Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов.





Скачать 252.99 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов.
Дата публикации17.02.2015
Размер252.99 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка



СОГЛАСОВАНО

с Методическим Советом

руководитель МС




УТВЕРЖДАЮ

директор МОУ СОШ №4

Никулина Н.А.

_________________Ф.И.О.







Приказ № ____________ от

Протокол № ______________

«____» __________________ 2011г.

от «_____» ______________2011г





Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Апатиты Мурманской области
Общеобразовательная адаптированная рабочая программа

Факультативного курса «Биология и краеведение»

Уровень образования: 6класс

Нормативный срок освоения: 1 года
Разработчики рабочей программы: Бутыч Ангелина Ильинична,

учитель биологии МБОУ СОШ №4

Год составления рабочей программы: 2011 год.

Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. При разработке программы использовано методическое пособие Л.Д.Панфиловой «Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Издательство «Экзамен», 2004). Курс «Биология и краеведение» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 часов за год обучения). Краеведческий модуль включен в учебный план школы за счет школьного компонента.

Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Мурманской области.

Задачи курса:

  • формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;

  • выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;

  • раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Кольского региона и жизни человека;

  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.

Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом (БУП-1998).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 1 час в неделю, за счет регионального компонента или компонента ОУ добавлен еще 1 час на изучение краеведения.

Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно курс биологии с использованием краеведческих региональных материалов, а также в использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся.

Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Ресурсная база для реализации программы включает:

  1. Информационные технологии с применением мультимедийных средств.

  2. Дополнительную литературу:

    1. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. / Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко.- М.:ТЦ Сфера, 2007.

    2. Экология. Учебник для общеобразовательных школ.

  3. Краеведческий материал, накопленный учащимися школы – участниками экологических конференций.

Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

Учебно-методический комплект для учащихся включает учебник В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Дрофа, 2006) и рабочую тетрадь для учащихся: В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (Москва: Дрофа, 2007).

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:

  • выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;

  • работа с иллюстрацией учебника;

  • парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;

  • индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций, фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся материалам и с использованием близлежащих природных объектов;

  • проведение викторин и опросов;

  • заполнение рабочей тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно.

Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:

  • устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);

  • решение биологической задачи (устно или письменно);

  • коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;

  • устный ответ с указанием частей растения на таблице;

  • письменный ответ с указанием частей на рисунке;

  • сравнение признаков объекта;

  • индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т.д.);

  • обсуждение индивидуального сообщения товарища;

  • письменный программированный опрос;

  • самостоятельное заполнение рабочей тетради;

  • письменный биологический диктант по терминам;

творческий отчет по экскурсии.
Основное содержание по годам обучения (35 часов)




Разделы и модули программы

6 класс

1

Введение

1

2

Клеточное строение организмов

3

3

Царство Бактерии и грибы

3

4

Царство Растений

6

5

Строение многообразие покрытосеменных растений

7

6

Жизнь растений

9

7

Классификация растений

3

8

Природные сообщества

2

9

Развитие растительного мира

1




Всего

35 часов




Из них практические и лабораторные работы

26



Содержание программы

(35 ч, 1 ч в неделю)

Введение (1 ч)


Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана

Экскурсия заочная

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Мурманской области.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

1. Клеточное строение организмов (3ч)


Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.

2. Царство Бактерии (1 ч)


Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство Грибы (2 ч)


Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Мурманской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Мурманской области и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство Растения (6 ч)


Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений Мурманской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 ч)


Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Кольского региона.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия растений Мурманской области.

Плоды растений Мурманской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Кольского региона.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.

Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение макро – и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6. Жизнь растений (9 ч)


Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян растений Кольского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений Мурманской области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия

Зимние явления в жизни растений Мурманской области.

7. Классификация растений (3 ч)


Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Мурманская область).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Мурманская область).

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

8. Природные сообщества (3 ч)


Основные экологические факторы на примере Кольского региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Кольского региона.

Взаимосвязь растений с другими организмами в Кольском регионе. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Кольском регионе и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество на примере Мурманской области и влияние на него деятельности человека.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Мурманской области.

9. Развитие растительного мира (1 ч)


Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Кольского региона.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов Кольского региона;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организмов растений, грибов, лишайников;

  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;

  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;

  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;

  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Мурманской области;

  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);

  • правила и нормы поведения в природе.

  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Мурманской области; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения Мурманской области, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;

  • выявлять приспособления организмов в среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мир профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.


Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Основная и дополнительная литература для учителя:

  • Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника – Волгоград: Учитель, 2005.

  • Журнал «Биология в школе».

  • Г.И. Лернер. Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6 класса. – М.: Аквариум, 1998.

  • А.И. Никишов. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс». – М.: Дрофа, 2005

  • Л.Д. Парфилова. Биология. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

  • Л.Д. Парфилова. Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» – М.: Издательство «Экзамен», 2005.


Основная и дополнительная литература для учащихся:

  • Биология. Энциклопедия для детей. Том 2. – М.: «Аванта+», 1997.

  • Журнал «Биология для школьников».

  • В.В. Пасечник. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007


Медиаресурсы:

  • 1С: Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2006.

Интернет-ресурсы:

Тематическое планирование

Учебно-тематический план

(1 час в неделю как самостоятельного курса)




п/п

тема

всего

часов

практические и

лабораторные работы

1

Биология – наука о живой природе

1







Тема 1. Клеточное строение организмов

3 часа




2

Устройство увеличительных приборов

1

Л/р № 1, 2 «Устройство микроскопа»

3

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоли). Строение клетки (пластиды)

1

Л/р № 3 «Рассматривание кожицы лука» Л/р № 4 «Пластиды в клетках листа элодеи»

4

Жизнедеятельность клетки

1







Тема 2: Царство Бактерии и грибы

3 часа




5

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека

1




6

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы на примере грибов Мурманской области

1

Л/р № 5 «Строение шляпочных грибов»

7

Плесневые грибы и дрожжи

1

Л/р № 6 «Плесневый гриб мукор»




Тема 3: Царство Растения

6 часов




8

Разнообразие, распространение и значение растений в Мурманской области

1




9

Одноклеточные водоросли и многоклеточные водоросли Мурманской области

1

Л/р № 7 «Изучение строения одноклеточных и многоклеточных водорослей»

10

Лишайники Мурманской области

1




11

Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны Мурманской области

1

Л/р № 8 «Изучение строения мха».

Л/р № 9 «Изучение спороносного папоротника»

12

Голосеменные растения в Мурманском регионе

1

Л/р № 10 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

13

Покрытосеменные растения Мурманской области

1







Тема 4: Строение и многообразие покрытосеменных растений

7 часов




14

Строение семян двудольных растений на примере культурных растений Мурманской области

1

Л/р № 11 «Изучение строения семян двудольных растений»

15

Строение семян однодольных растений на примере культурных растений Мурманской области

1

Л/р № 12 «Изучение строения семян однодольных растений»

16

Виды корней и типы корневых систем

1

Л/р № 13 «Виды корней»

17

Видоизменение корней растений Кольского региона

1




18

Видоизменение листьев растений Кольского региона

1




19

Соцветия и плоды растений Мурманской области

1

Л/р № 21 «Ознакомление с различными типами соцветий».

Л/р № 22 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

20

Распространение плодов и семян растений Кольского региона

1







Тема 5: Жизнь растений

9 часов




21

Химический состав растений. Фотосинтез

1

Л/р № 23 «Химический состав растений»

22

Испарение воды

1




23

Передвижение минеральных и органических веществ

1

Л/р № 24 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

24

Прорастание семян растений Кольского региона

1




25

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Мурманской области»

1




26

Способы размножения растений Мурманской области

1




27

Размножение споровых растений Мурманской области

1




28

Размножение голосеменных растений Мурманской области.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений Мурманской области

1


П/р № 2 «Черенкование комнатных растений»

29

Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян

1







Тема 6: Классификация растений

3 часа




30

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства

1

Л/р № 25 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения»

31

Семейства Розоцветные и Пасленовые на примере растений Мурманской области

1




32

Семейства Мотыльковые и Сложноцветные на примере растений Мурманской области

1







Тема 7: Природные сообщества

2 часа




33

Основные экологические факторы на примере Кольского региона.

Характеристика основных групп растений на примере Кольского региона

1



Л/р № 26 «Особенности строения растений различных экологических групп»

34

Экскурсия «Природное сообщество на примере Мурманской области и влияние на него деятельности человека»

1







Тема 8: Развитие растительного мира

1 час




35

Многообразие растений и основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Мурманской области. Летние задания.

1






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б....
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального...
Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Учебного плана оу на 2013-2014 уч год (для 4-9 классов оу рт с русским языком обучения с изучением родного (чувашского языка), Примерной...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа разработана...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов под руководством В. В. Пасечника,...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской...
М. 2004г и рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Анализируя данные программы, можно отметить,что содержание...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconРабочая программа по геометрии 10 класс (68 часов) Пояснительная записка
Настоящая программа по геометрии для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального...
Протокол №2012г от 2012 от 2012г
Пояснительная записка рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
«Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск