Скачать 84.73 Kb.
|
Методическая разработка урока биологии для учащихся 8 класса «Состав и функции крови» Конспект урока биологии в 8 классе Автор: Крылова Ольга Викторовна, учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шебалинской средней общеобразовательной школы Заветинского района Ростовской области Описание: Данный урок предназначен для обучающихся 8 класса общеобразовательных школ (обучающихся по программе В. В. Пасечника) и может помочь учителям биологии при подготовке к уроку, при изучении темы «Кровь». Разработка урока может быть использована учителями биологии при подготовке и проведению открытого урока по данной теме. Цель урока: 1. Сформировать теоретические знания о строении, функциях плазмы и форменных элементов крови. Закрепить знания о внутренней среде организма. 2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации. 3. Воспитывать интерес к урокам биологии, через применение мультимедийного оборудования; уважение к учителю, одноклассникам, их труду (работа в парах); ответственное отношение к собственной работе. Тип урока: изучение нового материала Методы: словесный, наглядный, практический Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер), цветные ручки (зелёный - для взаимопроверки). Предварительная работа: подготовить следующее учебно-методическое сопровождение урока: - кроссворд (на доске), - надписи для каждого ряда (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), - конверты с предложениями, в которых нужно исправить ошибку. Ход урока: I Организационный момент
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: - Итак, ребята, какую тему мы будем сегодня изучать?(кровь)-слайд №1 - Правильно. Вы познакомитесь не только с её составом, но и функциями. - Сейчас закройте глаза и представьте себе следующую историю… Учитель: Темная безлунная ночь. Кладбище на окраине итальянского города Падуи. Осторожно озираясь, между памятниками и склонами пробираются два человека в плащах со спущенными налицо капюшонами. В руках у обоих лопаты. А вот и свежая могила, где только сегодня похоронили юношу, убитого на поединке. Таинственные незнакомцы выкапывают труп. Взвалив его на плечи, один из пришедших спешит к выходу. Другой торопливо засыпает раскопанную могилу и аккуратно покрывает ее дерном. - Кто эти люди? Почему прячут лица? Для чего им мертвое тело? - Почти 400 лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей (портрет на доске) приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее строение организма человека, вскрывая трупы. В те времена делать вскрытие умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался, угрожала казнь: его сжигали на костре, как колдуна. Поэтому Гарвею приходилось тайно откапывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома. Там он впервые установил пути, по которым движется в организме кровь. - По какому пути движется кровь? (по сосудам) - Почему кровь называют «носительница жизни»? - Учитель: С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Уже наши далёкие предки задумывались, что такое кровь? И действительно, когда человек во время войн или охоты наблюдал за раненными животными и людьми, он видел, что вместе с вытекающей кровью уходит и жизнь. Привыкшие олицетворять непонятные им явления люди считали, что в крови заключена жизненная сила-душа человека. "Кровь" и "жизнь" - слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. - Как вы понимаете толкование фраз "кровь за кровь", "кровные братья", "кровная месть"? - Почему же так важно присутствие крови в организме? - К какому типу ткани относится кровь? (соединительная) - Если это ткань, из чего она состоит? (из клеток) - Как вы думаете состав крови человека и животных будет схож? Почему? (человек относится к классу «Млекопитающие») -Вспомните из курса 7 кл. состав крови животных?(плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) - Чтобы узнать состав крови человека, перенесёмся в современную лабораторию.(слайд) - Какого цвета капля крови? (красного) - но на самом деле кровь состоит на 60% из светлой, полупрозрачной жидкости-плазмы. А красной она кажется потому, что в ней находится 25 триллионов крохотных красных шариков – эритроцитов.(слайд) СОСТАВ КРОВИ Плазма – 60% форменные элементы-40% - эритроциты - лейкоциты - тромбоциты - Если представить, что кабинет – капля крови, всё воздушное пространство – это… (плазма), а все вы-? (клетки крови). I ряд у нас сегодня будут эритроциты, II ряд- лейкоциты, III ряд – тромбоциты (ставятся таблички) - Задание каждой группе: найти в §17 своё описание, и затем рассказать всему классу. Обратите внимание на строение, какие функции выполняет данная группа клеток, наличие ядра, а в последнем пункте все прочтите, где образуются клетки крови, их продолжительность жизни.(работа с учебником) - Рассказывая о клетках крови, ученики каждого ряда рассказывая о своей группе клеток крови, заполняют таблицу:
УЧИТЕЛЬ ДОБАВЛЯЕТ ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: Эритроциты: Каждый день на смену погибшим эритроцитам из красного костного мозга подаётся 300 миллиардов новых. Эритроциты очень малы по размеру. Имеют форму двояковогнутого диска, без ядра. Образуются в красном костном мозге, разрушаются в печени и селезёнке. В состав эритроцитов входит вещество- гемоглобин. - Какое в-во входит в состав гемоглобина? (железо) - Почему кровь красного цвета? (перенося кислород, окисляясь железо даёт красный цвет). Общая площадь эритроцитов в 1500 раз больше поверхности человеческого тела. Благодаря этому они захватывают и переносят большое кол-во кислорода. Лейкоциты: - Между красными клетками находятся белые с амёбовидной формой. Это…(лейкоциты). - Лейкоциты – это самые крупные клетки крови человека, имеют ядро, способны к самопередвижению, выходя за пределы сосудов. - Какова их роль в клетке?(самоотверженные защитники организма от микробов). Правильно, лейкоциты микробов не боятся, они вступают с ними в борьбу, убивая их. - Как называется этот процесс?(фагоцитоз – пожирание клеток) Тромбоциты: Гемофилия- наследственное заболевание, несвёртываемость крови. Болеют только мужчины, женщины являются носителями. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Конкурс «Термины»
2. Конкурс «Найди ошибку» (у каждого на парте – конверт с предложением, необходимо найти ошибку) - Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. (не имеют ядер) - Эритроциты образуются в селезёнке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (в селезёнке). - Лейкоциты мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амёбовидное) тело и хорошо выраженное ядро. - Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов. (И. И. Мечников) V. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: § 17, вопросы, записи в тетради VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК, РЕФЛЕКСИЯ |
Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Методическая разработка урока с мультимедийным приложением Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Литература по микробиологии. Ход урока Организация класса Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты,... План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | ||
Домашнее задание по биологии на период с 08. 02 по 14. 02 План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Автор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Характеристика биотехнологических производств и их влияния на природную окружающую среду Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Конспект урока по биологии в 11 классе по теме «Глобальные экологические проблемы человечества» Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект... | Тема урока: Водоемы План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Тема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж» План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» |