Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс





Скачать 158.66 Kb.
НазваниеФрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс
Дата публикации13.08.2014
Размер158.66 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Фрагмент рабочей программы

основного общего образования по биологии

5 класс

Выполнили:

-Астафурова Л.А, МКОУ СОШ с. Мирное

-Демченко И.В., МБОУ СОШ № 2 п. Березовка г. Хабаровск;

-Ляхова Н.А. МАОУ многопрофильный лицей г. Хабаровск;

-Елтратова Л.П. МБОУ СОШ п. Золотой, Хабаровский район;

-Зюсько Е.А. , МБОУ СОШ № 53 г. Хабаровск;

-Кутурова Г.А. МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровск

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса биологии для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений автора Н.И.Сонина, В.Б.Захарова (2012 год) для учебника Н.И.Сонина и А.А.Плешакова «Биология.Введение в биологию» 5 класс – М.: Дрофа, 2012.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Курс биологии 5 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы - «свойства живого» и дальнейшее усложнение и расширении её.

Согласно федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

  • систематизация знаний учащихся об объектах живой природы, полученных ими в при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;

  • формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Первый раздел «Живой организм: строение и изучение» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии на макро- и микроуровнях. Особое внимание уделяется методам изучения природы, лабораторному оборудованию, увеличительным приборам.

Во втором разделе «Многообразие живых организмов» учащиеся знакомятся с особенностями развития жизни на Земле, разнообразием объектов живой природы: бактерий, грибов, растений, животных. Большое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости изучаемого материала.

Третий раздел «Среда обитания живых организмов» знакомит учащихся с особенностями и многообразием различных сред обитания. Школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Завершает изучение биологии в 5 классе раздел «Человек на Земле», посвящённый эволюции человека, изменениям на Земле в результате хозяйственной деятельности. Значительное место уделяется здоровью человека и безопасности жизни.

Курс предлагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. За работы, обязательные к проведению («Устройство ручной лупы, светового микроскопа» и «Строение кожицы чешуи лука») отметки выставляются в обязательном порядке, за остальные - по усмотрению учителя. Такие работы как, «Знакомство с оборудованием для научных исследований», «Определение состава семян», «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» проводятся демонстрационно. Работа «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» проводится как урок экскурсия.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы) и устный опрос.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник Н.И.Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию» 5 класс. – М.: Дрофа, 2012. 158 с.; рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс». – М.: Дрофа. 2012. 111 с.; электронное приложение (сайт www.drofa.ru).

Описание требований

к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса биологии ученик 5 класса научится:

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • характеризовать свойства живых организмов; особенности строения животной и растительной клеток, их практическую значимость; основные признаки Царств живой природы; принципы современной классификации живой природы; особенности строения растений и животных, связанных со средой обитания; условия жизни в различных средах обитания; природные зоны нашей планеты и их обитателей;

  • Объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах представителей Царств живых организмов; наиболее распространённые растения и животные своей местности, культурные растения; съедобные и ядовитые растения, животные и грибы, опасные для человека;

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) делать выводы на основе сравнения;

  • Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • Ориентироваться в различных источниках информации, оценивать информацию о живых организмах;

  • Работать с ручной лупой и микроскопом.


В результате изучения курса биологии ученик 5 класса получит возможность научиться:

  • Соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами; правила поведения в природе;

  • Использовать приёмы оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми растениями, грибами, укусами животных;

  • Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • Ориентировать в системе моральных норм и ценностей: обосновывать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, негативное воздействие деятельности человека на природу; необходимость принятия мер по охране по охране живой природы;

  • Использовать дополнительные источники информации о растениях, животных для выполнения учебной задачи;

  • Анализировать, оценивать, переводить информацию о биологических объектах, явлениях из одной формы в другую;

  • Самостоятельно готовить устное сообщение на 2 – 3 минуты;

  • Выбирать целевые и смысловые установки здорового образа жизни по отношению к себе и своих товарищей.

Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

Разность

Обоснование

Авторская программа Н.И.Сонина, В.Б.Захарова

Рабочая программа

Живой организм: строение и изучение

8

8







Многообразие живых организмов

14

15

+1

В связи с необходимостью выделить время на изучение регионального компонента

Среда обитания живых организмов

6

7

+1

В связи с необходимостью выделить время на изучение регионального компонента

Человек на Земле

5

5







Итого

33 +2 резерв

35








Фрагмент содержания учебного курса
Среда обитания живых организмов (7 ч.)
Три среды обитания, характеристика  условий каждой из них. Приспособления организмов к среде обитания. Представления о животном и растительном мире материков планеты, представители флоры и фауны по полушариям, материкам. Карта растений и животных Земли. Многообразие растительного и животного мира материков. Природные зоны Земли, причины их смены. Положение и условия основных природных зон:

(тундра, тайга, широколиственный и смешанный  лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес). Многообразие растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). Морские обитатели,  приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. Рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах, внешний вид морских обитателей. Роль Мирового океана на планете.

Природные сообщества планеты. Естественные и искусственные сообщества. Роль человека в природных сообществах.

Предметные результаты обучения

Учащиеся узнают:

  • основные признаки природных зон;

  • ведущие естествоиспытатели их роль в изучении природных зон;

  • представителей флоры и фауны природных зон Хабаровского края в частности;

Учащиеся научатся:

  • характеризовать природные зоны;

  • узнать методы биологических исследований объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

  • узнавать и показать на картах основные природные зоны;


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты, сравнения и анализ;

  • ставить и выдвигать учебную задачу, гипотезу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план учебной задачи.



Итоговый контроль по теме: «Среда обитания»

Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по теме: «Среда обитания».

Характеристика структуры и содержание контрольно-измерительных материалов для проведения контроля по теме: «Среда обитания».

Работа включает 14 заданий и состоит из трёх частей.

Часть 1 (А) содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх.

Часть 2 (В) содержит 2 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 – на определение соответствия; 1 – на определение последовательности.

Часть 3 (С) содержит 1 задание с кратким ответом на применение биологических знаний на практике.

Распределение заданий работы по частям и типам заданий с выбором ответа (В), с кратким ответом и с учётом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – приводится в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий итоговой работы по частям и типам заданий



Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

% мах первичного балла от всей работы

Часть 1

10

10

55,6

Часть 2

2

4

30

Часть 3

1

2

14,4

Итого

13

16

100


Система оценивания заданий и работы в целом

Каждое верное решение заданий Части 1 (А) оценивается в 1 балл, итого 10 баллов за первую часть.

Задания В1 – В2 оценивается по 2 балла каждое.

В1 выставляется 1 балл, если указаны две любые правильные цифры, представленные в эталоне ответа и 0 баллов – во всех других случаях.

Задание В2 оценивается в 1 балл, если нарушена последовательность только в одном случае и 0 баллов – во всех остальных.

Задание Части 3 (С) оценивается в 2 балла, если ответ соответствует критериям. Допускается иная формулировка ответа, если нет биологических ошибок. В случае, если указан 1 критерий ответа и нет биологических ошибок или в ответе указаны два элемента ответа, но содержит негрубые биологические ошибки, выставляется 1 балл. Если задание выполнено неверно, выставляется 0 баллов.

Оценка «5» выставляется за 15 – 16 баллов.

Оценка «4» выставляется за 10 – 14 баллов.

Оценка «3» выставляется за 6 – 9 баллов.

Оценка «2» выставляется за работу, если ученик получает 5 баллов и ниже.
Итоговый тест по теме: «Среда обитания»
А 1. В водной среде обитания животные приспособились к недостатку

1кислорода 2 тепла 3 влаги 4 Азота
А 2. Наиболее многообразна среда обитания, где много разных видов бактерий, грибов

1 водной среде 2 почве 3 пустынях 4 пещерах
А 3. Природной зоной Земли является.

1 Вода 2 Почва 3 Тундра 4 Воздух
А4. Растение баобаб произрастает в

1 Европе 2 Африке 3 Антарктиде 4 Азии

А 5. В донных сообществах морей и океанов на небольших глубинах отсутствуют

1 морские звёзды 2 морские ежи 3 моллюски 4 пингвины
А 6. В Антарктиде обитает

1 белый медведь 2 полярный волк 3 песцы 4 пингвины

А 7. Саванна , как природная зона расположена в

1 Европе 2Азии 3 Африке 4 Антарктиде
А 8. Дуб и клён произрастают в

1 тайге 2 саванне 3 широколиственном лесу 4 тропическом лесу
А 9. Организмы парящие в толще воды называют

1 звери 2 летучие рыбы 3 кораллы 4 планктон
А 10. Основу сообщества кораллового рифа образуют

1 хвойные растения 2 беспозвоночные животные 3 позвоночные животные 4 айзберги
Б 1. Установите соответствие между организмом и его группой

Организмы Группы

А морская звезда 1. Грибы

Б папоротник 2. Растения

В мухомор 3. Животные

Г коралл

Д водоросль
Б 2. Установите верную последовательность природных сообществ в море, в направлении сверху вниз.

А. сообщество толщи воды

Б. сообщество глубоководное

В. сообщество поверхности воды
С 1. Почему в водоёмах зимой прорубают лунки.
Ответы:


А 1

1

А 2.

2

А 3.

3

А 4.

2

А 5.

4

А 6.

4

А 7

3

А 8

3

А 9

4

А 10.

2

Б 1.

32132

Б 2.

ВБА



С1 Лед препятствует проникновению в воду водоемов кислорода. В результате может произойти замор рыбы.
Матрица ответов

Фамилия, имя_____________________________

Класс ____________________________________

Дата _____________________________________
Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

































Часть 2.

В1

А

Б

В

Г

Д

















В2
С1
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по теме: «Среда обитания»

Раздел 1. Перечень элементов содержания проверяемых у обучающихся составлен на основе раздела: « Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по биологии.

Код элемента

Элементы содержания

7

Экосистемы и присущие им закономерности

7.1

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная, почвенная, водная.

7.2

Особенности сред обитания. Приспособления к средам.

7.3

Жизнь на разных материках

7.4

Природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, равнины, пустыни, влажные тропические леса.

7.5

Природные сообщества: морей, океанов, сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, сообщество коралловых рифов, глубоководные сообщества.



Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся.

Код требований

Требования к уровню подготовки.


1.

Знать и понимать:

1.1

Строение и признаки биологических объектов.

1.1.1

Среды обитания

1.1.2

Природных зон

1.1. 3

Природных сообществ

1.2

Сущность биологических процессов и явлений:

1.2.1

Формирование приспособленности к средам обитания

1.3

Современную терминологию и символику по экологии.

2.

Уметь

2.1.

Объяснять:

2.1.1

Взаимосвязи организмов и окружающей среды;

2.1.2

Необходимость сохранения многообразия видов и защиты окружающей среды;

2.2

Устанавливать взаимосвязи:

2.2.1

Среды обитания и особенности строения и приспособленность

2.3

Распознавать и описывать:

2.3.1.

Среду обитания.

2.3.2

Особи по внешним признакам.

2.3.3

Материки.

2.3.4

Природные зоны.

2.3.5

Природные сообщества.

2.4

Выявлять:

2.4.1.

Отличительные признаки сред обитания.

2.4.5.

Взаимосвязи организмов в природных сообществах; средах обитания. Характерные признаки материков и их обитателей.

2.5.

Сравнивать и делать выводы на основе строения

2.5.1

Биологические объекты: организмы, природные сообщества, среды обитания, природные зоны.

2.5.2

Процессы приспособленности организмов к их средам обитания.

2.6

Определять:

2.6.1.

Принадлежность биологических объектов: к определённым средам обитания, к определённым природным зонам, к материкам, к определенным природным сообществам.

2. 7

Анализировать

2.7.1.

Результаты наблюдений.

2.7.2.

Состояние окружающей среды, влияние факторов на характер приспособленности, последствия деятельности человека в природных сообществах.

3.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

3.1.1.

Правила поведения в окружающей среде.



Фрагмент календарно-тематического плана
Раздел 3.Среда обитания живых организмов (7 часов)


№ урока


Тема урока

Понятия

Планируемые результаты

Обратная связь

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Три среды обитания

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания

Называть и уметь сравнивать основные среды обитания живых организмов

Выделять существенные признаки каждой среды обитания

Познавательные интересы на изучение живой природы

Интеллект-карта

2

Приспособленность организмов к среде обитания




Уметь характеризовать условия жизни в различных средах обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям

Находить и использовать причинно-следственные связи

Понимание уникальности живых организмов

Устный биологический диктант

3

Жизнь на разных материках

Эндемики

Называть отдельных представителей живой природы каждого материка

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Представление о многообразии живых организмов разных материков

Дорожная карта

4

Жизнь на разных материках







Описывать представителей живой природы каждого материка, используя различные информационные ресурсы

Осознание необходимости охраны растений и животных

Биологический диктант



5

Природные зоны

Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни и влажные тропические леса

Называть природные зоны нашей планеты, их обитателей, уметь сравнивать условия обитания в различных природных зонах

Сравнивать условия обитания в различных природных зонах

Эстетическое восприятие природы

Кластер

6

Природные зоны Хабаровского края




Называть природные зоны нашего края, их обитателей; уметь выявлять черты уникальности природы Хабаровского края

Уметь формулировать и выдвигать простейшие гипотезы

Осознание своей роли в сохранении уникальности природы Хабаровского края




7

Жизнь в морях и океанах

Водные сообщества

Приводить примеры обитателей морей и океанов

Находить дополнительную информацию; самостоятельно готовить сообщение на 2-3 минуты

Развитие интереса к естественным наукам

Сообщение об обитателях морей и океанов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconАннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconАннотация к рабочей программе по биологии для 7 класса
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconАннотация рабочей программы по учебному предмету «Биология»
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс составлена на основе Федерального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconАннотация к рабочей программе предмета «Биология»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования...
Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск