Рабочая программа по биологии (базовый уровень)





Скачать 195.84 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии (базовый уровень)
Дата публикации15.09.2014
Размер195.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щетиновская средняя общеобразовательная школа»

Орехово-Зуевского муниципального района

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Щетиновская СОШ»

_______________(______________)

_________________________

(дата)

М.П.
Рабочая программа по биологии

(базовый уровень)

9 класс

Составитель:

Овечкин Игорь Викторович

учитель биологии первой

категории

2013 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А.,Пасечника В.В. «Биология. 9 кл. Введение в общую биологию» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и предназначена для изучения биологии в 9 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условие для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Каждый человек должен иметь чёткое представление об окружающем мире и законах, по которым он развивается. На уроках биологии мы подробно изучим химический состав и строение клетки. Проведём ряд работ, используя микроскоп. Изучая основы генетики, научимся решать задачи на различные виды скрещиваний, по составлению родословных. Изучим многообразие животного мира, центры происхождения культур растений и пород животных. Определим роль живых организмов в круговороте веществ. Подробно изучим методы отбора, отметив особую роль человека в искусственном отборе. Определим роль живых организмов в круговороте веществ. Учащиеся узнают о современных гипотезах возникновения жизни нашей планете, ознакомятся с основами экологии, как человек воздействует на биосферу и как можно рационально использовать природные ресурсы.

Программа формирует представления и даёт необходимые знания по охране и бережному отношению к природе родного края.

Цели:

Освоение знаний об уровнях организации живой материи, о строении и функциях веществ клетки, её органоидов, жизнедеятельности клетки, об индивидуальном развитии и размножении организмов, законах наследственности и изменчивости, эволюции органического мира, взаимосвязи живых организмов и влиянии факторов среды на их существование.

Овладение умениями. Применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живого мира, жизнедеятельности организмов, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения и делать выводы.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

Воспитание позитивного отношения и культуры поведения в живой природе.

Использование приобретённых знаний для выращивания культурных растений домашних животных.

Основное содержание.
Введение – 2 часа.

Биология – наука о жизни. Методы исследования. Развитие науки. Научный факт. Методы: наблюдение, эксперимент и сравнение. Гипотеза. Закон. Сущность жизни и свойства живого. Обмен веществ.

Молекулярный уровень - 6 часов.

Уровни организации живой природы. Общая характеристика молекулярного уровня. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Ферменты. Катализ. Вирусы.

Демонстрации модели ДНК; таблицы.

Клеточный уровень – 12 часов.

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Мембраны. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Строение ядра. ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Гликолиз. Клеточное дыхание. Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Фотосинтез и хемосинтез. Световая и темновая фазы. Фотолиз воды.

Синтез белков в клетке. Генетический код. Деление клетки. Митоз. Фазы. Хроматиды.

Демонстрации таблиц и аппликаций.

Лабораторная работа.

Строение клетки.

Практическая работа.

Решение задач по молекулярной биологии.

Организменный уровень – 17 часов.

Бесполое и половое размножение. Споры. Гаметы. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Биогенетический закон. Эмбриональный и постэмбриональный период. Филогенез.

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Г. Мендель. Чистые линии. Доминантные и рецессивные признаки. Неполное доминирование. Генотип. Фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Закон Т.Моргана. Сцепленное наследование признаков. Взаимодействие генов: эпистаз, полимерия, плейотропность и комплементарность.

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость.

Основы селекции. Работы Н,И,Вавилова. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Методы отбора. Гетерозис. Гибридизация.

Демонстрации таблиц; гербариев, коллекций по изменчивости.

Лабораторная работа.

Изучение модификационной изменчивости организмов.

Практическая работа.

Решение задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию.


Популяционно-видовой уровень – 3 часа.

Вид и его критерии. Популяции. Ареал. Биологическая классификация.

Экосистемный уровень – 2 часа.

Биогеоценоз. Сообщества. Состав и структура. Продуценты. Консументы. Редуценты. Пищевые цепи. Трофические уровни. Потоки веществ и энергии. Пирамиды численности и биомассы. Продуктивность. Саморазвитие экосистем.

Экскурсия по изучению агробиоценоза родного края.

Биосферный уровень – 5 часов.

Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ. Эволюция биосферы. Охрана природы. Рациональное использование ресурсов.

Демонстрации: таблицы.

Основы учения об эволюции - 11 часов.

Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин и его теория. Изменчивость организмов. Естественный отбор и его формы. Борьба за существование. Генофонд. Генетическое равновесие в популяциях. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции: конвергенция, параллелизм, дивергенция. Главные линии эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Демонстрации: таблицы.

Возникновение и развитие жизни – 5 часов.

Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы. Основные этапы развития жизни на Земле.

Основы экологии – 2 часа.

Экологические факторы. Условия среды. Закон минимума. Экологические ресурсы. Адаптация. Межвидовые отношения. Колебания численности.

Демонстрации: таблицы.

Повторение – 3 часа.


. Календарно-тематическое планирование уроков

по биологии 9 класс

2 часа в неделю; 68 часов в год.




Тема. Содержание учебного материала.

Дата по плану

Дата по факту

Домашнее задание

Введение – 2 часа.

1

Биология – наука о жизни.







§ 1, в.1,2.§ 2, в.1-6

2

Сущность жизни и свойства живого.







§ 3,в.1-5.

Молекулярный уровень – 6 часов.

3

Химическая организация клетки.

Углеводы. Липиды.







§ 1.1-1.3,в.1-4.

4

Состав и строение белков. Функции белков.







§ 1.4,1.5, в.1-5.

5

Нуклеиновые кислоты.







§ 1.6, в. 1-5.

6

АТФ и другие органические соединения.

Биологические катализаторы.







§ 1.7,1.8, в.1-5.

7

Вирусы.







§ 1.9,в.1-3, повт.гл.1.

8

Контроль знаний по теме:

«Молекулярный уровень».










Клеточный уровень – 12 часов.

9

Клеточное строение. Клеточная мембрана,

органоиды клетки. Лабораторная работа

по теме: « Строение клетки».







§ 2.1,2.2, в.1-4.

10

Ядро.







.§ 2.3, в.1-12.

11

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.







§ 2.4, в.1-6.

12

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.







§ 2.5,в.1-7.

13

Клеточный центр. Различие в строении клеток

прокариот и эукариот. Органоиды движения.







§ 2.6,2.7, в.1-5.

14

Обмен веществ.







§ 2.8, в.1-3.

15

Энергетический обмен.







§ 2.9, в.1-3.

16

Питание клетки. Фотосинтез. Хемосинтез.







§ 2.10,2.11,в.1-4.

17

Гетеротрофы.







§ 2.12, в.1,2.

18

Синтез белка в клетке.







§ 2.13,в.1-6.

19

Деление клетки. Митоз.







§ 2.14,

в.1-5,повт.гл.2.

20

Контроль знаний по теме: «Клеточный уровень».










Организменный уровень – 17 часов.

21

Бесполое размножение организмов.







§ 3.1,в.1-4.

22

Половое размножение организмов.







§ 3.2,в.1-3.

23

Мейоз.







§ 3.2, в.4,5.

24

Оплодотворение. Онтогенез.

Биогенетический закон.







§ 3.3,3.4, в1-5.

25

Законы Менделя.

Моногибридное скрещивание.







§ 3.5,в.1-10.

26

Неполное доминирование. Генотип. Фенотип.

Анализирующее скрещивание.







§ 3.6, в.1-5.

27

Практическая работа. Решение задач.







Задачи в тетради.

28

Дигибридное скрещивание. Закон независимого

наследования признаков.







§ 3.7, в.1,2.

29

Практическая работа. Решение задач.







Задачи в тетради.










30

Сцепленное наследование признаков.

Закон Т.Моргана. Перекрёст.







§ 3.8,в.1-3.

31

Взаимодействие генов.







§ 3.9,в.1-3.

32

Генетика пола.







§ 3.10, в.1-3.

33

Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа по теме:

«Норма реакции».







§ 3.11.

34

Мутационная изменчивость. Эволюционная роль мутаций.







§ 3.12,в.1-4.

35

Основы селекции. Работы Н. Вавилова.







§ 3.13,в.1-3.

36

Основные методы селекции в растениеводстве, животноводстве, микробиологии.







§ 3.14,в.1-3.

Повт.гл.3.

37

Контроль знаний по теме: «Организменный уровень».










Популяционно-видовой уровень – 3 часа.




38

Вид и его критерии.







§ 4.1,в.1-3.

39

Популяции.







§ 4.2,в.1-4.1

40

Становление систематики. Биологическая

классификация.







§ 4.3, в.1-4.


Экосистемный уровень – 2 часа.

41

Биогеоценоз. Биоценозы. Основы экологии.







§ 5.1-5.3.

42

Экскурсия. Изучение агробиоценозов

родного края.







§ 5.4,5.5.

Биосферный уровень – 5 часов.

43

Среды жизни.







§ 6.1,в.1-4.

44

Круговорот веществ. Средообразующая

деятельность организмов.







§ 6.2,6.3, в.1-3,

Повт.гл.4-6.

45

Обобщающий урок.







Повт.гл.4-6.

46


Контрольная работа по теме:

«Вид. Экосистема. Биосфера».










47

Анализ контрольной работы.










Основы учения об эволюции – 11 часов.

48

Учения об эволюции.







§ 7.1,в.1-4.

49

Изменчивость организмов.







§ 7.2,в.1-4.

50

Генетическое равновесие в популяциях.







§ 7.3,в.1-3.

51

Борьба за существование, естественный отбор.







§ 7.4,в.1-4.

52

Формы естественного отбора.







§ 7.5,в.1,2

53

Изолирующие механизмы.







§ 7.6, в.1-3.

54

Видообразование.







§ 7.7,в.1-3.

55

Макроэволюция. Главные направления эволюции.







§ 7.8,в.1-4.

56

Основные закономерности эволюции.







§ 7.9,в.1-4.

57

Обобщающий урок.







Повт.гл.7.

58

Контроль знаний по теме:

«Эволюционное учение».










Возникновение и развитие жизни на Земле – 5 часов.

59

Гипотезы развития жизни на Земле.







§ 8.1,в.1-4.

60

Гипотеза Опарина – Холдейна.







§ 8.2,в.1-4.

61

Современные гипотезы происхождения жизни.







§ 8.3, в.1-3.

62

Возникновение и развитие жизни на Земле.







§ 8.4-8.8,сообщ.

63

Обобщающий урок.







Повт.гл.8.

Повторение – 5 часов.

64

Обобщающий урок.







§ 9.1-9.3,в.1-4.

65

Обобщающий урок.







§ 9.4,9.5,в.1-3.

66

Обобщающий урок.







Повт.гл. 1-9.

67

Итоговая контрольная работа










68

Анализ контрольной работы


















Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

Учащийся должен знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов, генов, хромосом, клеток,

экосистем и биосферы.
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, наследственности и изменчивости, круговорота веществ в экосистеме.
Учащийся должен уметь:
- ставить биологические эксперименты, описывать их и вести наблюдения.
- выявлять изменчивость организмов и приспособленность их к среде обитания.
- анализировать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы.

Перечень обязательных контрольных работ:
№1 по теме «Клеточный уровень».

№2 по теме: «Химический состав клетки».

№3 по теме: «Организменный уровень».

№4 по теме: «Вид. Экосистема. Биосфера».

№5 по теме: «Эволюционное учение».

Перечень обязательных лабораторных работ:
№1 по теме: «Строение клетки».

№2 по теме: «Норма реакции».

Литература:
Учебник по биологии 9 класса. Биология. Введение в общую биологию и экологию. А.А.Каменский. Е.А.Криксунов. В.В. Пасечник.

Рабочая тетрадь по биологии для 9 класса. В.В.Пасечник. Г.Г.Швецов.

Сборник задач по общей биологии. И.В.Болгова.

СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

«___»___________________2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________(___________)

«___»___________________2013 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии «Биология. Общая биология»
Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В....
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconПрограмма по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconПрограмма по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, программы среднего (полного образования по биологии для 10-11 классов ( базовый уровень)....
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
«Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии 10 11 класс
Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) для 10-11...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии 10-11 класс
Программа И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова «Биология. Базовый уровень.» В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии (базовый уровень)
Рабочая программа к учебнику Латюшина В. В.; Шапкина В. А. «Биология. Животные» составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый)
...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) iconРабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый)
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск