Скачать 218.41 Kb.
|
Цветок .Соцветие.Тип урока: усвоение новых знанийФорма урока: комбинированный урокЦель урока : сформировать биологические понятия о генеративных органах цветка, на основе знаний о строении цветка перейти к изучению соцветий как одного из важнейших признаков морфологического строения цветковых растений. Задачи урока: 1) Образовательная: формирование у учащихся знания о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенности строения и многообразие цветков, познакомить с наиболее распространенными видами соцветий и их биологической ролью, закрепить навыки изображения схем цветов и соцветий биологически и технологически правильно. 2) Развивающая: развитие коммуникативных навыков, логического мышления, памяти, познавательной деятельности, а также продолжить формировать умения работать со схемами, опорными сигналами, текстом учебника, выделять главное, сравнивать. 3) Воспитательная: формирование эстетического отношения к окружающему миру, воспитание внимательности и бережного отношения к цветам, деревьям и т.д. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая, групповая. Методы: репродуктивный, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации к уроку, искусственные цветы, схема к уроку (приложение №1), проверочный тест (приложение №2), Легенды о цветах (приложение №3), демонстрационный материал по теме, Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010, тетради, интерактивные схемы соцветий - аппликации. Ход урока. Этапы.I Этап. Орг.момент. (1-2 мин.)II этап. Актуализация знаний. (8-10 мин)1) Индивидуальный опрос. Учитель задает вопросы, на которые учащиеся отвечают устно.1) Что такое цветок? В чем его отличие от других органов растения? (его функции)2) Чем разные цветы отличаются друг от друга? (составными частями). Перечислите части цветка. Покажите их на схеме. (к доске)3) На слайде: назвать скрытые части цветка и их функции.Элементы ответа могут быть: В большинстве случаев цветок располагается на цветоножке, которая может быть разной длины. В том случае, когда цветоножка очень короткая, цветок называют сидячим. Цветоножка заканчивается цветоложем — расширенным, сильно укороченным, видоизмененным стеблем, на котором располагаются все остальные части цветка (к ним относятся листочки околоцветника, тычинки и пестики). Главные части цветка: 1. Пестик - находится на самой верхушке цветоложа (один или несколько) и является женской частью цветка. Он обычно состоит из рыльца, столбика и завязи. Но бывают исключения – например, у тюльпана в пестике нет столбика. Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для прикрепления пыльцы. Столбик приподнимает рыльце.Самая нижняя, вздутая часть пестика – это завязь. Она содержит в себе семязачатки. Из завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков образуются семена. В завязи вишни развивается один семязачаток, а у тюльпана их много. Поэтому у вишни из цветка развивается односемянный плод, а у тюльпана – многосемянный. 2. Тычинка - мужская часть цветка. Тычинки состоят из длинной, тонкой тычиночной нити и крупного пыльника, внутри которого развивается пыльца. Количество тычинок может различаться. Например: в цветке вишни имеется много тычинок, у тюльпана их только шесть. Вокруг главных частей цветка расположен околоцветник, основной функцией которого является защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Околоцветник включает: 1. Венчик - это совокупность лепестков. Они чаще всего окрашены в яркие цвета и выполняют, в первую очередь, функцию привлечения опылителей, хотя они также играют роль в защите развивающегося цветка. 2. Чашечку – это совокупность чашелистиков цветка. Зеленый цвет чашелистиков указывает на то, что они, как и простые листья, способны к фотосинтезу, а наличие механических тканей подсказывает нам, что чашелистики играют защитную роль, предохраняя нежные части цветка внутри бутона. У многих растений чашелистики опадают еще во время цветения, а, например, у мака — сразу при раскрывании бутона. У других (яблони, шиповника) — чашелистики остаются при плодах. 2) Письменная работа. Вопросы на экране. Ответить «да/нет». Выполнение в схемах к уроку.1) Венчик и тычинки - главные части цветка .- 2) Чашечка состоит из лепестков. - 3) В пыльниках тычинок созревает пыльца. + 4) У яблони и вишни цветок неправильный. - 5) У тюльпана околоцветник простой. + Взаимопроверка в парах. По окончании урока выборочно собрать 5-6 тетрадей для проверки работы. Оценки выставляются в журнал 10-12 ученикам. 3) Фронтальная работа. Вопросы на слайдах презентации. III этап. Изучение и объяснение нового материала. (20-25 мин)1) Задача урока: изучить особенности строения и функции цветка, познакомиться с многообразием цветков и видами соцветий. Учитель раздает ученикам схемы урока (последующие записи ведутся в схемах) Ученик : Светлеет грусть, когда цветут цветы Когда брожу я первоцветным лугом Один или с хорошим давним другом Который сам не любит суеты. За нами шум и пыльные хвосты Все улеглось! Одно осталось ясно Что мир устроен грозно и прекрасно. Что легче там, где поле и цветы. Н. Рубцов. Учитель: - Как вы ребята понимаете эти строки стихотворения Николая Рубцова? - Правильно, цветы поднимают нам настроение, делают нашу жизнь ярче, светлее. Именно цветы мы дарим человеку, если хотим показать ему свою любовь. Сегодня мы с вами поговорим о красоте и значении цветов с биологически точки зрения. Важные определения (запомнить!) 2) Цветок – это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. - Перед вами цветки астры, кустарниковой розы, ландыша, гладиолуса, ромашки и т.д. (продемонстрировать искусственные цветы). - Как вы думаете, почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные, как правило, расположены по одному? - Группы цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке называют соцветием. 3) Запишем в схему: Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Биологическая роль соцветий. 1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром; 2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы; 3) Обеспечивают рассеивание пыльцы. 4) Работа с учебником. Учитель: «Откройте учебник стр. 130 § 29 .Схемы соцветий.» - Многообразие соцветий – результат приспособления растений к различным условиям жизни. - Соцветия бывают простые и сложные. Главное отличие простых от сложных соцветий? (От главной оси отходят несколько соцветий кисть ) 5) Работа в тетрадях. Заполняем таблицу в схеме :
Пример заполненной таблицы
IV этап. Закрепление. (5 мин.)1) Задание: «Собери соцветие». (в парах) . справочный материал: стр.130 рис.103 Назови данное соцветие и приведи пример.2) Лабораторная работа по теме «Тип соцветия». (индивидуально) (5 мин.)
3. Фронтальная беседа. (3-4 мин.) А) Что сегодня узнали на уроке? Б) Что такое цветок, какова его роль в жизни растения? В) В чем заключается биологическая роль соцветий? Вывод. Подведение итогов, выставление оценок. V этап. Домашнее задание. (1 мин.)§28-29, работа с доп. литературой. Письменно в тетрадях ответить на вопрос: «Какие растения имеют самые большие и маленькие цветы и соцветия?», найти загадки о цветах. Используемая литература:
Предыстория Родиной ананасов считается Бразилия, где это многолетнее травянистое растение до сих пор произрастает в диком виде. Культурное же выращивание ананасов было в свое время освоено народами Центральной Америки. Там, на острове Гваделупа, во время своего путешествия в 1493 году Христофор Колумб был очарован этими похожими одновременно и на шишки, и на яблоки плодами. Название «pineapple» - «шишкояблоко» до сих пор сохранилось в английском языке. Благодаря энтузиазму путешественников растение нашло для себя благодатные почвы и на других континентах. В настоящее время промышленные плантации ананасов существуют в странах с тропическим и субтропическим климатом. В средних широтах ананасы хорошо себя чувствуют в закрытом грунте. Так, в XVIII - XIX века их с успехом разводили в императорских оранжереях в России. Ведущими районами производства ананаса на сегодняшний день являются Гавайские и Азорские острова, а также Филиппины, Австралия, Мексика, Бразилия, Гана, Гвинея. Значительно расширились плантации в Индии. Общая площадь, занятая плантациями ананаса в мире, составляет около 100 тысяч гектаров и уступает только бананам и цитрусовым плодам. Выращивание Ананас — это многолетнее травянистое растение из семейства бромелиевых. В ходе развития этого растения из прикорневой розетки листьев вырастает стебель, на вершине которого образуется цветонос от 30 до 60 сантиметров длину. Колосовидное соцветие венчается так называемым «султаном» - розеткой небольших листьев. По достижении зрелости ананасы срезаются только для употребления на месте, так как предстоящая транспортировка не под силу уже созревшим ананасовым плодам. В связи с этим ананасам, которым суждено отправиться «в дорогу», срезаются немного недозрелыми, к сожалению, так как именно дозревшие на ветке плоды обладают всеми полезными свойствами ананаса. Кстати, уборка ананасов осуществляется вручную: каждый плод срезается ножом специально. В течение года может быть снято 2-3 урожая популярного плода. Описание плода Соплодие, образовавшееся после оплодотворения многочисленных цветков соцветия, напоминает большую мясистую сосновую шишку золотисто-желтого цвета и представляет собой сборный плод, состоящий из множества завязей, сросшихся с прицветниками и осью соцветия. Соплодие имеет цилиндрическую, коническую или эллипсоидальную форму, а сверху покрыто чешуйками. Соцветие ананаса достигает массы от 2 до 16 килограммов и не имеют семян. Плоды же ананаса достигают веса 5 килограммоа и представляют собой сросшиеся в шишку ягоды растения с сочной кисло-сладкой мякотью желтого цвета. Мякоть настоящего ананаса содержит 86,1% воды, 4,5% инвертированного сахара, 6,9% сахарозы, 0,41% азотистых веществ, 0,52% кислот, 0,42% золы. От общей же массы плода мякоть составляет чуть более 60%, хотя соотношение мякоти, кожуры и сердцевины непостоянно и изменяется в зависимости от сорта и степени зрелости плода. Вкус В XXI веке король тропических плодов, ананас, повсеместно красующийся в витринах магазинов, давно не в диковинку даже жителям северных областей. Сочная ягода в роскошном чешуйчатом одеянии пользуется особым спросом в зимнее время года. И не мудрено. Кисло-сладкие, очень сочные и ароматные плоды ананаса любой ужин превращает в праздник. Выбор Выбирать ананас рекомендуется по запаху: спелый плод источает тонкий благоухающий аромат. Не следует брать плоды с кисловатым запахом, свидетельствующим о процессе брожения фрукта. У спелого плода можно легко отделить лист от верхушки. Хранение Перед упаковкой срезанные плоды ананаса сортируются по размеру, каждый плод обертывается бумагой, листьями банана или пальмы. Упаковывают плоды в ящик в один слой. Перевозка ананасов морским путем чаще всего осуществляется совместно с бананами в специальных рефрижераторных судах, где для ананасов выделяют специальные трюмы или камеры, температура в которых поддерживается 8-9 градусов при относительной влажности воздуха 85-90%. При собственно хранении ананаса для предотвращения возможной порчи плодов место среза рекомендуется обрабатывать бензойной кислотой или каким-либо дезинфицирующим составом. Перед подачей на стол ананас рекомендуется выдержать в течение 1-2 дней при комнатной температуре. Это позволит стать ему более сочным, сладким и ароматным. В холодильнике ананас хранится в течение 3-5 дней, а порезанным на кусочки - до 7 дней. Порезанный на кусочки плод можно также заморозить. Употребление Ананас становится все более многофункциональным в нашей кулинарной традиции. Так, он употребляется в пищу в сыром и консервированном виде, широко используется в кондитерской промышленности. Для переработки используются вполне спелые плоды. Отходы приготовления консервов и соков используют для производства спирта и водочных изделий, а также фермента бромелина. Полезные свойства Ананас богат веществами, которые помогают избежать витаминной недостаточности. В ананасе также присутствуют витамины В1, В2, В12, РР, провитамин А. Мякоть плодов богата минеральными веществами: калием, железом, медью, цинком, кальцием, магнием, марганцем, йодом. Все это делает ананас великолепным источником полезных веществ в питании современного человека. Благодаря комплексу биологически активных веществ ананас обладает удивительными целебными свойствами: стимулирует пищеварение, санирует кишечник, снижает вязкость крови, понижает кровяное давление, предупреждает развитие атеросклероза. Своей особой популярностью в последнее время ананас обязан содержащемуся в мякоти плода бромелайну - смеси ферментов, расщепляющих белок. Ананас является малокалорийной едой (в 100 граммах плода содержится только 48 ккал). Именно поэтому сегодня он очень распространен в диетических комплексах по снижению веса. Отмечается полезный эффект при косметическом использовании ананаса: очень полезно и результативно протирать жирную кожу именно ломтиком ананаса. Ананас (Ananas Mill.) — род многолетних вечнозелёных трав семейства Бромелиевые. В отличие от большинства растений семейства бромелиевых, ананас не является эпифитом и в природе растет не на других растениях, а в грунте, получая из земли и воду, и питательные вещества. Ананас — это травянистое многолетнее растение с сильно укороченным стеблем и густой розеткой листьев. Листья жесткие линейные мечевидные длинной 50-120см и шириной 3-6 см, по краям зубчатые, колючие. Взрослые растения могут вырастать до 1 метра высотой и до 2 метров в диаметре. Из прикорневой розетки листьев вырастает мясистый стебель, на вершине которого образуется цветонос длиной до 30-60 см. Соцветие колосовидное, заканчивающиеся на вершине «султаном» — розеткой небольших прицветковых листьев. Именно эту наплодную розетку можно видеть на плодах ананаса, которые продаются в магазинах. В колосовидном соцветие более ста зеленовато-белых или слегка фиолетовых невзрачных цветков. Каждый цветок прикрыт красным или зеленым прицветником. Цветение продолжительное, около одного месяца. В начале зацветают цветки внизу соцветия, затем - соседние с ними и так далее до вершины. Соплодие, образовавшееся после оплодотворения многочисленных цветков соцветия, по внешнему виду напоминает большую мясистую сосновую шишку золотисто-желтого цвета. Таким образом, плод ананаса представляет собой сборный плод, состоящий из множества завязей, сросшихся с прицветниками и осью соцветия. Соплодие имеет цилиндрическую, коническую или эллипсоидальную форму. Сверху покрыто чешуйками. По данным Е. Х. Осеновой, мякоть плода составляет 66-67%, кожура 23-24% розетка листьев (султан) – 4-5%, ось соцветия – 4,5-5%, стебель – 0,6-0,9% от общей массы. Соотношение мякоти, кожуры и сердцевины непостоянно, изменяется в зависимости от сорта и степени зрелости плода. Кожура и сердцевина плода несъедобны. Формирование и созревание плодов длится 90-200 дней. В течение года могут снимать 2-3 урожая. Кисло-сладкие, очень сочные и ароматные бессемянные плоды ананаса культурных сортов бывают массой от 800 г до 3,6 кг в редких случаях до 15 кг. Размер плода очень сильно варьирует в зависимости от сорта и условий выращивания. Плоды ананаса содержат витамины А, В, С, 11-12% сахаров, 0,5% органических кислот и др. Ананас употребляют в свежем и консервированном виде (чаще всего в собственном соку). Для переработки используют вполне спелые плоды. Из него варят варенье, делают конфеты, соки, вино. Отходы для приготовления консервов и соков используют для производства спирта и водочных изделий, а также фермента бромелина. Из листьев некоторых видов ананаса получают волокно. Из-за чудесных плодов во многих тропических и субтропических странах культивируют ананас хохлатый (A. comosus). Родом ананас из Бразилии, а в Европу он попал в конце XVIII века. Через 30 лет англичанам впервые удалось получить плоды ананаса в оранжерее, и с того времени он начал повсеместно выращиваться в теплицах наряду с виноградом и апельсинами — как излюбленный десерт богатых людей. В книгах по садоводству, выпущенных в 19 веке, подробно описывались способы культивирования ананаса. В конце 60-х годов возник торговый экспорт ананасов с Азорских островов, где это растение стали выращивать в промышленных масштабах, и интерес к комнатному разведению угас. В тропических районах Америки: Бразилия, Парагвай, Венесуэла, Колумбия, произрастает 8 видов ананаса; широко культивируется в тропиках и субтропиках обоих полушарий. Ведущими районами производства ананаса являются Гавайские и Азорские острова, а также Филиппины, Австралия, Мексика, Бразилия, Гана, Гвинея. Значительно расширились плантации в Индии. В России ананасы можно выращивать в теплицах. В оранжерейных коллекциях 4-6 видов, в комнатной культуре используются 2-3 вида. В настоящее время его культивируют — в домашних условиях как чисто декоративное растение, а если на нем появляется небольшой плод — это дополнительная награда владельцу. Виды:
Синоним: Ананас ананасовый (Ananas ananas (L.) Voss); Ананас дукей (Ananas duckei hort., nom. Inval); Ананас посевной (Ananas sativus Schult. & Schult. f.); Ананас посевной разн. дукей (Ananas sativus var. duckei Camargo, nom. nud.); Бромелия ананасовая (Bromelia ananas L.); Бромелия крупнохохолковая (Bromelia comosa L.). Это наземное растение с сильно укороченным стеблем и розеткой жестких линейных мечевидных листьев, во взрослом состоянии имеет высоту 1 м и диаметр 2 м. Листья серо-зеленые, желобчатые, сильно зауженные к верхушке, покрыты сплошь чешуйками, по краям усажены острыми шипами. Цветки обоеполые, длиной 8 см, шириной 4 см, спирально расположены в простых густых колосовидных соцветиях, где сидят в пазухах широких чашевидных прицветников. Лепестки длиной 1,2 см, розовато-фиолетовые, чашелистики не срастаются, по краю шиповатые. После окончания цветения образуется компактное золотисто-желтое соплодие. Главная ось продолжает расти, и на верхушке соплодия образуется укороченный вегетативный побег — «султан». Цветет в марте-апреле, июле, декабре; созревание соплодия продолжается 4,5-5 месяцев. Родом из Бразилии, встречается на открытых местах, лесных опушках, в негустых травостоях. В Европе в культуре с 1650 года. Имеется наиболее яркая форма variegatus отличается меньшими размерами и белыми продольными полосами по краям листьев.
Освещение: Ананас светолюбивое растение, круглый год ему нужно хорошее освещение. Оптимально для него подойдет размещение у окон южной ориентации. Показатель достаточной освещенности ананаса – сизый цвет старых листьев и красноватые кончики молодых; растение растет плотным, крепким, его листья не разваливаются в стороны. В зимние время и пасмурные дни желательно в течении 8-10 часов подсвечивать люминесцентными лампами на расстоянии около 20 см. Температура: Оптимальная температура воздуха для ананаса в летнее время около 22-30°C. В осенне-зимний период не ниже 18°C. Зимой, во избежание повреждения растения горячим потоком воздуха, исходящим от радиаторов центрального отопления, горшки с ананасами устанавливают в широкие поддоны с влажным песком. Полив: В летнее время растение обильно поливают мягкой водой комнатной температуры. В жаркую погоду воду можно налить в розетку листьев, но если температура воздуха опускается ниже 20°C, то воду из розеток следует удалить. Зимой полив сокращают, если температура воздуха опускается до 15°C, то полив сокращают и совсем прекращают во избежание загнивания растения. Влажность: Ананас хорошо переносит сухость воздуха, поэтому в дополнительном опрыскивание не нуждается. Другие источники утверждают что, "Нуждается в регулярном опрыскивании, особенно зимой, если температура высокая. Летом опрыскивайте ананас дважды в неделю, зимой раз в семь дней". Удобрение и почва: На протяжении всей жизни ананасу требуется усиленное питание, особенно он нуждается в азоте, поскольку это растение травянистое. В зависимости от того, как быстро ананас наберет зеленую массу и приобретет вид крупного, вызревшего взрослого растения, подготавливают его к плодоношению. В период активной вегетации каждые 15 дней растение подкармливают настоем коровяка. Приготовление раствора традиционное. Ведро (10 л) на 1/3 заполняют навозом, заливают оставшийся объем теплой водой. В течение 3-5 дней раствор периодически перемешивают. После того, как брожение прекратилось, (10-12 дней) в ведро добавляют воду из расчета 1:8. Другие виды удобрения до начала плодоношения можно не использовать, так как в навозной жиже содержатся все основные элементы питания и микроэлементы. При правильном и регулярном уходе за ананасом он хорошо растет в комнатных условиях. Многие любители жалуются, что ананасы становятся большими, красивыми растениями, но не плодоносят. Надо признать, что для плодоношения в домашних условиях ананасу требуется стимуляция. Даже в районах естественного произрастания культуры на плантациях, посадки несколько раз опрыскивают для стимуляции раствором нафтил-уксусной кислоты. Однако более эффективным способом стимуляции растений признана обработка плантаций ацетиленом. Действие ацетилена, кроме того, способствует и повышению качества плодов. Правда, опыты показали, то обработку ацетиленом нельзя проводить раньше, чем через 3 месяца после внесения в почву азотной подкормки. В домашних условиях стимуляцию проводят только после того, как растение полностью сформировалось: длина взрослых листьев 60-70 см, толщина ствола у основания от 6 до 10 см. При таком положении стимуляция будет эффективной. Существует несколько рецептов. Хорошо зарекомендовавший себя способ стимуляции основан на применении карбида. Кусок карбида (10-15 г) опускают в банку (1 л) с водой. Сразу же происходит бурное выделение газа ацетилена. При прекращении реакции остается водный раствор ацетилена с небольшим осадком на дне, 20-30 мл этого раствора заливают в воронку листьев, внутри которой расположена точка роста. Эту же операцию повторяют на следующий день, используя тот же приготовленный раствор. Стимулировать ананасы можно только в теплое время года, когда растения на подоконниках не нуждаются ни в дополнительном подогреве почвы, ни в искусственном досвечивании. По другому способу стимуляции, вызывающей цветение, подготовленное растение накрывают большим полиэтиленовым пакетом. Под пакет ставят банку (0,5 л) с водой. Каждый день в воду опускают кусочек карбида (5 г). Тот час же начинается активное выделение ацетилена. Надо следить, чтобы пакет был плотно прижат к горшку и выделенный ацетилен не улетучивался бы из него. Операцию повторяют 3 дня подряд. Многие любители стимулируют цветение ананасов методом окуривания дымом. Однако оба последние способы менее эффективны, чем заливание водного раствора ацетилена в центр розетки листьев. Через 1,5-2 месяца после стимуляции появляется цветонос, выходящий из центра растения. В это время надо особенно внимательно наблюдать за ананасом. В первое время верхушка цветоноса имеет бледно-салатовую окраску со светло-малиновой каемкой. Если не нарушать агротехнику, то цветонос (стрела) вырастает очень быстро. Обрезка: Обрезка растению не нужна; удаляйте только поврежденные или засохшие части листьев, обрезая их острыми ножницами, не затрагивая здоровую ткань. Для очистки листьев вытирайте с них пыль мягкой тряпкой, а затем протирайте губкой, смоченной в воде комнатной температуры. Не применяйте препараты для придания листьям глянца. Ананас терпимо относится к разным условиям содержания, не переносит только холодных сквозняков. Почвенную смесь для выращивания ананаса составляют из: 2 частей листовой земли, 1 части дерновой, 1 перегнойной и 1 песка или из полуперепревших листьев, волокнистого торфа, гнилушек, комковатой дерновой земли, взятых в равных частях. Ананасы нуждаются в кислой почве pH 4-5. Для ананаса необходим хороший дренаж, емкости для выращивания ананаса необходимо брать широкие и невысокие, так как корневая система у ананаса поверхностная. Горшок: Практически растение хорошо развивается в любой посуде. Для ананаса лучше взять невысокий, но широкий в диаметре горшок. Такая форма соответствует особенности растения: его корневая система располагается в верхнем слое почвы и не уходит глубоко вниз. Широкая посуда способствует лучшей аэрации почвы, что очень важно для данной культуры. Интересно отметить, что в условиях естественного произрастания каждое растение ананаса обладает двумя ярусами корней. Первый состоит из тонких корней и расположен почти у самой поверхности почвы. Второй включает радиально расположенные тонкие корни, уходящие вглубь почвы на 1-1,2 м. Корни у ананаса могут также образовываться в пазухах листьев. При благоприятных условиях пазушные корни сильно разрастаются, достигая почвенного покрова. В домашних условиях произрастания ананаса и двухъярусность корневой системы, ни образование пазушных корней почти не наблюдается. В больших помещениях, где позволяет площадь, крупные экземпляры пересаживают в широкие эмалированные баки. Растение развивает мощную корневую систему, так что в таких условиях удается получить плоды массой до 1,5 кг. Размножение: Ананасы размножают разными способами: семенами, черенками, детками, корневой порослью. Семена у ананаса небольшие, размером 1,5 x 4,0 мм, желто-коричневые, серповидноизогнутые. Их извлекают из хорошо созревших плодов, промывают в слабом розовом растворе марганцовки и подсушивают на воздухе. Субстратом для посева семян может служить листовая земля, хвойная или смесь из равных частей торфяной земли и песка. При этом семена погружают в почву на глубину 1-2 см, поливают отстоявшейся водой и сверху накрывают прозрачной пленкой или стеклом. Посев помещают в очень теплое помещение (температура не должна опускаться ниже 20°C). От температуры в помещении зависит скорость появления первых всходов. При температуре 20-24°C прорастание семян происходит через полтора месяца, при 25-27°C — через 20-25 дней, а при 30-35°C уже через 15-20 дней появляются первые ростки. Семена ананаса прорастают недружно, в разное время. Так, прорастание некоторых семян может растянуться на 5-7 и более месяцев. Уход за сеянцами сводится к регулярному поливу и опрыскиванию. Два раза в месяц вносят удобрительную поливку раствором минеральных удобрений или птичьим пометом из расчета 15-20 г на литр. В жаркие дни молодые растения притеняют от солнечных лучей. По достижении листьями 6-7 см сеянцы пикируют в рыхлый субстрат. Его готовят из равных частей листовой, дерновой, торфяной, перегнойной земли и песка с добавлением небольшого количества (около 5% от общего объема субстрата) древесного угля. Кроме того, растения необходимо постепенно приучать к более сухому воздуху, систематически приоткрывая пленочное укрытие. На черенки можно срезать бесплодные побеги, которые часто развиваются под соцветием, и надплодную розетку листьев, которую срезают вместе с вершиной плода. Чтобы размножить ананас надплодной розеткой, надо выбрать плод с хорошо развитым пучком листьев и срезать от него верхушку толщиной 2,5 см. Мякоть надо обрезать, оставить только пучок листьев на волокнистой цилиндрической сердцевине. Срезы на черенках обрабатывают крепким раствором марганцовки, а затем порошком древесного угля. После этого черенки подсушивают в течение 2 дней в темном и сухом месте. Высаживают в субстрат из равных частей листовой, торфяной земли и песка с добавлением древесного угля. Высаженные черенки культивируют под стеклом или пленкой при температуре 22-24°C и хорошей освещенности. Укоренение черенков в таких условиях обычно наступает в течение 1,5-2 месяцев, при более высокой температуре укоренение наступает быстрее. Их оставляют под прозрачным укрытием еще на некоторое время, а когда усилится рост новых листьев, его снимают, саженцы часто опрыскивают водой. Ананас можно размножать и прикорневыми детками. Боковые побеги и прикорневые отпрыски аккуратно выламывают после того, как они достигнут в длину не менее 20 см. Прикорневые отпрыски часто уже имеют свои собственные корешки. Срез присыпают толченым древесным углем и дают ему обсохнуть в течение 5-7 дней в прохладном, проветриваемом месте. Для улучшения образования корней в уголь хорошо добавить также стимулятор (гетероауксин). Укореняют черенки только тогда, когда срезы зарубцуются. После этого прикорневые розетки высаживают в субстрат, составленный из двух слоев: на дно горшка насыпают трехсантиметровый слой дерновой земли, а сверху насыпают субстрат состоящий из одной части листовой земли, одной части перегнойной и двух частей песка. Или крупный промытый и прокаленный песок, мелкий керамзит или гравий, битый кирпич или черенки, перлит в смеси с длинноволокнистым торфом. Иногда черенки укореняют сразу в рыхлой земельной смеси для молодых растений с примесью крупного песка. Оптимальная температура воздуха для укоренения деток составляет 22-26°C, но при этом должен быть обеспечен нижний подогрев, чтобы температура субстрата была не ниже 25°C. Для увеличения влажности черенок накрывают банкой или прозрачным пакетом. Для этого вокруг черенка между листьями втыкают 3-4 палочки и накрывают его полиэтиленовым пакетом так, чтобы листья не касались его. Края пакета стягивают резинкой, если укоренение происходит в горшке. В этом случае капельки воды будут стекать не по листьям, что может вызвать загнивание черенка, а по внутренней стенке пакета. Растению необходимо создать оптимальные условия: яркий рассеянный свет (но не прямые солнечные лучи), высокую влажность и тепло, температуру субстрата не ниже 25°С. В домашних условиях его можно подогревать лампами дневного света, либо люминесцентными лампами, либо просто от батареи центрального отопления. При благоприятных условиях корни появляются в течение месяцев. В этот период необходимо следить за влажностью субстрата, важно не переувлажнять и не пересушивать его, систематически проветривать растения, ежедневно снимая мешок или банку на несколько минут. Первый признак укоренения — появление в центре новых светло-зеленых листьев. Для посадки давшего корни растения используют неглубокую плошку, так как корневая система ананаса широкая и поверхностная, корни не уходят глубоко в почву. На дно помещают большой черепок вогнутой стороной вниз или укладывают кусочки алюминиевой проволоки (можно использовать пластмассовые или полиэтиленовые решеточки). Плошку на 2/3 обязательно заполняют, дренажем. Хороший дренаж и рыхлый субстрат способствуют развитию корней и препятствуют в холодное время года переувлажнению и закисанию почвы. Укоренившиеся молодые растения пересаживают в горшки, наполненные субстратом состоящим из 2 частей листовой земли, 1 части дерновой, 1 перегнойной и 1 песка. Их содержат в теплых и светлых помещениях с температурой не менее 25°C (оптимальная — 28-30°C). Зацветает ананас на 3-4-й год (когда длина листьев достигает около 60 см, а диаметр основания — около 10 см), но иногда и гораздо позже, а то и не зацветает вовсе. Чтобы стимулировать цветение, можно использовать ацетиленовую воду. Для этого надо растворить кусочек карбида (15 г) в литровой банке с водой. После окончания выделения газа раствор надо тщательно отфильтровать и хранить в холодильнике в плотно закрытой банке (так он не теряет своих свойств в течение 2 дней). Четверть стакана жидкости комнатной температуры заливают в центр розетки, где расположена точка роста. На следующий день процедуру повторяют. Стимуляция возможна только у взрослых растений и в теплое время года. Через 1,5-2 месяца из центра розетки должен появиться красновато-рыжий цветонос. При недостатке света он может иметь салатную окраску. В это время надо максимально усилить освещение и увеличить в подкормках содержание фосфора и калия за счет уменьшения доли азота. . |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Тема урока: Цветок Наличие цветка – главный признак покрытосеменных (цветковых) растений. Преобладание на Земле цветковых растений | ||
Тема урока: «Цветок» Цель урока: формирование знаний о строении цветка как сложного органа растений, участвующего в образовании плодов и семян | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Углубить знания обучающихся о строении цветка; на основе сходства в строении цветков различных растений подвести к выводу... | ||
«Перпендикуляр к прямой. Высоты, медианы и биссектрисы треугольника» Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,... | Конспект урока растения живые существа (организмы) фио (полностью) Костылева Елена Николаевна Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,... | ||
Урок №26 Тема урока: Цветок, его строение и значение Задачи урока: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,... | ||
Тема Принципы классификации цветковых растений Сформировать у учащихся представление о классификации растений, о таксономических единицах; сформировать умение распознавать растения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Формировать у обучающихся осознание своего собственного «Я» и своего места в мире на основе ознакомления обучающихся со строением... | ||
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; отрабатывать... Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,... | Республики Татарстан «Цветок генеративный орган. Строение цветка» Форма организации учебной деятельности: комбинированный, лабораторная работа «Строение цветка» | ||
«Строение цветка» ... | Конспект урока «Рождение цветка». Тема «Цветок и его строение. Опыление растений» Цель урока: дать представление о мифе, его природе; приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Цель урока: Сформировать понятие о сложном органе растений (побеге); дать знания о вегетативных органах растений и их... | Тема урока: Цветок. Строение и значение. Цель: ознакомление со строением... Э. в программе широко освещаются основы теории государственных и муниципальных финансов: их место в экономики России, структура финансовой... |