«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения»





Скачать 98.72 Kb.
Название«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения»
Дата публикации30.08.2014
Размер98.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Выступление на Республиканском семинаре

«Качество образования в общеобразовательной школе:
подходы, критерии, пути достижения»


( из опыта работы МОУ СОШ № 2)
на тему

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии»
Яковлевой Натальи Александровны,

учителя биологии МОУ СОШ №2
«Здоровье – не всё,

но всё без здоровья – ничто»

Сократ.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся и качеству образования. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, повышает качество образования, формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Основой образовательного процесса является урок, а влияние урока на здоровье учащихся может быть как положительным, так и отрицательным.

Какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей? Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).

Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, делают урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным.

Если анализировать урок с позиций здоровьесбережения, нужно учитывать многие параметры.



Критерии здоровьесбережения

На что обратить внимание


1.

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

2.

Количество видов учебной деятельности

Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.

3.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

Ориентировочная норма – 7-10 минут.


4.

Количество видов преподавания.

Словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа

5.

Чередование видов преподавания.

Не позже, чем через 5-10 минут.


6.

Наличие и место методов, способствующих активизации.

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

7.

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с СанПиН. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения!


8.

Поза учащегося, чередование позы.

Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска.

9.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).


10.

Напоминание на уроке о ЗОЖ

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.

11.

Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

12.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: - Учитель-ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей); - Ученик – ученик (сотрудничество- соперничество, дружелюбие – враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие).

13.

Эмоциональные разрядки на уроке.

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

14.

Плотность урока.

Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!).

15.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. При правильно организованном уроке не ранее, чем: 1 класс – на 25-30 минуте; начальная школа – 35-40 минута; средняя и старшая школа – 40 минута; ККО – 30 минута.

16.

Темп окончания урока

Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя!

При планировании урока необходимо учитывать следующие правила:

1. Правильная организация урока.

- учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

- формировать у ученика интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос т.к. это является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности.

2. Использование каналов восприятия (левополушарные, правополушарные, равнополушарные люди, аудиалы, визуалы, кинестетики).

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Я считаю, что никакой другой предмет как биология ни ориентирован на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса. Курс биологии выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьесбережения. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся, развитие самосознания, уважения к себе и другим, формирование знаний и понимания закономерностей роста и развития человека, изучение факторов влияющих на здоровье, формирование понимания о здоровом образе жизни.

Кроме того здоровьесберегающие технологии можно использовать во внеурочной и внеклассной работе.

На уроках природоведения в 5 классе, изучая раздел «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» ребята на практике овладевают простейшими способами оказания первой помощи, знакомятся с мероприятиями по предупреждению вредных привычек, определяют показатели развития своего организма.

В 6 классе при изучении темы «Грибы» учатся распознавать съедобные и несъедобные грибы, знакомятся с мероприятиями по оказанию первой помощи при отравлениях.

В 7 классе знакомятся с паразитическими животными, узнают о том, какой вред они могут принести здоровью человека, а так же о профилактических мероприятиях, направленных на избежание заражения этими паразитами.

Особенно выделю программу 8 класса: ребята изучают основы анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в интернете, создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья. Практически каждая тема включает вопросы гигиены и профилактики нарушений работы органов и систем органов. На лабораторных работах учащиеся овладевают умениями и навыками по определению состояния своего здоровья, приемами оказания первой помощи.

Например, при изучении опорно-двигательной системы у меня есть возможность разъяснять учащимся отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки, заставить подростка задуматься о необходимости физических упражнений на формирование системы опоры и движения, ознакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки, мероприятиями по оказанию первой помощи при различных травмах.

Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания, усвоение учащимися первичных знаний по теме культура питания возможно на уроках при изучении пищеварительной системы. Дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления, проводят мини-исследования продуктов питания. Большое внимание уделяется изучению витаминов, их влиянию на рост и развитие организма.

Изучая кровеносную систему, ребята определяют реакцию сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку, учатся приемам первой помощи при кровотечениях.

При изучении системы органов дыхания также продолжается формирование понятия — здоровый образ жизни, знакомство с характеристикой и профилактикой наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, режимом во время болезни, гигиеной органов дыхания; рассказываю о методиках тренировки дыхания, на лабораторной работе учащиеся определяют функциональные возможности своей дыхательной системы.

При изучении покровных органов немало внимания уделяется проблеме гигиены тела, одежды и обуви, вопросам терморегуляции и закаливания.

Школьный возраст – может стать периодом приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, к наркотикам. Алкоголизм, токсикомания и наркомания губят не только здоровье отдельных людей, но и нарушают нормальный ритм жизни общества. Прогулы, несчастные случаи, многочисленные аварии, преступления, допускаемые людьми, употребляющими наркогенные вещества, затрудняют нормальный рабочий ритм многих производств, транспорта, создают опасность для имущества граждан, разрушают семьи, уродуют детей, наконец, ставят под удар здоровье и жизнь граждан, с которыми сталкиваются эти люди. Профилактику таких вредных привычек также можно проводить на уроках, где всесторонне возможно охарактеризовать воздействие никотина, алкоголя и наркотических веществ на жизнь и здоровье самого человека, а также на его будущее потомство; сформулировать правила сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного периода.

В программе 9-11 классов также есть темы, на которых можно активно использовать здоровьесберегающие технологии: «Биологические катализаторы», «Метаболизм», «Онтогенез», «Генетика человека», «Селекция», «Основы экологии»

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

В рамках предпрофильной и профильной подготовки обучающихся я предлагаю им элективные курсы медицинской и экологической направленности: «Основы медицинских знаний», «Познай себя» (практикум по экологии человека), «Социальная экология». Реализация этих программ позволяет расширить область знаний по биологии человека; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, научить оценивать состояние собственного здоровья, формировать навыки здорового образа жизни и умение вносить в него коррективы с учетом полученных результатов, помочь в выборе будущей профессии, способствует выработке экологически грамотного поведения учащихся в окружающей среде.

Внеклассная работа по предмету заключается в проведении викторин, классных часов, игр, конкурсов по тематике здоровьесбережения.

В заключение хочется сказать, что, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения (зам директора, протокол)
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconКритерии оценивания по предметным дисциплинам в международной общеобразовательной школе

«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» icon«Формирование условий для достижения нового результата обучения и...
Изменить подходы к проектированию образовательного процесса; использовать средства, методы, технологии и содержание, позволяющие...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconТемы рефератов. Современные подходы к определению категории «качество»...
Сравните представленные в табл. 4 определения понятия «качество», что между ними общего и в чем разница, какие аспекты этой категории...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconТема доклада
Лауэ, лауреата Нобелевской премии, хорошо иллюстрирует цели образования на современном этапе развития общества. Отличительной чертой...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconКачество организационно-правового обеспечения
В муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №19 сформирована нормативно-правовая база...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconЗаконодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации
В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определенные пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconРабочая программа по химии для 8 9 класса составлена на основе федерального...
Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определенные пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconПрименение компьютерных и кейс-технологий при подготовке учителя информатики к реализации фгос
Дарт задает критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, характеризует планируемые результаты, возможность...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедиа технологии на уроке помогают обеспечить новое качество общеобразовательной подготовки школьников, выступают в качестве...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconПсихология человека в современном мире том 1 Комплексный и системный...
...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconНа уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на...
Реформа общеобразовательной школы призвана повысить качество ее учебно-воспитательной работы. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать...
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconОтчет за полугодие работы моусош№3 г. Хвалынска (учебная работа)
В школе на данный момент 577 человек, качество по школе составляет 55%, успеваемость 99%
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconКонкретные достижения оу и его руководителя
Своевременность, результативность, высокое качество, инициативность, напряженность, интенсивность, сложность
«Качество образования в общеобразовательной школе: подходы, критерии, пути достижения» iconУроках математики
Слайд Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых формирование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск