Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»





Скачать 61.12 Kb.
НазваниеКонспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Дата публикации27.09.2013
Размер61.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
План - конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа».
Цель урока: раскрыть особенности строения листостебельных мхов в связи со средой обитания и выяснить их роль в природе и жизни человека, используя средства ИКТ.
Обучающие задачи: концентрирование внимания учащихся на основных понятиях, терминах, особенностях строения и значении мхов, формирование представления о мхах как о высших споровых растениях; закрепление понятия низшие и высшие растения, вегетативные органы, ризоиды, спора.
Развивающие задачи: формирование интеллектуальных умений (анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать правильные выводы, логически мыслить), а так же общеучебных и специальных умений (работа с гербариями).

Воспитательные задачи: развитие коммуникативных умений; создание положительного психологического микроклимата.
Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: проблемного обучения, «Получи бонус», «Тезаурус», «Удивляй», «Театрализация», «Лечение слабого места в постановке вопроса», лабораторная, практическая работа.

Оборудование: таблица «Сфагновый мох», микроскопы, торф, торфяной мох, , гербарий, живые растения. физическая карта России, , гербарии мхов, коллекция «Что получают из торфа», 5 лепестков ромашки с вопросами, рисунки «Применение торфа», презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор.


Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. . Мотивация к учебной деятельности:

Сегодня мы продолжим изучение одних из самых интересных растений.

Каких же? – Мхов.

Вам кажется, что же в них интересного: ни ярких цветов, ни высоких стеблей, ни изрезанных листьев, ни даже мощных корней. И все же они очень интересны и даже загадочны.

Чем же?

Вот этим мы и займемся сегодня на уроке - практикуме. В ходе урока ученики отвечающие и участвующие в разных типах работ будут получать цветной жетончик - бонус (цвету соответствует определенный балл). В конце урока можно посчитать бонусы и сравнить свои результаты с работой товарищей.

А пока давайте определим место мхов в мире органической природы, то тесть поговорим о систематическом положении мхов. (Ученик отвечает ,используя соответствующий слайд презентации).

Вам знаком термин «эволюция»? – ( Ответ ученика)

Так чем же интересны мхи в эволюционном отношении? – Мхи первые растения суши.

-С выходом на сушу, с изменением среды обитания произошли у мхов какие- либо изменения? (Ответ по таблице).

-Сегодня мы познакомимся еще с одной группой мхов и называются они – сфагновые мхи. (Тема урока прописана на слайде не полностью. Закончить прописание темы урока учащиеся смогут в ходе самостоятельной познавательной деятельности). Правда у этих мхов есть еще два названия. Какие?. Очень простые и в учебнике о них написано, но мне хочется, чтобы вы сами определили, как еще можно назвать эти растения путем простых логических рассуждений.

-У Вас в ванночках есть кусочки размоченного торфа. Попробуйте с помощью препаровальных игл определить, из чего он состоит?

-Из частей какого- то растения.

А теперь посмотрите на растение /гербарий/ ,которое приняло участие в образовании торфа. Это сфагновый мох, поэтому его еще можно как назвать?

-Торфяной.

3. Восприятие и осознание нового материала.
Лабораторная работа.

Работа в парах.

А теперь обратимся к инструкции по выполнению лабораторной работы.

Выполним задание –а.

- Сравните торфяной и зеленый мох. Чем они отличаются?- Цветом.

-Какая окраска преобладает у торфяного мха ? - Белая

-Поэтому как его еще можно назвать?

-Белым. Итак, мох торфяной, сфагновый, белый. И урок мы посвящаем изучению его особенностей. (Просмотр видеофрагмента об особенностях строения мха.)

- А теперь давайте мысленно перенесемся в далекий 1919год и послушаем рассказ доктора одной из уездных больниц - Новотельнова.

Использование технологии Театрализация.-

Выступает ученик в роли доктора, рассказывая о своих находках с использованием торфяного мха при лечении больных.

- А теперь прислушаемся к разговору двух заезжих археологов. (Рассказ об археологических находках на болотах).
Далее для снятия утомления используется технология «Удивляй».

- Вчера, готовясь к уроку , я со своими ассистентами поставила опыт со сфагновым мхом. (Демонстрация и рассказ).

Прослушав все внимательно, вы получили какие- либо ответы, или, наоборот, одни вопросы? Какие же вопросы у Вас возникли?

Использование приема «Лечение слабого места в формулировке вопроса»

- Почему мох впитывает воду- Давайте научно грамотно сформулируем вопрос. Какие Вам известны вещества, которые хорошо впитывают влагу?

-Вата.

Вы, покупая в аптеке вату, не обращали внимание, что написано на упаковке?

(Демонстрируется упаковка ваты, ребята читают.) – Гигроскопичная вата.

-Что означает слово «гигроскопичность»?

( На партах у ребят распечатки Теза́уруса)

- Способность поглощать влагу из окружающей среды.

-Как можно сформулировать вопрос грамотно?

-Чем можно объяснить высокую гигроскопичность торфяного мха?

- Какие у Вас еще возникли вопросы?

- Почему различные предметы не гниют во мху?

- А теперь грамотно сформулируем второй вопрос. Какими свойствами обладает йод или зеленка?

- Бактерицидными.

- Такими же свойствами обладает и торфяной мох. Значит вопрос будет звучать ?

- Чем объяснить бактерицидные свойства мха?

Вывешивается таблица с сформулированными вопросами.
- Так в чем же тайна мха?

Показывается фрагмент фильма, в котором говорится, что вся тайна в листе.

Нам предстоит открыть тайну листа. Для этого проведем лабораторную работу.
Лабораторная работа.

Работа выполняется по инструкции. Ребята готовят препарат, настраивают микроскоп, приступают к работе.

Делают вывод, почему мох гигроскопичен?

Почему влажный мох зеленого цвета?

Далее учитель показывает как называются увиденные на препарате клетки.
4. Анализ работы учащихся. Закрепление материала урока. Рефлексия.

В качестве закрепления выполняется задание по инструктивным карточкая. Ассистенты собирают работы.

- А теперь немного отвлечемся. Вы знаете, что такое «бонсай»? ( Обращаемся к Теза́урусу). Японцы создают сады из карликовых деревьев. А где мы можем встретить технику бонсай в природных условиях?

- На болоте.

- Действительно на болоте. Сфагнум, способный впитывать большое количество влаги даже из воздуха, принимает участие в образовании болот. Обычно, мох поселяется на зарастающих другими растениями озерах, на стареющих лугах. Дерновинки впитывают и удерживают влагу. Почва увлажняется. Каждое растение нарастает в год на 3 см. Поверхность почвы, зарастая сфагнумом, превращается а в болото. Сфагнум создает особенные условия. Скапливается холодная вода, так как мох плохой проводник тепла. Воды на болоте много, а растения имеют унылый вид.

(Демонстрируются - клюква, вереск, маленькая сосенка.)

- Почему?

- Воды на болоте много, но она очень холодная вода не прогревается сверху лучами солнца. Мы знаем, что вода при t -0 C в семь раз медленнее поступает в корни, чем теплая-20 С. И мелкие листья – видоизмененные - это приспособление для уменьшения испарения.

-Действительно, больщие деревья на болоте засыхают, молодые же растут очень медленно и имеют вид карликовых. Их корни растут только у поверхности болота. Кроме того, в болотной воде мало азотных солей. На сфагновых болотах сосны имеют высоту до 10 см в возрасте -100 лет.

Болото в старое время считалось гиблым местом. Наличие в болоте окон, трясин, топей породило в древности образы болотников, русалок, нечистых мест. На болоте нужно быть очень осторожным, ведь сфагнум образует заросли прямо на поверхности воды.Если нет никаких других растений, будьте осторожны.

- Сфагновый мох не поедают никакие травоядные животные, практически он не имеет врагов. Впрочем, один есть, очень жестокий. Как Вы думаете, кто это?

- Человек, осушающий болото.

Скажите, ради чего осушают болота?

-На дне болот находятся залежи торфа. Иногда они достигают 5м толщины Зачем же нужен торф? (Анализ таблицы «Что получают из торфа?»)

-Аргументы весомые, болота следует осушать, тем более там много комаров и мошек. Вы согласны?

- Нет , болота осушать опасно. Ведь они приносят огромную пользу – сохраняют воду и улучшают ее качество. В период избытка влаги – в осеннее ненастье и когда тают снега, болота накапливают воду, а в сухое время года постепенно отдают ее ручьям, которые сбегая в реки, поддерживают ее водность. Стекающая в них вода, может содержать удобрения, разлитые нефтепродукты, навозные стоки, а вытекающий из болота ручей полностью очищен от вредных примесей.

-Значит, болотная вода пригодна для питья?

- Сфагновые болота , как гигантские губки, вбирают в себя все осадки, выпавшие за год. А затем постепенно и расчетливо отдают ее большим и малым рекам, не давая им пересохнуть в период летней жары. Непродуманное осушение болот может обернуться настоящей экологической катастрофой.

- Получается, что гораздо экономичнее сохранять болота, нежели осушать его, даже с целью получения торфа.

Выводы:

Что же такое сфагновый мох?

  1. Листостебельное растение.

  2. Листья имеют хлорофиллоносные и мертвые водоносные клетки.

  3. Участвует в образовании болот и торфа.

Мох удивителен, поэт В. Рождественский даже посвятил ему стихи.
Для закрепления в группах разбираются творческие задания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconУчебник «Математика», 3 класс
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconТема урока: Водоемы
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconОзеро Байкал – жемчужина России
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconТема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж»
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconУчитель: Сенюкович Г. А. Предмет: химия. Класс
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconАвтор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» iconХарактеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск