учитель МОУ «Наша школа» г. Томск Буянова Г.В.
Тема занятия «Система опоры и движения.» 8 класс.(2 часа) Планируемый результат: Учащиеся систематизируют знания о покрытосеменных растениях, об их многообразии и значении в жизни природы и человека.
Личностная значимость : Человек постоянно использует покрытосеменные растения, без них невозможно хорошее качество жизни.
Цель занятия: Знакомство с представителями и признаками семейств Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Пасленовые, Злаковые.
Задачи занятия:
Познавательные: углубление знаний о покрытосеменные растения; знакомство с их многообразием; ознакомление учащихся с отраслями народного хозяйства, где необходимы знания о растениях.
Развивающие: развитие творческого мышления учащихся, формирование способности к коллективно - распределенной деятельности, умение творчески переработать изучаемый материал, умение построение плана выступления и представить отчет.
Воспитательные: формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся.
Оборудование: таблица численности таксонов Цветковых растений, плакаты с растениями семейств, энциклопедии, учебники ботаники разных авторов. Овощи (картофель, капуста, редька), плоды (пшеница, шиповник), ватман, фломастеры, скотч. Ход занятия: 1 урок
Первая часть – это вступительное слово учителя. Сообщаются основные сведения о классификации Цветковых растений. Распределяются группы, объясняются требования к заданиям, в конце выдается каждой группе детей распечатанные на листках задания.(5 мин)
Вторая часть –Ребята, разбившись на микрогруппы, выполняют задания и оформляют результаты работы на ватмане. Для работы в их распоряжении дополнительная литература по цветвовых растений Учитель активный консультант.(40 мин
Одна группа. Вырабатывает систему оценивания и прорабатывая материал составляет вопросы для групп.
Пример системы оценивания.
Участники группы ставят по 1 баллу за работу по каждому вопросу.
Эксперты выставляют максимум 5 баллов
1 балл – за участие всех членов группы в выступлении
1 балл - за правильность ответа
1 балл – за яркость выступления
0,5 балла за ответ на 1 дополнительный вопрос.
Оценка каждого ученика в группе:
Макс 5+6= 11 баллов
оценка: «5» 7-11 б
«4» 4- б,5 б
«3» меньше 4 б.
Модуль 1
Тема занятия «Система опоры и движения.» 8 класс. №
Учебного
элемента
| Учебный материал с указанием заданий. Деятельность ученика.
1 вариант.
| Руководство
по усвоению
уч.материала
| Макс-е кол-во
баллов
| УЭ -0
| ЦЕЛЬ: определить усвоение знаний по теме «Анализаторы»
Задание: Закончи фразу:
1 Место наилучшего видения на сетчатке называется ____________________.
2 Звуковая волна вызывает колебания ________________________.
3 Вестибулярный аппарат образован __________________________.
4 Кончиком языка вы почувствуете ____________________________.вкус.
5 Ассоциативная зона слухового анализатора находится в ________________зоне коры головного мозга.
|
| 5
| УЭ -1
| ЦЕЛЬ: Изучить основные функции системы опоры и движения.
Задание: Составить схему:
| Учебник Сонина
С.-92
| 5
| УЭ -2
| ЦЕЛЬ: Изучить сходство и различие в строении системы опоры человека и млекопитающих животных.
Вспомните из каких основных частей состоит скелет млекопитающих животных найдите аналогичные части на рисунках.
Задание: Составьте таблицу: (Ученики 1 варианта сравнивают Череп)
Отдел скелета
| Признаки сходства
| Признаки отличия
| Череп
|
|
| Позвоночник
|
|
| Плечевой пояс
|
|
| Тазовый пояс
|
|
| Конечности
|
|
|
| Карточка: Скелет Собаки.
Стр. 55
учебник
Цузмера
Рис. 37
| 4
| УЭ -3
| ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения черепа.
Посмотреть видеофильм «Строения черепа». Рассмотреть настоящий череп человека
Задание: Выпишите в таблицу названия костей мозгового и лицевого отделов черепа.
Череп человека
Лицевого отдел
| Мозговой отдел
|
|
|
|
Учебник Сонина
С.-98
| 8
| УЭ -4
| ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения скелета.
Посмотреть видеофильм «Строения скелета». Прочитать Статью «Скелет». Рассмотреть кости позвоночника.
Задание: Закончи фразу.
1. Позвонки состоят из:_______________________________________________________
2. Позвоночник обладает гибкостью благодаря___________________________________
3. В позвоночнике различают ______ отделов :___________________________________ ___________________________________________________________________________.
4.Позвоночник имеет ____ изгиба: _____________________________________________ _______________________________________________________________.
5. Позвоночник состоит из____ шейных, ____ грудных,____ поясничных, ___ сросшихся крестцовых и _______ копчиковых позвонков.
| Учебник Сонина
С.-99
| 5
| УЭ -5
| ЦЕЛЬ: Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Лист самооценки заполнялся по ходу урока.
|
|
|
Модуль 1
Тема занятия «Система опоры и движения.» 8 класс. №
Учебного
элемента
| Учебный материал с указанием заданий. Деятельность ученика.
2 вариант.
| Руководство
по усвоению
уч.материала
| Макс-е кол-во
баллов
| УЭ -0
| ЦЕЛЬ: определить усвоение знаний по теме «Анализаторы»
Закончи фразу:
1 Место наихудшего видения на сетчатке называется ____________________.
2 В среднем ухе происходит находятся________ и ________ и ________.
3 Восприятие любых положений тела осуществляется при помощи _______________.
4 Рецепторы обоняния находятся в ____________________________.
5 Ассоциативная зона мышечного чувства находится в ________________зоне коры головного мозга.
|
| 5
| УЭ -1
| ЦЕЛЬ: Изучить основные функции системы опоры и движения.
Задание: Составить схему:
|
| 5
| УЭ -2
| ЦЕЛЬ: Изучить сходство и различие в строении системы опоры человека и млекопитающих животных.
Вспомните из каких основных частей состоит скелет млекопитающих животных найдите аналогичные части на рисунках.
Задание: Составьте таблицу: (Ученики 2 варианта сравнивают Позвоночник и Плечевой пояс)
Отдел скелета
| Признаки сходства
| Признаки отличия
| Череп
|
|
| Позвоночник
|
|
| Плечевой пояс
|
|
| Тазовый пояс
|
|
| Конечности
|
|
|
| Карточка: Скелет Собаки. учебник
Сонина Стр. 4
рис скелетов учебник
Цузмера
Рис. 35 Стр. 54
| 4
| УЭ -3
| ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения черепа.
Посмотреть видеофильм «Строения черепа». Рассмотреть настоящий череп человека.
Задание: Выпишите в таблицу названия костей мозгового и лицевого отделов черепа.
Череп человека
Лицевого отдел
| Мозговой отдел
|
|
|
| Учебник Сонина
С.-98
| 8
| УЭ -4
| ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения скелета.
Посмотреть видеофильм «Строения скелета». Прочитать Статью «Скелет»
Задание:
1. Грудная клетка образована _______________________________________________.
2. С грудиной соединены _______ пар верхних ребер при помощи ___________________
3. Скелет плечевого пояса состоит из____________________ и _____________________.
4. Скелет верхних конечностей имеет ______ отдела.
5. Отделы верхних конечностей содержат следующие кости:
плечо -_________________________________________________________,
предплечье -____________________________________________________,
кисть -_________________________________________________________.
| Учебник Сонина
С.-99,100
| 5
| УЭ -5
| ЦЕЛЬ: Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Лист самооценки заполнялся по ходу урока.
|
|
|
Модуль 1
Тема занятия «Система опоры и движения.» 8 класс.) №
Учебного
элемента
| Учебный материал с указанием заданий. Деятельность ученика.
3 вариант.
| Руководство
по усвоению
уч.материала
| Макс-е кол-во
баллов
| УЭ -0
| ЦЕЛЬ: определить усвоение знаний по теме «Анализаторы»
Закончи фразу:
1 Рецепторами, воспринимающими изображение являются __________ и __________.
2 На мембранах улитки находятся ________________________.
3 Кожное чувство осуществляется при помощи следующих рецепторов: ___________ ___________________________________________________________________________.
4 Боковыми краями языка вы почувствуете ____________________________ вкус.
5 Ассоциативная зона зрения находится в ________________зоне коры головного мозга.
|
| 5
| УЭ -1
| ЦЕЛЬ: Изучить основные функции системы опоры и движения.
Задание: Составить схему:
|
| 6
| УЭ -2
| ЦЕЛЬ: Изучить сходство и различие в строении системы опоры человека и млекопитающих животных.
Вспомните из каких основных частей состоит скелет млекопитающих животных найдите аналогичные части на рисунках.
Задание:. Составьте таблицу: Ученики 3 варианта сравнивают Тазовый пояс и Конечности)
Отдел скелета
| Признаки сходства
| Признаки отличия
| Череп
|
|
| Позвоночник
|
|
| Плечевой пояс
|
|
| Тазовый пояс
|
|
| Конечности
|
|
|
| Карточка: Скелет Собаки. учебник
Цузмера
Рис. 36 Стр. 54 учебник
Сонина
рис скелетов Стр. 4
| 4
| УЭ -3
| ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения черепа.
Посмотреть видеофильм «Строения черепа». Рассмотреть настоящий череп человека.
Задание: Выпишите в таблицу названия костей мозгового и лицевого отделов черепа.
Череп человека
Лицевого отдел
| Мозговой отдел
|
|
|
| Карточка: Скелет Собаки. Стр. 98
учебник
Сонина
Рис черепа
| 8
| УЭ -4
| ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения скелета.
Посмотреть видеофильм «Строения скелета». Прочитать Статью «Скелет»
Задание:
1. Тазовый пояс образован _______________________________________________.
2. Тазовые кости соединены сзади __________________ и спереди ___________________
3. Коленный сустав прикрыт _________________________________________.
4. Головка бедренной кости входит в _____________________________________________.
5. Отделы нижних конечностей содержат следующие кости:
Бедро -_____________________________________________________________________,
Голень -____________________________________________________________________,
Стопа -______________________________________________________________________.
| Учебник Сонина
С.-100
| 5
| УЭ -5
| ЦЕЛЬ: Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Лист самооценки заполнялся по ходу урока.
|
|
|
Модуль 1
Тема занятия «Система опоры и движения.» 8 класс №
Учебного
элемента
| Учебный материал с указанием заданий. Деятельность ученика.
МОДУЛЬ УЧИТЕЛЯ.
| Руководство
по усвоению
уч.материала
| Макс-е кол-во
баллов
| УЭ -0
| ЦЕЛЬ: определить усвоение знаний по теме «Анализаторы»
Закончи фразу:
1 вариант
1 Место наилучшего видения на сетчатке называется желтое пятно
2 Звуковая волна вызывает колебания барабанной перепонки.
3 Вестибулярный аппарат образован 3 полукружными каналами и 2 мешочков.
4.Кончиком языка вы почувствуете вкус сладкого
5 Ассоциативная зона слухового анализатора находится в височнойзоне коры головного мозга.
2 вариант
1 Место наихудшего видения на сетчатке называется слепым пятном.
2 В среднем ухе происходит находятся молоточек и стремячко и наковаленка.
3 Восприятие любых положений тела осуществляется при помощи вестибулярного аппарата.
4 Рецепторы обоняния находятся в носовой полости.
5 Ассоциативная зона мышечного чувства находится в темяннойзоне коры головного мозга.
3 вариант
1 Рецепторами воспринимающими изображение являются палочки и колбочки
2 На мембранах улитки находятся рецепторы.
3 Кожное чувство осуществляется при помощи следующих рецепторов: боли,тепла, холода, прикосновения, давления.
4 Боковыми краями языка вы почувствуете кислый вкус
5 Ассоциативная зона зрения находится в затылочной зоне коры головного мозга.
|
| 5
| УЭ -1
| ЦЕЛЬ: Изучить основные функции системы опоры и движения.
Задание: Составить схему: 1 вариант
2 вариант
3 вариант
| Вступительное слово учителя о значимости системы опоры и движения
ЕГО состояние определяет
работу многих органов
сколиоз, остеохондроз. Радикулит. Нарушение осанки ведет к заболеваниям
головные боли. вялость. сонливость, неправильное функционирование органов. Нарушение обмена веществ
| 65-6
| УЭ -2
| ЦЕЛЬ: Изучить сходство и различие в строении системы опоры человека и млекопитающих животных.
Вспомните из каких основных частей состоит скелет млекопитающих животных найдите аналогичные части на рисунках.
Задание:. Составьте таблицу: Ученики работают по 3 вариантам
Отдел скелета
| Признаки сходства
| Признаки отличия
| Череп – 1 вариант
| Те же отделы и кости
| Вытянутая нижняя челюсть, маленький мозговой отдел у животных
| Позвоночник -2вариант
| Те же отделы и кости
| Нет изгибов, у жив-х горизонтальное положении, наличие хвоста
| Плечевой пояс-2вариант
| Те же отделы и кости
| Более мощные лопатки у жив-х, ходящих на задних конечностях
| Тазовый пояс-3 вариант
| Те же отделы и кости
| Более мощные таз. кости у жив-х,
| Конечности -3 вариант
| Те же отделы и кости
| У многих передние конечности не имеют кисти, а имеют стопу, более вытянутые передн конечн. у приматов
|
| Карточка: Скелет Собаки.
учебник
Цузмера
Рис. 35, 36, 37 Стр. 54,55 Учебник Сонина
С.-92
| 4
| УЭ -3
| ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения черепа.
Посмотреть видеофильм «Строения черепа». Рассмотреть настоящий череп человека
Задание: Выпишите в таблицу названия костей мозгового и лицевого отделов черепа.
Череп человека
Лицевого отдел
| Мозговой отдел
| Носовая, верхнечелюстная, нижнечелюстная, скуловая,
| Теменная, лобная, затылочная, височная
|
| Учебник Сонина
С.-98
| 8
| УЭ -4
| ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения скелета.
Посмотреть видеофильм «Строения скелета». Прочитать Статью «Скелет»
Задание:
1 вариант
1. Позвонки состоят из: тела, дуги и отростков.
2. Позвоночник обладает гибкостью благодаря хрящевым дискам
3. В позвоночнике различают 5 отделов шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковых позвонков.
4.Позвоночник имеет _4__ изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый
5. Позвоночник состоит из__7__ шейных, __12__ грудных,__5__ поясничных, __5_ сросшихся крестцовых и _4-5_ копчиковых позвонков. 2 вариант
1. Грудная клетка образована Грудными позвонками, 12 ребрами, грудиной.
2. С грудиной соединены 10 пар верхних ребер при помощи эластичных хрящей.
3. Скелет плечевого пояса состоит из 2 лопаток и 2 ключиц.
4. Скелет верхних конечностей имеет 3 отдела.
5. Отделы верхних конечностей содержат следующие кости:
плечо -плечевая,
предплечье –Лучевая, локтевая_,
кисть –запястье, пясть ,фаланги пальцев_.
3 вариант
1. Тазовый пояс образован 2 тазовые кости.
2. Тазовые кости соединены сзади с кресцовым отделом и спереди друг с другом.
3. Коленный сустав прикрыт Коленной чашечкой.
4. Головка бедренной кости входит в шаровидную впадину тазовой кости.
5. Отделы нижних конечностей содержат следующие кости:
Бедро – Бедрянная ,
Голень –большая и малая берцовая_,
Стопа - предплюсна, плюсна, фаланги пальцев
| Учебник Сонина
С.-99
Учебник Сонина
С.-99,100
Учебник Сонина
С.-100
| 5
| УЭ -5
| ЦЕЛЬ: Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Лист самооценки заполнялся по ходу урока.
Загадки ( закрепление материала).
Какой костью нельзя копать? Лопатка
В какую кость не нальешь воды? Тазовая
Какой крест человек несет в себе человек всю жизнь? Крестцовую
В какую клетку никого не посадить? Грудную
Из какой посуды не поешь? Из коленной чашечки
Какие кости имеют отношение к военным действиям? Фаланги пальцев, таранная кость
Какая кость названа в честь мифического героя, который держит небо на каменных руках. Атлант – 1 шейный позвонок.
Дом. Зад. Домашний эксперимент. Сделайте отпечаток ступни.
Принести метр для практических работ.
Читать с.92-97
В раб. тетрадях 3 задания на выбор от -58
Подбирайте литературу для составления комплекса физических упражнений для укрепления осанки. Будет совместный урок с уроком физкультуры.
|
Раздать инструкцию практ. раб. по определе-нию плоско-стопия.
|
| |