Скачать 252.99 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Апатиты Мурманской области Общеобразовательная адаптированная рабочая программа Факультативного курса «Биология и краеведение» Уровень образования: 6класс Нормативный срок освоения: 1 года Разработчики рабочей программы: Бутыч Ангелина Ильинична, учитель биологии МБОУ СОШ №4 Год составления рабочей программы: 2011 год. Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. При разработке программы использовано методическое пособие Л.Д.Панфиловой «Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Издательство «Экзамен», 2004). Курс «Биология и краеведение» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 часов за год обучения). Краеведческий модуль включен в учебный план школы за счет школьного компонента. Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Мурманской области. Задачи курса:
Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения. Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом (БУП-1998). В соответствии с федеральным базисным учебным планом (БУП-2004) для общеобразовательных учреждений на изучение курса биологии предусмотрен 1 час в неделю, за счет регионального компонента или компонента ОУ добавлен еще 1 час на изучение краеведения. Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно курс биологии с использованием краеведческих региональных материалов, а также в использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, обсуждение индивидуального сообщения товарища, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся. Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования. Ресурсная база для реализации программы включает:
Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру. Учебно-методический комплект для учащихся включает учебник В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (М.: Дрофа, 2006) и рабочую тетрадь для учащихся: В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» (Москва: Дрофа, 2007). В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:
Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:
творческий отчет по экскурсии. Основное содержание по годам обучения (35 часов)
Содержание программы (35 ч, 1 ч в неделю) Введение (1 ч)Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана Экскурсия заочная Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Мурманской области. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. 1. Клеточное строение организмов (3ч)Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. Лабораторные работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом. 2. Царство Бактерии (1 ч)Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. 3. Царство Грибы (2 ч)Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Мурманской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Мурманской области и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников. Лабораторные работы Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов. 4. Царство Растения (6 ч)Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений Мурманской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Лабораторные работы Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей. Изучение строения мха (на местных видах). Изучение строения спороносящего папоротника Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 ч)Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Кольского региона. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия растений Мурманской области. Плоды растений Мурманской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Кольского региона. Лабораторные работы Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня. Изучение макро – и микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица). Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами. 6. Жизнь растений (9 ч)Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян растений Кольского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития (фенофазы). Размножение растений Мурманской области. Половое и бесполое (вегетативное) размножение, Растение – целостный организм. Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу. Лабораторная работа Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Практические работы Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсия Зимние явления в жизни растений Мурманской области. 7. Классификация растений (3 ч)Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий (Мурманская область). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Мурманская область). Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.) Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторная работа Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте. 8. Природные сообщества (3 ч)Основные экологические факторы на примере Кольского региона и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Кольского региона. Взаимосвязь растений с другими организмами в Кольском регионе. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Кольском регионе и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Лабораторная работа Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. Экскурсия Природное сообщество на примере Мурманской области и влияние на него деятельности человека. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Мурманской области. 9. Развитие растительного мира (1 ч)Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Кольского региона. Демонстрация отпечатков ископаемых растений. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ресурсное обеспечение рабочей программы. Основная и дополнительная литература для учителя:
Основная и дополнительная литература для учащихся:
Медиаресурсы:
Интернет-ресурсы: Тематическое планирование Учебно-тематический план (1 час в неделю как самостоятельного курса)
|
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б.... | Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего... | Пояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена... Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Учебного плана оу на 2013-2014 уч год (для 4-9 классов оу рт с русским языком обучения с изучением родного (чувашского языка), Примерной... | Пояснительная записка Предлагаемая рабочая программа разработана... Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята... | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... ... | ||
Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Она создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов под руководством В. В. Пасечника,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской... М. 2004г и рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Анализируя данные программы, можно отметить,что содержание... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | Рабочая программа по геометрии 10 класс (68 часов) Пояснительная записка Настоящая программа по геометрии для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального... Протокол №2012г от 2012 от 2012г | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,... |