Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"





НазваниеРазработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"
Дата публикации05.09.2014
Размер95.2 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Биология > Разработка урока

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"


“Здоровье – это та вершина,
которую каждый должен
преодолеть сам”.

В. Шененберг. (слайд1)

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для организма

  • Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, прививать интерес к предмету, развивать внимание, творческую активность.

  • Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Формы и методы (методические приемы):

- частично-поисковый

- индивидуальная работа

- групповая работа

- работа с учебником

- работа с таблицами

Оборудование: , мультимедийный проектор,компьютер, таблица «Суточная потребность в витаминах», самодельные таблицы по растворимости витаминов, витаминный стол с натуральными продуктами, раздаточный материал.

Оформление: Портрет Н.И. Лунина, стенгазета «Чудесная азбука здоровья. Витамины».

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с любимыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм человек не в силах. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

“Я люблю жизнь и хочу жить!” Эти слова выражают заветное желание каждого из нас. “Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находиться в наших руках, жизнь восхитительна, это сокровище из сокровищ” (Поль Брег). Чтобы жизнь человека была долгой и счастливой, необходимо быть здоровым. А для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Русский народ всегда славился своей мудростью. Доказательством этого служат русские народные пословицы:

  • Будь не красен, да здоров.

  • Здоровье дороже золота.

  • Болен - лечись, а здоров - берегись.

  • Где здоровье, там и красота.(слайд2)

Сегодня на уроке вы узнаете, что на качество жизни влияют особые вещества - витамины, какую роль они выполняют в организме человека, в каких продуктах содержаться.

Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Что же спасло моряков от гибели?

Чудесная азбука здоровья - это витамины. Трудно представить, что ранее о них никто не знал. Для начала немного истории.

Ученик: В 1880 г. в Дерптском университете Н.И.Лунин (слайд3) исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?” Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали. В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” - жизнь.

Учитель: Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно.

-Какие витамины вы знаете?

-А, В, С, Д-

Учитель: Все витамины делятся на две группы. Водорастворимые и жирорастворимые.

Витамины: (таблица на экране)

  1. Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.

  2. Жирорастворимые – А, D, Е, К.

Работа с учебником и витаминным столом.

Используя текст и рисунки учебника стр.166-167 назовите продукты питания, находящиеся на столе и укажите, какими витаминами они богаты.( Демонстрация овощей, фруктов и др.продуктов).

Учитель: Суточная потребность в витаминах различная. Давайте рассмотрим таблицы на экране и на партах.( Работа с таблицами)

№2 Суточная потребность в витаминах и их основные функции

Витамин

Суточная

потребность

Функции

Основные источники

Аскорбиновая кислота (С)

50-100 мг

Участвует в окислительно-восстановительных процессах, повышает сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям

Овощи, фрукты, ягоды.

В капусте - 50 мг.

В шиповнике - 30-2000 мг.

Тиамин, аневрин (В1)

1,4-2,4 мг

Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы

Пшеничный и ржаной хлеб, крупы – овсяная, горох, свинина, дрожжи, кишечная микрофлора.

Рибофлавин (В2)

1,5-3,0 мг

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях

Молоко, творог, сыр, яйцо, хлеб, печень, овощи, фрукты, дрожжи.

Пиридоксин (В6)

2,0-2,2 мг

Участвует в синтезе и метаболизме аминокислот, жирных кислот и ненасыщенных липидов

Рыба, фасоль, пшено, картофель

Никотиновая кислота (РР)

15,0-25,0 мг

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях в клетках. Недостаточность вызывает пеллагру

Печень, почки, говядина, свинина, баранина, рыба, хлеб, крупы, дрожжи, кишечная микрофлора

Фолиевая кислота, фолицин (Вс)

0,2-0,5 мг

Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот

Петрушка, салат, шпинат, творог, хлеб, печень

Цианкобаламин ( В12)

2-5 мг

Участвует в биосинтезе нуклеиновых кислот, фактор кроветворения

Печень, почки, рыба, говядина, молоко, сыр

Биотин (Н)

0,1-0,3 мг

Участвует в реакциях обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот

Овсяная крупа, горох, яйцо, молоко, мясо, печень

Пантотеновая кислота (В3)

5-10 мг

Участвует в реакциях обмена белков, липидов, углеводов

Печень, почки, гречка, рис, овес, яйца, дрожжи, горох, молоко, кишечная микрофлора

Ретинол (А)

0,5-2.5 мг

Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития человека, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции - восприятии света

Рыбий жир, печень трески, молоко, яйца, сливочное масло

Кальциферол (D)

2,5-10 мкг

Регуляция содержания кальция и фосфора в крови, минерализация костей, зубов

Рыбий жир, печень, молоко, яйца


.

Физкультминутка.

Влияние витаминов на организм человека. Заболевания, связанные с гиповитаминозами.
Работа с учебником.(стр.166-167). К каким заболеваниям приводит недостаток различных витаминов. Приведите примеры.
Учитель Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?(ЦИНГА)

Учитель: Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Как разобраться в этом изобилии? ( видеофрагмент из аптеки) Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов.

А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают токсемии - отравления.

Таблетированная форма витаминных препаратов всасывается организмом не полностью, а только какая-то ее часть.

На мой взгляд, лучшего всего использовать в своём рационе овощи и фрукты. Это наиболее безобидный потенциал витаминов.

Ученица:

Нельзя жить на консервах
Без свежих овощей.
А лучше сок лимонный и апельсиновый пей
И зубы будут крепче
И зоркими глаза
Тогда болеть не будет
Никто и никогда.
И не забудь - проблема
У витаминов есть
Их жизнь недолговечна
Они способны разрушаться
Высокая температура
И воздух при хранении
Разрушат витамин
До употребления.

Правила сохранности витаминов при приготовлении пищи.

Предложите возможные толкования народной пословицы - Добрый повар доктора стоит.(слайд)

Таблица на экране. Правила сохранности витаминов при приготовлении пищи.

1.При чистке фруктов и овощей снимать возможно более тонкий слой кожицы.

2.Чистить и резать фрукты и овощи только перед употреблением ножом из нержавеющей стали.

3.Овощи лучше варить в эмалированной посуде.

4.При варке овощи опускать в кипящую воду.

5.Варить овощи в посуде с плотно закрытой крышкой.

6.Овощные блюда употреблять сразу после их приготовления.

Что мешает усвоению витаминов:

  1. Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…

  2. Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.

  3. Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…

  4. Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

  5. Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

  6. Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Закрепление пройденного материала

Задачи:

1. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной?

(Витамин А)

2. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои?

(Витамин С)

3. Почему тертую морковь лучше есть с жирными маслами, сметаной?

(Витамин А)

4. Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту?

(Витамин С)

5. Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника – снижается свертываемость крови. Почему?

(Витамин К)


Домашнее задание. Небольшая практическая работа, Приготовление водного раствора шиповника. Провести тестирование, которое поможет вам определить, какого витамина не хватает у вас в организме. На вопросы теста надо отвечать словами “да” или “нет”.

Тест на обеспеченность организма витамином D.

  • Страдаете ли вы остеохондрозом?

  • Избегаете ли вы солнца?

  • Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?

  • Избегаете ли вы масла и маргарина?

  • Вы не едите грибы?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином D.

Тест на обеспеченность организма витаминами группы В.

  • Часто ли вы чувствуете себя не способным к деятельности и лишённым энергии?

  • Легко ли вы раздражаетесь?

  • Часто ли вы подвергаетесь стрессам?

  • Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?

  • Вы употребляете алкогольные напитки?

  • Отдаете ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?

  • Вы не едите мясо вообще?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витаминами группы В.

Тест на обеспеченность организма витамином С.

  • Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?

  • Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?

  • Редко ли вы едите свежие овощи?

  • Вы едите мало сырых салатов?

  • Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду?

  • Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином С.

Тест на обеспеченность организма витамином Е.

  • Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения?

  • У вас слабые соединительные ткани?

  • Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы?

  • Часто ли вы бываете на солнце?

  • Вы курите?

  • Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов?

  • Часто ли вы употребляете растительные масла?

  • Вы употребляете растительный маргарин?

  • Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен витамином Е.

Вывод учителя. Итак, мы познакомились с различными видами витаминов, выяснили, что без них жизнь невозможна и что в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни!

На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconКонспект урока биологии в 8 классе по теме «Витамины» фио (полностью)...
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconРазработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей»
Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconПроектная работа на тему: «Методическая разработка урока биологии в 8 классе «Витамины»
Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным...
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconКонспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconМетодическая разработка урока биологии в 8 классе по теме «Строение...
Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функций
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconРазработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество»
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2)
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе Автор: Почекина Е. Н., учитель биологии
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: \"Витамины\" iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск