Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети





Скачать 204.74 Kb.
НазваниеБеседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети
Дата публикации15.08.2014
Размер204.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы


ХОД
УРОКА:


Беседа

Учитель

Дети
Учитель

Беседа

Дети


Учитель
Дети

Учитель
Вопрос

Дети

Учитель

Вопрос
Фронтальный опрос

Дети

Беседа

Учитель

Учитель
Вопрос

Фронтальный опрос

Дети
Беседа

Учитель

Вопрос
Фронтальный опрос

Дети


Беседа

Учитель


Объявление темы урока.

Учитель

Беседа


Вопрос

Дети

Беседа

Учитель

Учитель

Вопрос

Дети

Учитель

Вопрос
Дети

Учитель
Дети

Учитель

Дети

Постановка цели выполнения задания
Учитель

Вопрос

Дети

Учитель


Учитель


1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите внимательно на парту, всё ли готово к уроку?

…………

2. Подготовка к восприятию нового материала.

-Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомство с декоративно - прикладным творчеством народа коми. Давайте прочитаем высказывание искусствоведа А.И.Леоновой (читается эпиграф):

"Сила и богатство целого народа основаны на силе и богатстве

духовной жизни народа. Народ коллективный художник".

Вдумайтесь в это высказывание и давайте порассуждаем, постараемся услышать и понять, что стоит за этими строчками. Почему Леонова ставит рядом такие понятия как искусство и духовность?

-Чем сильнее, богаче, разносторонее жизнь народа, тем ярче, многообразнее она отображается в произведениях искусства. А народ это каждый из нас – это мы, следовательно, чем духовнее и богаче будет каждый из нас, тем ярче будет отражаться наша жизнь.

-А мне хочется обратить внимание на то, что народ коллективный художник. Как вы это понимаете?

-Всё, что окружает нас - это создано народом, его руками, умом, фантазией и творчеством, именно в предметах окружающего он отразил своё представление о прекрасном. Народ создаёт мифы, легенды, сказания, былички. Так появились приметы, суеверия в которых есть какая-то непреодолимая сила, заставляющая в них верить.

-Вспомните, когда вы были маленькими, вы боялись войти в тёмную комнату?

-Да.

-А почему боялись? Вам слышался звук, или может, вам казалось, что шкаф, письменный стол обладают душой, что в комнате витает дух? А ученые назвали это -анимизмом, (учитель вывешивает на доску табличку) АНИМИЗМ ( лат. Anima – душа, дух.), который в переводе с латинского означает душа, дух, то есть вера в добрых и злых духов.

А ещё каждая вещь несёт отпечаток души человека, особенно, если эта вещь принадлежала доброму человеку, она нам дорога и мы храним её, а учёные назвали это фетишизмом (учитель вывешивает на доску табличку ) ФЕТИШИЗМ ( франц. Fetiche-колдовство, амулет) - поклонение материальным предметам)).

Древний человек, живя в этом мире, многое не мог объяснить, ему было одиноко и страшно, и чтобы охранить себя, он создавал тотемы, считая их своими прародителями и в тоже время своими богами, а учёные назвали это тотемизм (учитель вывешивает на доску табличку) ТОТЕМИЗМ (англ. Totem из языка индейцев « его род»).

-А как вы думаете, что первобытные люди предпринимали для того, чтобы защититься от злых духов?

-Устраивали ритуальные танцы;

-Собирали травы и благовониями отгоняли злых духов;

-Защищались талисманами, амулетами;

-Создавали идолов, которые бы защищали жилище;

-Делали жертвоприношения.

Вы правы, всё выше перечисленное относится и к предкам коми-зырянам, (учитель вывешивает на доску табличку) КОМИ-ЗЫРЯНЕ, которые в письменных источниках известны под именем «пермь» (учитель вывешивает на доску табличку) ПЕРМЬ. Предки коми являлись язычниками. Языческие боги считались покровителями охоты и рыболовства. А богов олицетворяли идолы.
-Где устанавливались идолы?

-В лесу;

- На перекрёстках дорог;

- В полях;

-В домах.

-Вы правы, в зависимости от значимости эти идолы почитались и отдельными семьями, и целыми селениями. Причём почитались не только идолы, но и деревья. Необыкновенной красоты выбирались ели. Им приносились жертвы, вешали шкуры убитых зверей. По мнению древних коми, если задобрить дерево, то оно даст больше шишек, естественно от этого во многом будут зависеть успех промысла. (Объясняя данную часть, учитель обращается к плакату (рис.1) с изображением жертвенного места).


рис. 1

-Скажите, на каких животных охотились древние коми? ( По мере перечисления животных учитель открывает таблички с названиями животных).

-Медведя;

-Лося, оленя;

-Куницу;

-Волка;

-Птиц;

- ……

-Все перечисленные животные виделись, как прародители и были связаны родственными узами, и в то же время тотем являлся источником пищи. Поэтому убийство своего тотема рассматривалось, как убийство своего родственника. Пытаясь задобрить, возвеличить выбранный тотем, древние коми создавали украшения, предметы быта, орудия труда, детали одежды. Так появился:
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ – это и будет темой нашего урока.
3.объяснение нового материала

-Древние коми верили, что металлические предметы обладают устрашающей по отношению к сверхъестественным существам силой, поэтому и изготавливали бронзовые пластины с символами своих прародителей – животных. Для культовых обрядов создавались изделия с зооморфными и антропоморфными мотивами. (Учитель открывает первую строчку таблицы (рис.2) пермского звериного стиля, где изображены вотивные знаки).




медведь




лось - олень



хищная




волк




куница




Вотивные (культовые) бляшки














Рис.2 Вотивные бляшки
-Что такое зооморфные и антропоморфные мотивы?

- Использование изображений животных и человека.

-В ходе исследований обнаружилось, что один и тот же зооморфный мотив можно встретить на орудиях труда, (учитель открывает вторую строчку таблицы (рис.3) иллюстрация пермского звериного стиля, где изображены навершия) например, навершия для ножей,




медведь




лось - олень



хищная




волк




куница




Вотивные (культовые) бляшки














Навершия













Рис.3 Навершия

а также предметы быта:

-чаши, ложки (рис.4);




медведь




лось - олень



хищная




волк




куница




Вотивные (культовые) бляшки














Навершия













Чаши, ложки












Рис.4 (чаши, ложки)

-кресала (огниво)(рис.5);




медведь




лось - олень



хищная




волк




куница




Вотивные (культовые) бляшки














Навершия













Чаши ложки












Кресала (огниво)












Рис.5 Кресала

-пряжки (рис.6);




медведь




лось - олень



хищная




волк




куница




Вотивные (культовые) бляшки














Навершия













Чаши ложки












Кресала (огниво)












Пряжки













Рис.6 Пряжки

-крючки (рис.7);




медведь




лось – олень



хищная




волк




куница




Вотивные (культовые) бляшки














Навершия













Чаши ложки












Кресала (огниво)












Пряжки













Крючки












Рис. 7 Крючки

-гребни (рис.8),




медведь




лось - олень



хищная




волк




куница




Вотивные (культовые) бляшки














Навершия













Чаши ложки












Кресала (огниво)












Пряжки













Крючки












Гребни














Рис.8 Гребни

а также подвески (рис 9)




медведь




лось - олень



хищная




волк




куница




Вотивные (культовые) бляшки














Навершия













Чаши ложки












Кресала (огниво)












Пряжки













Крючки












Гребни














Подвески












Рис. 9 Подвески

и пронизки (рис 10),




медведь




лось – олень



хищная




волк




куница




Вотивные (культовые) бляшки














Навершия













Чаши ложки












Кресала (огниво)












Пряжки













Крючки












Гребни














Подвески












Пронизки












Рис. 10 Пронизки

которые носили двойную функцию: культовую и украшательную.
Родовые украшения служили определённым значением принадлежности к роду. Девушка, имевшая тотемным знаком медведя, не могла выйти замуж за юношу, у которого был такой же тотемный знак.

Почему?

- Потому что они были родственниками.

- Совершенно верно, таким образом, древние коми боролись с кровосмешением.

- Давайте проследим, как использовали в культовых предметах, предметах быта, орудиях труда - образ медведя. Он используется полностью?

- Нет.

-Правильно, то есть иногда берётся фрагмент образа. Посмотрите, какую часть образа брали чаще всего?

-Голову, голову и туловище.

-А образ медведя просматривается во всех образах?

-Да.

(Учитель выключает свет в классе и зажигает свечу).

-Представьте себе: поздняя осень, ночь, тёмный лес вы один сидите у костра, холодно, надвигается гроза, слышен вой волка. Я думаю, что вам захочется, чтобы рядом с вами были предметы, несущие душу вашего тотемного знака.

-Мы и попробуем сейчас нарисовать предмет быта, орудие труда, украшенные тем или иным знаком.

-А каким бы тотемным знаком вы хотели украсить свой род и почему?

Дети называют животных и отмечают положительные черты выбранных животных.

-А мне ближе олень, так как он очень быстрый и в коми - мифологии символизирует женское начало. Я бы изобразила гребень с образом быстроногого оленя (учитель рисует на доске).

-Мне кажется, что данная работа будет красивой выполненной в технике граттаж, алгоритм выполнения которого вы знаете. Приступайте к работе.

4.самостоятельная работа учащихся

Во время самостоятельной работы учащихся учитель проходит по рядам между партами, наблюдает за работой учащихся, при необходимости корректирует и направляет работу.

5.итог урока

По окончании работы учащиеся вывешивают свои работы на доску.

Для первых закончивших свою работу предлагаются карточки:

Тема: " Пермский звериный стиль"


Прочитай и ответь на вопросы..

1. Образ какого зверя я взял и почему?

2. Какие элементы облика я использовал в работе?

З. Что нового открыл для себя на уроке?


Приглашаются желающие, которые отвечают на вопросы в карточках.

- Наш урок подошёл к концу. Ребята, я обязательно ещё раз посмотрю и проанализирую ваши работы, оценки выставлю в журнал.

- Домашнее задание: принести чертёжные инструменты, ножницы, скотч.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconПраздник для первоклассников
«Дети—это … Кстати, ребята, вы хотите узнать, что значит «дети» для взрослых? Я приготовила несколько высказываний, которые нам прочитают...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconТематическое планирование по русской литературе в 7 классе
Беседа рассказ учителя, беседа,, вырази -тельное чтение, элементы анализа текста
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconФакты о пагубном воздействии табака на организм
Формы работы: беседа – диалог, беседа – размышление, ситуативный практикум, викторина (дополнительный материал)
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
После фонограммы дети называют тему урока, учитель пишет на доске. От названия темы урока дети формулируют свою цель на данном уроке,...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок. Тишина. Дети размышляют, учитель сомневается в зрелости размышлений. Наверно, напрасно. Дети взрослеют быстро и знают больше...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети icon«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом»
«дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconПлан работы школьной библиотеки на 2013-2014 г. Задачи библиотеки
Беседа на тему: «Навстречу приключениям»о творчестве Р. Л. Стивенсона. Беседа «Толковый словарь Владимира Ивановича Даля»
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconМеждународный Форум «Одарённые дети»
«Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconПрезентация «Информационная безопасность детей» 144 7 3 Беседа «Безопасность наших школ»
Беседа «Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconНовченко Александра Ивановна, учитель русского языка и литературы...
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №2
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предварительная работа: беседа с детьми об этикете, чтение и заучивание поговорок и пословиц о «вежливости», беседа о том, как с...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconЛариса Анатольевна Зубкова, учитель математики и информатики и икт, моу сош №23, г. Рыбинск
Ссии — это, прежде всего, гуманитарные исследования и разработки, а также их технологическая и материальная база. В какую школьную...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconОргмомент Беседа Рассказ Работа над головоломкой Рассказ Слушание...
...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconУрок информатики в 8 классе Разработал: учитель информатики
...
Беседа Учитель Дети Учитель Беседа Дети iconУроки по теме «Здоровые дети в здоровой семье»
Ш №19 были проведены открытые уроки по теме «Здоровые дети – в здоровой семье». На открытые уроки были приглашены бывший учитель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск