Скачать 232.04 Kb.
|
Никонова Галина Ивановна учитель биологии высшей категории СОШ №33 ст. Архангельской Сельскохозяйственное растениеводство Курс является продолжением работы, которую каждый учащийся нашей школы выполняет на учебно-опытном и приусадебном участке, начиная с пятого года обучения. Чтобы получать высокие урожаи овощных и полевых культур, необходимо уметь практически применять знания биологии и физиологии растений, знать состав почв, удобрений, способы и нормы их внесения, меры борьбы с болезнями и вредителями. Пояснительная записка Данная программа элективного курса "Сельскохозяйственное растениеводство" направлена на более глубокое понимание основ биологической науки и её практического применения. Курс знакомит учащихся с научными основами землепользования, важнейшими культурами, агротехникой, болезнями растений и мерами борьбы с ними. Целью курса является расширение знаний о жизни растений, управлением их ростом и развитием. В данной образовательной программе отражаются взаимосвязь биологических явлений с физическими, химическими и экологическими, вследствие чего она приобретает особую значимость. Срок реализации курса 34 часа. Материал курса интересен для восприятия, включает доступные по выполнению практические работы, социально востребован и практико-ориентирован на приобретение научных и практических знаний об эффективности сельскохозяйственного производства. Методы и формы обучения: лекции, беседы, встречи со специалистами с/х производства, сообщения учащихся, межпредметные экспрементальные работы, экскурсии на с/х производство. Требования к подготовке учащихся при изучении курса. Учащиеся должны знать: строение и состав почв, приёмы обработки, строение, жизнедеятельность, видовое разнообразие овощных, полевых и сорных растений, севообороты, удобрения, способы их внесения, качество семян, посев; должны уметь: читать почвенные карты, определять содержание Н2О в почве, составлять план севооборотов, распознавать удобрения, рассчитывать дозы под различные культуры, определять чистоту и всхожесть семян, определять нормы высева семян, определять культуры по вегетативным и репродуктивным органам. Критерии оценки: зачёт, незачёт. Календарно-тематическое планирование.
Содержание программы. «Сельскохозяйственное растениеводство» I раздел. Введение – 3 часа. Ознакомление с программой курса, задачами и целями, с основными отраслями сельскохозяйственного производства: овощеводство, садоводство, полеводство, животноводство, семеноводство. Экскурсия №1. Ознакомление с методами работы и достижениями в плодовом саду и огороде хозяйства. Экскурсия №2. Ознакомление с полевым севооборотом на отделении №1 хозяйства. II раздел. Важнейшие сельскохозяйственные культуры – 1час. Обзор важнейших полевых и овощных культур, возделываемых в хозяйстве и районе. Достижения науки и успехи передовиков сельскохозяйственного производства в получении высоких урожаев в районе и нашем крае. III раздел. Почва, её состав и плодородие – 6 часов. Характеристика почв краснодарского края. Анализ состава почв. Значение анализа почв, техника проведения простейших анализов, требования к их выполнению. Определение кислотности почвы по составу растений на участке. Изучение принципа работы приборов для проведения анализа почвы, изучение правил забора почвенных образцов, подготовка образцов почвы к анализу. Проведение анализа почвы на кислотность, на содержание гумуса и подвижных форм фосфора. Составление картограмм участков Практическая работа №1 «Определение кислотности почвы по составу растений». Практическая работа №2 «Определения кислотности почвы». Практическое работа №3 «Определение содержания гумуса и подвижных форм фосфора в почве». Демонстрация почвенных карт и их чтение. IV раздел. Питание растений. Удобрения – 4 часа. Биологические особенности, условия роста и развития растений. Питание растений, потребность важнейших сельскохозяйственных культур в важнейших элементах питания в разные стадии их роста и развития. Виды удобрений: органические, минеральные, микроудобрения, бактериальные. Влияние удобрений на рост и развитие растений. Сроки, способы и дозы внесения удобрений в связи с биологическими особенностями культур и почвенно- климатическими условиями. Практическая работа №4 «Распознавание удобрений с помощью простейших химических реакций». Практическая работа №5 «Расчеты доз внесения удобрений под овощные и полевые культуры» – работа со справочной литературой. V раздел. Агротехника возделывания овощных культур – 6 часов. Важнейшие овощные культуры, биологические особенности, разновидности и сорта, хозяйственное значение. Подготовка почвы под овощные культуры, расчёт площади питания в зависимости от сорта и биологической разновидности. Техника посева и посадки культур, овощной севооборот. Особенности ухода в связи с биологией роста и развития растений, значение поливов, подкормок, внесения удобрений. Вредители и болезни растений. Меры борьбы с вредителями и болезнями растений. Механизация возделывания культур. Сроки биологической и технической спелости овощных культур. Способы уборки урожая. Достижения науки в получении устойчивых урожаев. Практическая работа №6 «Ознакомление с культурами на живых экземплярах, гербариях и атласах». Практическая работа №7 «Агротехника овощных культур. Составление технологических карт по справочной литературе». VI раздел. Полевые культуры. Анротехника возделывания – 6 часов. Важнейшие полевые культуры, биологические особенности, разновидности и сорта, народнохозяйственное значение Подготовка почвы под полевые культуры. Расчёт площади питания в зависимости от сорта и биологической разновидности, техника и способы посева внесение удобрений, изучение полевых севооборотов. Ознакомление с особенностями ухода за полевыми культурами в связи с их биологией, роста и развития. Значение подкормок на разных стадиях развития и роста растений. Изучение болезней и вредителей полевых культур. Меры борьбы с ними. Биологическая и техническая спелость полевых культур. Достижения науки в получении устойчивых урожаев. Механизация возделывания культур. Практическая работа №8 «Ознакомление с полевыми, имеющими хозяйственное значение». Практическая работа №9 «Агротехника полевых культур. Составление технологических карт». VII раздел. Семеноводство – 3 часа. Определение сорта. Значение посева чистосортными семенами высокого класса. Гибридные семена. Выращивание гибридных образцов. Функционирование семенных участков и их значение для создания генофонда сортов растений. Качество семенного материала. Практическая работа №10 «Определение всхожести семян». VIII раздел. Экологические проблемы в сельском хозяйстве – 2 часа. Защита окружающей среды. Создание экологически чистой сельскохозяйственной продукции. IX раздел. Итоговое занятие по курсу – 3 часа. Подготовка рефератов по профессиям:
Разработка сценария, плакатов, костюмов, поделок, коллекций, технологических карт, схем севооборотов. Конференция «Защита профессий». Практикум к курсу «Сельскохозяйственное растениеводство». Практическая работа №1 «Определение кислотности почвы по составу растений». Индикаторы типичные: - кислых почв – (рН - 3,5 – 4,5) – ацидофилы: вереск, белоус, щучки извилистые, щавелёк слабый. - среднекислых и слабокислых почв – (рН – 4,5 – 6,5) – полевица собачья, вейник ланцетный, щучка дернистая, лютик едкий, погремок большой. - нейтральные или околонейтральные почвы – трясунка средняя, лисохвост луговой, овсяница луговая, печёночница благородная, сныть. - щелочные почвы – песчанка высокая, мать и мачеха, горчица полевая, очиток едкий. Из древесных пород дуб предпочитает нейтральные и слабощелочные почвы, ель – умеренно кислые. У сосны обыкновенной по отношению к кислотности отмечается широкая экологическая амплитуда. Индикация кислотности почв по растительности имеет практическое применение: так, появление в луговом травостое большого количества ацидофидов свидетельствует о нежелательном направлении почвенного процесса, иногда о начавшемся вырождении луга и о необходимости известкования почвы. Практическая работа №2 «Определения кислотности почвы». Задание . Определите кислотность (рН) почвы. Оборудование: образцы почвы, взятые с разных полей овощного севооборота; прибор «Универсальный индикатор»; технические весы с разновесами; фарфоровые чашки; пипетка на 3 мл; лакмусовая бумага (синяя и красная). Сделайте вывод: нуждается ли данный участок или поле овощного севооборота в известковании, если установлено, что при рН 4,5 и меньше потребность в извести высокая, при рН 4,6—5,0 — средняя, при рН 5,1—5,5— слабая, а свыше 5,5 в большинстве случаев почва в известковании не нуждается. Практическое работа №3. «Определение содержания гумуса и подвижных форм фосфора в почве». Задание . Определите количество перегноя в почве. Оборудование: образец почвы с овощного участка; фарфоровые тигли; проволочные сетки; спиртовки или электрические плитки; технические весы с разновесами; сушильный шкаф; тигли; щипцы с резиновыми наконечниками; эксикатор; стеклянные палочки. Ход работы. Поместите 5 г воздушно-сухой почвы в заранее взвешенный тигель. Установите тигель с почвой на спиртовку или на электрическую плитку и почву прокаливайте до тех пор, пока она не изменит цвета и не станет серой (похожей на золу), красноватой или кирпичной. При прокаливании помешивайте почву стеклянной палочкой. Когда почва прокалится и органические вещества сгорят нацело, тигель поставьте в эксикатор для охлаждения и через полчаса взвесьте. Разница в весе между тиглем с почвой до и после прокаливания составляет количество органических веществ в почве. Это количество можно выразить в процентах. Допустим, что после прокаливания 5 г воздушно-сухой почвы вес ее станет 4,5 г. Значит, в 5 г содержится 0,5 г органических веществ, а в 100 г их будет 10 г, или 10%. Результаты запишите в тетрадь по следующей форме:
Практическая работа №4 «Распознавание удобрений с помощью простейших химических реакций». 1. Определение азота в растворе удобрения. . Для анализа берут пипеткой 25 мл раствора удобрения (после фильтрования его и доведения до определенного объема) в колбочку или стакан емкостью около 200 мл, прибавляют 2 капли индикатора метилового красного (метилрот, реактив 1). Если раствор становится розовым, его нейтрализуют добавлением по каплям 0,1 н. раствора щелочи (NaOH или КОН) (реактив 2) до перехода розовой окраски в золотисто-желтую. В другую колбу или стакан приливают из бюретки или автоматической пипеткой 20 мл 25%-ного раствора формалина (реактив 3) и также прибавляют к нему 2 капли метилового красного (реактив 1). Если появляется розовая окраска, раствор формалина нейтрализуют так же, как и раствор удобрения, 0,1 н. щелочью (реактив 2) до золотисто-желтой окраски, не допуская избытка щелочи. Нейтрализованный раствор формалина вливают в нейтрализованный раствор удобрения, приливают 2—3 капли фенолфталеина (реактив 4), перемешивают смесь, при этом цвет ее становится розовым вследствие выделившейся кислоты из удобрения при взаимодействии аммиака с формалином. Выделившуюся азотную кислоту титруют 0,5 н. раствором NaOH или КОН (реактив 5). При титрований розовая окраска раствора переходит в бледно-желтую (при изменении цвета индикатора метилового красного при рН 6,2). Титрование следует продолжать до появления слабо-розовой окраски (по фенолфталеину при рН 8,2). По количеству щелочи, пошедшей на титрование исследуемой порции раствора (25 мл) удобрения, вычисляют содержание азота. 2. Определение калия в калийном удобрении тетрафенилборатным методом. Сущность метода заключается в осаждении калия тетра-фенилборатом натрия в уксуснокислой среде с последующим высушиванием и взвешиванием полученного осадка тетрафе-нилбората калия. Ход определения. 5 г калийного удобрения взвешивают с погрешностью не более 0,001 г, помещают в мерную колбу емкостью 500 мл, добавляют 150 мл воды и нагревают до кипения. После охлаждения объем колбы доводят до метки водой и тщательно перемешивают. Фильтруют через сухой фильтр в сухую колбу, отбрасывая первые порции фильтрата. При анализе хлористого калия, сернокислого калия и 40%-ной калийной соли проводят второе разбавление. Для этого отбирают пипеткой 25 мл отфильтрованного раствора в мерную колбу емкостью 250 мл, доводят объем раствора водой до метки, тщательно перемешивают и отбирают 50 мл полученного раствора в стакан емкостью 100 мл. При анализе калимагнезии и калийно-магниевого концентрата отбирают пипеткой 10 мл отфильтрованного раствора в стакан на 100 мл и прибавляют 40 мл воды. Далее в обоих случаях к отобранному раствору добавляют 1 —2 капли метилового красного и 10%-ный раствор уксусной кислоты до изменения цвета раствора/» нагревают на водяной бане до 40°С и осаждают тетрафенилборат калия, приливая по каплям при помешивании 10 мл 3,5%-ного раствора тетра-фенилбората натрия. Раствору с осадком дают отстояться на водяной бане в течение 5 мин, охлаждают в проточной воде до комнатной температуры и отфильтровывают осадок через фильтрующий тигель. Практическая работа №5 «Расчеты доз внесения удобрений под овощные культуры» Задание. Рассчитайте дозы внесения удобрений под овощные культуры в зависимости от процентного содержания действующего начала. Оборудование: таблица содержания действующего вещества в удобрениях; таблица примерных доз внесения азота, фосфорного ангидрида и окиси калия. Ход работы. В связи с тем, что процентное содержание действующих веществ в различных удобрениях неодинаково, дозы удобрений часто выражают не в весе самих удобрений, а в количестве содержащихся в них действующих веществ (N, PgOs, КзО и др.). Чтобы узнать, сколько же следует вносить того или иного удобрения, поступают следующим образом. Предположим, что решено внести при вспашке зяби под корнеплоды 120 кг фосфора (РгО5) в виде фосфоритной муки. Надо узнать, сколько следует внести фосфоритной муки на 1 га, если она содержит 20% фосфора (P2Os). Фосфоритная мука содержит 20% фосфора; это значит, что в 100 кг фосфоритной муки содержится 20 кг фосфора. Чтобы узнать, в скольких килограммах фосфоритной муки содержится 120 кг фосфора ^Оз), составляем пропорцию: 100 : х = 20 : 120, Х=100 120/20 = 600 кг, или б ц. Следовательно, нужно внести 6 ц фосфоритной муки на 1 га. Практическая работа №6 «Ознакомление с культурами на живых экземплярах, гербариях и атласах». Описание видов овощных культур 5 польного севооборота: капуста , томат, огурец, зеленные, лук. По плану: корневая система, стебель, листья, цветы, плоды, отношение к почве, освещённости, влаге, засорённости. Практическая работа №7 «Агротехника овощных культур. Составление технологических карт по справочной литературе». Для юга России и средней полосы. Практическая работа №8 «Ознакомление с полевыми, имеющими хозяйственное значение». Описание видов полевых культур семипольного севооборота: пшеницы, ячменя, подсолнечника, сахарной свёклы, кукурузы, бобовые (горох, соя) – пар. 1. Описать биологические особенности культур по плакату: корневая система, стебель, листья, цветы, плоды, отношение к почве, засорённость. Практическая работа №9 « Составление технологических карт культур полевого севооборота по справочной литературе». Практическая работа №10 «Определение всхожести семян».
Всхожесть этих семян 91%, - семена кондиционные 3. Провести расчёт высева этих семян на 1 га, если при 100% всхожести семян огурца потребуется 50 тыс. шт., томатов 50 тыс. шт., цветной капусты 500 тыс. шт., брюссельской 300-400 тыс. шт., лук-порей 800-900 тыс. шт., перевести в килограммы. Литература 1. Баславская С.С., Трубецкова О.М. «Практикум по физиологии растений», М., Московский университет, 1964г. 2. Баславская С.С., Кудряшов Л.В., «Сельское хозяйство», М., Сельхозиздат, 1963г. З. Генкель П.А. «Физиология растений», М., Просвещение, 1985г. 4.Генкель П.А., Кудряшов Л. В. «Ботаника» пособие для учителя, М., Просвещение, 1984г. 5. Горышина Т.К., «Экология растений», М., Высшая школа, 1979 г. 6. Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., Педагогика, 1982г. 7. Шишкин Б.К. «Ботанический атлас», Издательство сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов» Москва 1963 Ленинград Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 станицы Архангельской ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10 классов «Сельскохозяйственное растениеводство» Составитель: Никонова Галина Ивановна учитель биологии высшей категории Тихорецкий район 2004 год |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ефременкова Галина Ивановна, учитель английского языка высшей категории мкоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сухиничи Калужской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель... | ||
И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского,... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мутова Галина Михайловна, учитель немецкого языка высшей категории, моу«Проскоковская сош», Юргинский р-н, Кемеровская обл., Лауреат... | ||
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов медицинского... Шабуниа О. П., учитель высшей категории, учитель биологии моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №25 г о. Самара | Урока: Воспитывающие Учитель: Проворченко Галина Михайловна, учитель информатики высшей категории, победитель пнпо 2008 г. (Почетная грамота моин рф) | ||
Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу... Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит... | Тема: Формула цветка Автор урока: Волковая Ольга Анатольевна, учитель биологии, высшей категории, моу «сош №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского... | ||
Автор: Тютрина Александра Ивановна Учитель технологии высшей категории... Цель урока: Научить правильной раскладке выкроек юбки на ткани и раскрою деталей юбки, познакомить с профессией закройщика | Использование икт на уроках биологии Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «сош №10» г. Елабуга рт, Ахметова Зайтуна Хасановна, учитель биологии высшей квалификационной категории | Конспект открытого урока по биологии для 9-го класса "Приспособленность... Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан | ||
Программа элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий Автор программы: Курышева Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории моу сош №226, г. Заречный, Пензенской области | Некоторые особенности биологии восточносибирской волнянки Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п.... | ||
Урок-лекция с компьютерной поддержкой. Тема: "Освоение космоса" Викторова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования, учитель физики гоу сош №281 г. Москвы | Конкурс проектов «Современный педагогический опыт» Куцакова Елена Ивановна, учитель физической культуры высшей категории Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... |