Скачать 307.28 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии класс составлена на основе авторской программы по биологии 9 класса (И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова), опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 73-83. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов 2 часа в неделю (согласно учебному плану МОУ«Никольская средняя школа» – 34 учебных недели), в том числе: лабораторных работ - 10; проверочных работ - 5; экскурсии - 3. Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов: Федеральные нормативные документы:
Региональные нормативные документы:
6. Письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 27.02.2009г. № 9-06/547-ИВ «Об использовании в работе инструктивно-методического письма по ведению классных журналов». Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии. Цель программы 9 класса – сформулировать завершенность знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностиях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры. Задачи, решаемые в процессе обучения:
Программа по биологии для 9 класса построена на принципиально новой содержательной основе – биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры. Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течении одного года. Это обусловлено тем, для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностиях живой природы и о закономерностиях ее процессов и явлений. Важнейшие особенности данной программы:
В предложенной программе увеличена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности. Изменения, внесенные в авторскую программу:
Для корректировки программы использовались часы из резерва учебного времени и часы за счет уплотнения разделов: «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов», «Учение об эволюции», «Происхождение человека». Так как при анализе работ учащихся сдающих экзамен в новой форме за прошлый год определенные трудности вызвали задания, изучаемые в данных разделах. Следовательно, в текущем году необходимо уделить большее внимание, выделением часов для их практического и теоретического изучения. Учебно-методический комплект:
Формы организации учебного процесса: Наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. Объяснение проводится в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна учащимся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке биологии можно выделить следующие основные этапы: 1) Организационный момент. 2) Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу). 3) Объяснение нового материала или фронтальная работа. На этом этапе проходит объяснение материала, и используются традиционные и электронные наглядные пособия; в процессе беседы вводятся новые понятия, организуется совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях. 4) Лабораторные работы. 5) Подведение итогов урока. Формы: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы. Формы контроля: тестирование (используются задания, аналогичные заданиям экзаменационной работы в новой форме (прилагаются в учебнике и рабочей тетради), биологические диктанты. При составлении календарно – тематического планирования в связи со спецификой предмета были внесены дополнительные графы (повторение, подготовка к ГИА, д/з) на основе локальных актов образовательного учреждения. Учебно-тематическое планирование
Лабораторные работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения. Содержание учебного материала (68 часов, 2 часа в неделю) Введение в основы общей биологии (4 ч) Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Экскурсия №1«Биологическое разнообразие вокруг нас». Основы учения о клетке (10ч) Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке. Лабораторная работа: «Сравнение растительной и животной клеток» (с 230). Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч) Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Лабораторная работа: «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток» (с231). |
Программа по биологии для учащихся 10 класса построена на важной... Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... | Пояснительная записка 9 класс рабочая программа составлена с учетом... На- граф, 2010. – 176 с Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И. Н. Биология: 9 класс: Учебник для... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... ... | Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... ... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального... На- граф, 2010. – 176 с Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И. Н. Биология: 9 класс: Учебник для... | Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии... | ||
Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего... | Рабочая программа по биологии 10-11 класс Программа И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова «Биология. Базовый уровень.» В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством... | ||
Кучменко В. С., Пономарева И. Н. 7 класс. Животные (68 часов, 2 часа... Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по... | Приказ №170-а от 29. 08. 2014 г рабочая программа по биологии 6В класс базовый уровень Буп2004 года и авторской программы по биологии в основной школе – автор И. Н. Пономарева, отражает ее содержание и ориентирована... | ||
Приказ №170-а от 29. 08. 2014 г рабочая программа по биологии 6А, класс базовый уровень Буп2004 года и авторской программы по биологии в основной школе – автор И. Н. Пономарева, отражает ее содержание и ориентирована... | Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... В. В. Пасечника. Программа соответствует примерной программе по биологии, обязательному минимуму содержания для основной школы и... |