Скачать 243.39 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № 114 Московской области Научно-исследовательская работа на тему: «Что в имени тебе моем? Происхождение русских личных имен» Выполнила: Гостюк Кристина учащаяся ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО Научный руководитель: Попова Елена Ивановна преподаватель русского языка и литературы ГБОУ НПО № 114 МО г. Орехово-Зуево 2012 Оглавление
Еще великий древнегреческий поэт Гомер писал в поэме «Одиссея»: Между двух живущих людей безыменным никто не бывает Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный, Имя свое от родителей в дар получает… Это значит, что имена были всегда и у всех народов, во все времена, но конечно, они были не такими, как наши сегодняшние имена. А ведь имя очень важно для человека. Именно оно в совокупности с фамилией и отчеством отличает нас от других людей, идентифицирует. Все мы по-разному относимся к своему имени: большинству приятен звук своего имени. Не случайно психологи советуют, чтобы расположить к себе собеседника, чаще называйте его по имени. Иногда человеку не нравится его имя, и тогда жизнь отравляется вечным недовольством собой и другими, ведь они так часто произносят его имя. Астрологи считают, что имя, данное при рождении, влияет на судьбу человека. История имен, на мой взгляд, очень интересна. Ведь она имеет отношение не только к истории языка, но и отражает историю страны. Цель данной исследовательской работы: изучение истории появления и периодизации изменений личного имени в русской именной формуле. Задачи исследования:
Объектом исследования в работе являются данные исторической и современной ономастики. Предмет исследования: женские и мужские имена учащихся ГБОУ НПО № 114 МО города Орехово-Зуево. Гипотеза: имена собственные живо реагируют на происходящие в обществе изменения, поэтому имена могут нести разного рода информацию о общественных явлениях своего времени. Основные методы и приемы: работа с научной литературой, статистическими данными, анализ женских и мужских имена учащихся ГБОУ НПО № 114 МО города Орехово-Зуево.
Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома - имя. Имена людей - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Таким образом, личное имя - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими. Ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами, что делает ономастику автономной дисциплиной, использующей преимущественно лингвистические методы, тесно связанной с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной. Имена собственные живо реагируют на происходящие в природе и обществе изменения, поэтому имена собственные могут служить хронологизаторами текстов, а также исторических и археологических памятников. В силу особой консервативности имен собственных они переживают эпоху, в которую они были созданы, сохраняя свидетельства более древнего состояния языка, и содержат большую языковую и внеязыковую информацию, получить которую можно только лингвистическими методами. Все многообразие мира вещей составляет первичную основу для имен – нарицательных как обобщающих аналогичные факты и собственных как выделяющих отдельные предметы в ряду названных с помощью имен нарицательных.
В истории русских личных имен выделяются три этапа. 1. Дохристианский этап, в котором исповедовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка. 2. Период после крещения Руси, когда церковь привнесла вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности. 3. Новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской Социалистической Революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.
В древнерусском языке имя собственное, называющее человека, имело название рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование. В дохристианский период у русских были имена, отражающие различные свойства и качества людей, их физические недостатки, особенности речи. Также были имена, отражающие порядок появления детей в семье и отношение к ним родителей. Все эти характеристики могли быть выражены в именах как при помощи соответствующих нарицательных существительных, так и образно, путем сравнений с растениями, животными. Такое сравнение можно отметить в именах Волк, Кот, Воробей, Горох, Береза. Таким образом, до введения на Руси христианства, личные имена были ничем иным, как прозваниями, данными по тому или иному поводу. Ведь в древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь. Древнерусские имена-прозвания представлют собой огромный интерес. Они раскрывают богатство русского народного языка. Древнерусские имена-прозвания были разнообразны. Имена присваивались по внешним признакам: росту, особенностям телосложения. Так имена Черныш, Беляк, Белой даны по цвету волос, кожи. Имена могли даваться по характеру - Буян Часть имен отражали время появления ребенка. Например: Первак, Первой, Второй, Вторак, Третьяк (это имя было одним из самых распространенных), Третий, Большой, Меньшой. Сегодня мы встречаем прямых потомков этих имен в фамилиях: Первов, Третьяк или Третьяков, Большов и т.д. Множество прозваний давалось по отдельным поводам и случаям, например, могли отражать отношение родителей к появлению ребенка: Ждан, Неждан. Среди древнерусских имен были такие, которые дошли до наших дней - Вадим, Всеволод, Любава (теперь Любовь).
С введением на Руси христианства все имена этого типа были вытеснены именами церковными, пришедшими к нам из Византии. Среди них, помимо имен собственно греческих, были древнеримские, древнееврейские, сирийские, египетские имена, каждое их которых в своем родном языке имело какое-то значение, но при заимствовании в другой язык употреблялось лишь как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо еще. Так, в свое время Византия собрала лучшие имена своего языка и языков соседних стран и канонизировала их, то есть узаконила официально, сделав именами церковными. После введения христианства на Руси вошли в практику так называемые календарные или церковные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа. Календарными мы их сейчас называем условно, так как в течение всего времени своего существования они давались людям по церковным календарям. Официальное исповедание христианства на Руси началось с Х века. В княжение Владимира Святославича христианство стало государственной религией. Киевский князь Владимир, искавший себе сильного союзника, заключил союз с Византией. Одним из условий этого союза, было принятие Русью христианской религии. В 988 году Владимир крестился сам и стал вводить новую религию на Руси. При крещении князю Владимиру Святославичу было дано имя Василий, княгине Ольге - Елена (957 год) Сыновья Владимира Святославича - Борис и Глеб, соответственно, получили имена - Роман и Давид. Князь Всеволод - Гавриил. Правнук Владимира Мономаха - Мстислав Ростиславович получил имя Георгий. Христианизация населения Руси и обязательный при этом обряд крещения требовали наречения людей новыми христианскими именами. Принятие новых имен русским населением шло медленно. Перенесенные на русскую почву, эти имена не сразу вытеснили имена старые. О постепенности вхождения этих имен в русский быт говорит хотя бы то, что вплоть до XVII века русские, наряду с христианскими именами, даваемыми церковью, звались более понятными им мирскими именами, которые постепенно перешли в прозвища. Поэтому в старинных летописях, книгах, грамотах нередко встречаются такие сложные названия людей, как «боярин Феодор, зовомый Дорога», «Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец», «Осташко, прозвище Первушка», «Алексей, прозвище Будила, Семенов сын». К XVIII-XIX вв. древнерусские имена были уже полностью забыты, а имена христианские в значительной степени изменили свой облик, приспособившись к особенностям русского произношения, словоизменения и словообразования. Так, имя Аквилина приняло в русском языке форму Акулина, Диомид – Демид, Иеремия – Еремей, Иоанникий – Аникей и т.д. Ряд имен до недавнего времени употреблялся в двух вариантах: церковном, стоящем ближе к греческому оригиналу, и гражданском, народном, более приспособленном к русскому произношению. Сравните: Сергий и Сергей, Агипий и Агап, Илия и Илья, Захарий (Захария) и Захар. С другой стороны, некоторые имена, наряду с принятой гражданской, литературной формой, получили в устной речи такую форму, которую нельзя рекомендовать: Арсентий вместо Арсений, Авдотья вместо Евдокия, Афросинья вместо Ефросинья. При крещении имя ребенка записывали в книгу регистрации (такие книги велись во всех церквях), при этом обычно следовали орфографии того календаря или какой-либо другой богослужебной книги, которая имелась в данной церкви. При получении метрики или справки о рождении (а их выдавала не церковь, а специальные гражданские учреждения - в городах консистории, в деревнях волостной писарь) имя переписывалось не буква в букву, а чаще всего так, как просили родители или как считал нужным писарь. Серьезного юридического значения расхождению записей имени в церковной книге и в метрике не придавалось; основным вариантом все равно был церковный, и написание имени можно было дополнительно проверить по дате рождения именуемого и соотносившемуся с ней дню ангела. Поскольку раньше в документы (паспорт, метрику, справку, запись о крещении и т.п.) попадали разные варианты имен (и в церковной, и в их светской форме), все они могут называться паспортными, официальными, документальными, несмотря на ряд орфографических и произносительных отличий. В народных говорах многие имена подвергались существенным переделкам (Евдокия - Евдокея- Авдотья через неустойчивый вариант Авдокья), но так как в документальные записи попадали и эти формы, их также приходится считать официальными.
После Великой Октябрьской социалистической революции, когда была представлена полная свобода в выборе имен, развилось новое имятворчество, особенно в городах, где, с одной стороны, в связи с антирелигиозными настроениями, а с другой стороны, из боязни назвать ребенка слишком просто, «по-деревенски», отказывались от многих хороших русских имен, изобретая свои собственные. Это были имена, связанные с новой идеологией: Ревмира (революция мира), Диамара (диалектический материализм); имена, отражающие первые этапы индустриализации: Электрина, Элеватор, Дизель, Рэм, (революция, электрификация, механизация); имена, вычитанные в иностранных романах: Альфред, Рудольф; имена по названиям цветов: Лилия, Астра. Однако мода эта быстро прошла, так как большинство новых имен оказалось такими же чуждыми для русского языка, как и многие старые имена, имевшиеся в «Святцах», но почти совершенно не употреблявшиеся. Имя должно быть прежде всего привычным, созвучным с основной массой имен, находящихся в живом употреблении, большинство же новых имен – имен по предметам, имен-сокращений, иностранных имен – не привилось именно из-за своей необычности, несоотносимости с традиционными именами, из-за слишком яркой предметности. Те же немногочисленные из новых имен, которые утвердились общественной практикой, по своей структуре напоминают имена с вековой традицией. И вот, начиная с 30-х годов, опять появляются бесчисленные Маши, Саши, Сережи, т.е. опять делаются употребительными наиболее близкие русскому народу имена, хорошо освоенные русским языком. Однако этот возврат к старым именам отнюдь не означает возврата ко всему списку имен церковного календаря, более двух третей которых так и остались чуждыми русскому народу. Наоборот, количество полюбившихся народу старых имен настолько ограничено, что, судя по многочисленным письмам, бедным Сашам и Сережам приходится уже в яслях зваться по фамилиям. С другой стороны, многие хорошие имена оказались незаслуженно забытыми. В результате всего этого число имен, которые дают в настоящее время новорожденным, все более и более сокращается.
Современная ономастика – явление живое и характеризуется постоянными изменениями. В 1990-е и 2000-е годы фиксировался возврат и существенное увеличение частотности некоторых традиционных календарных имён, на протяжении почти всего XX века входивших в категорию редких Анастасия, Дарья, Елизавета, Ксения, Софья, Ульяна. Однако рубеж XX—XXI веков характеризовался не только сохранением обозначенных выше тенденций, но и сменой состава имён массового и широкого распространения. Две статистические таблицы частотности употребления имен позволяют проследить перемены, происходившие в русском именнике за последние сто лет. В них представлены сведения о наиболее употребляемых именах в Москве на протяжении XX века и в начале XXI. Первая таблица составлена по сведениям, собранным А. Я. Шайкевичем (за 1900—1959 годы) и В. А. Никоновым. Вторая представляет данные по Москве за 2006—2008 годы.
|
Исследовательская работа по русскому языку «Что в имени тебе моём» Абраменко Кристина (9 лет) Ведь имя дается при рождении и сопутствует человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой. Оказывается, каждое имя что-то... | Научно-исследовательская работа на тему: История государства в именах Тема исследования: Влияние событий, происходящих в ссср, на процесс выбора имени и образование новых имен | ||
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Конкурс научно исследовательских работ «Будущее России» Научно-исследовательский... «Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской... | ||
Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | Исследовательская работа На тему: Происхождение английских фамилий Целью преподавания курса является формирование у студентов комплекса знаний и умений в области налогово-бюджетной политики государства... | ||
Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | Общая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-... Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная... | ||
Список учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической... Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) | Научно-исследовательская работа на тему: «Геометрия в абстракции». Работу «Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий | ||
Исследовательская работа на тему: «Не то, что мните вы, природа…» Сравнение стихотворений Василия Познанского «Божество поэта» и «Умирающая ива» | Научно-исследовательская работа на тему: Фикх мусульманских меньшинств Статус меньшинства и проблема интеграции мусульманских общин в немусульманское общество | ||
Научно-исследовательская работа студентов Целью самообследования является определение готовности фгбоу впо «Нижегородский государственный педагогический университет имени... | 1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических... Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки» | ||
Бековского района пензенской области Научно-исследовательская работа на Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений, посвящённый... | Среднего профессионального образования Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,... |