Конспект урока биологии в 8 классе





Скачать 84.73 Kb.
НазваниеКонспект урока биологии в 8 классе
Дата публикации15.10.2013
Размер84.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Методическая разработка урока биологии для учащихся 8 класса «Состав и функции крови»

Конспект урока биологии в 8 классе

Автор: Крылова Ольга Викторовна, учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шебалинской средней общеобразовательной школы Заветинского района Ростовской области

Описание: Данный урок предназначен для обучающихся 8 класса общеобразовательных школ (обучающихся по программе В. В. Пасечника) и может помочь учителям биологии при подготовке к уроку, при изучении темы «Кровь». Разработка урока может быть использована учителями биологии при подготовке и проведению открытого урока по данной теме.

Цель урока:

1. Сформировать теоретические знания о строении, функциях плазмы и форменных элементов крови. Закрепить знания о внутренней среде организма.

2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

3. Воспитывать интерес к урокам биологии, через применение мультимедийного оборудования; уважение к учителю, одноклассникам, их труду (работа в парах); ответственное отношение к собственной работе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер), цветные ручки (зелёный - для взаимопроверки).

Предварительная работа: подготовить следующее учебно-методическое сопровождение урока:

- кроссворд (на доске),

- надписи для каждого ряда (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты),

- конверты с предложениями, в которых нужно исправить ошибку.

Ход урока:

I Организационный момент

  1. ПРОВЕРКА Д/З: Ребята, правильно разгадав кроссворд, вы не только повторите прошедший материал, но и по ключевому слову узнаете тему сегодняшнего урока. (кроссворд на доске, ученики разгадывают его)












к

а

п

и

л

л

я

р

ы










р

е

ц

е

п

т

о

р

ы







г

о

м

е

о

с

т

а

з













в

о

д

а
















ф

и

л

ь

т

р






















  1. В каких кровеносных сосудах происходит обмен между кровью и клетками тканей? (капилляры)

  2. Они находятся в стенках кровеносных сосудов и сигнализируют о превышении или снижении концентрации каких – либо веществ в крови. (рецепторы)

  3. Постоянство внутренней среды организма

  4. Этого вещества содержится 95% в тканевой жидкости. (вода)

  5. Чем является лимфатический узел в крови человека? (фильтр)

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:

- Итак, ребята, какую тему мы будем сегодня изучать?(кровь)-слайд №1

- Правильно. Вы познакомитесь не только с её составом, но и функциями.

- Сейчас закройте глаза и представьте себе следующую историю…

Учитель: Темная безлунная ночь. Кладбище на окраине итальянского города Падуи. Осторожно озираясь, между памятниками и склонами пробираются два человека в плащах со спущенными налицо капюшонами. В руках у обоих лопаты. А вот и свежая могила, где только сегодня похоронили юношу, убитого на поединке. Таинственные незнакомцы выкапывают труп. Взвалив его на плечи, один из пришедших спешит к выходу. Другой торопливо засыпает раскопанную могилу и аккуратно покрывает ее дерном.

- Кто эти люди? Почему прячут лица? Для чего им мертвое тело?

- Почти 400 лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей (портрет на доске) приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее строение организма человека, вскрывая трупы. В те времена делать вскрытие умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался, угрожала казнь: его сжигали на костре, как колдуна. Поэтому Гарвею приходилось тайно откапывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома. Там он впервые установил пути, по которым движется в организме кровь.

- По какому пути движется кровь? (по сосудам)

- Почему кровь называют «носительница жизни»?

- Учитель: С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Уже наши далёкие предки задумывались, что такое кровь? И действительно, когда человек во время войн или охоты наблюдал за раненными животными и людьми, он видел, что вместе с вытекающей кровью уходит и жизнь. Привыкшие олицетворять непонятные им явления люди считали, что в крови заключена жизненная сила-душа человека. "Кровь" и "жизнь" - слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление.

- Как вы понимаете толкование фраз "кровь за кровь", "кровные братья", "кровная месть"?

- Почему же так важно присутствие крови в организме?

- К какому типу ткани относится кровь? (соединительная)

- Если это ткань, из чего она состоит? (из клеток)

- Как вы думаете состав крови человека и животных будет схож? Почему? (человек относится к классу «Млекопитающие»)

-Вспомните из курса 7 кл. состав крови животных?(плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)

- Чтобы узнать состав крови человека, перенесёмся в современную лабораторию.(слайд)

- Какого цвета капля крови? (красного)

- но на самом деле кровь состоит на 60% из светлой, полупрозрачной жидкости-плазмы. А красной она кажется потому, что в ней находится 25 триллионов крохотных красных шариков – эритроцитов.(слайд)

СОСТАВ КРОВИ



Плазма – 60% форменные элементы-40%

- эритроциты

- лейкоциты

- тромбоциты
- Если представить, что кабинет – капля крови, всё воздушное пространство – это… (плазма), а все вы-? (клетки крови). I ряд у нас сегодня будут эритроциты, II ряд- лейкоциты, III ряд – тромбоциты (ставятся таблички)

- Задание каждой группе: найти в §17 своё описание, и затем рассказать всему классу. Обратите внимание на строение, какие функции выполняет данная группа клеток, наличие ядра, а в последнем пункте все прочтите, где образуются клетки крови, их продолжительность жизни.(работа с учебником)

- Рассказывая о клетках крови, ученики каждого ряда рассказывая о своей группе клеток крови, заполняют таблицу:

признаки

Форменные элементы

эритроциты

тромбоциты

лейкоциты

Особенности строения

Безъядерные клетки, имеющие форму двояковогнутого диска.

Безъядерные красные кровяные пластинки круглой или овальной формы

Бесцветные клетки неправильной формы с хорошо развитыми ядрами, способные к передвижению

функции

Транспортная (переносит кислород), питательная, дыхательная, выделительная

Защитная, участвуют в свёртывании крови.

Защитная

Место образования

В красном костном мозге

В красном костном мозге

В красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах

Место разрушения

В печени, селезёнке

В селезёнке

В печени, селезёнке, в месте, где идёт воспалительный процесс

Кол-во в 1 мм

4-5млн.

250-400 тыс.

4-9 тыс.

Продолжительность жизни

120-130 дней

5-7 сут.

3-5 сут.


УЧИТЕЛЬ ДОБАВЛЯЕТ ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:

Эритроциты:

Каждый день на смену погибшим эритроцитам из красного костного мозга подаётся 300 миллиардов новых. Эритроциты очень малы по размеру. Имеют форму двояковогнутого диска, без ядра. Образуются в красном костном мозге, разрушаются в печени и селезёнке. В состав эритроцитов входит вещество- гемоглобин.

- Какое в-во входит в состав гемоглобина? (железо)

- Почему кровь красного цвета? (перенося кислород, окисляясь железо даёт красный цвет). Общая площадь эритроцитов в 1500 раз больше поверхности человеческого тела. Благодаря этому они захватывают и переносят большое кол-во кислорода.

Лейкоциты:

- Между красными клетками находятся белые с амёбовидной формой. Это…(лейкоциты).

- Лейкоциты – это самые крупные клетки крови человека, имеют ядро, способны к самопередвижению, выходя за пределы сосудов.

- Какова их роль в клетке?(самоотверженные защитники организма от микробов). Правильно, лейкоциты микробов не боятся, они вступают с ними в борьбу, убивая их.

- Как называется этот процесс?(фагоцитоз – пожирание клеток)

Тромбоциты:

Гемофилия- наследственное заболевание, несвёртываемость крови. Болеют только мужчины, женщины являются носителями.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Конкурс «Термины»

  1. Движение крови по сосудам (кровообращение)

  2. красные кровяные клетки (эритроциты)

  3. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз)

  4. наследственное заболевание, выражающееся в несвёртываемости крови(гемофилия)

  5. Белые кровяные клетки, содержащие ядро. (лейкоциты)

2. Конкурс «Найди ошибку»

(у каждого на парте – конверт с предложением, необходимо найти ошибку)

- Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. (не имеют ядер)

- Эритроциты образуются в селезёнке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (в селезёнке).

- Лейкоциты мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амёбовидное) тело и хорошо выраженное ядро.

- Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов. (И. И. Мечников)

V. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: § 17, вопросы, записи в тетради

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК, РЕФЛЕКСИЯ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока биологии в 8 классе iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 8 классе iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 8 классе iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока биологии в 8 классе iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока биологии в 8 классе iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 8 классе iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 8 классе iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 8 классе iconКонспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты,...
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
Конспект урока биологии в 8 классе iconДомашнее задание по биологии на период с 08. 02 по 14. 02
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
Конспект урока биологии в 8 классе iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 8 классе iconАвтор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока биологии в 8 классе iconХарактеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока биологии в 8 классе iconКонспект урока по биологии в 11 классе по теме «Глобальные экологические проблемы человечества»
Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект...
Конспект урока биологии в 8 классе iconТема урока: Водоемы
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 8 классе iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока биологии в 8 классе iconТема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж»
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск