Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации





Скачать 228.36 Kb.
НазваниеЗаконодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации
Дата публикации10.03.2016
Размер228.36 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > География > Закон


Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации
Уважаемые коллеги!

В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг.

Дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений в сфере образования, вовлечения большей части субъектов образования в процессы инновационного социально ориентированного развития России.

На современном этапе необходимо законодательная основа для закрепления достижений и конкурентных преимуществ системы образования, решения обостряющихся проблем для обеспечения стабильности функционирования системы образования, ответа на перспективные вызовы, т.е. нужен новый закон об образовании, который должен стать не просто стратегией минимум на десять лет, но и идеологией образования, закрепленной в правовом отношении.

Последние несколько лет ведется активная работа по подготовке проекта нового федерального закона, который бы комплексно регулировал отношения в сфере образования.

Представляемые широкой общественности последовательно дорабатываемые версии текста законопроекта вызвали большой интерес у профессионального сообщества Воронежской области. Учителями, руководителями образовательных учреждений, общественными организациями, родителями и даже обучающимися и студентами были подготовлены и направлены разработчикам более сотни предложений и замечаний к тексту проекта.

Дискуссия продемонстрировала ярко выраженный интерес к закону и к вопросам образования в целом, особенно со стороны активных участников образовательного процесса, прежде всего – со стороны родителей, обучающихся и педагогического сообщества.

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поручил продолжить дискуссию по законопроекту на традиционных августовских педагогических совещаниях, и, как вы знаете, Дмитрий Анатольевич уже принял участие в подобном совещании в Адыгее.

Начиная с 16 августа текущего года департаментом совместно с инспекцией по контролю и надзору в сфере образования, обкомом профсоюзов работников народного образования были проведены зональные совещания с участием всех руководителей образовательных учреждений, представителей профсоюзных организаций и учительской общественности с числом участников более 2 тыс. человек, в ходе которых были обсуждены основные новеллы предложенного законопроекта. Обсуждение будет продолжено на конференциях в муниципалитетах и педагогических коллективах. Обобщенные предложения и замечания будут до 15 сентября направлены в Министерство образования и науки РФ.

На сегодняшнем совещании мне бы хотелось более подробно остановиться на перспективах развития областной системы образования, в том числе - на ее готовности к изменениям, заявленным в законопроекте.

Одним из принципиальных изменений, предлагаемых в законопроекте, являются изменения в структуре системы образования.

Образование подразделяется на общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее), профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее профессиональное), дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

Устанавливаются уровни образования. Самостоятельными уровнями образования становятся дошкольное образование и начальное общее образование.

Особое внимание впервые уделяется дошкольному образованию. Предполагается, по аналогии с основным образованием, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. К полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации образовательных программ дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда работников дошкольных образовательных организаций, расходов на учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Родительская плата направляется исключительно на обеспечение расходов по присмотру и уходу за ребенком, и не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативами финансирования.

Мы должны быть готовы к исполнению данных положений и, несомненно, совместная ответственность за развитие дошкольного образования принесет свои плоды.

Мы уже имеем серьезные наработки по развитию сети дошкольных учреждений, форм и технологий реализации дошкольного образования, в том числе через реализацию региональной программы « Развития дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы»

Всего по области за период 2009-2010 гг. дополнительно введено 3075 мест за счет средств консолидированного бюджета области (областной и муниципальные бюджеты).

Вместе с тем, очередь в детские сады сохраняется и составляет 27187 человек в возрасте от 0 до 7 лет, в том числе детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в устройстве в указанные учреждения, но такими местами необеспеченных 7268 человек, из них в городском округе город Воронеж – 4 268 человек.

В 2011 году планируется ввести 2783 места за счет строительства, (мы впервые строим 2 новых детских сада подготовлена документации еще по трем), капитального ремонта, возврата дошкольных образовательных учреждений, ранее используемых не по назначению. На эти цели будет направлено 476102,4 тыс. руб. средств консолидированного бюджета области.

Впервые в этом году в ходе реализации проекта партии «Единая Россиия» - «Детские сады детям» регионам из федерального бюджета были выделены средства на оснащение дополнительно созданных мест. Воронежская область получила 14 925,0 тыс. рублей и эти средства будут направлены тем муниципалитетам, которые решали эту проблему в текущем году. По объему полученной субсидии мы входим в первую двадцатку субъектов РФ.

Однако, несмотря на сделанное, проблема обеспечения местами в дошкольных учреждения остается одной из самых серьезных.

Считаю, что данное направление работы должно стать главным в деятельности муниципалитетов в следующем году. Мы должны, используя все возможности федерального, регионального и местного бюджетов, в том числе за счет ведения новых форм дошкольного образования, в ближайшие 3-4 года обеспечить услугами дошкольного образования до 100 % детей дошкольного возраста.

В структуру общего образования, помимо дошкольного, входят начальное общее, основное общее, среднее общее образование.

Законопроектом предусмотрен целый ряд нововведений в общих правилах организации образовательного процесса и реализации образовательных программ. Отдельные разделы посвящены правам и гарантиям обучающихся. Об этом мы подробно говорили на зональных совещаниях. И, наверное, одной из самых главных является глава, посвященная правовому статусу педагогических работников, их правам, обязанностям, ответственности и академическим правам и свободам.

Принципиальным является сохранение всех прав (академических и трудовых) и мер социальной поддержки педагогических работников, а так же норма, устанавливающая, что уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций должен быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.

4 апреля 2011 года Председатель Правительства России Владимир Путин дал поручение по повышению заработной платы учителей и доведению её значения до значения средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации. 

Для решения поставленной задачи в федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 20 млрд. рублей в 2011 году, 60 млрд. рублей в 2012 году и 40 млрд. рублей в 2013 году предусматривается что регионы направят свои средства на увеличение фонда оплаты труда а федеральные средства пойдут на развитие школьной инфраструктуры.

В Воронежской области принято решение о увеличении фонда оплаты труда учителей не менее чем на 30% с 1 сентября, что позволит достичь уровня 93,3 % от уровня средней заработной платы по экономике в 4 квартале 2011 года. Для решения данной задачи губернатором Воронежской области А.В.Гордеевым принято решение, поддержанное депутатами Воронежской областной Думы, о выделении дополнительных 136 млн. рублей муниципальным районам для увеличения фонда оплаты труда учителей.

Оперативно принятые решения и проведенная работа позволили Воронежской области разработать и утвердить необходимый пакет документов, включающий в себя в т.ч. организационную схему управления и комплекс мер по модернизации региональной системы образования, который был признан одним из 17 лучших и рекомендован для использования другими субьектами РФ, а так же в числе первых 12 субъектов РФ подписать соглашение с Министерством образования и науки РФ и получить 381 ,5 млн. рублей в середине июля 2011 года и приступить к реализации муниципального и школьного этапов проекта.

К настоящему моменту заключены соглашения между департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и муниципалитетами по реализации в 2011 году проекта модернизации общего образования.

Денежные средства для реализации муниципальных планов по модернизации общего образования перечислены в муниципалитеты в виде субвенций и субсидий до 3 августа. В адрес муниципальных органов управления образованием направлены все необходимые методические рекомендации и указания.

Таким образом, с начала августа у образовательных учреждений есть все основания для интенсивной реализации направлений проекта.

Как уже отмечалось, главным направлением проекта является увеличение фонда оплаты труда учителей, и за счет этого рост средней заработной платы учителей.

В соответствии с обязательствами, которые взяла на себя Воронежская область с 1 сентября 2011 года фонд оплаты труда учителей в каждом образовательном учреждении вырастет не менее чем на 30 %,

Вместе с тем, как отметил в своем выступлении Председатель Правительства России В.В.Путин, представляя в Государственной Думе отчёт о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год «механической уравниловки при повышении зарплаты быть не должно. Нужно учитывать квалификацию учителя, его профессиональные качества, отношение к работе. И нужно поддерживать лучших.»

Поэтому департаментом образования, науки и молодежной политики области после широкого обсуждения и по согласованию с обкомом профсоюзов работников образования и науки были внесены изменения в Примерное положение об оплате труда учителей, в котором определен механизм повышения заработной платы, а именно предусматривается увеличение базовых окладов педагогических работников, увеличение повышающих коэффициентов для учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории. Кроме того, введен повышающий коэффициент для молодых специалистов на период первых трех лет работы.

В ходе обсуждения направлений проекта участниками высказывалось мнение о необходимости увеличения фонда оплаты труда на всех педагогических работников общеобразовательных учреждений. Данные предложения были доложены губернатору Воронежской области А.В.Гордееву, и им было принято положительное решение. Так же Алексей Васильевич поручил проработать вопрос о возможности, обьемах и сроках увеличения фондов оплаты труда педагогических работников всех образовательных учреждений региона.

Таким образом, принятые меры и взятые муниципалитетами обязательства позволят повысить среднюю заработную плату учителей общеобразовательных учреждений до уровня 14482 рубля.

Мне бы хотелось обратить ваше внимание на неоднородность абсолютных значений по средней заработной плате по каждому муниципалитету. Мы все понимаем, что это связано с целым рядом принципиальных моментов. Прежде всего, это предыдущая работа по грамотному выстраиванию муниципальной сети образовательных учреждений, когда муниципалитеты решали, в том числе и порой «неудобные вопросы» по оптимизации сети, это и грамотная политика на уровне управления каждого образовательного учреждения.

Думается, что отдельные высказывания об уравнивании всех школ и муниципалитетов в уровне оплаты не совсем обоснованны, необходимо говорить о достижении установленной региональной минимальной заработной платы, а там, где это по объективным причинам не получается дотировать, но не коем случае не за счет других.

И я еще раз подчеркиваю необходимость широкой разъяснительной работы с каждым учителем по направлениям проекта.

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минобрнауки России исходя из достижения показателей результативности.

Комплексом мер по модернизации общего образования предусмотрено не только повышение заработной платы учителей, но и

- приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых);       

- приобретение транспортных средств для перевозки школьников;

 - пополнение фондов школьных библиотек;

       - развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования); 

      - повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;      

 - модернизацию базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов); 

      - осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования. 

Как уже было сказано выше, на эти цели будет направленно 381 млн. рублей. Обращаю внимание руководителей муниципалитетов на неукоснительное выполнение условий действующего законодательства по освоению средств и выполнению достигнутых договоренностей о самостоятельности образовательных учреждений в выборе необходимого оборудования. Мы осознано в этом году, учитывая логику замещения, отказались от централизации средств на уровне региона: каждое учреждение гораздо лучше знает, что в данный момент необходимо для качественной организации учебного процесса.

Акцентирую особое внимание присутствующих руководителей на необходимость обеспечить начальные классы оборудованием для реализации ФГОС, установленный срок освоения средств - 1 ноября 2011 года.

Еще одним инструментом достижения поставленных задач является реализация на территории Воронежской области мероприятий ФЦПРО, в том числе через ДОЦП « Развитие образования в Воронежской области в 2010-2011 годы».

Воронежская область стала одним из 32 победителей по конкурсному отбору региональных программ развития образования для предоставления субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Объем субсидии, направляемый в Воронежскую области в течение трех лет, составит 81,5 млн. рублей.

До конца 2011 года Воронежская область получит 14,0 млн. рублей для создания стажировочной площадки на базе Воронежского областного института повышения квалификации по повышению квалификации и профессиональной подготовке учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, направленной на обеспечение реализации новых федеральных государственных стандартов общего образования.

Кроме того, федеральные средства в объеме 20,2 млн. рублей, выделенные Воронежской области на реализацию проекта модернизации образования, в соответствии с соглашениями между департаментом и муниципалитетами, также будут направлены на повышение квалификации и профессиональную переподготовку учителей и руководителей. Напомню, что департаментом создан и постоянно обновляется банк данных программ повышения квалификации, разрабатываемых профессиональными учебными заведениями. Департаментом с целью внедрения в образовательный процесс новых федеральных государственных стандартов и обеспечения модернизации общего образования разработаны требования к программам, которые включаются в региональный банк.

К числу условий, обеспечивающих качество образовательной среды, относятся и условия обеспечения обучающихся питанием.

Средства федерального бюджета, полученные Воронежской областью на реализацию проекта модернизации общего образования, в объеме 17,2 млн. рублей будут направлены на приобретение оборудования для школьных столовых.

Кроме того, новые технологические условия организации питания школьников будут созданы в городском округе город Воронеж, поскольку Воронежская область в 2011 году стала одним из победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях. Область получила на эти цели 7 млн. рублей.

Надеемся, что появившиеся новые финансовые и организационные возможности позволят нам значительно увеличить охват питанием школьников и улучшить его качество.

Еще одним направлением проекта модернизации общего образования является приобретение транспортных средств для перевозки школьников.

Для обеспечения полного охвата детей и реализации доступности бесплатного среднего образования программа оптимизации сети общеобразовательных учреждений включает организацию подвоза детей из поселений к учреждениям, имеющим соответствующие ступени образования и расположенных в других населенных пунктах.

В конце 2010 года Воронежская область получила 48 млн. рублей для приобретения школьных автобусов. Это самый значительный обьем средств по сравнению с другими субъектами РФ. А стало это возможным благодаря решению губернатора по выделению равной суммы из регионального бюджета и активной помощи лично Максима Викторовича Дулинова.

В настоящее время парк школьных автобусов составляет 427 единиц. Регулярный подвоз к месту учебы и обратно в соответствии со схемами движения автобусов, согласованными с органами ГИБДД, обеспечил доступность качественного образования 14 тысяч учащихся.

Самой серьезной задачей в данном направлении является обеспечение безопасности перевозок, и это прямая ответственность должностных лиц как на муниципальном уровне, так и на уровне школы.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Таким образом, основная проблема состоит в необходимости выстраивания системной работы по формированию здорового образа жизни, начиная с раннего возраста, как необходимой жизненной потребности, с одной стороны, и формирование здоровьесберегающей среды, с другой стороны.

Департаментом разработан и был представлен правительству области проект «Школа – территория здоровья» Проект предполагает внедрение в школьный уклад модели сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья, предполагающей организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения и на ее основе формирования здорового образа жизни.

У нас уже есть положительные примеры, в том числе по введению специальных курсов и дисциплин, включая отдельный курс «Наш выбор – здоровый образ жизни». Но одной из ключевых задач все таки является задача обеспечения необходимой здоровьесберегающей среды, в том числе ее материально-технических условий.

Губернатором области поставлена задача по ликвидации к 2013 году всех долгостроев на территории области, и в последующем строительства школьных зданий в плановые сроки, не превышающие 2 года. И данная задача будет выполнена. В 2011 года приступили к работе Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района и Лозовская СОШ Верхнеманского муниципального района. В этом году с 1 сентября впервые за 5 лет начнет работу новая школа в городе Воронеж, и до конца года откроет свои двери школа в районном центре Анна.

В законопроекте конкретизированы формы оценки качества образования, которые условно можно распределить на три группы.

Первая группа - государственные процедуры. Вторая группа- независимая оценка качества. И третья – мониторинг.

В законопроекте предусматривается, что освоение образовательной программы начального общего образования завершается промежуточной аттестацией обучающихся и выборочной мониторинговой оценкой учебных достижений обучающихся.

Департаментом образования, науки и молодежной политики совместно с инспекцией по контролю и надзору в сфере образования уже в истекшем учебном году была организована выборочная мониторинговая оценка учебных достижений обучающихся 4 и 8 классов в рамках функционирования региональной системы оценки качества образования и октябре-ноябре 2011 года планирует организовать массовое тестирование обучающихся 5 и 9 классов для проверки остаточных знаний учащихся.

Традиционно остановимся на результатах единого государственного экзамена в Воронежской области.

Истекший период 2010-2011 годов отмечен появлением на федеральном уровне документов, направленных на совершенствование единого государственного экзамена. В феврале 2011 г. вступил в силу Федеральный закон № 2-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена». Соответственно работа по организации проведения ЕГЭ строилась с учетом новых норм и правил.

Участниками ЕГЭ на территории Воронежской области стали 13786 человек. Анализ количества участников по предметам по выбору в сравнении с 2010 годом позволяет констатировать увеличение сдающих экзамен по обществознанию, физике, химии, биологии, английскому языку.

Сравнение результатов участников ЕГЭ 2011 года с результатами участников 2010 года по показателю «средний балл» позволяет констатировать наличие более высокого результата по показателю в 2011 году по предметам: русский язык, математика, физика, химия, история, география, английский и немецкий язык, литература; более низкого по предметам: информатика и ИКТ, биология, французский язык; находящегося на уровне 2010 года по предмету обществознание.

Из общего количества участников ЕГЭ 38 человек набрали 100 баллов.

По процентному соотношению участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог, Воронежская область по всем предметам показывает лучшие значения со сравнению со среднероссийскими, за исключением немецкого языка. Вместе с тем, данный показатель практически по всем общеобразовательным предметам хуже, чем в 2010 году.

Главной зоной внимания образовательных учреждений должны стать результаты участников, не преодолевших минимальный порог сразу по двум обязательным предметам, русскому языку и математике, не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании. Они имеют возможность уже в этом году поступить в учреждения начального и среднего профессионального образования по программам на базе основного общего образования. Для остальных муниципальные органы управления образованием должны создать условия по подготовке к повторному прохождению государственной (итоговой) аттестации в следующем году.

Мы планируем и в следующие периоды жестко контролировать исполнение действующего законодательства при проведении государственной итоговой аттестации на всех пунктах проведения.

Блок посвященный развитию системы общего образования хотелось бы завершить данными по самому главному индикатору нашей совместной работы- это мнения населения о качестве тех услуг, которые мы предлагаем.

Этот показатель в городских школах Воронежа варьируется от 67% до 98%. В отдельных муниципальных районах от 70% до 85% родителей ежегодно охвачено анкетированием, по результатам которого показатель удовлетворенности по отдельным школам ниже, чем в г. Воронеже – от 46% до 56%.

По результатам социологического опроса жителей РФ удовлетворенность населения качеством общего образования в сравнении с соответствующими показателями по ЦФО и РФ свидетельствует о повышении оценки качества общего образования в Воронежской области в 2008 и 2010 годах, когда удовлетворенность населения Воронежской области была выше, чем по ЦФО и РФ .

Вместе с тем, уровень удовлетворенности качеством повышенного уровня образования значительно выше, чем по ЦФО и РФ. По этим показателям Воронежская область на 19 месте в рейтинге регионов.

Остановлюсь на вопросах профессионального образования.

Развитие экономики Воронежской области, интенсивное развитие инвестиционных и инновационных процессов, процессы перевооружения производств и сферы услуг заметно изменяют требования работодателей к квалификациям работников, к уровню выпускников, что ведет к необходимости соответствующей перестройки деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования.

31 августа 2010 года состоялось совместное заседание Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященное приоритетам развития профессионального образования. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что реализация государ­ственной политики в области модернизации профессионального образования является делом не только ведомств и нескольких прорывных направлений образования, но касается всех субъектов Российской Федерации.

Происходящие изменения в системе профессионального образования Воронежской области, во многом, пока остаются формальны­ми и внутрисистемными (изменили статус двух учреждений профессионального образования, частично изменили структуру приема в областные учреждения начального и среднего профессионального образования и т.п.), не вызывающими массового интереса и активного участия в них представителей реальной экономики.

Поэтому неизбежный новый этап модернизации профессионального образования должен обеспечить соответствие потребностям новой иннова­ционной экономики всей системы профессионального образования, а не только учреждений-лидеров.

Законопроектом «Об образовании в Российской Федерации» предполагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку почасти профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования.

В этих целях и вводится образовательная программа среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих. Это в свою очередь позволит расширить «образовательные» возможности граждан, прошедших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих.

С учетом этого СПО будет включать в себя два вида образовательных программ:

- подготовка квалифицированных рабочих;

- подготовка специалистов среднего звена.

Таким образом, НПО включается в систему профобразования в качестве 1-го уровня среднего профессионального образования.

Часть краткосрочных программ НПО будет переведена в программы профессионального обучения, что позволит расширить возможности работодателей по подготовке квалифицированных рабочих.

Закрепляется общедоступность среднего профессионального образования, т.е. без вступительных испытаний (за исключением специальностей, требующих наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств).

В соответствии с законопроектом система уровней высшего образования в соответствии с законопроектом выглядит следующим образом:

- высшее образование – бакалавриат;

- высшее образование – подготовка специалиста, магистратура

- высшее образование – подготовка научно-педагогических

кадров, ординатура, ассистентура-стажировка

Для проведения системного изменения облика системы профессионального образования за короткий срок требуется средствами программно-целевого метода создать адаптивную к внешним требования областную сеть учреждений профессионального образования для обеспечения социально-экономического развития области востребованными кадрами, сконцентрировав ресурсы и возможности образовательных учреждений различного уровня, работодателей в рамках территориально-производственных кластеров.

Учитывая вышеизложенное, модернизация системы профессионального образования Воронежской области должна быть связана с реализацией следующих направлений:

Формирование эффективной сети учреждений профессионального образования возможно за счет создания современных образовательных учреждений.

Первая модель.

Высокотехнологичные центры профессионального образования на базе учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров по ведущим отраслям экономики Воронежской области (строительство, ЖКХ, машиностроение, сервис и общественное питание) на условиях партнерства с работодателями. В центрах концентрируются уникальные образовательные ресурсы, перспективные производственные технологии, обеспечен открытый доступ к ним учреждений, реализующих родственные образовательные программы НПО и СПО, а также учащихся профильной школы и взрослого населения территорий.

Вторая модель.

Многоуровневые образовательные учреждения, реализующие программы начального и среднего и первой ступени высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, ориентирующихся на потребности межмуниципальных образований.

Многоуровневое образовательное учреждение создается путем объединения отдельных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, которые становятся либо структурными подразделениями, либо входят в многоуровневое образовательное учреждение в качестве территориально распределенной по муниципальным образованиям филиалов.

Третья модель.

Многопрофильные образовательные учреждения начального профессионального образования на основе интеграции малокомплектных (неэффективных) учреждений с целью обеспечения квалифицированными кадрами крупных предприятий, посредством реализации как основных образовательных программ начального профессионального образования, так и программ профессионального обучения.

Четвертая модель.

Прикладной бакалавриат, ориентированный на практические умения, значимые для отрасли (содержание теории и практики – 50% на 50 %), что достигается за счет ранней профессиональной практики, позволяющей освоить современные технологии, и тесной взаимосвязью с базами практик.

Программы прикладного реализуются в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, пока прошедших на конкурсной основе отбор по готовности внедрения таких программ.

На следующей схеме приведена структура обеспечения квалифицированными кадрами территориально-производственных кластеров в соответствии с моделями функционирования сети профессиональных учебных заведений.

Высокотехнологичные центры профессионального образования обеспечивают подготовку квалифицированных специалистов для каждого кластера.

Многоуровневые образовательные учреждения обеспечивают подготовку квалифицированных специалистов для территориальных кластеров, охватывающих несколько муниципальных образований.

Многопрофильные образовательные учреждений обеспечивают подготовку специалистов для группы кластеров.

Уважаемые коллеги!

2010/2011 учебный год проходил при пристальном внимании государства и общества в целом к системе образования.

Продолжалась реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и национального приоритетного проекта «Образование».

Принята новая Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, реализация мероприятий которой будет осуществляться на основании кон­курс­но­го от­бо­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм раз­ви­тия об­ра­зова­ния в це­лях пре­дос­тавле­ния бюд­же­там субъек­тов Рос­сий­ской Фе­дера­ции суб­си­дий на под­держ­ку ре­али­зации ме­роп­ри­ятий Фе­дераль­ной це­левой прог­раммы раз­ви­тия об­ра­зова­ния.

В свою очередь в Воронежской области принята новая долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы».

Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 4 апреля 2011 года было дано поручение по вопросу модернизации системы общего образования и повышения заработной платы учителей.

В течение 2010 года и 2011 года проходило общественное обсуждение проекта интегрированного закона об образовании.

Таким образом, для системы образования Воронежской области на следующий период определены условия и механизмы, которые обеспечат достижение качественных изменений в самом образовании, системе образования и образовательных средах региона для предоставления возможностей человеку многогранно развиваться как духовной, творческой и здоровой личности в соответствии с требованиями современного развития региона; создадут условия для заинтересованного участия общества в развитии образования; в полной мере будут учитывать общественный запрос со стороны различных групп населения; будут способствовать эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию Воронежской области.

Спасибо за внимание!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconОтчет по проекту №38: Разработка рекомендаций по реализации Болонского...
Программы: Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является...
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconТема: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях...

Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconВысокогорный Фестиваль «Педагогических идей»
«Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы общего образования»
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Качество образования младших школьников в условиях модернизации образовательной системы»
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Методологический статус проблемы ресурсного подхода в условиях модернизации муниципальной системы образования»
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconТиповая программа дополнительного профессионального образования (повышение...
Национальный проект «Образование» нацелен на предоставление всем гражданам независимо от их местожительства возможности получения...
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание...
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации icon«Итоги, состояние и перспективы развития художественного образования...
Тавляющая развития инновационной экономики нашего региона. Этот процесс непосредственно затрагивает сферу образования в области культуры...
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconУчебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа...
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconКомплекс мер по модернизации системы общего образования Мантуровского...
I итоги реализации комплекса мер по модернизации в 2012 году системы общего образования Мантуровского муниципального района Костромской...
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconИспользование разнообразных методов и приемов на уроке изобразительного искусства
В условиях модернизации российской системы образования на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации...
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconПовышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
В. П. Тихонова» в 2007/2008 учебном году работает над темой: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconПрограмма Межрегиональной конференции «Перспективы развития музыкального...
Межрегиональной конференции «Перспективы развития музыкального образования в условиях модернизации учебного процесса»
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconПрограммастажировки
Государственно-общественное управление школой в условиях модернизации образования”
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации iconО развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы)...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск