Программа школьного объединения «союз экологов»





НазваниеПрограмма школьного объединения «союз экологов»
страница1/5
Дата публикации22.01.2015
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4   5
Введение

В концепции модернизации российского образования отмечено, что современному обществу нужны «образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Экологическому образованию школьников также отводится особое место в системе современного образования. Вопросы экологии, решение экологических проблем современности являются наиболее частыми в СМИ, при проведении конференций, форумов, саммитов. В связи с этим важно формировать и развивать у школьников экологическое мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде, собственному здоровью.
Программа школьного объединения

«СОЮЗ ЭКОЛОГОВ»

Программа школьного объединения «Союз экологов» предназначена для обучающихся 8-11 классов, у которых уже имеются базовые знания по экологии, заложенные ранее при изучении дисциплин естественно - научного цикла. Основа программы – выстраивание индивидуальных маршрутов школьников, имеющих особые образовательные способности. В качестве подпрограммы предлагается проведение массовых мероприятий для обучающихся 5-7 классов биолого–экологической направленности с целью выявления школьников, заинтересованных исследованиями в данном направлении.

Цели:

  1. Подготовка обучающихся к участию в экологических и биологических олимпиадах, научных конференциях.

  2. Разработка и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий с экологической направленностью.

  3. Оказание методической помощи обучающимся в подготовке и сдачи выпускных и вступительных экзаменов по экологии и биологии.

  4. Способствование развитию познавательной активности школьников, созданию условий для индивидуальной научно - исследовательской и проектной деятельности.

С учетом поставленных целей реализация программы идет по четырем основным направлениям.

Первое направление включает в себя всестороннюю теоретическую и практическую подготовку участников олимпиад всех уровней и научно-практических конференций.

Глубокие теоретические знания экологической науки каждый участник объединения усваивает, работая на семинарах, лекциях, проводя время в читальных залах библиотеки, в Интернете. Полученная информация, собственные исследования оформляются в «Дневнике исследователя» (приложение 2).

Обучающиеся, занимающиеся по данному направлению, работают в течение года по индивидуальному учебному плану дополнительного образования (приложение 3), вместе с педагогом выстраивают перспективный индивидуальный маршрут.

Необходимым условием участия в экологической олимпиаде является подготовка экологического проекта. В связи с этим обязательным условием работы в «Союзе экологов» является подготовка экологического проекта. При этом выбор тем проходит с учетом научных интересов и индивидуальных особенностей учащихся. Создание проекта идет на базе городских учреждений, имеющих отношения к проблемам экологии (ГМО, СЭС, клинические лаборатории и т.д.).

Под руководством специалистов в данной области исследований, создавая научные проекты, ребята овладевают методиками, с помощью которых проводят исследования по урбоэкологии, экологии малых поселений, определяют экологическую ситуацию в микрорайонах проживания или около школы, оценивают собственное здоровье и факторы, оказывающие на него влияние (приложение 4).

Второе направление: подготовка к экзамену обучающихся IX и ХI классов.

Наиболее популярной формой сдачи экзамена является защита реферата или проекта. В связи с введением ЕГЭ по биологии, данная форма может быть использована лишь для обучающихся 9-х классов.

Работа над рефератом начинается в феврале и включает следующие этапы:

  • знакомство группы обучающихся с правилами работы над рефератом, с особенностями оформления и критериями оценки (приложение 5) данного вида экзаменационной работы;

  • выбор темы реферата, индивидуальная консультация учителя по работе с данной темой;

  • подбор литературы, анализ найденной информации (индивидуальные консультации учителя);

  • написание реферата, сдача на предварительный просмотр (апрель);

  • индивидуальная консультация учителя с целью устранения допущенных обучающимися ошибок;

  • сдача реферата на рецензию (май);

  • защита – по графику экзаменов (июнь).

Работа над проектом проходит также поэтапно, но существенным отличием является то, что начало работы октябрь-декабрь. Кроме того, проект должен содержать исследования обучающегося по выбранной теме. Поэтому дополнительными этапами работы становятся:

  • знакомство и обучение ребят методикам проведения экспериментов, лабораторных исследований;

  • выбор необходимых для конкретной работы методик;

  • консультации, а в ряде случаев и совместное проведение исследований практического характера (приложение 6: критерии проекта).

Еще одна альтернативная форма сдачи экзамена – это участие в проекте «Экологические задачи». Желающие участвовать в проекте в течение апреля – мая получают конверты с условием экологических задач. Через неделю сдают решения. Успешно справившихся с заданием первого этапа через 2 дня находят себя в списке и продолжают участие в проекте, получая следующие задания более сложного условия, которое нужно решить в сжатые сроки. Постепенно в проекте остаются 1-3 человека, которым удается решить самые сложные задачи (седьмой уровень) за один день. Успешное участие в проекте дает право на экзамене по биологии (9 кл.) получить отличную оценку (приложение 7).

В работе по данному направлению (подготовка к экзаменам) в случае выбора обучающимися таких форм сдачи экзамена, как билеты или ЕГЭ существенную помощь оказывают курсы предпрофильной подготовки (для 9-х классов) «Химия и биология в знакомых предметах», «Медик в каждом из нас», «Твое здоровье в твоих руках», «Ландшафтный дизайн»; профильной направленности (для 11-х классов) «Живой организм», «Сложные темы общей химии», «Экологический ликбез».

Третье направление: организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий с экологическим содержанием, которые способствуют активизации познавательной деятельности, развивают интеллект, любознательность, формируют научный интерес, повышают качество знаний по предмету (приложение 8).

Залогом успешного проведения мероприятий являются следующие условия:

  • Любое мероприятие должно иметь определенное место в системе учебно-воспитательной работы в школе.

  • Проводится с учетом интеллектуальных и возрастных особенностей обучающихся.

  • Мероприятия – это своеобразный отчет о проделанной работе.

  • Мероприятие должно быть четко спланированным; обязательно наличие сценария.

  • Наличие коллективных организаторов.

  • Особое внимание должно уделяться художественному, музыкальному оформлению, созданию эмоционального настроя.

Четвертое направление: участие в программах, выставках и конкурсах Детского экологического центра, в дистанционных олимпиадах, Интернет – проектах (приложение 9).

Год

Класс

Фамилия, имя

Место

(город)

Место

(область)

2001

11 кл.

Крылов Вячеслав

I

I

2002

9 кл.

10 кл.

Огарева Галина Корешева Юлия

I

II

I

II

2003

10 кл.

11 кл.

Огарева Галина Корешева Юлия

IV

II

I

III

2004

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Галочкин Артур

Коряжкина Анна

Огарева Галина

I

I

I

I

VII

II

2005

10 кл.

Галочкин Артур

I

Не участвовал по объективным причинам

2006

11 кл.

Галочкин Артур

I

I

2007

9 кл.

9 кл.

Розова Ксения

Бажанова Дарья

III

III

II

III


Критерии оценки результативности программы

«Союз экологов»

  1. Число обучающихся – участников массовых мероприятий экологического характера.

  2. Число обучающихся 5-7 классов, принявших участие в индивидуальных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

  3. Число обучающихся 8-9 классов, зафиксировавших свое членство в «Союзе экологов».

  4. Число обучающихся 8-9 классов, подготовивших доклады, проекты эколого-биологической направленности на школьную конференцию.

  5. Результативность участия обучающихся – членов «Союза экологов» в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

  6. Результативность сдачи экзамена по биологии.

Приложение 1

В приложении 1 представлены сведения из обобщенного анализа работы объединения «Союз экологов».

Список тем экзаменационных рефератов.

  1. Различные аспекты влияния окружающей среды на здоровье человека.

  2. Шумовое загрязнение – важнейшая экологическая проблема города.

  3. Очаговые заболевания. Роль клещей в распространении вируса энцефалита.

  4. Роль зоопарков и заповедников в сохранении видового разнообразия планеты.

  5. Разрушение природной среды – важнейшая проблема нашей эпохи.

  6. Проблемы переработки вторичных материалов. Опыт Рыбинского ООО «Эко – Вторма».

  7. Вклад К.И. Скрябина в развитие паразитологии.

  8. Территориальность. Способы выделения и защиты территориальных участков у различных групп животных.

  9. Влияние Рыбинского водохранилища на климат и органический мир прилегающих к нему территорий.

  10. Почему заповедник назвали в честь Дарвина.

  11. Роль комнатных растений в улучшении экологической обстановки жилых помещений.

  12. Экологические альтернативы химизации сельского хозяйства.

  13. Диоксин – суперэкотоксикант XXI века.

  14. Морфофизиологические особенности растений-хищников.

  15. Генетически модифицированные продукты. Трансгенные культуры.

  16. Влияние кислотных дождей на хвойные растения.

  17. Проблемы радиационного загрязнения биосферы.

  18. Экология одежды.

  19. Страницы истории Красной книги.

  20. Морфофизиологические особенности лишайников. Их роль в городской экосистеме.

  21. Симбиотические взаимоотношения в различных группах органического мира.

  22. В.В. Докучаев – основоположник науки о почвах.

  23. Экологическое состояние естественной среды обитания человека на рубеже веков.

  24. В.И. Вернадский. Учение о биосфере и ноосфере.

  25. Экологическое состояние водных ресурсов Ярославской области и их влияние на здоровье человека.

  26. Мутационная изменчивость, как фактор изменений в биоценозе.

  27. Взаимоотношения между особями в экосистеме лес.

  28. Деревообрабатывающий завод «Свобода» и экологическая ситуация района Прибрежный.

  29. Бумажная фабрика и загрязнение реки Коровки (по материалам СМИ и экологического отдела фабрики).

Экологические проекты – победители олимпиад и

научно-практических конференций

  1. Огарева Галина 9 – 11 класс.

«Определение степени объективности метода лихеноиндикации при оценке экологического состояния воздуха в г. Рыбинске с помощью мониторинговых служб».

  1. Корешева Юлия 9 – 11 класс

«Нарушение экологических стандартов пищевых продуктов – одна из причин алиментарных заболеваний».

«Качественное определение нитратов в вегетативных органах овощных культур».

  1. Галочкин Артур 9 класс – 10 класс.

«Влияние отдельных палеоабиотических факторов на сохранность ископаемых остатков мезозойской фауны».

«Факторы, повлекшие за собой вымирание мезозойских организмов на территории Рыбинского района».

  1. Коряжкина Анна 10 класс.

«Устойчивая тенденция повышения показателя цветности воды. Есть ли основания для беспокойства?»

  1. Смирнова Наталья 11 класс.

«Оценка паразитарной чистоты рыбы, продаваемой в торговой сети г. Рыбинска».

  1. Елизаров Александр 11 класс.

«Здоровый человек – 21 веку».

  1. Барабошкина Оксана, Наумова Екатерина 11 класс

«Наркотики – взгляд через прошлое и настоящее в будущее».

  1. Бажанова Дарья, Розова Ксения.

«За красивый и чистый двор».

Мероприятия школьного объединения «Союз экологов»

  1. Клуб “Собачьих Интересов”: «Сахарная косточка».

  2. Фестиваль “обойных” фильмов: «Старые фильмы о Главном…»

  3. Фотовернисаж: «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды».

  4. Презентация музея экологических инсталляций (поделки из “бросового” материла).

  5. Перепись “зеленого населения” (паспортизация декоративных комнатных растений в школе).

  6. Игра КВН по валеологии (включены конкурсы: «Будьте здоровы!», «Крепкий орешек», «Анатомический театр», «Эти лекарственные … животные», «На ошибках учатся?», «Фитобар» и т.д.)

  7. Игра – погружение: «Биополитен» (путешествия по станциям «Микроскопическая», «Энтомологическая», «Вавиловская», «Берендеевкая», «Орнитологическая» и т.д.)

  8. Игра – путешествие на местности «Зеленый экспресс».

Стоянки: «Остров невезения»; «Прогноз погоды»; «Строго на юг»; «Волшебные цепи»; «Следы невиданных зверей», «Ёлки-палки».

  1. Игра «Биогеоэкологос».

  2. Фаун-аллея «Юниор парк».

Приложение 2

Из дневника выпускницы 2005 года Огаревой Галины

учитель Беляева Е.А.

Департамент по делам образования,

РГМО им. Рыкачева,

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора

г. Рыбинска Ярославской области
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Определение степени объективности метода лихеноиндикации при оценке экологического состояния воздуха в г. Рыбинске с помощью мониторинговых служб.
Составила: ученица 10А класса

средней школы № 24

Огарева Галина

Научные руководители:

Беляева Е.А.

учитель биологии и экологии,

Бушуева Т.В.

инженер-гидробиолог РГМО

им. Рыкачева,

Булатова Г.И.

фельдшер-лаборант санитарно-

гигиенической лаборатории

г. Рыбинск, 2004 год.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа школьного объединения «союз экологов» iconИнформация о продолжении деятельности общественного объединения
Кемеровская региональная общественная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» «союз молодежи...
Программа школьного объединения «союз экологов» iconПлан работы школьного методического объединения учителей математики,...
График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по математике, физике и информатике
Программа школьного объединения «союз экологов» iconРабочая программа Объединения «Риторика» Педагог дополнительного...
Программа театрального объединения рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раз в неделю
Программа школьного объединения «союз экологов» iconА. В. Дубровский Религиозная пресса и конфессиональная идеология
Республиканского религиозного объединения «Союз христиан веры евангельской в Республике Беларусь»
Программа школьного объединения «союз экологов» iconМетодические рекомендации по организации работы школьного методического...
Методические рекомендации по организации работы школьного методического объединения классных руководителей
Программа школьного объединения «союз экологов» iconОбщественного объединения «белорусский республиканский союз молодежи»...
Координатор конференции – Председатель Совета молодых ученых нан беларуси Казбанов Владимир Владимирович
Программа школьного объединения «союз экологов» iconАнализ работы школьного методического объединения учителей русского...
П в состав методического объединения учителей русского языка и литературы входят три педагога: С. А. Копенко, Л. А. Тарабрина, В....
Программа школьного объединения «союз экологов» iconОтчет о работе школьного методического объединения учителей гуманитарного...
«Создание деятельностно-компетентностной модели детско-взрослой общности через оптимизацию способов и технологий образовательного...
Программа школьного объединения «союз экологов» iconПрограмма учебного курса по информатике для 8
Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла
Программа школьного объединения «союз экологов» iconАнализ работы школьного методического объединения математиков, информатиков...

Программа школьного объединения «союз экологов» iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов...
В течение этого учебного года было проведено пять заседаний методического объединения учителей начальных классов. Учителя принимали...
Программа школьного объединения «союз экологов» iconШкольного методического объединения
Методическая тема: Повышение качества урока путем использования новых педагогических технологий
Программа школьного объединения «союз экологов» iconСправка по итогам работы районного методического объединения учителей...
Работа школьного методического объединения учителей начальных классов строилась в соответствии с планом работы на 2012-2013 учебный...
Программа школьного объединения «союз экологов» iconМбоу «Тасеевская сош №1» Рябовой С. В
Анализ воспитатальной работы школьного самоуправления на основе детского общественного объединения «Поколение+»
Программа школьного объединения «союз экологов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла
Программа школьного объединения «союз экологов» iconПлан работы методического объединения 2004-2005 уч год
Тема: Обучение и воспитание младших школьников в условиях модернизации школьного образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск