Фрагмент рабочей программы
основного общего образования по биологии
5 класс
Выполнили:
-Астафурова Л.А, МКОУ СОШ с. Мирное
-Демченко И.В., МБОУ СОШ № 2 п. Березовка г. Хабаровск;
-Ляхова Н.А. МАОУ многопрофильный лицей г. Хабаровск;
-Елтратова Л.П. МБОУ СОШ п. Золотой, Хабаровский район;
-Зюсько Е.А. , МБОУ СОШ № 53 г. Хабаровск;
-Кутурова Г.А. МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровск
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса биологии для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса биологии для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений автора Н.И.Сонина, В.Б.Захарова (2012 год) для учебника Н.И.Сонина и А.А.Плешакова «Биология.Введение в биологию» 5 класс – М.: Дрофа, 2012.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Курс биологии 5 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в вычленении дидактической единицы - «свойства живого» и дальнейшее усложнение и расширении её.
Согласно федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
систематизация знаний учащихся об объектах живой природы, полученных ими в при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Первый раздел «Живой организм: строение и изучение» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии на макро- и микроуровнях. Особое внимание уделяется методам изучения природы, лабораторному оборудованию, увеличительным приборам.
Во втором разделе «Многообразие живых организмов» учащиеся знакомятся с особенностями развития жизни на Земле, разнообразием объектов живой природы: бактерий, грибов, растений, животных. Большое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости изучаемого материала.
Третий раздел «Среда обитания живых организмов» знакомит учащихся с особенностями и многообразием различных сред обитания. Школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
Завершает изучение биологии в 5 классе раздел «Человек на Земле», посвящённый эволюции человека, изменениям на Земле в результате хозяйственной деятельности. Значительное место уделяется здоровью человека и безопасности жизни.
Курс предлагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. За работы, обязательные к проведению («Устройство ручной лупы, светового микроскопа» и «Строение кожицы чешуи лука») отметки выставляются в обязательном порядке, за остальные - по усмотрению учителя. Такие работы как, «Знакомство с оборудованием для научных исследований», «Определение состава семян», «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» проводятся демонстрационно. Работа «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» проводится как урок экскурсия.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы) и устный опрос.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник Н.И.Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию» 5 класс. – М.: Дрофа, 2012. 158 с.; рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс». – М.: Дрофа. 2012. 111 с.; электронное приложение (сайт www.drofa.ru).
Описание требований
к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса биологии ученик 5 класса научится:
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
характеризовать свойства живых организмов; особенности строения животной и растительной клеток, их практическую значимость; основные признаки Царств живой природы; принципы современной классификации живой природы; особенности строения растений и животных, связанных со средой обитания; условия жизни в различных средах обитания; природные зоны нашей планеты и их обитателей;
Объяснять роль растений и животных в жизни человека;
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах представителей Царств живых организмов; наиболее распространённые растения и животные своей местности, культурные растения; съедобные и ядовитые растения, животные и грибы, опасные для человека;
Сравнивать биологические объекты (клетки, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
Ориентироваться в различных источниках информации, оценивать информацию о живых организмах;
Работать с ручной лупой и микроскопом.
В результате изучения курса биологии ученик 5 класса получит возможность научиться:
Соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами; правила поведения в природе;
Использовать приёмы оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми растениями, грибами, укусами животных;
Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
Ориентировать в системе моральных норм и ценностей: обосновывать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, негативное воздействие деятельности человека на природу; необходимость принятия мер по охране по охране живой природы;
Использовать дополнительные источники информации о растениях, животных для выполнения учебной задачи;
Анализировать, оценивать, переводить информацию о биологических объектах, явлениях из одной формы в другую;
Самостоятельно готовить устное сообщение на 2 – 3 минуты;
Выбирать целевые и смысловые установки здорового образа жизни по отношению к себе и своих товарищей.
Учебно-тематический план
Название раздела
| Количество часов
| Разность
| Обоснование
| Авторская программа Н.И.Сонина, В.Б.Захарова
| Рабочая программа
| Живой организм: строение и изучение
| 8
| 8
|
|
| Многообразие живых организмов
| 14
| 15
| +1
| В связи с необходимостью выделить время на изучение регионального компонента
| Среда обитания живых организмов
| 6
| 7
| +1
| В связи с необходимостью выделить время на изучение регионального компонента
| Человек на Земле
| 5
| 5
|
|
| Итого
| 33 +2 резерв
| 35
|
|
|
Фрагмент содержания учебного курса Среда обитания живых организмов (7 ч.) Три среды обитания, характеристика условий каждой из них. Приспособления организмов к среде обитания. Представления о животном и растительном мире материков планеты, представители флоры и фауны по полушариям, материкам. Карта растений и животных Земли. Многообразие растительного и животного мира материков. Природные зоны Земли, причины их смены. Положение и условия основных природных зон:
(тундра, тайга, широколиственный и смешанный лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес). Многообразие растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). Морские обитатели, приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. Рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах, внешний вид морских обитателей. Роль Мирового океана на планете.
Природные сообщества планеты. Естественные и искусственные сообщества. Роль человека в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся узнают:
основные признаки природных зон;
ведущие естествоиспытатели их роль в изучении природных зон;
представителей флоры и фауны природных зон Хабаровского края в частности;
Учащиеся научатся:
характеризовать природные зоны;
узнать методы биологических исследований объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
узнавать и показать на картах основные природные зоны;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты, сравнения и анализ;
ставить и выдвигать учебную задачу, гипотезу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план учебной задачи.
Итоговый контроль по теме: «Среда обитания»
Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по теме: «Среда обитания».
Характеристика структуры и содержание контрольно-измерительных материалов для проведения контроля по теме: «Среда обитания».
Работа включает 14 заданий и состоит из трёх частей.
Часть 1 (А) содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх.
Часть 2 (В) содержит 2 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 – на определение соответствия; 1 – на определение последовательности.
Часть 3 (С) содержит 1 задание с кратким ответом на применение биологических знаний на практике.
Распределение заданий работы по частям и типам заданий с выбором ответа (В), с кратким ответом и с учётом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – приводится в таблице 1.
Таблица 1
Распределение заданий итоговой работы по частям и типам заданий
Части работы
| Число заданий
| Максимальный первичный балл
| % мах первичного балла от всей работы
| Часть 1
| 10
| 10
| 55,6
| Часть 2
| 2
| 4
| 30
| Часть 3
| 1
| 2
| 14,4
| Итого
| 13
| 16
| 100
|
Система оценивания заданий и работы в целом
Каждое верное решение заданий Части 1 (А) оценивается в 1 балл, итого 10 баллов за первую часть.
Задания В1 – В2 оценивается по 2 балла каждое.
В1 выставляется 1 балл, если указаны две любые правильные цифры, представленные в эталоне ответа и 0 баллов – во всех других случаях.
Задание В2 оценивается в 1 балл, если нарушена последовательность только в одном случае и 0 баллов – во всех остальных.
Задание Части 3 (С) оценивается в 2 балла, если ответ соответствует критериям. Допускается иная формулировка ответа, если нет биологических ошибок. В случае, если указан 1 критерий ответа и нет биологических ошибок или в ответе указаны два элемента ответа, но содержит негрубые биологические ошибки, выставляется 1 балл. Если задание выполнено неверно, выставляется 0 баллов.
Оценка «5» выставляется за 15 – 16 баллов.
Оценка «4» выставляется за 10 – 14 баллов.
Оценка «3» выставляется за 6 – 9 баллов.
Оценка «2» выставляется за работу, если ученик получает 5 баллов и ниже. Итоговый тест по теме: «Среда обитания» А 1. В водной среде обитания животные приспособились к недостатку
1кислорода 2 тепла 3 влаги 4 Азота А 2. Наиболее многообразна среда обитания, где много разных видов бактерий, грибов
1 водной среде 2 почве 3 пустынях 4 пещерах А 3. Природной зоной Земли является.
1 Вода 2 Почва 3 Тундра 4 Воздух А4. Растение баобаб произрастает в
1 Европе 2 Африке 3 Антарктиде 4 Азии
А 5. В донных сообществах морей и океанов на небольших глубинах отсутствуют
1 морские звёзды 2 морские ежи 3 моллюски 4 пингвины А 6. В Антарктиде обитает
1 белый медведь 2 полярный волк 3 песцы 4 пингвины
А 7. Саванна , как природная зона расположена в
1 Европе 2Азии 3 Африке 4 Антарктиде А 8. Дуб и клён произрастают в
1 тайге 2 саванне 3 широколиственном лесу 4 тропическом лесу А 9. Организмы парящие в толще воды называют
1 звери 2 летучие рыбы 3 кораллы 4 планктон А 10. Основу сообщества кораллового рифа образуют
1 хвойные растения 2 беспозвоночные животные 3 позвоночные животные 4 айзберги Б 1. Установите соответствие между организмом и его группой
Организмы Группы
А морская звезда 1. Грибы
Б папоротник 2. Растения
В мухомор 3. Животные
Г коралл
Д водоросль Б 2. Установите верную последовательность природных сообществ в море, в направлении сверху вниз.
А. сообщество толщи воды
Б. сообщество глубоководное
В. сообщество поверхности воды С 1. Почему в водоёмах зимой прорубают лунки. Ответы:
А 1
| 1
| А 2.
| 2
| А 3.
| 3
| А 4.
| 2
| А 5.
| 4
| А 6.
| 4
| А 7
| 3
| А 8
| 3
| А 9
| 4
| А 10.
| 2
| Б 1.
| 32132
| Б 2.
| ВБА
|
С1 Лед препятствует проникновению в воду водоемов кислорода. В результате может произойти замор рыбы. Матрица ответов
Фамилия, имя_____________________________
Класс ____________________________________
Дата _____________________________________ Часть 1.
Часть 2.
В1
В2 С1 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по теме: «Среда обитания»
Раздел 1. Перечень элементов содержания проверяемых у обучающихся составлен на основе раздела: « Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по биологии.
Код элемента
| Элементы содержания
| 7
| Экосистемы и присущие им закономерности
| 7.1
| Среды обитания организмов. Наземно-воздушная, почвенная, водная.
| 7.2
| Особенности сред обитания. Приспособления к средам.
| 7.3
| Жизнь на разных материках
| 7.4
| Природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, равнины, пустыни, влажные тропические леса.
| 7.5
| Природные сообщества: морей, океанов, сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, сообщество коралловых рифов, глубоководные сообщества.
|
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся.
Код требований
| Требования к уровню подготовки.
| 1.
| Знать и понимать:
| 1.1
| Строение и признаки биологических объектов.
| 1.1.1
| Среды обитания
| 1.1.2
| Природных зон
| 1.1. 3
| Природных сообществ
| 1.2
| Сущность биологических процессов и явлений:
| 1.2.1
| Формирование приспособленности к средам обитания
| 1.3
| Современную терминологию и символику по экологии.
| 2.
| Уметь
| 2.1.
| Объяснять:
| 2.1.1
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды;
| 2.1.2
| Необходимость сохранения многообразия видов и защиты окружающей среды;
| 2.2
| Устанавливать взаимосвязи:
| 2.2.1
| Среды обитания и особенности строения и приспособленность
| 2.3
| Распознавать и описывать:
| 2.3.1.
| Среду обитания.
| 2.3.2
| Особи по внешним признакам.
| 2.3.3
| Материки.
| 2.3.4
| Природные зоны.
| 2.3.5
| Природные сообщества.
| 2.4
| Выявлять:
| 2.4.1.
| Отличительные признаки сред обитания.
| 2.4.5.
| Взаимосвязи организмов в природных сообществах; средах обитания. Характерные признаки материков и их обитателей.
| 2.5.
| Сравнивать и делать выводы на основе строения
| 2.5.1
| Биологические объекты: организмы, природные сообщества, среды обитания, природные зоны.
| 2.5.2
| Процессы приспособленности организмов к их средам обитания.
| 2.6
| Определять:
| 2.6.1.
| Принадлежность биологических объектов: к определённым средам обитания, к определённым природным зонам, к материкам, к определенным природным сообществам.
| 2. 7
| Анализировать
| 2.7.1.
| Результаты наблюдений.
| 2.7.2.
| Состояние окружающей среды, влияние факторов на характер приспособленности, последствия деятельности человека в природных сообществах.
| 3.
| Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
| 3.1.1.
| Правила поведения в окружающей среде.
|
Фрагмент календарно-тематического плана Раздел 3.Среда обитания живых организмов (7 часов)
№ урока
| Тема урока
| Понятия
| Планируемые результаты
| Обратная связь
| Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| 1
| Три среды обитания
| Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания
| Называть и уметь сравнивать основные среды обитания живых организмов
| Выделять существенные признаки каждой среды обитания
| Познавательные интересы на изучение живой природы
| Интеллект-карта
| 2
| Приспособленность организмов к среде обитания
|
| Уметь характеризовать условия жизни в различных средах обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям
| Находить и использовать причинно-следственные связи
| Понимание уникальности живых организмов
| Устный биологический диктант
| 3
| Жизнь на разных материках
| Эндемики
| Называть отдельных представителей живой природы каждого материка
| Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту
| Представление о многообразии живых организмов разных материков
| Дорожная карта
| 4
| Жизнь на разных материках
|
|
| Описывать представителей живой природы каждого материка, используя различные информационные ресурсы
| Осознание необходимости охраны растений и животных
| Биологический диктант
| 5
| Природные зоны
| Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни и влажные тропические леса
| Называть природные зоны нашей планеты, их обитателей, уметь сравнивать условия обитания в различных природных зонах
| Сравнивать условия обитания в различных природных зонах
| Эстетическое восприятие природы
| Кластер
| 6
| Природные зоны Хабаровского края
|
| Называть природные зоны нашего края, их обитателей; уметь выявлять черты уникальности природы Хабаровского края
| Уметь формулировать и выдвигать простейшие гипотезы
| Осознание своей роли в сохранении уникальности природы Хабаровского края
|
| 7
| Жизнь в морях и океанах
| Водные сообщества
| Приводить примеры обитателей морей и океанов
| Находить дополнительную информацию; самостоятельно готовить сообщение на 2-3 минуты
| Развитие интереса к естественным наукам
| Сообщение об обитателях морей и океанов
| |