ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2011г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2011 г.).
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Для реализации программного содержания используются:
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. 1 класс : учебник / Неменский Б.М. – М.: Просвещение 2011
Изобразительное искусство. 1 класс : рабочая тетрадь – М.: Просвещение 2011
Изобразительное искусство. 1 класс : кн. для учителя /- М. : Дрофа, 2011.
Количество часов в год -33.
Количество часов в неделю - 1.
1 триместр-11
2 триместр
3 триместр
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс № п /п
| Раздел; тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1
| Рисование с натуры.
Чем и как работают художники.
«Волшебные краски»
| 1
| Введение новых знаний
| Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель
| Знать правила работы с акварельными красками.
Уметь работать кистью и акварельными красками
| Текущий
| Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека
|
| 02.09
| 2
| Аппликация.
«Цветовой круг»
| 1
| Введение новых знаний
| Выразительные средства в аппликации. Использование различных техник и материалов в апликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации
| Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов
| Текущий.
Ответы на воп- росы
|
|
| 09.09
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 3
| Декоративная работа.
«Красивые цепочки»
| 1
| Введение новых знаний
| Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции
| Знать правила работы с гуашевыми красками.
Уметь выполнять декоративные цепочки
| Самосто-ятельная работа по об- разцу
| Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров
|
| 16.09
| 4
| Рисование по памяти и представлению.
«Волшебные краски осеннего дерева»
| 1
| Введение новых знаний
| Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с от-дельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень»
| Уметь передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
| Текущий. Ответы на воп- росы
| Рисование с на- туры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
|
| 23.09
| 5
| Беседа: «Жанры изобразительного искусства и архитектура» Лепка.
«Листья деревьев»
| 1
| Введение новых знаний.
Комбинированный
| Виды и жанры изобразительных искусств. Использование различных материалов: пластилин
| Знать правила работы с пластилином.
Уметь лепить листья деревьев
| Текущий.
Ответы на воп- росы
| Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки
|
| 30.09
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 6
| Лепка.
«Овощи и фрукты»
| 1
|
|
|
| Самосто-ятельная работа
|
|
| 07.10
| 7
| Беседа: «Рус-ское народно- декоративное прикладное искусство»
| 1
| Комбинированный
| Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности
| Знать приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства
| Текущий.
работа по об- разцу
| Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре
|
| 19.10
| 8
| Декоративная работа.
«Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись».
«Волшебный узор»
| 1
| Комбинированный
| Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров
| Уметь выполнять кистью простейшие элементы раститель- ного узора, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов.
Знать элементы узора Хохломы
| Самосто-ятельная работа
| Формирование элементарных представлений о красоте народной росписи
|
| 26.10
| 9
| Беседа о красоте осенней природы.
Рисование на тему
| 1
| Комбинированный
| Восприятие, эмоцио- нальная оценка шедевров русского мирового искусства. Передача настроения в творческой
| Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему
| Самосто-ятельная работа
| Рисование на основе наблюдений или по представлению
|
| 02.11
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| «Сказка про осень»
|
|
| работе с помощью цвета, тона, композиции
|
|
|
|
|
| 10
| Декоративная работа.
Орнамент.
«Чудо-платье»
| 1
| Комбинированный
| Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке
| Знать правила и тех- нику выполнения орнамента.
Уметь выделять элементы узора в народной вышивке
| работа по об- разцу
| Формирование элементарных пред- ставлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды
|
| 09.11
| 11
| Аппликация.
«Узор из кругов и треугольников»
| 1
| Комбинированный
| Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации
| Знать технику выполнения аппликации.
Уметь последовательно наклеивать элементы композиции
| работа по об- разцу
| Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги
|
| 16.11
| 12
| Рисование с натуры.
«Праздничный флажок»
| 1
| Комбинированный
| Изображение с натуры.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача
| Уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным
| Самосто-ятельная работа
| Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, распо-
|
| 30.11
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
| в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
| анализом пропорций, цветовой окраски
|
| ложенныхфрон- тально
|
|
| 13
| Декоративная работа.
Дымковская игрушка.
«Праздничные краски узоров»
| 1
| Комбинированный
| Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с дым- ковской игрушкой
| Знать элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.
Уметь выделять ха- рактерныеособен- ности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки
| работа по об- разцу
| Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды
|
| 07.12
| 14
| Рисование с натуры.
«Новогодняя ёлка»
| 1
| Комбинированный
| Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма
| Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет
| Текущий
| Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Передача в рисунке смысловой связи между предметами, формы, очертания и цвета изображаемых предметов
|
| 14.12
| 15
| Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары
| 1
| Комбинированный
|
| 21.12
| 16
| Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки
| 1
| Комбинированный
|
| 28.12
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 17
| Рисование с натуры ветки ели или сосны.
«Красота лесной природы»
| 1
| Комбинированный
|
| Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности – форму, величину, расположение игл
|
|
|
| 11.01
| 18
| Лепка животных по памяти и представлению
| 1
| Комбинированный
| Лепка животных по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки
| Знать технику работы с пластилином.
Уметь лепить животных по памяти и пред-ставлению
| Самосто-ятельная работа
|
|
| 18.01
| 19
| Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе».
Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»
| 1
| Комбинированный
| Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художников: В. Васнецов
| Уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет
| Текущий.
работа по об- разцу
| Иллюстрирование сказок
|
| 25.01
| 20
| Декоративная работа.
Городецкая роспись. Рисо- вание кистью элементов
| 1
| Комбинированный
| Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам
| Знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.
Уметь выполнять городецкий узор раз-
| Текущий.
работа по об- разцу
| Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного
|
| 01.02
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой»
|
|
|
| личными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
|
| и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды
|
|
| 21
| Беседа о красоте зимней природы.
Рисование по памяти и представлению зимних деревьев.
«Мы рисуем зимние деревья»
| 1
| Комбинированный
| Знакомство с произве- дениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна
| Знать о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи.
Уметь изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги
| Текущий.
Самосто-ятельная работа
| Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности
|
| 08.02
| 22
| Рисование на тему «Красавица зима»
| 1
| Комбинированный
| Знакомство с произведениями выдающихся художников: К. Юон. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна
| Уметь самостоятельно выбирать материал для творческой работы
| Текущий.
Твор- ческая работа
| Передача в рисунке смысловой связи между предметами
|
| 29.02
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 23
| Декоративная работа.
Гжель. Рисование декоративных элементов росписи «Си-ние узоры на белоснежном поле»
| 1
| Комбинированный
| Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам
| Знать элементы растительного узора гжельской керамики.
Уметь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики
| Текущий.
Самосто-ятельная работа
| Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды, одежды, игрушек
|
| 07.03
| 24
| Декоративная работа.
Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо»
| 1
| Комбинированный
|
| 14.03
| 25
| Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе».
Иллюстрирование русской народной сказки
| 1
| Комбинированный
| Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира
| Уметь самостоятельно выполнять компо- зицию иллюстрации, выделять главное в рисунке
| Текущий.
Самосто-ятельная работа
| Иллюстрирование сказок
|
| 21.03
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| «Маша и Медведь»
|
|
|
|
|
|
|
|
| 26
| Беседа: «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова»
| 1
| Комбинированный
| Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к про- изведению изобразительного искусства в высказывании
| Знать о творчестве Б. Щербакова
| Текущий. Ответы на воп- росы
| Родная природа в творчестве русских художников
|
| 28.03
| 27
| Лепка птиц по памяти и представлению
| 1
| Комбинированный
| Лепка птиц по памяти и по представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки
| Знать особенности работы с пластилином, правила лепки.
Уметь лепить птиц по памяти и представлению
| Текущий.
Самосто-ятельная работа
|
|
| 04.04
| 28–
29
| Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день»
| 2
| Комбинированный
| Знакомство с произведениями выдающихся художников: А. Саврасов, К. Юон. Передача наст- роения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма
| Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке
| Текущий.
Самосто-ятельная работа
| Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Передача в рисунках смысловой связи между пред- метами
|
| 18.04
25.04
| 30
| Рисование на тему «Праздничный салют»
| 1
| Комбинированный
| Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета,
| Уметь рисовать праздничный салют, используя различные
| Самосто-ятельнаяработа
| Передача в рисунках смысловой связи между пред-
|
| 16.05
| . 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
|
|
|
| композиции, пространства, линии, пятна, объёма
| техники рисования
|
| метами
|
|
| 31
| Рисование по представлению.
«Бабочка»
| 1
| Комбинированный
| Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке
| Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка, изображать характерные очертания бабочек
| Самосто-ятельная работа
| Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности
|
| 23.05
| 32
| Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас»
| 1
| Комбинированный
| Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы
| Текущий.
Самосто-ятельная работа
|
|
| 30.05
| 33
| Аппликация.
«Мой любимый цветок»
| 1
| Комбинированный
| Использование различных художественных техник и материалов аппликации. техника безопасности при работе с ножницами
| Знать технику выполнения аппликации.
Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять
| работа по об- разцу
| Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги
|
|
| |