Скачать 195.84 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щетиновская средняя общеобразовательная школа» Орехово-Зуевского муниципального района УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Щетиновская СОШ» _______________(______________) _________________________ (дата) М.П. Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 9 класс Составитель: Овечкин Игорь Викторович учитель биологии первой категории 2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А.,Пасечника В.В. «Биология. 9 кл. Введение в общую биологию» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и предназначена для изучения биологии в 9 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условие для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя. Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Каждый человек должен иметь чёткое представление об окружающем мире и законах, по которым он развивается. На уроках биологии мы подробно изучим химический состав и строение клетки. Проведём ряд работ, используя микроскоп. Изучая основы генетики, научимся решать задачи на различные виды скрещиваний, по составлению родословных. Изучим многообразие животного мира, центры происхождения культур растений и пород животных. Определим роль живых организмов в круговороте веществ. Подробно изучим методы отбора, отметив особую роль человека в искусственном отборе. Определим роль живых организмов в круговороте веществ. Учащиеся узнают о современных гипотезах возникновения жизни нашей планете, ознакомятся с основами экологии, как человек воздействует на биосферу и как можно рационально использовать природные ресурсы. Программа формирует представления и даёт необходимые знания по охране и бережному отношению к природе родного края. Цели: Освоение знаний об уровнях организации живой материи, о строении и функциях веществ клетки, её органоидов, жизнедеятельности клетки, об индивидуальном развитии и размножении организмов, законах наследственности и изменчивости, эволюции органического мира, взаимосвязи живых организмов и влиянии факторов среды на их существование. Овладение умениями. Применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живого мира, жизнедеятельности организмов, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения и делать выводы. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. Воспитание позитивного отношения и культуры поведения в живой природе. Использование приобретённых знаний для выращивания культурных растений домашних животных. Основное содержание. Введение – 2 часа. Биология – наука о жизни. Методы исследования. Развитие науки. Научный факт. Методы: наблюдение, эксперимент и сравнение. Гипотеза. Закон. Сущность жизни и свойства живого. Обмен веществ. Молекулярный уровень - 6 часов. Уровни организации живой природы. Общая характеристика молекулярного уровня. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Ферменты. Катализ. Вирусы. Демонстрации модели ДНК; таблицы. Клеточный уровень – 12 часов. Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Мембраны. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Строение ядра. ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Гликолиз. Клеточное дыхание. Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Фотосинтез и хемосинтез. Световая и темновая фазы. Фотолиз воды. Синтез белков в клетке. Генетический код. Деление клетки. Митоз. Фазы. Хроматиды. Демонстрации таблиц и аппликаций. Лабораторная работа. Строение клетки. Практическая работа. Решение задач по молекулярной биологии. Организменный уровень – 17 часов. Бесполое и половое размножение. Споры. Гаметы. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Биогенетический закон. Эмбриональный и постэмбриональный период. Филогенез. Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Г. Мендель. Чистые линии. Доминантные и рецессивные признаки. Неполное доминирование. Генотип. Фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Закон Т.Моргана. Сцепленное наследование признаков. Взаимодействие генов: эпистаз, полимерия, плейотропность и комплементарность. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н,И,Вавилова. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Методы отбора. Гетерозис. Гибридизация. Демонстрации таблиц; гербариев, коллекций по изменчивости. Лабораторная работа. Изучение модификационной изменчивости организмов. Практическая работа. Решение задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию. Популяционно-видовой уровень – 3 часа. Вид и его критерии. Популяции. Ареал. Биологическая классификация. Экосистемный уровень – 2 часа. Биогеоценоз. Сообщества. Состав и структура. Продуценты. Консументы. Редуценты. Пищевые цепи. Трофические уровни. Потоки веществ и энергии. Пирамиды численности и биомассы. Продуктивность. Саморазвитие экосистем. Экскурсия по изучению агробиоценоза родного края. Биосферный уровень – 5 часов. Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ. Эволюция биосферы. Охрана природы. Рациональное использование ресурсов. Демонстрации: таблицы. Основы учения об эволюции - 11 часов. Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин и его теория. Изменчивость организмов. Естественный отбор и его формы. Борьба за существование. Генофонд. Генетическое равновесие в популяциях. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции: конвергенция, параллелизм, дивергенция. Главные линии эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Демонстрации: таблицы. Возникновение и развитие жизни – 5 часов. Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы. Основные этапы развития жизни на Земле. Основы экологии – 2 часа. Экологические факторы. Условия среды. Закон минимума. Экологические ресурсы. Адаптация. Межвидовые отношения. Колебания численности. Демонстрации: таблицы. Повторение – 3 часа. . Календарно-тематическое планирование уроков по биологии 9 класс 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса Учащийся должен знать: - признаки биологических объектов: живых организмов, генов, хромосом, клеток, экосистем и биосферы. - сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, наследственности и изменчивости, круговорота веществ в экосистеме. Учащийся должен уметь: - ставить биологические эксперименты, описывать их и вести наблюдения. - выявлять изменчивость организмов и приспособленность их к среде обитания. - анализировать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы. Перечень обязательных контрольных работ: №1 по теме «Клеточный уровень». №2 по теме: «Химический состав клетки». №3 по теме: «Организменный уровень». №4 по теме: «Вид. Экосистема. Биосфера». №5 по теме: «Эволюционное учение». Перечень обязательных лабораторных работ: №1 по теме: «Строение клетки». №2 по теме: «Норма реакции». Литература: Учебник по биологии 9 класса. Биология. Введение в общую биологию и экологию. А.А.Каменский. Е.А.Криксунов. В.В. Пасечник. Рабочая тетрадь по биологии для 9 класса. В.В.Пасечник. Г.Г.Швецов. Сборник задач по общей биологии. И.В.Болгова. СОГЛАСОВАНО на методическом совете «___»___________________2013 г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________________(___________) «___»___________________2013 г. |
Рабочая программа по биологии «Биология. Общая биология» Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по... | ||
Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,... | Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального Государственного стандарта, программы среднего (полного образования по биологии для 10-11 классов ( базовый уровень).... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального... «Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации... | ||
Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением... Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по... | Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень... Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов | ||
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый... | Рабочая программа по биологии 10 11 класс Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) для 10-11... | ||
Рабочая программа по биологии 10-11 класс Программа И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова «Биология. Базовый уровень.» В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством... | Рабочая программа по биологии (базовый уровень) Рабочая программа к учебнику Латюшина В. В.; Шапкина В. А. «Биология. Животные» составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый) ... | Рабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый) ... |