Конспект урока по биологии по теме «Лишайники»





Скачать 82.04 Kb.
НазваниеКонспект урока по биологии по теме «Лишайники»
Дата публикации29.06.2015
Размер82.04 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект


МАОУ «Новопетровская СОШ»

Конспект урока по биологии

по теме «Лишайники»

(6 класс)

Подготовила:

Учитель биологии Урозаева С.Р.

Новопетрово 2013

Конспект урока биологии 6 класс по теме: "Лишайники"



Цели урока:

Образовательные:

  • Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по  строению, питанию и размножению лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением.

  •  Развивать умение доказывать и объяснять особенности данной группы организмов.

Развивающие:

  • Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

  • Расширение объема жизненных наблюдений, кругозора учащихся

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к лишайникам, как биоиндикаторам экологической обстановки в данной местности.


Оборудование: коллекция разных видов лишайников, слайдовая презентация и раздаточный материал.

Основные методы и приёмы
: словесные (рассказ учителя, работа с учебником), практические ( выполнение заданий практикума).


Основные ключевые понятия: лишайники: листовые (пармелия, ксантория, лобария), кустистые (кладония, в том числе ягель, цетрария, уснея), накипные (леканора, лецидея, плакодиум), симбиоз, слоевище.

Тип урока: усвоение новых знаний.




Этап урока и его цель

Форма / приемы

Деятельность

Педагога


Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

1. Подготовительный.




  1. Выбираются объекты на которых можно наиболее наглядно осуществить показ разновидностей лишайников.

  2. Знакомится со специальной литературой.




На предшествующем уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить:

Где растут лишайники?

Почему они получили такое название?



Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.

Регулятивные: учатся самостоятельно подбирать материал для занятия.

Личностные: формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности.


2.Организационный момент

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Фронтальная беседа

  1. Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

  2. Настраивает на плодотворную работу.




Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей ( тетрадь, пишущие принадлежности, линейка), самостоятельность подготовки, настрой на урок.





3. Актуализация знаний

Цель: организация восприятия задания обучающимися

Введение нового знания.

Цель: организация совместного открытия нового знания




Фронтальная беседа

Монолог с элементами беседы.




При показе слайда с изображением лишайника учитель задает вопросы классу:
- Что это за организм?

- А вы когда-нибудь видели их в природе?

- Как вы думаете – они нужны природе, человеку
- Давайте заслушаем небольшую историческую справку об открытии этих организмов

- Так о каких организмах пойдет сегодня речь на уроке?

Строение лишайников впервые изучили русские ботаники А.С.Фаминцин и И.Д.Баранецкий.
В процессе сообщения о способе питания лишайников можно зачитать отрывок из книги К.А. Тимирязева «Жизнь растений»


Направляет поток вопросов детей в рациональное русло.



Учащиеся высказывают предположения.

Возможны короткие ответы-рассказы учащихся.


Включаются в деятельность по освоению содержания урока.

  1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные.

  2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя

.


Познавательные : Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.
Коммуникативные: адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.



4. Воспроизведение нового знания.

Цель: организация совместной деятельности педагога и учащихся.


Фронтальное обсуждение, сообщения учащихся.


Возможны познавательные задания:

  1. Рассмотрите лишайники. Как их можно классифицировать по внешнему виду?

  2. Где встречаются лишайники?

  3. Что вы знаете о «манне небесной»?

  4. Что такое симбиоз?

После обсуждения предлагает заполнить таблицу «Типы лишайников»


Делятся впечатлениями.

  1. Беседуют по теме урока.

  2. Называют редкие и охраняемые грибы и лишайники.

  3. Выделяют экологические группы и жизненные формы лишайников.

  4. Объясняют особенности природоохранных мер по отношению к редким и охраняемым лишайникам.



Заполняют таблицу «Типы лишайников»


Познавательные : строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.
Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Личностные : учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.


5. Первичное закрепление

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи




Работа в группах.

Предлагает проведение опыта с раздаточным материалом.

Показывает результат опыта, подготовленного заранее. Анализирует результат опыта.

Каждой ученику дается текст в виде раздаточного материала для самостоятельной работы: Дописать недостающие слова.

Затем высвечивается слайд с ответами на экране. Производится самопроверка.

Проведение опыта: истолченный в ступке лишайник увлажняют и выдерживают в банке при такой же температуре. Через 10 – 12 суток грибница гриба темнеет, а затем сгнивает. Одноклеточные водоросли во влажной среде размножаются и в виде зеленого налета находятся на дне и стенках банки. Анализ результатов опыта позволяет выяснить, из чего состоит лишайник. Опытным путем доказывается, что тело лишайника – это два организма: одноклеточная водоросль и грибница гриба.

Выполняют задание самостоятельной работы.

Проверяют свою работу, сравнивают с заданным эталоном.




6. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Диалог с учащимися по результатам экскурсии

Организует беседе с классом:

Чему учились?

Зачем вам нужно новое знание?

Что было интересным?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
Комментирует оценки
Выдает Домашнее задание п.13, подготовить сообщение «Использование человеком лишайников» или составить кроссворд «Лишайники» (по желанию).

Ответы учащихся.

Познавательные : строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, значении.
Коммуникативные: приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
Личностные : учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами мнениями.



Пояснительная записка

Работа представлена по естественно-научному направлению. Тема урока «Лишайники», проведен в 6 классе, количество обучающихся 10.

Количество часов в неделю-1 час, в год -34 часа, данный урок является №4 в разделе «Царство Грибы, Бактерии».

Обучение проводится по учебнику «Биология: бактерии, грибы, растения» Пасечник В. В. М «Дрофа», 1996.

Данный урок является промежуточным в теме. Урок изучения нового знания – тип урока.

Для достижения цели решала в ходе урока задачи:

        1. добиться, чтобы учащиеся сумели найти нужную информацию, используя различные источники информации;

        2. добиться, что бы поняли особенности строения лишайников;

        3. добиться, чтобы сумели увидеть значимость, полученной информации;


В качестве источника получения знаний мной использовались словесные, наглядные и практические методы.

Словесные: - для актуализации знаний на этапе планирования работы;

Наглядные: - на этапе формирования вопроса;

Практические: - на этапе поиска информации

По логике подхода использовала дедуктивный и аналитический метод.

Дедуктивный: нахождение взаимосвязи между внешними факторами, влияющими на строение лишайника и приспособленность его к данным условиям существования;

Аналитический: отбор необходимой информации для выявления особенностей лишайника и сопоставление с темой слайда(природные индикаторы, симбиотические организмы, растения-первопроходцы).

Для активизации познавательной деятельности использовала исследовательский метод, когда учащиеся должны были провести опыт, систематизировать материал.

В ходе урока использовала различные формы:

- использовала фронтальную работу;

- на этапе планирования и поиска информации групповую и индивидуальную;
В ходе урока доминировали вопросы Почему? Зачем? Как? Была организована работа в группе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconАвтор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconХарактеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconКонспект урока по биологии в 11 классе по теме «Глобальные экологические проблемы человечества»
Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект...
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconТема урока: Водоемы
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconТема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж»
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconКонспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии по теме «Лишайники» iconКонспект урока по биологии. 9 класс. Тема урока : Обобщение знаний по теме: «Дыхание»
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск