Скачать 93.58 Kb.
|
Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Цели урока.
Оборудование: презентация «Генетика пола», медиа пособие к учебнику Н.И. Сонина , подборка задач по данной теме и справочные материалы. Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение нового материала по плану:
III. Закрепление. Решение задач по теме, беседа по вопросам. Опорные точки урока:
1. Генетика пола Генетика объяснила сущность удивительной и важной проблемы: равное распределение женских и мужских особей в поколениях животных и людей Беседа с учащимися по вопросам:
Половое размножение очень широко распространено в природе, связано с формированием мужских и женских половых клеток. Каким же образом происходит распределение пола у различных видов животных.? Этот вопрос издревле будоражил умы людей, и только недавно, с возникновением науки генетика, человек смог найти этому объяснение. Для начала вспомним, что представляет собой хромосомный набор клеток человека. Слайд. В кариотипе человека из 46 хромосом 44 одинаковы у всех особей, независимо от пола (эти хромосомы называют аутосомами), а одной парой хромосом, называемых половыми, женщины отличаются от мужчин. Это общебиологическая закономерность для всех живых организмов, размножающихся половым путем. Диплоидная клетка организма человека: 46 хромосом =23 пары гомологичных хромосом, из которых 22 пары - аутосомы + 1 пара половые хромосомы: у мужчины - ХY; у женщины - ХХ. У человека гетерогаметным является мужской пол, а женский гомогаметный. В соматической клетке мужчины - разные половые хромосомы. В соматической клетке женщины - одинаковые половые хромосомы. Слайд Пол можно рассматривать как один из признаков организма, как правило, определяется генами. Механизм же определения пола имеет иной характер - хромосомный. 2. Хромосомный механизм определения пола Согласно хромосомной теории К.Корренса (1907), пол будущего потомка определяется сочетанием половых хромосом в момент оплодотварения. Пол, имеющий одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным, так как он дает один тип гамет, а имеющий разные - гетерогаметным, так как он образует два типа гамет. У человека, млекопитающих, мухи дрозофилы гомогаметный пол женский, а гетерогаметный - мужской. У мужского пола в процессе гаметогенеза формируется 2 типа гамет в равной пропорции, так как мужской пол - гетерогаметный: Х-сперматозоиды и Y-сперматозоиды. Поскольку у женского пола половые хромосомы одинаковы, так как женский пол - гомогаметный, то каждая яйцеклетка несет Х-хромосому. Эта биологическая закономерность, обусловленная механизмом мейоза. Учащимся предлагается ответить на вопросы: От чего зависит рождение женских и мужских особей? Запись на доске определение пола. Каким образом половые различия в хромосомных наборах самцов и самок поддерживаются в процессе размножения? В чем же отличие “Х” хромосомы от “У” хромосомы? Отличаются по строению: Y-хромосома состоит как бы из двух участков - одного гомологичного Х-хромосоме, а другого негомологичного. А так же по набору генов, которые в них находятся. Основные положения.
Существует четыре основных типа хромосомного определения пола.
3. Различные формы определения пола Существует 3 формы определения пола:
4. Соотношение полов Учащимся предлагается ответить на вопрос: Почему у раздельнополых организмов (в том числе и у людей) соотношение полов составляет 1:1? Работа со справочными материалами Учащимся предлагается сделать самостоятельные выводы.
5. Наследование, сцепленное с полом Генетические исследования установили, что существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- или Y- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. Х-хромосома человека содержит ряд генов, рецессивные аллели которых определяют развитие тяжелых аномалий (гемофилия, дальтонизм). Эти аномалии чаще встречаются у мужчин, хотя носителями чаще бывают женщины.: X hY - мужчина, больной гемофилией; Xd Y- дальтоник. Сообщения учащихся о заболеваниях сцепленных с полом. Дальтонизм. Гемофилия. Остановиться на наследовании гемофилии Царской семьей. Слайд. Другие заболевания. Соотношение полов. Различают первичное соотношение полов, точнее, соотношение эмбрионов и вторичное - соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных. Теоретически соотношение полов в момент оплодотворения должно быть близким 1:1, так как встреча яйцеклетки со сперматозоидом, содержащим Х- или Y- половую хромосому, равновероятна. При обследовании у человека обнаружено, что на 100 женских зигот образуется 140-160 мужских (первичное соотношение полов) К моменту рождения на 100 девочек приходится 103-105 мальчиков 9 (вторичное соотношение полов). Третичное соотношение полов (постнатальный период) к 20-ти годам на 100 девушек приходится 100 юношей; к 50-ти годам на 100 женщин - 85 мужчин, а к 85-ти годам на 100 женщин - 50 мужчин. Отсюда напрашивается вывод о большей жизнестойкости женского организма, что может быть объяснено, наряду с другими причинами, мозаицизмом женского организма по половым хромосомам. III. Закрепление Решение задач и обсуждение вопросов. 1) Вопросы для обсуждения.
2) Задачи. Задача 1 Серебристая курица из породы белый виандот скрещена с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определить соотношение и расщепление групп гибридов по фенотипу и генотипу. Примечание: указанные признаки сцеплены с полом: доминантный ген серебристой окраски (С) локализован в одной Х-хромосоме, аллельный ему рецессивный ген золотистой окраски (с) - в другой Х-хромосоме. У птиц женский пол - гетерогаметный, а мужской - гомогаметный. Задача 2 От родителей, по фенотипу имеющих нормальное зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик - дальтоник (не различает красный и зеленый цвета) Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? Задача 3 Какие дети могли бы родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом (а в остальном имеющей вполне благополучный генотип)? Выводы.
4. Домашнее задание § 39.Учащимся предлагается ответить на вопросы: Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов?
Учащимся предлагается решить задачи по теме “Наследование сцепленное с полом” 1. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х-хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын? 2. У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10–20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции? 3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом? |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка урока «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 9 класс» | Урок в 9 классе Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование» Образовательная: Ознакомить учащихся с теорией наследования пола, с характером наследования признаков сцепленных с полом | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме: «Генетика пола»: о хромосомном механизме определения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Закономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование... Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина). Программа курса рассчитана на 35 часов, согласно новому базисному учебному плану для общеобразовательных... | ||
Ф. И. О. преподавателя, ведущего занятия Наименование прорабатываемой дисциплины Закон Гр. Моргана –сцепленное наследование признаков | Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова.... | ||
Конспект родительского собрания на тему Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных,... | Урока. Тема урока: Закон Моргана. Сцепленное наследование. (10 класс)... Цели: Образовательная обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий... | ||
Конкурс практических материалов для учителей-логопедов доу Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных,... | Методические рекомендации по составлению родословной Результаты исследования... Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ключевые понятия: эволюция, креационизм, трансформизм, классификация, таксоны, эволюция. Факты: история эволюционных идей; господство... | Закономерности наследования количественных и качественных признаков Общая генетика ориентирует на научно-исследовательскую, производственную и информационно-просветительскую виды профессиональной деятельности,... | ||
Календарно-тематическое планирование биологических тем, связанных... Примерное календарно-тематическое планирование биологических тем, связанных с вопросами пола | Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... |