Скачать 0.63 Mb.
|
Введение В концепции модернизации российского образования отмечено, что современному обществу нужны «образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Экологическому образованию школьников также отводится особое место в системе современного образования. Вопросы экологии, решение экологических проблем современности являются наиболее частыми в СМИ, при проведении конференций, форумов, саммитов. В связи с этим важно формировать и развивать у школьников экологическое мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде, собственному здоровью. Программа школьного объединения «СОЮЗ ЭКОЛОГОВ» Программа школьного объединения «Союз экологов» предназначена для обучающихся 8-11 классов, у которых уже имеются базовые знания по экологии, заложенные ранее при изучении дисциплин естественно - научного цикла. Основа программы – выстраивание индивидуальных маршрутов школьников, имеющих особые образовательные способности. В качестве подпрограммы предлагается проведение массовых мероприятий для обучающихся 5-7 классов биолого–экологической направленности с целью выявления школьников, заинтересованных исследованиями в данном направлении. Цели:
С учетом поставленных целей реализация программы идет по четырем основным направлениям. Первое направление включает в себя всестороннюю теоретическую и практическую подготовку участников олимпиад всех уровней и научно-практических конференций. Глубокие теоретические знания экологической науки каждый участник объединения усваивает, работая на семинарах, лекциях, проводя время в читальных залах библиотеки, в Интернете. Полученная информация, собственные исследования оформляются в «Дневнике исследователя» (приложение 2). Обучающиеся, занимающиеся по данному направлению, работают в течение года по индивидуальному учебному плану дополнительного образования (приложение 3), вместе с педагогом выстраивают перспективный индивидуальный маршрут. Необходимым условием участия в экологической олимпиаде является подготовка экологического проекта. В связи с этим обязательным условием работы в «Союзе экологов» является подготовка экологического проекта. При этом выбор тем проходит с учетом научных интересов и индивидуальных особенностей учащихся. Создание проекта идет на базе городских учреждений, имеющих отношения к проблемам экологии (ГМО, СЭС, клинические лаборатории и т.д.). Под руководством специалистов в данной области исследований, создавая научные проекты, ребята овладевают методиками, с помощью которых проводят исследования по урбоэкологии, экологии малых поселений, определяют экологическую ситуацию в микрорайонах проживания или около школы, оценивают собственное здоровье и факторы, оказывающие на него влияние (приложение 4). Второе направление: подготовка к экзамену обучающихся IX и ХI классов. Наиболее популярной формой сдачи экзамена является защита реферата или проекта. В связи с введением ЕГЭ по биологии, данная форма может быть использована лишь для обучающихся 9-х классов. Работа над рефератом начинается в феврале и включает следующие этапы:
Работа над проектом проходит также поэтапно, но существенным отличием является то, что начало работы октябрь-декабрь. Кроме того, проект должен содержать исследования обучающегося по выбранной теме. Поэтому дополнительными этапами работы становятся:
Еще одна альтернативная форма сдачи экзамена – это участие в проекте «Экологические задачи». Желающие участвовать в проекте в течение апреля – мая получают конверты с условием экологических задач. Через неделю сдают решения. Успешно справившихся с заданием первого этапа через 2 дня находят себя в списке и продолжают участие в проекте, получая следующие задания более сложного условия, которое нужно решить в сжатые сроки. Постепенно в проекте остаются 1-3 человека, которым удается решить самые сложные задачи (седьмой уровень) за один день. Успешное участие в проекте дает право на экзамене по биологии (9 кл.) получить отличную оценку (приложение 7). В работе по данному направлению (подготовка к экзаменам) в случае выбора обучающимися таких форм сдачи экзамена, как билеты или ЕГЭ существенную помощь оказывают курсы предпрофильной подготовки (для 9-х классов) «Химия и биология в знакомых предметах», «Медик в каждом из нас», «Твое здоровье в твоих руках», «Ландшафтный дизайн»; профильной направленности (для 11-х классов) «Живой организм», «Сложные темы общей химии», «Экологический ликбез». Третье направление: организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий с экологическим содержанием, которые способствуют активизации познавательной деятельности, развивают интеллект, любознательность, формируют научный интерес, повышают качество знаний по предмету (приложение 8). Залогом успешного проведения мероприятий являются следующие условия:
Четвертое направление: участие в программах, выставках и конкурсах Детского экологического центра, в дистанционных олимпиадах, Интернет – проектах (приложение 9).
Критерии оценки результативности программы «Союз экологов»
Приложение 1 В приложении 1 представлены сведения из обобщенного анализа работы объединения «Союз экологов». Список тем экзаменационных рефератов.
Экологические проекты – победители олимпиад и научно-практических конференций
«Определение степени объективности метода лихеноиндикации при оценке экологического состояния воздуха в г. Рыбинске с помощью мониторинговых служб».
«Нарушение экологических стандартов пищевых продуктов – одна из причин алиментарных заболеваний». «Качественное определение нитратов в вегетативных органах овощных культур».
«Влияние отдельных палеоабиотических факторов на сохранность ископаемых остатков мезозойской фауны». «Факторы, повлекшие за собой вымирание мезозойских организмов на территории Рыбинского района».
«Устойчивая тенденция повышения показателя цветности воды. Есть ли основания для беспокойства?»
«Оценка паразитарной чистоты рыбы, продаваемой в торговой сети г. Рыбинска».
«Здоровый человек – 21 веку».
«Наркотики – взгляд через прошлое и настоящее в будущее».
«За красивый и чистый двор». Мероприятия школьного объединения «Союз экологов»
Стоянки: «Остров невезения»; «Прогноз погоды»; «Строго на юг»; «Волшебные цепи»; «Следы невиданных зверей», «Ёлки-палки».
Приложение 2 Из дневника выпускницы 2005 года Огаревой Галины учитель Беляева Е.А. Департамент по делам образования, РГМО им. Рыкачева, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Рыбинска Ярославской области ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Определение степени объективности метода лихеноиндикации при оценке экологического состояния воздуха в г. Рыбинске с помощью мониторинговых служб. Составила: ученица 10А класса средней школы № 24 Огарева Галина Научные руководители: Беляева Е.А. учитель биологии и экологии, Бушуева Т.В. инженер-гидробиолог РГМО им. Рыкачева, Булатова Г.И. фельдшер-лаборант санитарно- гигиенической лаборатории г. Рыбинск, 2004 год. |
Информация о продолжении деятельности общественного объединения Кемеровская региональная общественная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» «союз молодежи... | План работы школьного методического объединения учителей математики,... График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по математике, физике и информатике | ||
Рабочая программа Объединения «Риторика» Педагог дополнительного... Программа театрального объединения рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раз в неделю | А. В. Дубровский Религиозная пресса и конфессиональная идеология Республиканского религиозного объединения «Союз христиан веры евангельской в Республике Беларусь» | ||
Методические рекомендации по организации работы школьного методического... Методические рекомендации по организации работы школьного методического объединения классных руководителей | Общественного объединения «белорусский республиканский союз молодежи»... Координатор конференции – Председатель Совета молодых ученых нан беларуси Казбанов Владимир Владимирович | ||
Анализ работы школьного методического объединения учителей русского... П в состав методического объединения учителей русского языка и литературы входят три педагога: С. А. Копенко, Л. А. Тарабрина, В.... | Отчет о работе школьного методического объединения учителей гуманитарного... «Создание деятельностно-компетентностной модели детско-взрослой общности через оптимизацию способов и технологий образовательного... | ||
Программа учебного курса по информатике для 8 Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла | Анализ работы школьного методического объединения математиков, информатиков... | ||
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов... В течение этого учебного года было проведено пять заседаний методического объединения учителей начальных классов. Учителя принимали... | Школьного методического объединения Методическая тема: Повышение качества урока путем использования новых педагогических технологий | ||
Справка по итогам работы районного методического объединения учителей... Работа школьного методического объединения учителей начальных классов строилась в соответствии с планом работы на 2012-2013 учебный... | Мбоу «Тасеевская сош №1» Рябовой С. В Анализ воспитатальной работы школьного самоуправления на основе детского общественного объединения «Поколение+» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла | План работы методического объединения 2004-2005 уч год Тема: Обучение и воспитание младших школьников в условиях модернизации школьного образования |