Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель





Скачать 62.77 Kb.
НазваниеКонспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель
Дата публикации19.10.2013
Размер62.77 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > География > План-конспект

План-конспект урока - экскурсии

на тему: «Живые организмы весной»


Цель:

  • Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

  • На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.

  • Формировать бережное отношение к природе.

  • Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

  • Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Задачи:

    1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии: окрестности школы (лесопосадка, пруд, река)

Подготовка учителя к экскурсии:

  1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной, прибрежной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

  2. Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

  3. Провести беседу об охране природы.

  4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в природе.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и ТБ во время экскурсии

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию .Назовите, какие правила нужно соблюдать в природе, в лесу?. (Дети отвечают)

  • Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

  • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

   Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

   Основная часть    

  1. Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)   

- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

2. Весенние изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).

  1. Во время экскурсий вам придется выполнить задания и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

Запишите план письменного отчета:

    • красота весенней природы (сделать фотографии первых весенних цветков);

    • погодные условия;

    • жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

    • жизнь древесных и кустарниковых пород, ярусность в лесопосадке.

    • приметы весны в животном мире.

Задание: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.



Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)



Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

цветков

Тычиночных

цветков













Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Сделаем вывод о единстве живой и неживой природы.

Задание на дом.

1. Оформить отчет об итогах экскурсии, стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов урока-экскурсии, выставление оценок в журнал.

- А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconКонспект урока растения живые существа (организмы) фио (полностью) Костылева Елена Николаевна
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,...
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: определить факторы среды обитания и выявить их взаимное влияние на живые организмы
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconЖивые организмы и среда обитания (11ч)
Знать классификацию экологических факторов, уметь приводить примеры влияния факторов на организмы окружающей местности
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconКонспект урока экскурсии на тему: «Полюбуйся: весна наступает…» Цель
Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять...
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconКакие компании используют гмо?
Генетически-модифицированные организмы (гмо) — продукты питания, а также живые организмы, созданные при помощи генной инженерии....
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconТема урока: «Влияние электромагнитных колебаний на живые организмы»
Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности...
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconКонспект экскурсии в теплицу \старшая группа\ Воспитатель: Султанова И. Г. Цель экскурсии
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconКонспект урока в 5 классе по курсу «Природа живая и неживая» «Где...
Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconБиология наука о жизни
Система понятий и терминов урока: биология, биосфера, экология, фенология, ботаника,зоология, микология, бактериология, вирусология,...
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconУрок по окружающему миру 3 класс Глава II. Оболочка планеты, охваченная...
В процессе урока мы будем заполнять сопроводительный лист, которым вы сможете воспользоваться для повторения материала дома и при...
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconУроки-практикумы
Живые организмы состоят из тех же атомов, что и неживые. Цель физики заключается в отыскании общих законов природы и в объяснении...
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconКонспект фронтального занятия на тему «Кем ты будешь, когда станешь взрослым?»
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconКонспект урока виртуальная экскурсия по творчеству М. Ю. Лермонтова...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconКонспект урока на тему: «БезОпасный Интернет»
План конспект урока на тему: «БезОпасный Интернет» (9 11 класс) Цель: обеспечение информационной безопасности
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconУрок «Почему живые организмы так разнообразны?» Цели. Предметные результаты
Сформировать умение объяснять причины разнообразия строения и жизнедеятельности живых организмов
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель iconУрока окружающего мира в 3 классе по теме «Как живые организмы запасают энергию Солнца»
Планирование и проведение исследования с выбором необходимых инструментов. Организация дискуссии для выявления решений и их аргументации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск