим, насколько внимательно вы поработали с песней.

Белоснежный, рыжие – качественные, значение - цвет; глупый, доверчивый, занятный – качественные, внутренние качества, маленький – качественное, по возрасту.

Бумажный – относительное, обозначает материал, из которого сделан предмет. 

Задание: разберите по составу: белоснежный, бумажный, маленький.. 

Молодцы, ребята!

- А вы любите играть?

-Я предлагаю вам поиграть

( 4)  «Волшебное дерево» (устная работа) ЛИНГВОФИЗМИНУТКА
В необычном саду выросло необычное дерево с разноцветными плодами. Ваша задача; разложить урожай по корзинкам ; (Приготовлены три корзинки с буквами К- качественные, П- притяжательные, О- Относительные)
По одному человеку от каждой группы, друг за другом срывают плод, перевернуть его, читают записанное на нем прилагательное, определяют разряд, кладут в соответствующую корзинку (по цвету жетонов)
Каждая группа получает одну корзинку и все вместе проверяют.


Кожаный портфель, белоснежная скатерть, твердый характер, Катин учебник,
золотая осень, оконная рама, юный пианист, бабушкин пирог, аистиное гнездо,
волчья тропа, голубиная душа, каменный уголь, бумажная душа, свободный
человек, серебряное кольцо, хитрый лис, лисий хвост, добрые дела, папин заказ,
богатый опыт, картонная коробка.

  1. Молодцы! Какие аппетитные фрукты вы собрали в корзинки. На нашем уроке присутствуют необычные гости (яблоко, апельсин, лимон), цвет которых совпадает с некоторыми нашими фруктами в корзинках. Давайте отгадаем, какие же фрукты пришли к нам сегодня в гости.

 ОН. Чуть шершавый господин
Солнышка как будто сын.
Яркий, сочный, ароматный,
А на вкус такой приятный (апельсин для группы с оранжевыми жетонами)

ОНО. Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видно семечки насквозь!
(яблоко для группы с красными жетонами)

ОН. С этим гостем не шутите,
Но в аптеку не ходите.
Если в горле запершит-
Чудо доктор исцелит!

Учитель дарит ребятам каждой группы фрукты

Посоветовавшись в группе, опишите вашего гостя так, чтобы показать ,что он лучше других гостей, используйте для этого как можно больше прилагательных.(Каждый из группы описывает своего гостя).

Карточки Таблица

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название

Значение

Примеры

Качественные

признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени

темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие

Относительные

признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
материал, из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета по назначению

серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотное шитье;городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро;спортивная обувь, стиральная машина

Притяжательные

признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?)  

мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Задание : спишите, определите разряд имен прилагательных.

Чудесный вечер, малиновый звон, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек,

оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос,

наряд, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек,

туфелька, искреннее признание, родительское благословение, чудесное превращение

Придумать прилагательные, которые опишут наш урок.
-    О чём мы говорили на уроке?
-    Что узнали нового?
-    Что повторили?
11)    Домашнее задание: параграф 99, упр. 276.
12)    Итог урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытый урок русского языка в 6 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный фестиваль педагогических идей учителей русского языка и литературы «Открытый урок» является этапом Республиканского фестиваля...
Открытый урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Открытый урок русского языка в 6 классе iconРоссии Введение «Открытый урок чтения»
«Открытый урок чтения» (далее Урок) это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Центром развития русского...
Открытый урок русского языка в 6 классе iconПлан урока. Организационный момент
Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках районного семинара «Система подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9...
Открытый урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Открытый урок русского языка в 6 классе iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Открытый урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Открытый урок русского языка в 6 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...
Открытый урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши»
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М
Открытый урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Открытый урок русского языка в 6 классе iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Открытый урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Открытый урок русского языка в 6 классе iconОткрытый урок во 2а классе
В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина...
Открытый урок русского языка в 6 классе iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Открытый урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Открытый урок русского языка в 6 классе iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск