Скачать 67.06 Kb.
|
Автор: Шикунова Наталья Борисовна, учитель биологии высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 города Твери Предмет: Общая биология Класс: 10 класс Тема урока: Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Цель урока: Изучить хромосомную теорию наследственности. Сцепленное наследование генов. Задачи урока:
Учебно-методическое обеспечение:
Время реализации урока: 45 минут. Авторский медиапродукт:
Необходимое оборудование и материалы для урока: Интерактивная доска. Мультимедийная установка, презентация к уроку. А также таблицы и динамические модели по данной теме Тип урока: Урок изучения нового материала План проведения урока:
Ход урока:
Мы отмечали, что у каждого организма число генов больше числа хромосом, следовательно, в одной хромосоме расположено множество генов. Как же наследуются гены, расположенные в одной хромосоме? Большую работу по изучению этого вопроса провел американский ученый Томас Хант Морган (1866-1945гг) и его ученики. (слайд 3) В качестве объекта исследований Морган использовал плодовую мушку дрозофилу (слайд 4). Дрозофила – очень удобный генетический объект. У нее очень высокая плодовитость: одна самка может откладывать от 200 до 600 яиц. У нее всего 4 пары хромосом (2n=8), они подвержены частым наследственным изменениям. И, конечно же, муху легко содержать в лабораторных условиях. Давайте повторим за учеными ход проведения научного эксперимента (слайд 5). Рассмотрите схему. Определите доминантность генов. Запишите схему, используя генетическую символику. Если доска интерактивная, то ответы вписываются прямо на слайд. А – серое тело Р: ААВВ х аавв а – черное тело г: АВ ав В – нормальные крылья F1: АаВв в – редуцированные крылья что сооветствует полученному результату Далее Т. Морган провел обратное анализирующее скрещивание, скрестив самку первого поколения с гомозиготным по двум рецессивным признакам самцом (слайд 6). Давайте проверим, каким должен быть ожидаемый результат, решив схему 2. Ответы также вписываются на слайд. Согласно третьему закону Менделя (закону независимого наследования) при данном типе наследования в потомстве мух должно быть четыре фенотипические группы. Однако на практике в пробирке ученые обнаружили только две (слайд 7). Как можно объяснить полученный результат?
Выясним, как влияет расположение генов на образование различных гамет (слайд 8). Вариант 1- гены А и В расположены в разных хромосомах. Согласно третьему закону Менделя (закону независимого наследования) образуется четыре типа гамет. Рассмотрим теперь вариант 2 - гены А и В локализованы в одной хромосоме. Сколько типов гамет образуется в этом случае? Только два. Таким образом, возвращаясь к полученному в лаборатории результату (слайд 7), как его можно объяснить? Получение двух фенотипических групп возможно, если гены изучаемых признаков находятся в одной паре хромосом. Такие гены наследуются вместе. Этот основополагающий вывод лег в основу Хромосомной теории наследственности (1911г), сформулированной группой Т.Моргана. Рассмотрим основные положения теории (слайд 9). 1. Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно или сцепленно. 2. Группы генов, расположенные в одной хромосоме образуют группу сцепления. Число групп сцепления равно числу пар хромосом (т.е. гаплоидному набору) 3. Гены расположены в хромосомах линейно, в строго определенных местах – локусах. Однако, повторяя эксперимент несколько раз, ученые обнаружили, что сцепленное наследование признаков может нарушаться (слайд 10). Однако расщепление по фенотипическим группам не совпадает с менделеевским 1:1:1:1. Среди потомства преобладали особи двух фенотипических групп – по 41,5% , а особи с так называемыми перекомбинированными признаками – по 8,5%. Что могло привести к такому результату? Давайте вспомним процессы, происходящие в профазу первого мейотического деления (слайд 11). Такое событие приводит к перекомбинированию генетического материала, увеличивает разнообразие потомков, т.е. повышает наследственную изменчивость, и, следовательно, играет важную роль в эволюции. Как часто происходит кроссинговер? От чего зависит появление новых перекомбинированных хромосом? Ответить на данные вопросы вы сможете выполнив задание (слайд 12). Таким образом, в полученном в лаборатории результате мы видим, что большую часть 83% составляют нерекомбинантные (некроссоверные) особи, а 17% - рекомбинантные (кроссоверные) особи (слайд 13). Данные закономерности также нашли свое отражение в хромосомной теории наследственности в виде следующих положений (слайд 14). 4. Частота (%) перекреста между двумя неаллельными генами, расположенными в одной хромосоме, прямо пропорциональна расстоянию между ними. 5. Расстояние между генами измеряется в морганидах (сантиморганах): единица расстояния между генами в хромосоме – 1% кроссинговера = 1 сМ Зная процент кроссинговера можно определить, как расположены гены в одной хромосоме. Решите задачу (слайд 15). Определив местоположение гена можно построить генетическую карту хромосомы (слайд 16). Она представляет собой схему взаимного расположения генов, находящихся в одной хромосоме, т.е. в одной группе сцепления. Построение подобных карт имеет большое значение и для фундаментальных исследований, и для решения самых разных практических задач. Например, генетические карты хромосом человека очень важны для диагностики ряда тяжелых наследственных заболеваний.
Ответьте на вопросы (слайд 17): 1. Какое наследование называют сцепленным? 2. В каком случае гены наследуются сцепленно? 3. Что такое группа сцепления? 4. Чему равно количество групп сцепления? 5. Сколько групп сцепления в клетках: а) сазана (2n = 104); б) таракана (2n = 48); в) осла (2n = 66); г) топинамбура (2n = 102)? 6. От чего зависит сила сцепления между генами? 7. Что является причиной нарушения сцепления? 8. Какие некроссоверные и кроссоверные гаметы образуют организмы: а)АВ и ав; б) АВ и Ав; в) аВс и авс; г) Авс и авс?
Выучить § 3.13, записи в тетради, решить задачу: У человека катаракта (помутнение хрусталика) и полидактилия (шестипалость) обусловлены сцепленными доминантными генами. Ген катаракты может быть сцеплен с геном нормального строения кисти и наоборот. Женщина унаследовала катаракту от матери, а полидактилию от отца. Ее супруг нормален по обеим признакам. Какие аномалии можно ожидать у детей в такой семье? Сцепленные гены кроссинговера не обнаруживают. (слайд 19) Список использованной литературы и интернет-ресурсов (слайд 20):
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Основные закономерности явлений наследственности». Урок №13 «Сцепленное наследование генов. Закон Моргана» | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,... | ||
Ф. И. О. преподавателя, ведущего занятия Наименование прорабатываемой дисциплины Закон Гр. Моргана –сцепленное наследование признаков | Урок в 9 классе Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование» Образовательная: Ознакомить учащихся с теорией наследования пола, с характером наследования признаков сцепленных с полом | ||
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование... Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина). Программа курса рассчитана на 35 часов, согласно новому базисному учебному плану для общеобразовательных... | Урока. Тема урока: Закон Моргана. Сцепленное наследование. (10 класс)... Цели: Образовательная обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий... | ||
Генетика-наука о наследственности и изменчивости организмов. Генетика-... Ректор Академик го дпо рамн л. К. Мошетова), кафедра анестезиологии и реаниматологии (зав каф проф. И. В. Молчанов) | Образовательное учреждение высшего профессионального образования Днк-технологий для выявления генов высокой продуктивности и устойчивости к заболеваниям; диагностики болезней животных посредством... | ||
Примерные темы рефератов Спортивные династии. Наследование в них двигательных качеств и выбора видов спорта | Химический состав клетки «Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов» или Презентация на тему | ||
Изучение механизмов эпигенетической регуляции экспрессии генов на модели вируса саркомы птиц | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Стехиометрическая теория. Электронная теория. Теория химического строения. Явление изомерии | ||
Сравнительное изучение эффективности Agrobacterium -опосредованной... Сравнительное изучение эффективности Agrobacterium-опосредованной транзиентной экспрессии гетерологичных генов, кодирующих рекомбинантные... | Тема: «Основы учения о наследственности и изменчивости» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | ||
Перечень вопросов для подготовки к зачету Основные понятия хромосомной теории наследственности: генотип, фенотип, аллель, локус | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка урока «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 9 класс» |