Скачать 109.23 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса Саратовской области имени Л.Г Венедиктовой Формирование готовности к профессиональному самоопределению Учитель биологии 1 категории Кашаева Елизавета Петровна г. Маркс 2014г Содержание Введение_________________________________________________________1 Основная часть Глава 1 Личностное и профессиональное самоопределение___________2 Глава 2 Типы и разновидности профессий __________________________3 Глава 3 Требования профессии к человеку __________________________4 Глава 4 Формирования готовности профессионального самоопределения 5 Заключение_______________________________________________________7 Литература_______________________________________________________7 Введение В настоящее время проблема профессионального самоопределения подростков становится всё более актуальной. С одной стороны в практику российской школы внедряется профильное обучение способствующее созданию условий в соответствии с профессиональными интересами и намерениями старшеклассников, а с другой стороны на современном рынке труда существует дефицит одних специалистов и переизбыток других. Возникает вопрос: как школа может содействовать профессиональному самоопределению учащихся. Какова роль учителя-предметника в этом процессе. Гипотеза: на уроках биологии возможно формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению Цель моего исследования: раскрытие возможностей предмета биологии в формировании готовности школьников к профессиональному самоопределению Задачи.
информационные, к процессу реализации профессионального самоопределения.
готовности учащихся к профессиональному самоопределению Новизна работы над темой состоит в том, чтобы создать систему формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Это даст возможность учащимся добиваться реализации личностного потенциала в условиях глобальной конкуренции 1 Личностное и профессиональное самоопределение Процесс становления личности человека по другому личностное самоопределение или социализация предполагает, усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную переработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; и выработку у себя как личности, собственного мировоззрения. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения, и включает в себя: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование трудовых навыков и умений; формирование и осознание себя как профессионала. В литературе отмечается, что «профессиональное» и «личностное» самоопределения могут находиться у человека в разном соотношении: – существовать рядом, без пересечения; – полностью совмещаться, когда человек не мыслит себя вне работы; – включать профессиональные ценности в личное пространство. Наиболее оптимальным и гармоничным является, последний вариант, когда «профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются и требования к профессии. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию. Но может быть и наоборот. Укрепившись, профессиональное самоопределение начинает влиять на личностное. Ибо, овладевая профессией, человек более зрело начинает представлять и оценивать себя. Критерии профессионализма влияют на критерии оценки личности. Возможна переоценка отношения человека к себе как личности. То есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека. Это и есть влияние профессионализации 2 на социализацию. Таким образом, можно констатировать, что личностное и профессиональное самоопределение личности понятия взаимосвязанные и взаимозависимые. Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что выбор профессии человеком это очень важный шаг в его жизни. Поэтому совершенно очевидно, что при организации образовательного процесса в школе необходимо создать условия для формирования готовности у подрастающего поколения к профессиональному самоопределению Типы и разновидности профессий Очень часто выбор профессии основывается на предметном интересе , т.е. интересе к определённой области знаний. Биология не является исключением. Она может стать основой для выбора профессий не только типа «Человек – природа», но и типа «Человек – человек». Какие же это профессии. К типу «Человек — природа» относят профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, эколог, геолог), уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, садовник, техник-озеленитель, фермер, зоотехник), профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринарный фельдшер, ветеринар, фитопатолог). К типу «Человек — человек» относят профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, фельдшер). Особо стоит остановиться на современных профессиях востребованность к которым всё более возрастает. Например, такие профессии как: Эколог - защитник окружающей среды. Его повседневная работа – это изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Инженер-эколог. Главной задачей, которого является обеспечение 3 соблюдения природоохранного законодательства на предприятиях. Лаборант-эколог, аппаратчик химического производства со знанием основ промышленной экологии, техник-технолог по охране окружающей среды - профессии новые и перспективные. Биотехнолог — это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе — новые организмы, растения и продукты. «Медицинский представитель» - это специалист, который информирует врачей о преимуществах продвигаемого препарата, (который нельзя рекламировать), по сравнению с препаратами компаний-конкурентов, приводит результаты сравнений их характеристик, рекомендации и отзывы авторитетных экспертов. Ландшафтный дизайнер - специалист в садово-парковой области, способный создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны. Нанотехнолог – специалист в области исследований на атомно-молекулярном уровне. Возможности наночастиц еще плохо изучены, но уже стало понятно, что за нанотехнологиями стоит будущее, а профессия нанотехнолог становится всё более популярной и востребованной. Требования профессии к человеку Не только человек предъявляет требования к профессии, но и профессия к человеку. Для того, чтобы освоить определённую профессию и затем успешно трудиться человек должен обладать конкретными качествами, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Остановимся на типе профессии «Человек — человек». Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, сочувствие, спокойствие 4 и доброжелательность, речевые способности. Тип профессии «Человек - природа» предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта в работе. При выборе профессии школьник должен не только проявлять интерес к определённой области знаний. Он должен обязательно основываться на знании своих способностей и возможностей. А для этого требуется соблюдение следующих условий: -соответствие выбора профессии предметным интересам школьника; -представление учащегося о своих способностях и возможностях; -адекватная оценка своих способностей и возможностей. Формирования готовности профессионального самоопределения Какие же методы, приёмы, технологии можно использовать для формирования профессионального самоопределения школьников. Для формирования профессионального самоопределения на уроках биологии организуется:
Л/Р, при выполнении практических заданий, при решении задач.
которых представлена информация о профессиях и производствах 4. Создание презентаций о профессиях. Для того чтобы учащиеся получили наиболее полную информацию о той или иной профессии необходимо знакомить их с профессией по следующему плану. 5 1.Общие сведения о профессии (краткий исторический очерк и перспективы развития профессии; основные специальности, связанные с данной профессией; лучшие представители профессии и т.д.) 2.Содержание профессии (место и роль профессии, её перспективность и востребованность на современном рынке труда, предмет, средства и продукт (результат) труда, содержание и характер (функция трудовой деятельности) объём механизации и автоматизации труда, уровень информатизации, общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества, связь с другими специальностями). 3.Условия работы и требования профессии к человеку (санитарно-гигиенические условия труда, требования к возрасту и здоровью; элементы творчества; характер трудностей; степень ответственности; специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, влияние профессии на образ жизни работника; его быт и т.д., социально-экономические условия) 4.Система подготовки к профессии. Биология включает в себя несколько курсов при изучении которых можно формировать готовность к профессиональному самоопределению. (таблица №1) В курсе биологии растений и животных, производится знакомство учащихся с профессиями связанными в основном с сельским хозяйством. Например, овощеводы, садоводы, лесоводы, животноводы и т.д.. В курсе биология человека в основном идёт знакомство с профессиями, медсестры, фельдшера врача разной специализации. При знакомстве с профессиями обязательно делается акцент на те учебные заведения, которые находятся в нашем городе. Это медицинское училище готовит медсестёр общей практики. Профессиональный лицей № 46 готовит специалистов по специальности хозяйка(ин) усадьбы (мастер машинного доения, мастер плодо-овощевод. 6 Дополнительно изучается флористика, ландшафтный дизайн) Уделяется внимание и профессиям, где чувствуется нехватка кадров. Например, средний медицинский персонал. Заключение В заключении хочу сказать, что такая работа в рамках технологии организационно-педагогической деятельности имеет результаты. Ежегодно учащиеся нашей школы поступают в медицинское училище, мединститут, Аграрный университет. А есть выпускники нашей школы, кто уже работает по специальности связанной с биологией. Открытие химико-биологического профиля в школе, тоже является результатом формирования готовности к профессиональному самоопределению. В основном дети выбирают медицинский профиль. Но это связано с тем, что мы живём не в сельской местности, а в городе, что и откладывает свой отпечаток на выбор профессии. Литература 1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. 2. Н.Г.Ионина, Н.Н.Войткевич. О профессиональном самоопределении учащихся //Биология в школе - 2010г. - №3 3.Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для старших классов средней школы – М.: Просвещение, 1991. 4.http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/professionalnoe-samoopredelenie- shkolnikov.html 5.http://anydaylife.com/post/1507 6.http://3ys.ru/sushchnost-lichnostnogo-i-professionalnogo-samoopredeleniya-v-psikhologii/soderzhanie-lichnostnogo-i-professionalnogo-samoopredeleniya.html 7 Приложение Таблица №1
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью обучения является формирование коммуникативной компетенции студентов, которая включает три компонента: 1 образовательный: формирование... | Психология и выбор профессии «пробы сил» и т п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего... | ||
Мкоу «Полотняно-Заводская средняя общеобразовательная школа №2» «пробы сил» и т п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закона о занятости, о положении на рынке труда, содействие профессиональному самоопределению школьников (консультирование, тестирование),... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа помогает ребенку сделать шаг к профессиональному самоопределению и социальной адаптации в обществе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа помогает ребенку сделать шаг к профессиональному самоопределению и социальной адаптации в обществе | ||
Методические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов,... Педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников | Урок «моя профессия» Конспект дистанционных занятий по профессиональному... Данный урок поможет вам найти ответы на эти и другие важные для вас вопросы | ||
Пояснительная записка Направленность элективной программы Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего... | План работы моу дод «дом детского творчества города чебоксары» на 2010 2011 учебный год Цель: всестороннее гармоничное развитие социально активной, творческой личности, способной адаптироваться к общественным изменениям... | ||
Пояснительная записка Направленность программы элективного курса Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего... | В помощь классным руководителям, учителям –предметникам. Полезные... Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» Юго-Западного окружного управления департамента образования... | ||
Ч. Формы текущего контроля: Тесты и контрольные вопросы, рефераты... России через призму общецивилизационной эволюции. Курс истории призван сыграть важную роль в повышении историко-культурного уровня... | Программа по направлению «Технология» для неделимых классов составлена... Приоритетная роль учебного предмета “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному... | ||
Городской конкурс реферативно-исследовательских работ для учащихся... В рамках реализации Концепции национальной системы выявления и развития молодых талантов и государственной программы Российской федерации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Российского государства в области социальной политики. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы... |