Скачать 61.12 Kb.
|
План - конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа». Цель урока: раскрыть особенности строения листостебельных мхов в связи со средой обитания и выяснить их роль в природе и жизни человека, используя средства ИКТ. Обучающие задачи: концентрирование внимания учащихся на основных понятиях, терминах, особенностях строения и значении мхов, формирование представления о мхах как о высших споровых растениях; закрепление понятия низшие и высшие растения, вегетативные органы, ризоиды, спора. Развивающие задачи: формирование интеллектуальных умений (анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать правильные выводы, логически мыслить), а так же общеучебных и специальных умений (работа с гербариями). Воспитательные задачи: развитие коммуникативных умений; создание положительного психологического микроклимата. Тип урока: комбинированный Используемые технологии: проблемного обучения, «Получи бонус», «Тезаурус», «Удивляй», «Театрализация», «Лечение слабого места в постановке вопроса», лабораторная, практическая работа. Оборудование: таблица «Сфагновый мох», микроскопы, торф, торфяной мох, , гербарий, живые растения. физическая карта России, , гербарии мхов, коллекция «Что получают из торфа», 5 лепестков ромашки с вопросами, рисунки «Применение торфа», презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор. Ход урока:
Сегодня мы продолжим изучение одних из самых интересных растений. Каких же? – Мхов. Вам кажется, что же в них интересного: ни ярких цветов, ни высоких стеблей, ни изрезанных листьев, ни даже мощных корней. И все же они очень интересны и даже загадочны. Чем же? Вот этим мы и займемся сегодня на уроке - практикуме. В ходе урока ученики отвечающие и участвующие в разных типах работ будут получать цветной жетончик - бонус (цвету соответствует определенный балл). В конце урока можно посчитать бонусы и сравнить свои результаты с работой товарищей. А пока давайте определим место мхов в мире органической природы, то тесть поговорим о систематическом положении мхов. (Ученик отвечает ,используя соответствующий слайд презентации). Вам знаком термин «эволюция»? – ( Ответ ученика) Так чем же интересны мхи в эволюционном отношении? – Мхи первые растения суши. -С выходом на сушу, с изменением среды обитания произошли у мхов какие- либо изменения? (Ответ по таблице). -Сегодня мы познакомимся еще с одной группой мхов и называются они – сфагновые мхи. (Тема урока прописана на слайде не полностью. Закончить прописание темы урока учащиеся смогут в ходе самостоятельной познавательной деятельности). Правда у этих мхов есть еще два названия. Какие?. Очень простые и в учебнике о них написано, но мне хочется, чтобы вы сами определили, как еще можно назвать эти растения путем простых логических рассуждений. -У Вас в ванночках есть кусочки размоченного торфа. Попробуйте с помощью препаровальных игл определить, из чего он состоит? -Из частей какого- то растения. А теперь посмотрите на растение /гербарий/ ,которое приняло участие в образовании торфа. Это сфагновый мох, поэтому его еще можно как назвать? -Торфяной. 3. Восприятие и осознание нового материала. Лабораторная работа. Работа в парах. А теперь обратимся к инструкции по выполнению лабораторной работы. Выполним задание –а. - Сравните торфяной и зеленый мох. Чем они отличаются?- Цветом. -Какая окраска преобладает у торфяного мха ? - Белая -Поэтому как его еще можно назвать? -Белым. Итак, мох торфяной, сфагновый, белый. И урок мы посвящаем изучению его особенностей. (Просмотр видеофрагмента об особенностях строения мха.) - А теперь давайте мысленно перенесемся в далекий 1919год и послушаем рассказ доктора одной из уездных больниц - Новотельнова. Использование технологии Театрализация.- Выступает ученик в роли доктора, рассказывая о своих находках с использованием торфяного мха при лечении больных. - А теперь прислушаемся к разговору двух заезжих археологов. (Рассказ об археологических находках на болотах). Далее для снятия утомления используется технология «Удивляй». - Вчера, готовясь к уроку , я со своими ассистентами поставила опыт со сфагновым мхом. (Демонстрация и рассказ). Прослушав все внимательно, вы получили какие- либо ответы, или, наоборот, одни вопросы? Какие же вопросы у Вас возникли? Использование приема «Лечение слабого места в формулировке вопроса» - Почему мох впитывает воду- Давайте научно грамотно сформулируем вопрос. Какие Вам известны вещества, которые хорошо впитывают влагу? -Вата. Вы, покупая в аптеке вату, не обращали внимание, что написано на упаковке? (Демонстрируется упаковка ваты, ребята читают.) – Гигроскопичная вата. -Что означает слово «гигроскопичность»? ( На партах у ребят распечатки Теза́уруса) - Способность поглощать влагу из окружающей среды. -Как можно сформулировать вопрос грамотно? -Чем можно объяснить высокую гигроскопичность торфяного мха? - Какие у Вас еще возникли вопросы? - Почему различные предметы не гниют во мху? - А теперь грамотно сформулируем второй вопрос. Какими свойствами обладает йод или зеленка? - Бактерицидными. - Такими же свойствами обладает и торфяной мох. Значит вопрос будет звучать ? - Чем объяснить бактерицидные свойства мха? Вывешивается таблица с сформулированными вопросами. - Так в чем же тайна мха? Показывается фрагмент фильма, в котором говорится, что вся тайна в листе. Нам предстоит открыть тайну листа. Для этого проведем лабораторную работу. Лабораторная работа. Работа выполняется по инструкции. Ребята готовят препарат, настраивают микроскоп, приступают к работе. Делают вывод, почему мох гигроскопичен? Почему влажный мох зеленого цвета? Далее учитель показывает как называются увиденные на препарате клетки. 4. Анализ работы учащихся. Закрепление материала урока. Рефлексия. В качестве закрепления выполняется задание по инструктивным карточкая. Ассистенты собирают работы. - А теперь немного отвлечемся. Вы знаете, что такое «бонсай»? ( Обращаемся к Теза́урусу). Японцы создают сады из карликовых деревьев. А где мы можем встретить технику бонсай в природных условиях? - На болоте. - Действительно на болоте. Сфагнум, способный впитывать большое количество влаги даже из воздуха, принимает участие в образовании болот. Обычно, мох поселяется на зарастающих другими растениями озерах, на стареющих лугах. Дерновинки впитывают и удерживают влагу. Почва увлажняется. Каждое растение нарастает в год на 3 см. Поверхность почвы, зарастая сфагнумом, превращается а в болото. Сфагнум создает особенные условия. Скапливается холодная вода, так как мох плохой проводник тепла. Воды на болоте много, а растения имеют унылый вид. (Демонстрируются - клюква, вереск, маленькая сосенка.) - Почему? - Воды на болоте много, но она очень холодная вода не прогревается сверху лучами солнца. Мы знаем, что вода при t -0 C в семь раз медленнее поступает в корни, чем теплая-20 С. И мелкие листья – видоизмененные - это приспособление для уменьшения испарения. -Действительно, больщие деревья на болоте засыхают, молодые же растут очень медленно и имеют вид карликовых. Их корни растут только у поверхности болота. Кроме того, в болотной воде мало азотных солей. На сфагновых болотах сосны имеют высоту до 10 см в возрасте -100 лет. Болото в старое время считалось гиблым местом. Наличие в болоте окон, трясин, топей породило в древности образы болотников, русалок, нечистых мест. На болоте нужно быть очень осторожным, ведь сфагнум образует заросли прямо на поверхности воды.Если нет никаких других растений, будьте осторожны. - Сфагновый мох не поедают никакие травоядные животные, практически он не имеет врагов. Впрочем, один есть, очень жестокий. Как Вы думаете, кто это? - Человек, осушающий болото. Скажите, ради чего осушают болота? -На дне болот находятся залежи торфа. Иногда они достигают 5м толщины Зачем же нужен торф? (Анализ таблицы «Что получают из торфа?») -Аргументы весомые, болота следует осушать, тем более там много комаров и мошек. Вы согласны? - Нет , болота осушать опасно. Ведь они приносят огромную пользу – сохраняют воду и улучшают ее качество. В период избытка влаги – в осеннее ненастье и когда тают снега, болота накапливают воду, а в сухое время года постепенно отдают ее ручьям, которые сбегая в реки, поддерживают ее водность. Стекающая в них вода, может содержать удобрения, разлитые нефтепродукты, навозные стоки, а вытекающий из болота ручей полностью очищен от вредных примесей. -Значит, болотная вода пригодна для питья? - Сфагновые болота , как гигантские губки, вбирают в себя все осадки, выпавшие за год. А затем постепенно и расчетливо отдают ее большим и малым рекам, не давая им пересохнуть в период летней жары. Непродуманное осушение болот может обернуться настоящей экологической катастрофой. - Получается, что гораздо экономичнее сохранять болота, нежели осушать его, даже с целью получения торфа. Выводы: Что же такое сфагновый мох?
Мох удивителен, поэт В. Рождественский даже посвятил ему стихи. Для закрепления в группах разбираются творческие задания. |
Учебник «Математика», 3 класс План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Тема урока: Водоемы План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Озеро Байкал – жемчужина России План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Тема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж» План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Учитель: Сенюкович Г. А. Предмет: химия. Класс План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Методическая разработка урока с мультимедийным приложением Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Литература по микробиологии. Ход урока Организация класса Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Автор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Характеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка |