Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола





Скачать 123.18 Kb.
НазваниеЗакономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола
Дата публикации31.07.2014
Размер123.18 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Биология > Закон
Биология.

10 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), авторская программа (автор Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина). Программа курса рассчитана на 35 часов, согласно новому базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений (приказ Департамента № 626 от 5.06.2006 г.).

Изучение биологии в 10-м классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах разного уровня сложности; истории развития современных представлений о живой природе; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В результате изучения биологии в 10 классе ученик должен

Знать/понимать

  • основные отличия живых организмов от объектов неживой природы, уровни организации живой материи;

  • теорию происхождения жизни на Земле академика А.И.Опарина, небиологический синтез органических веществ;

  • особенности строения прокариотических, эукариотических, растительных и животных клеток, жизненный цикл клетки;

  • способы размножения живых организмов, биологическое значение митоза и мейоза;

  • закономерности наследования признаков по Г.Менделю, сцепленное наследование и закон Т.Моргана, генетическое определение пола;

  • особенности наследственной и ненаследственной изменчивости, модификации;

  • методы селекции: гибридизация и отбор, гетерозис, порода, сорт, штамм, полиплоидия;

  • биологическую терминологию и символику.



Уметь

  • объяснять: роль биологии в системе естественнонаучной картины мира, в практической деятельности человека; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле;

  • объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике, самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные этапы к различным клеточным структурам;

  • работать с микроскопом, изготовлять простейшие микропрепараты для микроскопических исследований;

  • характеризовать сущность бесполого и полового размножения;

  • объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков;

  • составлять простейшие родословные, решать генетические задачи;

  • понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства;

  • решать биологические задачи; знать элементарные схемы скрещивания.



Тематический план

по биологии для 10 класса.




Тема, раздел

Кол-во часов

Уроки объяснения

(кол-во)

Уроки практикумы

Лабораторные и практические занятия

Отработка

ИОТ

Уроки контроля

1

Введение


1

1













2

Клетка – единица живого

18

7

2

3

3

2

3

Размножение и развитие организмов

6

3




1

1

1

4

Основы генетики

6

2

1

2

1

1

5

Закономерности изменчивости

4

2

1

1




1




Резерв


0



















Итого


35

15

4

7

4

5

По биологии в 10 классе

На 35 часов по 1 часу в неделю.
Учебник: «Общая биология. 10-11 класс»

под редакцией Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица

Москва, «Просвещение»,2006 г.


Всего часов

Лабораторных

работ

Практических

работ


Экскурсий



35



7



-



-







Содержание

урока

Форма работы

Региональный компонент (РК*)

Дом./зад.

Дата



1.


2.

3.


4.


5.
6.

7.


8.

9.

10.
11.

12.
13.

14.
15.

16.


17.

18.

19.

20.


21.


22.
23.

24.

25.

26.


27.

28.

29.
30.


31.

32.


33.

34.
35.



Введение.
Биология – наука о живой природе. Отличительные признаки живого. Уровни организации живой природы. Значение биологии, её отрасли.
Клетка – единица живого.
Химический состав клетки. Неорганические (минеральные) соединения, их роль в клетке и организме человека.
Биополимеры. Углеводы. Липиды. Их роль в клетке и организме человека.
Белки, их строение и функции. Роль белков в клетке и организме человека.
Нуклеиновые кислоты. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение ДНК в клетке. Строение и функции РНК.
АТФ и другие органические соединения клетки.

Структура и функции клетки.

Развитие знаний о клетке (р.Гук, Р.Вихров,К.Бэр,М.Шлейден, Т.Шванн) Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.

Строение клетки. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи и лизосомы, их функции.
Митохондрии, пластиды, органоиды движения. Включения.

Доядерные и ядерные клетки. Ядро. Строение и функции хромосом.


Обобщение знаний по теме «Строение клетки»
Обеспечение клеток энергией.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.
Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. Брожение.
Биологическое окисление при участии кислорода. Дыхание.
Наследственная информация и реализация её в клетке.
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК.
Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код.
Биосинтез белков. Роль генов в биосинтезе белка.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Профилактика СПИДа.
Обобщение знаний по теме «Процессы жизнедеятельности в клетке»

Размножение и развитие организмов.

Клетка – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.
Размножение – свойство организмов. Бесполое и половое размножение.
Мейоз, его фазы.
Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития.
Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основы генетики.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Терминология и символика. Г.Мендель – основоположник генетики.
Генотип и фенотип. Аллельные гены. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Сцепленное наследование.
Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика.
Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность.
Взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков.
Закономерности изменчивости.
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов Н.И.Вавилова.
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Обобщение знаний по теме «Закономерности изменчивости».



Беседа

Беседа

Беседа


Беседа


Беседа

Беседа


Ла.раб.№1

(ИОТ №14а)

«Наблюдение клеток животных и растений на готовых микропрепаратах и их описание»
Беседа


Лаб.раб. №2

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Ла.раб.№3

(ИОТ №14а)

«Сравнение строения клеток растений и животных»
Семинар

Контроль
Беседа
Беседа

Беседа
Беседа

Беседа


Беседа

Беседа

Семинар.

Контроль

Беседа


Беседа

Беседа
Беседа

Лаб.раб.№4

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих..»
Беседа

Лаб.раб. №5 «Составление простейших схем скрещивания»


Лаб.раб. №6 «Решение генетических задач».
Беседа

Беседа
Беседа


Беседа

Контроль

Беседа

Беседа
Лаб.раб. № 7 «Выявление источников мутагенов в среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Семинар

Контроль






С.4-7


П.1

П.2


П.3


П.4
П.5


П.6

П.7


П.8

П.9

П.10
П.11

П.12
П.13

П.14


П.15, 16(читать)

П.17


П.18

П.19

П.20
П.21

П.22


П.23

П.24,25

П.26

П.27
П.28


П.29

П.30


П.31


П.32,33




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconУрок в 9 классе Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование»
Образовательная: Ознакомить учащихся с теорией наследования пола, с характером наследования признаков сцепленных с полом
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconФ. И. О. преподавателя, ведущего занятия
Наименование прорабатываемой дисциплины Закон Гр. Моргана –сцепленное наследование признаков
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Основные закономерности явлений наследственности». Урок №13 «Сцепленное наследование генов. Закон Моргана»
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconУрока. Тема урока: Закон Моргана. Сцепленное наследование. (10 класс)...
Цели: Образовательная обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий...
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка урока «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 9 класс»
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconГенетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Цели урока
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Было высказано множество догадок, но ни одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии...
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола icon«Закономерности наследования признаков»
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconЗакономерности наследования количественных и качественных признаков
Общая генетика ориентирует на научно-исследовательскую, производственную и информационно-просветительскую виды профессиональной деятельности,...
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconКонспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков,...
Сегодня у нас повторительно – обобщающий урок по теме «Основы генетики» это Эра генетики. Процесс познания: через историю к теории,...
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconУрок 25 Тема: Закономерности наследования признаков, установленные...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconХромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов
Автор: Шикунова Наталья Борисовна, учитель биологии высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме: «Генетика пола»: о хромосомном механизме определения...
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование и закон Т. Моргана, генетическое определение пола iconИсследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск