Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека





Скачать 320.74 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека
страница1/3
Дата публикации08.08.2013
Размер320.74 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Биология > Исследовательская работа
  1   2   3


Фонд Развития Международного университета
НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка»

Исследовательская работа

Наследование некоторых признаков у человека


Автор: Макарова Анастасия,

9 класс.
Научный руководитель:

Соловков Д. А., к.б.н, учитель биологии

НОУ СОШ «Росинка»


Москва

2007

Оглавление
Введение стр.3-5

Основная часть

Глава 1 Общие закономерности наследования стр.6-16

    1. Основные термины генетики стр.6-7

    2. Законы Менделя стр.8-11

    3. Сцепленное наследование генов (законы Моргана) стр.12-14

    4. Наследование групп крови стр.15

Глава 2 Наследование некоторых признаков у человека стр.17-29

2.1. Экспериментальное исследование стр.17-18

2.2. Наследование цвета глаз стр.19-20

2.3. Наследование окраски волос стр.21-22

2.4. Наследование групп крови стр.23-26

2.5. Наследование роста и массы тела стр.27

2.6. Генетическая структура популяции стр.28

2.7. Выводы стр.29

Заключение стр.30

Список источников информации стр.31

Приложения

Приложение 1 Анкета стр.32-33

Приложение 2 Пособие для учителя по генетике стр.34-40

Введение


Многим людям часто хочется узнать, почему у них именно такой цвет глаз или волос, а также интересно выяснить, отчего они больше похожи на мать или на отца. Оказывается, все это скрыто в наших генах, что и изучается наукой генетикой, основанной чешским математиком и монахом Грегором Менделем в 1864 году. Каждый признак зависит от наличия определенного белка, а белок «зашифрован» в гене. Разве об этом задумывались когда-то обычные люди? Я думаю, что нет.

Наследование большинства признаков человека носит определенный характер, который не известен обычным людям. Изучение этих признаков поможет людям лучше разобраться в генетике. Иными словами, я хочу, чтобы люди, которым это интересно, понимали, почему они родились именно такими, какие они есть.

Помочь лучше разобраться нам помогут многие вещи. Например, мы провели опросы в виде анкетирования и интервьюирования, которые затем были обработаны с помощью математического моделирования. Также была изучена разная литература по данной теме.

Актуальность данной работы определяется возможностью узнать много нового в сфере биологии.

Научная значимость данной работы, заключается в том, что используя законы генетики, можно выявить статистические закономерности наследования признаков человека.

Социальная значимость данной работы, определяется изучением проявления этих признаков, которые помогут людям лучше разобраться в закономерностях наследования.

Личностная значимость заключается в том, что мне интересна эта тема, путем исследования я хочу узнать о наследственности человека.

Проект реализуется в предметных рамках биологии и медицины.

Проект может быть квалифицирован как исследовательский и долгосрочный.

Объектом исследования являются законы генетики.

Предметом исследования являются наследование некоторых признаков у человека.

Гипотезы исследования заключаются в том, что не все признаки человека могут наследоваться, путем исследований и изучения данной темы мы опровергнем или подтвердим данную гипотезу.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель: изучить наследование признаков человека.

Для реализации поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:

  1. Провести анализ литературы по нашей теме.

  2. Провести опрос (анкета, интервью) среди учащихся и работников школы.

  3. Провести анализ полученной информации и математическую обработку данных.

  4. Создать пособия по биологии для уроков в 9-10 классах.

В исследовании были использованы следующие методы и методики:

1. Эмпирические методы:

- Анкетирование (открытые вопросы)

- Интервьюирование

2. Теоретические методы:

- Анализ литературных источников

- Анализ анкетных данных

- Обобщение полученных данных

- Математическое моделирование (статистические расчеты)

Практическая значимость данной работы заключается в то, что после изучения всей темы, создастся учебное пособие по биологии для использования на уроках.

Глава 1 Законы генетики

1.1. Основные термины генетики


Генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность – способность родителей передавать свои свойства и признаки потомству. Благодаря наследственности из поколения в поко­ление организмы и вид сохраняют свои свойства. Изменчивость – способность организмов изменять свойства и признаки под воздействием внешней среды.

Основателем генетики считается Грегор Мендель, который в 19-ом веке открыл несколько законов генетики. Однако на его работу не обратили должного внимания. В 1900 году К. Корренс (Германия), Э. Чермак (Австрия) и Г. де Фриз (Голландия) независимо друг от друга переоткрыли законы Менделя и признали его приоритет.

Рассмотрим некоторые термины генетики:

1) Ген – это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка.

2) Аллельные гены (аллели) – разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки – признаки, которые не могут быть в организме одновременно.

3) Гомозиготный организм – организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака. Гетерозиготный организм – организм, дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.

Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма. Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.

4) Генотип – совокупность генов в диплоидном наборе организма, совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом. Фенотип – совокупность признаков организма.

1.2. Законы Менделя


Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов F1)

При выведении этого закона Мендель использовал моногибридное скрещивание: он взял два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков – цветом семян. Один сорт имел желтую окраску, второй – зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.

Для записи результатов скрещивания им была предложена следующая схема:

А – желтая окраска

а – зеленая окраска
Р (родители) АА х аа.

Г (гаметы) А а

F1 (первое поколение) Аа
В первом поколении все растения имели желтые семена. Мендель назвал желтый цвет доминирующим, а зеленый – рецессивным. По генотипу все потомки были гетерозиготны.

На основании полученных результатов Мендель сформулировал закон, позднее названный 1-ым законом Менделя или законом единооб­разия гибридов первого поколения: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и гено­типу.
Второй закон Менделя (закон расщепления)

Из семян, полученных при скрещивании гомозиготных растений с желтой окраской семян и растений с зеленой окраской семян, были выращены растения и путем самоопыления получено F2. Среди полученных растений встречались экземпляры как с желтыми семенами, так и с зелеными семенами в соотношении 3 (желтый цвет) : 1 (зеленый цвет).

Также Мендель выявил, схожие по фенотипу растения отличаются по генотипу: треть растений с желтыми семенами при самоопылении не давали расщепления, а две трети – давали в соотношении 3:1. Эти опыты показали, что расщепление по фенотипу сопровождается расщеплением по генотипу в соотношении 1:2:1.
Р (F1) Аа х Аа

Г А; а А; а

F2 АА; Аа; Аа; аа,
На основании полученных данных Мендель сформулировал 2-й закон или закон расщепления: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1 (75% имеют доминантный признак, 25% – рецессивный), а по генотипу – 1:2:1.
Третий закон Менделя (закон независимого наследования)

При выведении этого закона Мендель скрещивал и анализировал наследование двух пар признаков у гороха: окраска и форма семян. Скрещивание, в котором рассматривается наследование двух пар признаков, называется дигибридным.

В качестве родительских форм Мендель использовал гомозиготные по обоим парам признаков растения: один сорт имел желтые семена с гладкой кожицей, другой – зеленые и морщинистые.

В первом поколении все гибриды были одинаковы: желтая окраска и гладкая кожица, т.е. эти два признака являются доминантными:

А – желтая окраска семян,

а – зеленая окраска семян,

В – гладкая форма,

в – морщинистая форма.
Р ААВВ х аавв

Г АВ ав

F1 АаВв

100% (желтые гладкие).
Затем Мендель из семян F1 вырастил растения и путем самоопыления получил гибриды второго поколения. В F2 произошло расщепление на 4 фенотипических класса в соотношении 9:3:3:1. 9/16 все семян имели оба доминантных признака, 3/16 – первый доминантный и второй рецессивный, 3/16 – первый рецессивный и второй доминантный, 1/16 – оба рецессивных признака.
Р АаВв х АаВв

Г АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав

F2 (для записи и определения генотипов гибридов второго поколения используется решетка Пеннета)

Гаметы


АВ


Ав


аВ


ав


АВ


ААВВ


ААВв


АаВВ


АаВв

Ав


ААВв


Аавв


АаВв


Аавв


аВ


АаВВ


АаВв


ааВВ


ааВв


ав


АаВв


Аавв


ааВв


аавв



Для растений с желтыми и гладки­ми семенами возможно 4 генотипа: ААВВ, АаВВ, АаВв, ААВв; для растений с желтыми и морщинистыми семенами – 2 генотипа (ААвв, Аавв); для растений с зелеными и гладкими семенами – 2 генотипа (ааВВ, ааВв); для растений с зелеными и морщинистыми семенами – 1 генотип (аавв).

При анализе наследования каждой пары признаков получаются следующие результаты. В F2 12 частей желтых семян и 4 части зеленых семян, т.е. соотношение 3:1. Точно такое же соотношение будет и по второй паре признаков (форме семян).

На основании этих опытов Мендель сформулировал закон независимого наследования: при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях.

Третий закон Менделя выполняется при определенных условиях:

1) Гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

2) Тип взаимодействия между аллельными генами – полное доминирование. Других типов взаимодействия между генами нет.

3) Организмы с разными генотипами имеют равные шансы на выживание.

1.3. Сцепленное наследование генов


Сцепленное наследование генов – это совместная передача нескольких генов от родителей потомкам. Оно было открыто в 1906 г. английскими генетиками У. Бэтсоном и Р. Пеннетом, которые изучали наследование признаков у растений (душистый горошек).

При скрещивании гомозиготных растений, отличающихся двумя парами признаков, в F2 произошло расщепление не в соотношении 9:3:3:1, а в соотношении примерно 3:1, причем доминировало сочетание признаков, характерное для родителей.

Как было выяснено, оба гена находились в одной хромосоме, поэтому наследовались вместе, а гибриды F1 образовывали два типа гамет, а не четыре. Это явление назвали сцепленным наследованием.
P (F1) А В х А В

а в а в

Г АВ, ав АВ, ав

F2 А В, А В, А В, а в

А В, а в, а в, а в

В дальнейшем работы по изучению закономерностей сцепленного наследования были продолжены Томасом Морганом и его научной школой. Их эксперименты проводились на плодовой мушке – дрозофиле. В результате опытов было выявлено, что сцепление может нарушаться из-за кроссинговера. При скрещивании анализировалось наследование двух пар признаков: одна пара контролирует цвет тела (А – серая окраска, а – черная), вторая пара – длину крыльев (В – длинные крылья, в – короткие). Оба гена находятся в одной хромосоме.

При скрещивании серых длиннокрылых мух с серыми короткокрылыми все первое поколение было серым длиннокрылым.

Р А В х а в

А В а в

Г АВ ав

F1 А В

а в
После этого провели анализирующее скрещивание. Но в потомстве наблюдалось появление не двух (в соотношении 1:1 – 50% серых длиннокрылых мух и 50% черных короткокрылых), а четырех фенотипических классов. Соотношение было следующим: по 41,5% серых длиннокрылых и черных короткокрылых и по 8,5% серых короткокрылых и черных длиннокрылых. Такое расщепление можно объяснить кроссинговером, что привело к появлению новых типов гамет, а, следовательно, и новых фенотипических классов. Гаметы, возникшие в результате кроссинговера, назвали кроссоверными.
Р (F1) А В х а в

а в а в

Г АВ, ав, ав

Ав, аВ
F2 А В, а в А в, а В,

а в, а в, а в, а в

41,5% 41,5% 8,5% 8,5%
На основании всех полученных результатов Т. Морганом и его школой была сформулирована хромосомная теория наследственности:

1. Гены расположены в хромосомах в линейном порядке. Различные хромосомы содержат неодинаковое число различных генов.

2. Каждый ген занимает в хромосоме определенное место (локус).

3. Гены, находящиеся в одной хромосоме, представляют одну группу сцепления и наследуются совместно. Число групп сцепления организма равно гаплоидному набору хромосом. Две гомологичные хромосомы являются одной группой сцепления.

4. В результате кроссинговера происходит нарушение сцепления. Частота кроссинговера между генами, располо­женными в одной хромосоме, зависит от расстояния между ними и прямо пропорциональна ему. Расстояние между генами измеряется в морганидах. Одна морганида соответствует 1% кроссоверных фенотипов в потомстве.

1.4. Наследование групп крови


Если у вида существует несколько аллелей (более двух) одного гена, то это явление называют множественным аллелизмом. Примером являются аллели I0, IА, IВ, кодирующие белки-антигены эритроцитов (они определяют группы крови людей). Каждый человек содержит только два гена, отвечающих за определенную группу крови. Первая группа: I0 I0; вторая: IА I0 и IА IА; третья: IВ IВ и IВ I0; четвертая: IА IВ.

Выводы:

  1. Наследование генов подчиняется законам, которые были открыты Г. Менделем и Т. Морганом.

  2. Некоторые гены человечества существуют не в двух, а в большем количестве модификаций.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconКонспект родительского собрания на тему
Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных,...
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconКонкурс практических материалов для учителей-логопедов доу
Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных,...
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconМетодические рекомендации по составлению родословной Результаты исследования...
Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных,...
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconФ. И. О. преподавателя, ведущего занятия
Наименование прорабатываемой дисциплины Закон Гр. Моргана –сцепленное наследование признаков
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconИсследовательская работа по русскому языку «Что в имени тебе моём» Абраменко Кристина (9 лет)
Ведь имя дается при рождении и сопутствует человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой. Оказывается, каждое имя что-то...
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Что в имени тебе моем?...
Ведь имя дается при рождении и сопутствует человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой. Оказывается, каждое имя что-то...
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка урока «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 9 класс»
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconГенетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Цели урока
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconУрок в 9 классе Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование»
Образовательная: Ознакомить учащихся с теорией наследования пола, с характером наследования признаков сцепленных с полом
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconНаучно – исследовательская работа Влияние магнитных бурь на человека
...
Исследовательская работа Наследование некоторых признаков у человека iconЗакономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование...
Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина). Программа курса рассчитана на 35 часов, согласно новому базисному учебному плану для общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск