Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания





НазваниеРабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания
страница1/24
Дата публикации22.04.2015
Размер2.72 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калмыцкий государственный университет
Факультет педагогического образования и биологии


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета
____________________

(Ф.И.О., подпись)

«___» _________ 20__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по Современным концепциям естествознания

(название)

ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
___________030030.62 Психология___________

(код по ОКСО и название)
Квалификация (степень) выпускника

__________бакалавр психологии__________

(Бакалавр, магистр)
Форма обучения

_______________очная_______________

(очная, очно-заочная и др.)


Элиста
2011 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 Биология, утвержденного Приказом МОиН РФ 04 февраля 2010 №_101______________

(код по ОКСО и название)

Программа составлена: _____Эдеевой С.Е.., кандидатом биологических наук, ассистентом__

(Ф.И.О., ученое звание, должность)
Программа составлена: _____Гольдварг Т.Б., кандидатом физико-математических наук, ст. преподавателем__

(Ф.И.О., ученое звание, должность)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК факультета ПОиБ________________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании УМК факультета _____________________________________

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК _____________________ ___________________________________________

(название факультета)                                                                               (Ф.И.О., ученое звание, подпись)

  1. Цели освоения дисциплины

Курс «Современные концепции естествознания» охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции современного естествознания» является освещение широкого диапазона знаний по многим научным направлениям, предлагаемым к изучению в рамках единой учебной дисциплины, системный характер построения учебного материала.

Системное представление существенно расширяет кругозор, помогает глубже понять смысл происходящих в природе процессов и является необходимым компонентом общего культурного уровня любого специалиста, имеющего высшее образование.

Особенностью преподаваемого курса является формирование творческого отношения к знаниям, умение ориентироваться в потоке современной информации, понимание единства законов развития в физике, химии, биологии, социологии, экономике, экологии, умение прогнозировать ход развития. Синергетический подход позволяет студентам с единых позиций подойти к описанию эволюционных процессов на всех уровнях и формах существования материи.

Цель дисциплины: дать учащимся панорамное, целостное видение картины современного естествознания как одной из фундаментальных частей человеческой культуры и как особого способа общения человека с миром. Знание и понимание концепций современного естествознания дает человеку свободу ориентации в мире. Конечная цель изучения дисциплины – формирование и развитие у будущих специалистов знаний по наиболее важным проблемам современного естествознания, способствующим обогащению их мировоззренческо - методологического потенциала и более глубокому усвоению специальных дисциплин.

__________________________________________________________________________________

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Б2. Б.5

Концепции современного естествознания – дисциплина, входящая в цикл математических и естественнонаучных предметов. Предназначена для формирования у студентов целостного представления о современном естествознании, ключевых понятиях и представлениях, взаимовлиянии естественных наук (физики, химии, биологии, экологии, наук о Земле, наук о Вселенной), а также их связи с гуманитарными и техническими науками, о естественнонаучных основах современного научного мышления, о новейших концепциях, и проблемах современного естествознания и его прикладном значении. Курс «Современные концепции» естествознания связан с такой предшествующей дисциплиной как «История философии».

Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП и требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

ОК-1: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; срвершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

ОК-2: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;

ОК-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

ОК-5: применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;

ОК-9: проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:



п/п

Наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины

Общекультурные компетенции



Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1)




Философия, история



Понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2)

Науки о биологическом разнообразии


Философия, экономика, культурология



Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3)

Науки о биологическом разнообразии


Философия, экономика, история

4

Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4)




Методологические науки, философия

5

Применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5)

Математика, физика

Науки о биологическом разнообразии, комплекс наук о человеке (анатомия, физиология и др.)

6

Проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9)




Методологические науки


__________________________________________________________________________________

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Общекультурные

ОК-1: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; срвершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

ОК-2: понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;

ОК-3: владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

ОК-4: использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

ОК-5: применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;

ОК-9: проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

на уровне представлений:

- наиболее общие фундаментальные законы физико-биологического мира;

- основные достижения, области применения и тенденции в развитии современного научного естествознания. цель, задачи и организационную структуру концепций современного естествознания;

- об истории развития естествознания;

- об особенностях современного естествознания; о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов; о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе; об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, экологии и здоровья человека;

- о сообществах организмов, экосистемах, о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
на уровне воспроизведения:

- об эволюционном учении Ч. Дарвина

- об основных гипотезах происхождения жизни на Земле

на уровне понимания:

- понять структуру, системный характер и взаимосвязь основных элементов естественнонаучной базы знаний;

Уметь:

- формировать целостный взгляд на окружающий мир;

- выявлять сущности явлений природы и их законов;
практические:

- обосновывать основные понятия физики, химии, биологии, науковедения, философии и методологии;

- использовать на практике познанные законы, силы и вещества природы;
Владеть:

- навыками, позволяющими выполнять требования по технике безопасности

__________________________________________________________________________________

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля) Генетика и селекция

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.


    1. Структура преподавания дисциплины

№ п/п


Наименование модулей, разделов, (тем)

Семестр

Неделя семестра

Аудиторные занятия

СРС

Общая трудоемкость с учетом зачета и экзамена (ч/кредит)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практ., семинары

Лабораторные р.

СРС с преподавателем

Всего

часы



Введение

2

1

2










2

1

3/






Процесс естественнонаучного познания. Формы естественнонаучного познания. Методы и приемы естественнонаучных ис-следований.

2

2

2

2







4

2

7/

Опрос письменный, устный



Материя, пространство, время. Материя и движение, время и пространство. Абсолютный и относительный характер движения. Характеристики механического движения. Принцип относительности Галилея. Принцип относительности Эйнштейна. Специальная и общая теории относительности. Симметрия пространства и времени

2

3

2

2







4

4

8/

Тестирование, устный опрос



Структурные уровни организации материи. Естественнонаучные представления о материи и первооснове. Основы материального мира, его уровни, особенности развития. Микро-, макро- и мегамиры. Организация материи на физическом уровне. Организация материи на химическом уровне. Особенности биологического уровня организации материи

2

5

2

2







4

4

8/

Коллоквиум



Космос как предмет астрономии, космологии и космогонии. Хаос. Большой Взрыв. Эволюция Вселенной и её современное строение. Метагалактика. Галактики. Солнечная система и Земля. Концепция расширяющейся Вселенной - современная астрономическая картина мира и её принципиальная незавершённость. Антропный принцип в космологии XX века. Космизация науки на рубеже XX-XXI веков

2

7

2

2







4

2

6/

Тестирование, устный опрос



Современное прочтение законов сохранения и начал термодинамики. Представления об энтропии. Система современных химических дисциплин. Химия неорганическая и органическая. Основные химические законы. Таблица Менделеева. Химическая кинетика. Химический синтез. Энергетика химических процессов. Структура химии. Реакционная способность веществ. Электрохимия. Основной закон электролиза. Коллоиды. Синтез химических веществ. Современный катализ. Перспективные материалы. Химия в XXI веке.

2

9

2

2







4

6

10/

Коллоквиум, устный опрос



Особенности биологического уровня организации материи. Особенности биологической организации материи. Уровни организации живых систем. Современные представления о сущностных характеристиках живого. Проблема определения сущности жизни. Организация живых систем как единство структурной и функциональной упорядоченности. Термодинамические и информационные особенности живых систем. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология. Биоритмы. Проблема человеческого времени

2

11

2

2







4

6

12/

Доклад с презентацией



Эволюционное естествознание. Проблемы происхождения жизни на Земле. Основные гипотезы о происхождении жизни. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико-химических закономерностей. Гипотеза Опарина-Холдейна. Биологический эволюционизм. Генетика и эволюция. Эволюционные теории Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Дарвинизм и генетика в ХХI веке. Синтетическая теория эволюции. Нейтральная теория эволюции

2

15

2

2







4

8

12/

Устный опрос, тестирование



Происхождение человека и цивилизации. Возникновение человека. Место вида Homo sapiens в иерархии живого. Популяционное и расовое разнообразие и единство человечества

2

18

2

2







4

7

10/

Устный опрос, тестирование




Всего




18

16

16







32

40

72/2

Зачет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая программа история психологии направление подготовки «психология»
Целью курса является формирование у студента аналитического подхода к современным концепциям психологической науки, выработке психологического...
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРеферат по концепциям современного естествознания по теме «Вселенная»
В одном из выступлений А. Эйнштейн сказал (в 1929 г.): «Если говорить честно, мы хотим не только узнать, как устроена, но и по возможности...
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \ курса)
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей естествознания
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая программа Учебная дисциплина б 6 Концепции современного естествознания
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая программа по дисциплине б концепции современного естествознания
Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных...
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая учебная программа дисциплины Цели и задачи дисциплины Целью настоящей учебной дисциплины
«Введение в специальность и история Финуниверситета» является стимулирование интереса к выбранной профессии, формирования у студентов...
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естествознания»...
Изучение дисциплины «Философские проблемы естествознания» направлено формирование у магистранта, будущего ученого-естествоиспытателя,...
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания icon«Концепции современного естествознания»
Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания 24. 06. 11, протокол №11
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconАкадемии Естествознания «Успехи современного естествознания»
Материалы конференций (тезисы докладов), (правила оформления указываются в информационных буклетах по конференциям)
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания iconРабочая учебная программа по дисциплине «Концепции современного естествознания»...
ЕН. Ф. 2 – общие математические и естественнонаучные дисциплины, федеральный компонент


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск