Скачать 414.37 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 44МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ ЗАХАРОВА В.Б.) Составитель: учитель биологии Маркова Е.Н. 2007 год Пояснительная запискаНа вопрос, что важнее, знания или творческие умения, есть только один верный ответ: «И то, и другое». Поэтому, одна из основных задач учителя – научить детей учиться. Без этого наиважнейшего умения учащиеся не смогут ориентироваться в учебной информации, не смогут развиваться и быть конкурентноспособными в творческом труде. Учитель, обучая детей основам своей науки, своему предмету, должен показать все возможные пути и способы, с помощью которых ребенок может изучить данный предмет, одновременно развивая свой интеллект содержанием данной науки. Активная деятельность учащихся на уроке – залог их успешного умственного развития. Только она способствует формированию научных убеждений на основе научных знаний. Традиционная репродуктивная деятельность не способствует переводу знаний в долговременную память, а развитие ребенка прогнозируется как бы само собой. Творческая учебная деятельность, выполнение различных заданий, упражнений, направленных не только на усвоение знаний основ наук, но и на развитие интеллектуальных умений и навыков, может направлять развитие. Учитель должен предложить детям не только такие задания, но и алгоритмы их выполнения. Проявления интеллекта целостны, но развитие его может быть поэлементным, структурированным. Важно использовать творческие задания на развитие комплекса отдельных интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, анализ и т.д.) Алгоритмы выполнения творческих заданий широко представлены в педагогической литературе, поэтому учитель может их использовать применительно к своей науке. В пособии сделана попытка представить систему развития и диагностики некоторых метапредметных умений и навыков с 6 по 9 класс с помощью содержания учебника биологии (образовательная линия Захарова В.Б.- Мамонтова С.Г. – Сонина Н.И.) Развитие отдельного умения проводится с помощью заданий, предложенных учителем. Учащиеся используют учебники и инструктивные карточки с алгоритмом работы. Первое задание (тренировочное) выполняется вместе с учителем, по образцу. Второе – самостоятельное, для тренировки, оно оценивается без выставления отметки. Последнее задание является диагностическим, за его выполнение ставится отметка, которая показывает уровень освоения данного умения. Так учитель может пронаблюдать динамику развития конкретного умения у каждого ученика. Таким образом, пособие предлагает один из возможных практических путей, который поможет учителю научить детей учиться и развить их интеллектуальные возможности. Биология – 6 класс1. Как запоминать определения терминов, понятия и закономерности.Задание №1 -тренировочное 1. Прочти инструктивную карточку. 2. На странице 10 учебника в разделе «Химический состав клетки» найди понятия “вещества”, “органические вещества”, “неорганические”, “минеральные”. 3. Проделай с ними работу по инструктивной карточке. Учитель проделывает весь алгоритм задания вместе с ребятами, всё проговаривая, объясняя, предлагая варианты лучшего знакового обозначения новых понятий. Задание №2- самостоятельное1. Открой учебник на странице 19 – 20, тема «Строение растительной и животной клетки». 2.Найти термины и понятия: 1) гомологичные хромосомы; 2) вирус; 3) фагоцитоз; 4) пиноцитоз. 3. Проделай с ними работу по инструктивной карточке. 4. Осуществи самопроверку и самооценку. Задание№3 – диагностическое.Цель: проверить уровень сформированности умений запоминать определения терминов и понятий.
Задание № 4 – диагностическое (в конце учебного года проводится по необходимости) 1.Открой учебник на странице 136, тема «Половое размножение растений». 2. Проработай по инструктивной карточке понятия: самоопыление, перекрестное опыление, насекомоопыляемые, ветроопыляемые растения. 3. Осуществи под диктовку учителя запись этих понятий с объяснением их и сдай учителю. 2. Как вникать в смысл учебной задачиЗадание №1 – тренировочное. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое обеспечение: учебник по биологии для 8 класса «Человек» (Сонин Н. И., Сапин М. Р.), рабочая тетрадь для учителя... | Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 "лечебное дело" Методическое пособие является изданием, в котором даны определения различным неотложным состояниям у детей, критерии клинической... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М.: Просвещение, 2010. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников... Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов биологических и экологических специальностей Балашов П49 Полевые практики по биологии и экологии : учеб методич пособие для студентов фак-та экологии и биологии / М. А. Занина, С. В.... | Методическое пособие для проведения семинарских, индивидуальных занятий... Методическое пособие для проведения семинарских, индивидуальных занятий и самостоятельной работы по курсу «Бюджетная система Российской... | ||
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности... Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт... | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... М.: Просвещение, 2010. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое... | ||
Эуи подготовка к егэ по Биологии Лабораторный практикум, аттестация. Биогеографические карты, атлас анатомии и физиологии человека, хрестоматия, словарь терминов,... | Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика... Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал | ||
Сборник задач и упражнений по биологии. 9 класс. Пособие для учащихся. М.: Мнемозина, 2000 Рассмотрено на мо учителей естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению | Учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения биолого-почвенного... Охватывает организмы, популяции, сообщества, в результате взаимодействия которых с окружающей средой (энергией и веществом) образуются... | ||
Методическое пособие для студентов старших курсов, интернов, ординаторов и практикующих врачей Цель: Изучение патогенеза, клинической картины, методов диагностики и лечения острого аппендицита и его осложнений | Зазулина Л. Г. Рабочая тетрадь с комплексом творческих заданий для... Рабочей тетрадью ты сможешь пользоваться на уроках под руководством учителя и дома самостоятельно. Как же это сделать? | ||
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А |