Скачать 192.66 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Пищевые биологически активные добавки Направление подготовки (специальность) 060301.65 Фармация Форма подготовки – очная Школа биомедицины ДВФУ Кафедра фармации Курс 4, семестр 8 Лекции – 18 час. Практические занятия – 36 час. Семинарские занятия – не предусмотрены Лабораторные работы – не предусмотрены Всего часов аудиторной нагрузки – 54 час. Самостоятельная работа – 18 час. Реферативные работы предусмотрены Курсовые работы – Зачет 8 семестр Экзамен семестр Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки от 17.01.2011 № 38 Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, «26» июня 2012 г., протокол № 9 Заведующий кафедрой: Хожаенко Е.В. Составитель: доцент Хотимченко М.Ю. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ КУРСА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Пищевые биологически активные добавки» входит в профессиональный цикл вариативную часть дисциплин по выбору основной образовательной программы специалитета 060301.65 «Фармация».Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 часов), практические занятия (36 часов), самостоятельная работа студента (18 часов). Дисциплина реализуется на 4 курсе в 8 семестре.Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Пищевые биологически активные добавки»: объемом 72 часа. Цель дисциплины: Целью изучения дисциплины «Пищевые биологически активные добавки» является усвоение теоретических знаний в области производства и применения пищевых и биологически активных веществ в практической деятельности. Задачи дисциплины: Дать студентам знания о пищевых и биологически активных добавках, способах их применения, вопросах гигиенического регламентирования и контроля. В результате изучения теоретического и практического курса студент должен знать:
В результате изучения теоретического и практического курса студент должен уметь:
В результате изучения теоретического и практического курса студент должен владеть:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1); способностью и готовностью проводить отпуск лекарственных средств и других фармацевтических товаров оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан (ПК-8); способностью и готовностью к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме (ПК-43); способностью и готовностью к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям (ПК-44); способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47) I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Тема 1. Современные представления и классификация пищевых и биологически активных добавок (2часа). Функциональные классы. Маркировка пищевых добавок. Европейские коды пищевых добавок. Общие подходы к подбору технологических добавок. Безопасность пищевых добавок. Регулирование применения пищевых добавок. Тема 2. Вещества, улучшающие внешний вид продуктов (2ч). Пищевые красители (натуральные, синтетические, минеральные). Цветокорректирующие и отбеливающие вещества. Тема 3. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов (6ч). Тема 3.1 Загустители и гелеобразователи. Модифицированные крахмалы. Набухающие крахмалы. Расщепленные крахмалы. Гидролизованные крахмалы. Окисленные крахмалы. Стабилизированные крахмалы. Сложные эфиры. Простые эфиры. Сшитые крахмалы. Целлюлоза и ее производные. Пектины. Галактоманнаны. Полисахариды морских растений: альгиновая кислота и ее соли, агар, агароид, каррагинаны, фурцеллеран. Ксантановая камедь. Геллановая камедь. Желатин. Тема 3.2 Эмульгаторы. Классификация эмульгаторов. Диспергирование. Солюбилизация. Комплексообразование с крахмалом. Взаимодействие с белками. Изменение вязкости. Модификация кристаллов. Смачивание и смазка. Основные группы пищевых эмульгаторов. Моно- и диглицериды жирных кислот. Фосфолипиды. Эфиры полиглицерина. Эфиры сахарозы.Эфиры полисорбитана. Эфиры полиоксиэтиленсорбитана. Эфиры молочной кислоты. Тема 3.3 Стабилизаторы Производные целлюлозы. Жирные кислоты. Оксистеарин. Триэтилцитрат. Ацетат кальция. Карбонат кальция. Поливинилпирролидон. Тема 3.4 Пенообразователи Метилцеллюлоза. Жирные кислоты. Квилайи экстракт. Триэтилцитрат. Тема 3.5 Вещества, препятствующие слеживанию и комкованию Силикаты. Бентонит. Метасиликат натрия. Тальк. Алюмосиликаты. Ферроцианиды. Соли жирных кислот. Полидиметил. Тема 3.6 Регуляторы реакции среды пищевых систем Пищевые кислоты. Подщелачивающие вещества. Тема 4. Вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов (2ч). Тема 4.1 Подслащивающие вещества. Природные подсластители. Сахаристые крахмалопродукты. Подсластители и сахарозаменитали. Смеси подсластителей. Тема 4.2 Ароматизаторы Натуральные ароматизаторы. Пищевые ароматизаторы идентичные натуральным. Тема 4.3 Пряности и приправы Пряности и приправы применяемые в пищевой промышленности. Характеристика пряностей и приправ, наиболее часто употребляемых в пищевой промышленности. Тема 4.4 Пищевые добавки, усиливающие и модифицирующие вкус и аромат Глутаминовая кислота и ее соли. Гуаниловая кислота и ее соли. Инозиновая кислота и ее соли. Мальтол. Тема 5. Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов (2ч). Тема 5.1 Консерванты Диоксид серы и соли сернистой кислоты. Сорбиновая кислота и ее соли. Бензойная кислота и ее соли. Парабены. Муравьиная кислота и ее соли. Уксусная кислота. Пропионовая кислота. Уротропин. Дифенил. Сантохин. Хлористый натрий. Тема 5.2 Антибиотики Регламентация применения антибиотиков. Низин. Пирамицин. Тема 5.3 Пищевые антиокислители Токоферолы. Аскорбиновая кислота. Производные галловой кислоты. Производные фенолов. Аноксомер. Лецитин. Лактаты. Соли ЭДТА. Производные флавонов. Соли лимонной кислоты. Винная кислота. Глюкооксидаза. Тема 6. Технологические пищевые добавки (2ч). Ферментные препараты. Фиксаторы миоглобина. Технологические добавки, улучшающие качество хлеба. Растворители. Пеногасители. Тема 7. Биологически активные добавки (2ч). Нутрицевтики. Парафармацевтики. Витаминно-минеральные комплексы. Механизм действия. Тестирование биологически активных добавок на применение. II. Структура и содержание практической части курса Практические занятия (36 часов) Занятие 1. Исследование влияния минеральных пищевых добавок на ВСС и влагоудерживающую способность мяса (8ч). По теме «Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов» Занятие 2 Определение особенности нативного крахмала, карбоксиметилцеллюлозы, каррагинана, желатина к водосвязыванию (8ч) По теме «Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов» Занятие 3 Определение способности нитрита натрия к фиксации миоглобина (6ч) По теме «Вещества, улучшающие внешний вид продуктов» Занятие 4 Коррекция пищевой ценности продукта в зависимости от пищевой добавки (6ч) По теме «Технологические пищевые добавки» Занятие 5 Приготовление гелей и белково-жировых эмульсий в лабораторных условиях(8ч) По теме «Технологические пищевые добавки» III. контроль достижения целей курса Вопросы к зачету
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ Рефераты 1. Пищевые добавки: определение, классификация, роль в создании продуктов. 2. Меры токсичности веществ. 3. Цифровая кодификация пищевых добавок. 4. Условия обеспечения безопасности применения ПД. 5. Гигиеническая регламентация пищевых добавок. 6. Пищевые красители, их классификация. 7. Натуральные красители: представители, источники их получения. 8. Принципиальная схема определения токсикологической безопасности пищевых добавок. 9. Синтетические красители, их преимущества и недостатки, основные представители. 10. Требования, предъявляемые к синтетическим красителям. 11. Основные документы, регламентирующие применение пищевых добавок в России. 12. Цветокорректирующие материалы. 13. Органические соединения, используемые в качестве пищевых красителей. 14. Неорганические минеральные красители. 15. ПД, определяющих вкус и аромат пищевых продуктов. 16. Механизм восприятия вкуса и аромата человеком. 17. «Подслащивающие вещества», их классификация. 18. Ароматические эссенции, их химическая природа. 19 Аспартам: химическая природа, спектр применения. 20. Сахарозаменители, характеристика, свойства. 21. Ароматобразующие вещества, их классификация. 22. Эфирные масла и душистые вещества. 23. ПД, усиливающие и модифицирующие вкус и аромат. 24. Синтетические подсластители. 25. Отличие натуральных, идентичных натуральным и синтетических ароматизаторов. 26. Пряности, использование их в пищевой промышленности и кулинарии. 27. Природные подсластители. 28. Требования, предъявляемые к синтетическим подсластителям. 29. Загустители и гелеобразователи: определение, классификация. 30. Свойства загустителей и гелеобразователей. 31. Основные виды модификации крахмалов, их свойства. 32. Эмульгаторы: химическая природа, классификация. 33. Пектины: определение, классификация, свойства. 34. Полисахариды морских растений: характеристика, свойства, представители. v. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
Электронные информационные образовательные ресурсы
|
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, протокол от «26» Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, протокол №9 от «26» Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры фармации «26» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины Составитель И. А. Юмашева Оренбург... Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 29 августа 2014 г., протокол №1 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Составитель А. Г. Алятина Оренбург... Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от г., протокол № … | Рабочая учебная программа дисциплины Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры протокол №4 от 31 января 2013 года | ||
Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа Наименование дисциплины: Основы технологии машиностроения Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Печатного и послепечатного оборудования» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1 | Рабочая программа учебной дисциплины «История» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1 | Высшего профессионального образования Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры «Аналитические информационные системы», протокол №3 от 15 марта... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины Введение в специальность... Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «менеджмента туризма и гостиничного бизнеса» | Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физика» | Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры Русского... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... |