№ урока
| Дата
| Название темы
| Требования
| Оборудование
| Практичес кие занятия
| Контроль
|
1(1)
|
| Введение. Предмет, методы и задачи экологии.
| Знать предмет, методы и задачи экологии как науки. Уметь приводить примеры.
| Лекционный материал, ПК, СД «Биология, химия, экология».
|
|
|
Глава 1. Живые организмы и среда обитания (11ч).
|
2(1)
|
| Экологические факторы и их влияние.
| Знать классификацию экологических факторов, уметь приводить примеры влияния факторов на организмы окружающей местности.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», Красная книга РТ.
|
|
|
3(2)
|
| Температура как экологический фактор
| Знать группы организмов по температурному фактору: пойкилотермные и гомойо термные животные, теплолю бивые и морозоустойчивые растения. Приспо обления организмов к температур ному фактору. Уметь приводить примеры организмов окружающей местности.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс»
|
|
|
4 (3)
|
| Вода как экологический фактор.
| Знать группы организмов по водному фактору: влаголюби вые засухоустойчивые растения, водные и наземные животные, классификацию водных животных (бентос, планктон, нектон); уметь приводить примеры организмов окружающей местности
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс»
|
|
|
5 (4)
|
| Эдафический (почвенный) фактор.
| Знать группы организмов по почвенному фактору, влия ние эдафического фактора на строение организмов; уметь приводить примеры организмов окружающей местности
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс»
|
|
|
6 (5)
|
| Свет и излучение как экологические факторы.
| Знать группы организмов по отношению к свету (светолю бивые и тенелюбивые расте ния, дневные и ночные живо тные), влияние светового фактора на строение организ мов; виды излучение и их влияние; уметь приводить примеры организмов окружающей местности
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс»
|
|
|
7 (6)
|
| Закономерности действия факторов на организмы.
| Знать законы оптимума, закон ограничивающего фактора, закономерность неоднозначного действия фактора на функции одного организма, уметь приводить примеры организмов окружа ющей местности, работать по схемам и таблицам.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», схема действия закона оптимума.
|
|
|
8 (7)
|
| Типы экологических взаимоотношений. Симбиотические отношения.
| Знать классификацию типов взаимоотношений, уметь давать характеристику симби отическим взаимоотношени ям: комменсализм, симбиоз, мутуализм, приводить при меры организмов окружаю щей местности, работать по схемам и таблицам.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», схема типов взаимоотношений организмов.
|
|
|
9 (8)
|
| Антибиотические отношения.
| Знать классификацию антибиотических отношений: хищничество, конкуренция, паразитизм; уметь давать характеристику антибиотическим взаимо отношениям, приводить при меры организмов окружаю щей местности, работать по схемам и таблицам.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», схема типов взаимоотношений организмов.
|
|
|
10 (9)
|
| Понятие об экологической нише.
| Знать определение экологической ниши, параметры разделения организмов в экологической нише, уметь приводить при меры организмов окружаю щей местности, работать по схемам и таблицам.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс».
|
|
|
11 (10)
|
| Факторы среды. Взаимоотношения организмов.
| Уметь использовать полученные знания для решения задач, работать с различными источниками информации.
| Сборник задач и упражнений №21-37, 127-153.
| Практический урок.
| Зачет по решению задач.
|
12 (11)
|
| Живые организмы и среда обитания.
| Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации.
| Карточки с вариативными заданиями на основе ЕГЭ.
| Урок – зачет.
| Тестовый контроль.
|
Глава 2. Экология популяций (5ч).
|
13 (1)
|
| Популяция и ее основные характерис-тики. Свойства популяционной групп-пы.
| Знать определение популяции, ее основные характеристики: плотность расселения, численность, рост, продолжительность жизни, количество потомства; уметь определять данные характеристики.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс».
|
|
|
14 (2)
|
| Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции.
| Уметь давать определение рождаемости, смертности, возрастной структуре популяции.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс».
|
|
|
15 (3)
|
| Динамика популяции.
| Знать и уметь вычислять динамику и рост популяции, циклические колебания численности, регуляцию численности популяции.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс».
|
|
|
16 (4)
|
| Популяция. Рост численности и плотность популяции. Демография.
| Уметь использовать полученные знания для решения задач, работать с различными источниками информации.
| Сборник задач и упражнений стр. 37-47.
| Практический урок.
| Зачет по решению задач.
|
17 (5)
|
| Экология популяций.
| Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации.
| Карточки с вариативными заданиями на основе ЕГЭ.
| Урок – семинар.
| Подготовка выступлений.
|
Глава 3. Организация и экология сообществ (8 ч).
|
18 (1)
|
| Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера.
| Знать понятия: сообщества, экосистема, ландшафт, биоценоз, биосфера; уметь приводить примеры по данным характеристикам.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», схема биоценоза.
|
|
|
19 (2)
|
| Структура сообщества.
| Знать и уметь объяснять определения видовая и морфологическая структура сообщества, трофические уровни, круговорот веществ.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», схема составных частей экосистемы, схемы круговоротов веществ.
|
|
|
20 (3)
|
| Продуктивность сообщества. Потоки энергии и веществ в сообществе.
| Знать и уметь объяснять понятия продуктивность сообщества, потоки энергии и веществ в сообществе. Уметь составлять экологические пирамиды.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», схемы экологических пирамид.
|
|
|
21 (4)
|
| Пастбищные и детритные цепи.
| Знать и уметь объяснять понятия цепей питания, уметь составлять пищевые и детритные цепи.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», схемы цепей питания.
|
|
|
22 (5)
|
| Живые организмы и круговорот веществ.
| Знать и уметь объяснять процесс круговорота веществ в природе, уметь приводить примеры, составлять схемы круговорота важнейших веществ: азота, углерода, фосфора, серы и др.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», схемы круговоротов веществ.
|
|
|
23 (6)
|
| Экологические сукцессии и их значение.
| Знать понятие экологической сукцессии, уметь объяснять их происхождение и значение в природе.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», схемы смены экологических сообществ.
|
|
|
24 (7)
|
| Биосфера и ее эволюция.
| Знать понятие биосферы, уметь приводить примеры и объяснять процесс эволюции биосферы.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», плакаты «Эволюция растений и животных».
| Практический урок.
| Зачет по решению задач.
|
25 (8)
|
| Организация и экология сообществ
| Уметь использовать получен ные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации.
| Карточки с вариативными заданиями на основе ЕГЭ.
| Урок – семинар.
| Подготовка и защита рефератов.
|
Глава 4. Окружающая среда и человек (9ч).
|
26 (1)
|
| Современное состояние природной среды. Атмосфера, почва, воды и их загрязнение.
| Знать о современном состоянии природной среды, уметь называть и объяснять причины загрязнения биосферы, приводить примеры борьбы с данными видами загрязнений.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», презентации учащихся.
|
|
|
27 (2)
|
| Радиационное загрязнение окружающей среды.
| Знать понятие радиационного загрязнения природной среды, уметь объяснять причины радиационного загрязнения, приводить примеры борьбы с данными видами загрязнений.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», презентации учащихся
|
|
|
28 (3)
|
| Экологические проблемы окружающей местности.
| Знать и уметь характеризовать экологические проблемы окружающей местности поселка, района, республики.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», презентации учащихся, плакаты по результатам экологических исследований окружающей местности.
|
|
|
29 (4)
|
| Основы рационального природопользования.
| Знать основные аспекты природопользования, уметь их характеризовать и приводить примеры рационального природопользования.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», презентации учащихся, материал об ООПТ района и РТ.
|
|
|
30 (5)
|
| Химическое загрязнение и здоровье человека.
| Знать понятие химического загрязнения природной среды и его влияния на организм человека, уметь объяснять причины химического загрязнения, приводить примеры борьбы с данными видами загрязнений.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», презентации учащихся
|
|
|
31 (6)
|
| Влияние звуков, погоды и питания на здоровье человека.
| Знать понятие звукового загрязнения природной среды и его влияния на организм человека, уметь объяснять влияние погоды и питания на здоровье человека.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», презентации учащихся
|
|
|
32 (7)
|
| Ландшафт как фактор здоровья, адаптация человека к окружающей природе.
| Знать понятие ландшафта как фактора здоровья человека, уметь приводить примеры адаптаций к условиям окружающей среды.
| Лекционный материал, ПК, СД, «Биология, химия, экология», СД «Биология 6-11 класс», презентации учащихся
|
|
|
33 (8)
|
| Окружающая среда и человек.
| Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации.
| Карточки с вариативными заданиями на основе ЕГЭ.
| Урок – семинар.
| Подготовка и защита презентаций.
|
34 (9)
|
| Экология окружающей местности. Итоговый урок-диспут.
| Уметь использовать получен ные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации. Уметь вести диспут на различные темы.
| ПК, презентация «Экология Камско-Устьинского района».
| Урок – семинар.
| Диспут.
|