Скачать 107.86 Kb.
|
План-конспект урока - экскурсиина тему: «Полюбуйся: весна наступает…»Цель:
Задачи:
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы. Место проведения экскурсии: биоценоз леса. Время проведения: конец апреля – май. Возраст учащихся: 11-12 лет Подготовка учителя к экскурсии:
Подготовка учащихся к экскурсии: 1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны). 2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления: «календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля). 3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников. 4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу. Ход урока. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя). Снова птицы летят издалека, К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. А. Фет - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). - Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши). - Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши). Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. Основная часть
Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март) Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель) Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?...(Май) - Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее). - Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет). - Какой весенний месяц самый холодный? (Март). -Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло) - Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака). - Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.) - Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае). 2. Весенние изменения в живой природе. - Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои). -Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести). - Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха). - Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести). - Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного). - Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.) - Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).
Запишите план письменного отчета:
4. А теперь проведем конкурс самых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья. Задание для 1 звена: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:
Задание для 2 звена: оно выполняется на основе решения учебной задачи такого содержания. Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести? Задание для 3 звена: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:
Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии. Задание для 4 звена: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.
5.Сбор учащихся всех звеньев для выполнения следующего задания. Познавательные задачи 1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений? 2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления? 3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление. 4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос? 5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление? Обсуждение познавательных задач. 6. Практическое задание Задание 1: Учащиеся находят красивый уголок природы, описывают его, пользуясь выдержками из художественной литературы. Затем находят место для посадки растений, выращенных на школьном участке, готовят яму, удобряют почву, размещают растения, поливают и мульчируют. Берут обязательства по уходу за посадками. Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Задание на дом. 1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», готовит страницу электронной книги о первоцветах, туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии. 2. Готовиться к конкурсам, которые будут проведены по результатам экскурсии:
В конкурсе принимают участие все учащиеся. Каждый участник готовит 2 задания по весеннему лесу - по одному для каждого конкурса. Задания даются в запечатанном конверте, на котором указаны фамилия ученика, класс. Каждый ученик может получить 8 баллов за подготовку заданий. Критерии оценки выполнения задания и его оформление: Задание - оригинальное - 2 балла*2 задания = 4 баллов, - обычное - 1 балл, - неподготовленное - 0 баллов, Оформление - красочное - 2 балла*2 задания = 4 баллов, - отсутствие - 0 баллов. Вместе с заданием ученик сдает анкету в виде: Класс_________________ Фамилия__________________ Звено_________________ Имя______________________ Подготовка к конкурсу
Участие в конкурсе
К началу конкурса жюри заполняет анкету каждого ученика, готовит оборудование к конкурсу. Организатор конкурса - учитель, он открывает конкурс, объявляет его условия: победителем может быть звено и каждый учащийся в отдельности. Один из членов жюри оглашает итоги подготовительного этапа, другой член жюри заполняет таблицу на классной доске:
Подведение итогов урока-экскурсии, объявление победителей конкурсов, выставление оценок в журнал. - А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили? |
Конспект урока экскурсии на тему: «Живые организмы весной» Цель Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять... | Конспект урока весна: пробуждение природы. (Тема урока) фио (полностью)... Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и... | ||
Конспект экскурсии в теплицу \старшая группа\ Воспитатель: Султанова И. Г. Цель экскурсии Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Конспект фронтального занятия на тему «Кем ты будешь, когда станешь взрослым?» Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | ||
Конспект урока виртуальная экскурсия по творчеству М. Ю. Лермонтова... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | Конспект урока на тему: «БезОпасный Интернет» План конспект урока на тему: «БезОпасный Интернет» (9 11 класс) Цель: обеспечение информационной безопасности | ||
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Весна» Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и... | Конспект интегрированного занятия «Ранняя весна. День рождения весны» (старшая группа) Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и... | ||
Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!" План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Конспект виртуальной экскурсии План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | ||
Конспект урока на тему Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта | Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | ||
Конспект открытого урока на тему “ Is Цель урока: развитие иноязычной коммуникативной, речевой, языковой,,социо-культурной компентенции учащихся | Конспект урока математики на тему "Метр". 2-й класс Цель урока: Путём наблюдения и сравнения познакомить учащихся с единицами измерения времени | ||
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной школе группе на тему: «Здравствуй, весна!» Муниципального автономного учреждения дошкольного образования Ильинский детский сад «Ёлочка» общеразвивающего вида | Конспект урока математики на тему: «Состав числа 8» Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека |