Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г





НазваниеРекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г
страница1/6
Дата публикации07.03.2016
Размер0.92 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»


Модуль биоэтически ориентированного образования в профиле «Общая биология» биологического факультета классического университета
Программно-методические материалы
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология»

Нижний Новгород

2013 г.

УДК 57: 17.031 (077)

ББК ЕЯ73+Ю.75Я73

М-74

М-74 Модуль биоэтически ориентированного образования в профиле «Общая биология» биологического факультета

классического университета: Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.

Швец, А.П. Веселова, Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета,

2013.

Рецензенты: к.п.н. Ю.Е. Францева

к.п.н., ст.преп. В.В. Марико

Сборник программ предназначен для организации обучения бакалавров и магистров биологического факультета с целью подготовки их для преподавания биоэтических курсов. Он содержит авторские программы, обучение по которым способствует освоению знаний по биоэтике и педагогическим средствам, способствующим выработке биоэтических отношений. Реализация программ возможна за счет вариативного компонента гуманитарного и профессионального цикла учебного плана на основе федеральных государственных образовательных стандартов III поколения.


Педагогическое исследование поддержано грантом РГНФ № 12-06-00335

УДК 57: 17.031 (077)

ББК ЕЯ73+Ю.75Я73

© Швец И.М., Веселов А.П.,

Зинина С.В., Кальясова Е.А., Зимина Г.Н., 2013

©Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2013

Введение
Базовый компонент учебного плана биологического факультета классического университета, организованного на основе ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) – III поколения предусматривает включение курса «Биоэтика» в учебный процесс. Возможно, данного курса и достаточно для целей использования некоторых положений и принципов биоэтики в дальнейшей исследовательской деятельности выпускников биологического факультета. Однако для целей развития биоэтически ориентированного образования одного такого курса, на наш взгляд, явно не достаточно. Мы усматриваем несколько предпосылок для включения дополнительных учебных курсов для организации биоэтически ориентированного образования.

Во-первых, биоэтически ориентированное образование, на наш взгляд, должно предусматривать подготовку специалистов, способных к распространению биоэтических взглядов и идей как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях профессионального (среднего и высшего) образования. Для этого они должны иметь высоко квалифицированную биологическую подготовку и гуманитарную. Квалифицированная биологическая подготовка выпускникам биологических факультетов классических университетов гарантирована ФГОС – III поколения, однако в отношении биоэтических курсов требуется доработка. ФГОС – III поколения такую доработку позволяет осуществить через вариативный компонент учебного плана.

Во-вторых, биоэтически ориентированное образование не должно иметь цели, ограниченные получением знаний о биоэтических проблемах и принципах. Необходимо предусмотреть не только приобретение знаний, но и изменение отношений к живым объектам на основе биоэтических принципов, для чего необходимо предусмотреть возможность не просто знакомства, а освоения инновационных педагогических технологий, способствующих выработке биоэтических отношений с окружающим миром.

В-третьих, окружающий мир желательно представлять на основе доминирующего в современной науке способа познания. Таковым в современную эпоху является системный способ, он же является основным и для всего биологического образования. Целостное представление окружающего мира может быть предусмотрено через учебный курс «Естествознание» или «Концепции современного естествознания» для естественнонаучных факультетов.

Представленные выше предпосылки обусловили разработку модели биоэтически ориентированного образования для биологических факультетов классических университетов, основанной на следующих подходах.

Системный подход определяет взаимосвязанность всех элементов модели и нацеленность на результат - формирование и развитие ценностных отношений, основанных на принципах биоэтики. Взаимосвязанность всех элементов обеспечивает преемственность не только в содержании учебных курсов, но и в освоении учебных действий, в последовательном достижении целей каждого этапа и во взаимосвязи этих целей.

Аксиологический подход определяет направленность на усвоение личностью системы общественных ценностей конкретной исторической эпохи. Среди основных ценностей современной исторической эпохи выделяются особо те, которые способны «перекинуть мостик» в будущее и обеспечить его. К таким ценностям, в первую очередь, относятся ценности жизни. Сохранение жизни и выстраивание отношений между людьми и всеми живыми объектами на основе «благоговения перед жизнью» предопределяют принципы биоэтики. Становление нравственных отношений на основе принципов биоэтики не исключают отказа от сформировавшихся нравственных позиций.

Цели в биоэтически ориентированном образовании не ограничиваются получением соответствующих знаний. Они сдвигаются с получения знаний на более отдаленные позиции. Предполагается на основе полученных знаний научить применять их с использованием биоэтических позиций, что потребует выработки соответствующих нравственных отношений.

Для достижения таких целей по применению биологических знаний и выработке к ним нравственных отношений на основе биоэтических позиций, на наш взгляд, необходимо предусмотреть в модели курсы с новым содержанием и знакомство с возможностями их преподавания с использованием новых педагогических методов и технологий. Предполагается в состав учебных курсов модели биоэтически ориентированного образования ввести курсы «Концепции современного естествознания», «Введение в профессиональную этику», « Основы биоэтики», «Инновационные педагогические технологии в биологическом и экологическом образовании», «Дидактику высшей школы» (10 сем.) и «Биоэтические проблемы в биологических и экологических исследованиях (11 сем.).

Курс «Концепции современного естествознания», выстроенный на основе системного подхода, имеет своей целью обосновать целостность окружающего мира, показать в нем место и значение биологических объектов, жизни как таковой, а также определить значение знаний о жизни и биоэтике в общей системе знаний об окружающем мире.

В курсе «Введение в профессиональную этику» основной целью является уточнение места биоэтических знаний в личностной картине мира. Если первый курс «Концепции современного естествознания» в большей мере работает на определение значения знаний о жизни во внешней картине мира, то курс «Введение в профессиональную этику» больше уделяет внимание личностной картине мира и обозначению в нем места для биоэтических позиций. Соответственно и методы работы в преподавании данных курсов будут разные. В курсе «Концепции современного естествознания» в большей степени будут привлекаться индивидуальные методы работы с текстами, позволяющие уточнять значение того или иного знания во внешней картине мира.

Для уточнения места биоэтического знания в личностной системе координат, организующей индивидуальную картину мира, что происходит при изучении курса «Введение в профессиональную этику» в большей степени привлекается групповая форма работы и методы, позволяющие аргументированно уточнять личностную точку зрения на то или иное положение биоэтики. В содержательном смысле данный курс является пропедевтикой основного курса «Биоэтика», а в методическом способствует объединению личностных нравственных позиций с позициями морального осмысления объективно существующего развития биологического знания. Вместе оба курса составляют первый нравственно-мотивационный этап целостного процесса нравственного воспитания (по А.И. Шемшуриной).

Второй этап – этап нравственного осмысления – реализуется в ходе изучения курса базового компонента учебного плана «Биоэтика». Семинарские занятия по данному курсу проходят в виде бесед нравственно-ориентированного характера, круглых столов, в ходе которых уточняются и становятся более убедительными аргументы различных точек зрения, раскрывающих биоэтические позиции. Этому же способствует и второй курс, реализующий данный этап биоэтически ориентированного образования – курс «Инновационные педагогические технологии в биологическом и экологическом образовании». В ходе данного курса студенты знакомятся с теорией и осваивают практически некоторые педагогические технологии, способствующие выработке биологических позиций в отношении развития биологического знания.

Третий этап – этап нравственного становления - в условиях разрабатываемой нами модели биоэтически ориентированного образования реализуется при изучении магистрантами курса «Дидактика высшей школы». В ходе изучения данного курса, благодаря использованию рефлексивных интерактивных методов обучения – бесед и диалогов нравственного ориентированного характера – происходит осмысление себя в будущей профессии исследователя и преподавателя биоэтических курсов.

На последнем этапе – нравственно-рефлексивном – изучается курс «Биоэтические проблемы биологических исследований». В содержательном плане изучаются актуальные биоэтические проблемы научных исследований в области биологии и экологии, в деятельностном плане – у будущих исследователей вырабатываются умения по оценке необходимости эксперимента с использованием живых объектов, умения по выбору методов и средств исследования с позиций биоэтики. Среди методов изучения данного курса – методы технологии проблемного обучения, методы рассмотрения исследовательских ситуаций, дискуссии. Используя эти методы, исследовательские проблемы рассматриваются как с профессиональных позиций, так и с позиций биоэтики, выявляются особенности тех и других позиций, обосновываются их ценностно-нравственные аспекты.

Для фиксации результатов каждого из этапов модели биоэтически ориентированного образования по окончании изучения каждого из курсов предусмотрены соответствующие творческие разработки. Изучение курса «Концепции современного естествознания» заканчивается защитой «картины окружающего мира» с интерпретацией ее основных положений или написанием эссе, в котором отмечаются те изменения в понимании целостности окружающего мира, которые произошли после изучения данного курса. Курс «Введение в профессиональную этику» завершается написанием эссе по обозначению места биоэтических принципов среди индивидуальных нравственных позиций на тему: «Мое видение биоэтических позиций в моей будущей профессии» или «Место биоэтических позиций в моем отношении к окружающему миру». Допуском к зачету по курсу «Биоэтика» служит реферат, выявляющий биоэтические положения в теме, предложенной для подготовки выпускной работы по окончании бакалавриата.

Этап нравственного становления, осуществляемого с помощью курса «Дидактика высшей школы» завершается подготовкой рабочей учебной программы, в которой предусматривается фрагмент нравственного обоснования актуальности тех знаний, умений и компетенций, которые предусматриваются соответствующей программой. И, наконец, по окончании последнего курса модуля биоэтически ориентированного образования на биологическом факультете «Биоэтические проблемы биологических исследований» предусмотрен выбор для магистрантов формы зачета: или готовится реферат (сообщение) по анализу наиболее актуальных биоэтических проблем, или предлагается проанализировать и написать параграф для магистерской диссертации, в котором бы выявлялись и обосновывались биоэтические позиции проводимого магистерского исследования.

Таким образом, предлагаемая модель биоэтически ориентированного образования предусматривает те же этапы, что и в процессе нравственного воспитания, предложенного А.И. Шемшуриной. Отличие только в том, что первый этап в нашей модели предусматривает два подэтапа. На первом подэтапе определяется место нового знания в объективированной картине мира, а на втором – место, значение и смысл нового знания (в том числе и биоэтического знания в личностной картине мира. Учебные курсы, предлагаемые для реализации модуля биоэтически ориентированного образования, выявляют преемственность не только в содержании этих курсов, но и в усложнении учебных действий: от индивидуальной работы с научными текстами до написания рабочих программ и параграфов для магистерской диссертации. В целом методическую систему модуля биоэтически ориентированного образования можно представить следующим образом:
Методическая система биоэтически ориентированного образования на биологическом факультете классического университета

Компоненты

метод.системы

Этапы развития биоэтического отношения

Цели

Учебные курсы, реализующие этап

Инновационные методы, пед.технологии, реализующие цели этапа

Ожидаемые результаты обученности на основе творческих заданий

I.Нравстсвенно-мотивационный этап

Принятие внешних мотивов

Обоснование целостности окружающего мира и выявление значения знаний по биоэтике в системе знаний и мире

«Концепции современ-ного естество-знания»

Интерактивные методы индивидуальной работы с текстами

Интерпретация и презентация «Картины окружающего мира»

Осознание внутренних мотивов

Обозначение места для биоэтических позиций в личностной картине мира

«Введение в профессиональную этику»

Методы аргументированного обоснования и сопоставления точек зрения

Эссе «Мое видение биоэтических позиций в моей будущей профессий» или «Место биоэтических позиций в моем отношении к окружающему миру»

II.Этап осмысления биоэтических позиций

Усвоение основных знаний об истории, принципах биоэтики, а также о средствах и методах, способствующих выработке биоэтических отношений

«Биоэтика», «Инновационные педагогические технологии в биологическом и экологическом образовании»

Беседы нравственно-ориентированного характера, круглые столы

Реферат по выявлению биоэтических позиций в теме выпускной работы бакалавра

III.Этап становления биоэтических позиций

Выявление биоэтических позиций в своей будущей профессии исследователя и преподавателя

«Дидактика высшей школы»

Беседы и диалоги нравственно-ориентированного характера, способствующие выявлению биоэтических позиций

Подготовка рабочей учебной программы с нравственным обоснованием актуальности

IV.Нравственно-рефлексивный этап

Выработка умений по выбору объектов, методов и средств исследования с позиций биоэтики

«Биоэтические проблемы биологических исследований»

Методы проблемного обучения и методы рассмотрения исследовательских ситуаций, дискуссии

Реферат по описанию одной из актуальных биоэтических проблем или параграф магистерской диссертации с обоснованием исследования на основе биоэтики



В пособии представлен комплект программ для реализации биоэтически ориентированного образования на биологическом факультете классического университета в профиле «Общая биология».

Педагогическое исследование поддержано грантом РГНФ № 12-06-00335

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических и практических занятий...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconРекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов...
Ч–12 Чалиев А. А., Овчаров А. О. Статистика. Учебно-методическое пособие. Часть – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета,...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconТ. Е. Новикова Современное зарубежное радиовещание
Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 031300...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconУтверждаю: Директор Биологического института С. П. Кулижский 2011 г. Герпетология
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconЭкзаменационные задания
...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconНалогообложение организаций финансового сектора экономики
Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика»...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconТесты по курсу С. 9-12. Теоретические вопросы к зачету С. 12
...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconРабочая программа учебной дисциплины зоогеография для подготовки...
Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconПрактикум по ценообразованию учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки: 080100 «Экономика»,...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconАкибанк объявляет VIII конкурс именных стипендий
Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки: 080100 «Экономика»,...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconИнструкция по подготовке и проведению олимпиадного экзамена спбгу...
...
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г iconМонгольская жаба
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология» Нижний Новгород 2013 г icon«Амфибии земноводные»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск