Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации02.12.2013
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Грузсчанская средняя общеобразовательная школа»

с. Грузское Белгородской области


«Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний на уроках биологии»

Передрий Ольга Евгеньевна

учитель биологии

МБОУ «Грузсчанская средняя

общеобразовательная школа»

2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информация об опыте…………………………….3

2. Технология опыта …………………………………7

3. Результативность опыта …………………………13

4. Библиографический список……………………...14

5. Приложение к опыту……………………………...15

1. Информация об опыте

1.1. Условия возникновения, становления опыта

Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим - мы учимся”. В опыте работы коллег, в методической литературе я постоянно нахожу интересные примеры объяснения трудного материала, своеобразное построение уроков. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, качество знаний обучающихся. Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Нет ни одного ребeнка идентичного другому или группе. У каждого ребeнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия обучающихся.

Проанализировав опыт своей работы, я пришла к выводу, что дети любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Для этого недостаточно только организовать деятельность детей, но и необходимо способствовать наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации, созданию благоприятного психологического климата и физиологического комфорта.

В связи с этим и возникла идея данного опыта
1.2. Актуальность опыта

Актуальность опыта заключается в разрешении противоречий: 1) между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; 2) между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Как и многие педагоги, я считаю, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учебной деятельности - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности процесса обучения биологии посредством использования в учебном процессе технологии дифференцированного обучения, т. е. учета возрастных и индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей детей в конкретный период их жизни. Поэтому обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке и вне его. Цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи обучающимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников, родителей, учителей: право выбирать уровень усваиваемого материала позволяет снизить перегрузки, снижает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства обучающихся, повышает мотивацию обучения.
1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с января 2008 года по сентябрь 2012 года.
1.5. Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта – урок, система уроков, внеурочная деятельность. Являясь составной частью работы школы по теме «Индивидуальное сопровождение обучающихся в условиях перехода на стандарты нового поколения», опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

1.6. Теоретическая база опыта

Проблема дифференциации и индивидуализации обучения является одной из важнейших на современном этапе образования.

Возникновение дифференциации и индивидуализации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы, до этого обучение было индивидуальным, соответственно, и темп продвижения учащихся, и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика. Важность учета «свойств ума», «природных наклонностей» учеников отмечали великие мыслители прошлого (Платон, М. Ф. Квинтилиан, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и т. д.). Русские педагоги (П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) также неоднократно подчеркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения. Впервые о дифференциации в науке заговорил Ю. К. Бабанский, который отмечал, что помощь учителя должна быть разной для разных учеников.

В научной школе Н. А. Менчинской были выделены педагогические и психологические показатели учебной работы детей. К педагогическим относились такие показатели, как темп усвоения материала, успешность выполнения учебных заданий, типы и количество ошибок в этих заданиях, рецидивы ошибок. К психологическим были причислены такие особенности мыслительной деятельности, как гибкость/ригидность мышления, широта/узость переноса усвоенных знаний, продуктивность/репродуктивность подхода школьников к новой задаче и др.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века произошел очередной рост интереса к дифференциации обучения, который сохраняется и по настоящее время. Этот рост связывают с социальными и экономическими переменами в обществе, сменой ценностных ориентиров. В обществе усиливается осознание ценности каждой личности.

Изучение основных направлений реформы общеобразовательной школы, прогнозов развития системы образования свидетельствует, что общеобразовательная школа должна быть дифференцированной с профильной старшей школой.

Отмечая важность и необходимость дифференциации на старшей ступени обучения, следует учитывать, что целенаправленная, систематическая работа в этом направлении должна проводиться на всех ступенях обучения.

В настоящее время существует значительное количество работ по дифференцированному обучению, в частности, этому вопросу посвящены работы Инге Унт, Г. Д. Глейзера, однако они представляют лишь элементы дифференциации. Целостное же направление – уровневая дифференциация, предлагающая осуществление дифференциации на основе определения нескольких уровней подготовки по предмету, представлено в работах В. В. Фирсова, В. А. Орлова, В. М. Монахова, Н. П. Гузика, В. В. Пикана.

Теоретические разработки этих исследователей и стали основой моей педагогической концепции, элементы их опыта я творчески перерабатываю и использую в своей деятельности.
1.7.Новизна опыта

Ученик - носитель индивидуального, субъективного опыта. Он стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия, в которых ему будет легче самовыражаться.

Использование на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях дифференцированного подхода направлено на создание ситуации успеха для каждого обучающегося в определенном виде деятельности, которая помогает детям обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях. Дифференцированный подход в работе с обучающимися органично вплетается в существующую программу по биологии, дополняя и обогащая её. Внедрение в учебный процесс технологии дифференцированного обучения формирует у обучающихся устойчивый интерес к изучению предмета, активизирует их познавательную деятельность, способствует повышению качества знаний.

2. Технология опыта

Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети. Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них просто недостижим. Как следствие – пропадает интерес к учёбе и уверенность ученика в себе.

Целью моего опыта является повышение эффективности процесса обучения биологии (а, значит, и повышение качества знаний) через создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- повышение у обучающихся уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности;

- создание условий для развития самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала;

- повышение конструктивного и творческого уровней обучения школьников;

- введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы максимально организовать учёт индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и сделать их активными участниками образовательного процесса;

- развитие коммуникативных умений и навыков.
Решать эти задачи в какой-то мере помогает дифференцированное обучение, поскольку оно направлено на индивидуализацию процесса обучения, на развитие интересов и способностей каждого ученика, на укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.

Цель уровневой дифференциации знаний и умений – обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого формируется повышенный уровень усвоения материала.

Такой подход позволяет большинству школьников добиваться успехов в учебе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей.

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;

- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к обучающимся;

- базовый уровень должен быть реально выполним для всех обучающихся;

- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

- наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Если ученик достигает уровня обязательной подготовки – это хороший сигнал о полновесных добротных знаниях и умениях, сигнал учебного успеха. Почувствовав уверенность в своих силах, школьник, естественно, задается вопросом: «А что дальше? Почему бы не испытать себя?» В этом случае очень важно доказать слабому, что и ему доступен успех.

Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания, чтобы дать обучающимся шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.

При этом я придерживаюсь несколько простых правил:

– стараюсь найти в ученике то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать;

– если ученику тяжело, то помогу найти такое задание, которое ему по силам;

– чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе;

– не пытаюсь объяснить ученику то, до чего он может додуматься сам.

Несмотря на то, что отношение нас, педагогов, к дифференцированному обучению остается неоднозначным, каждый, однако, вынужден признать, что дети отличаются не только обучаемостью, а и обученностью. Поэтому одинаково учить всех нельзя: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Но, дифференцируя учебный материал, мы тем самым разделяем обучающихся на группы, так как различный учебный материал предназначен для разных групп обучающихся. Условно почти любой класс можно подразделить на три группы.

1. С высоким уровнем развития познавательных интересов. Дети в этой группе интенсивно и с увлечением самостоятельно работают, стремятся разобраться в трудных вопросах.

2. Со средним уровнем развития познавательных интересов. Обучающиеся проявляют познавательную активность при побуждении учителя, интерес к самостоятельной работе в зависимости от ситуации, трудности преодолевают при помощи учителя.

3. С низким уровнем развития познавательных интересов. Обучающиеся отличаются познавательной инертностью, мнимой самостоятельностью в работе, часто отвлекаются при затруднениях, их характеризует полная бездеятельность.

Эти группы, как правило, гибкие и подвижные.

Значительную трудность для нас, учителей, при подготовке к дифференцированной работе представляют дети со стойкой пониженной успеваемостью. У слабоуспевающих обучающихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Нам необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. С целью повышения качества знаний, нам необходимо совершенствовать методику индивидуальной работы с обучающимися, использовать дифференцированный подход к обучению на всех этапах урока, систематически и целенаправленно работать со слабоуспевающими.

Я считаю, что дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия, и поэтому стараюсь применять различные формы организации дифференцированной работы обучающихся на уроке.

1. Этап изложения новых знаний, умений (первичного восприятия материала).

Осуществляя дифференцированный подход, я, во-первых, провожу более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения стараюсь его повторить, и может быть, не один раз, для отдельных групп.

Кроме этого использую и такой прием: объясняю новый материал кратко на высоком уровне сложности (внесение проблемности в содержание учебных заданий), в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провожу объяснение того же, но более развернуто и доступно.

Во время объяснения нового материала стараюсь учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы адресую детям со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Обучающимся с хорошей зрительной памятью поможет наглядность, с моторной – практическая работа на доске. (Приложение № 1).
2. Этап закрепления и применения знаний и умений.

Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Готовлю 2-3 варианта заданий. Обучающиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант заранее предназначается определенной группе учеников.

Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, временами даю задания по образцу. Отдельным группам можно дать разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Некоторым обучающимся оказывается помощь (в качестве вспомогательного средства используются схемы, указание на страницу учебника, где можно найти справку и т.д.).

Для школьников с высокими учебными возможностями стараюсь подбирать задания творческого характера, задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию различной трудности и характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию. (Приложение № 2)

Кроме самостоятельной работы, на данном этапе урока применяю работу в группах, опережающее домашнее задание, составление конспекта.
3. Этап отработки, закрепления изученных знаний. Формы работы следующие:

-дифференцированные карточки для самостоятельной работы (Приложение № 2);

-работа в группах;

-дифференцированное домашнее задание;

-работа по конспекту.

4. Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе стараюсь чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого, можно составлять задания повышающейся и понижающейся трудности. Каждое задание должно отражать определённый уровень усвоения материала. В процессе обучения задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть обучающихся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определенных учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию. Творческая деятельность на уроке сильных учеников, обгоняющих своих наиболее слабых товарищей, часто ставит последних в положение копирующих, воспроизводящих. Этим объясняется дифференциация заданий. На данном этапе урока часто провожу творческие работы, тесты, взаимоконтроль, самоконтроль и т. д. (Приложение № 3).

Большинство заданий в современных учебниках построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации. Во многих учебниках имеются нестандартные задания и задания повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы в отдельных классах я использую также тетради на печатной основе.

После изучения каждой крупной темы я провожу тематический, а в конце учебного года – итоговый контроль знаний. Для проведения такого контроля использую тесты, состоящие из большого числа заданий (15-20). На проведение обычно выделяю целый урок. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливаю обычно два или четыре варианта тестовых заданий. Тесты составляю таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий – на обязательном для всех учащихся уровне, а другая – на повышенном уровне. Например, тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены для всех и соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения обучающимся, интересующимся биологией.

Известно, что с помощью тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому целесообразно использовать тестовые задания в сочетании в сочетании с традиционными вопросами и заданиями, требующими свободного ответа, заданиями на установление соответствия или правильной последовательности процессов.

В течение последних двух лет я подготовила проверочные работы по всем разделам биологии 6 – 11 классов в форме ЕГЭ, используя для этого материалы сборников Федерального института педагогических измерений для подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ. (Приложение № 4).
Для повышения интереса обучающихся к биологии важно кроме уроков проводить и внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, предметные недели. Это тоже своеобразная дифференциация, которая позволяет даже слабоуспевающим обучающимся проявить себя в различных видах деятельности (поиск интересного материала, рисование, фотография, разгадывание загадок, написание творческих работ и т. д.), часто опережая своих одноклассников с высоким уровнем развития познавательных интересов. (Приложения № 5,6).

Из всего вышесказанного следует, что специфическими особенностями внутриклассной дифференциации являются ее гибкость, мягкость, аморфность. При внутриклассной дифференциации изменяются следующие элементы процесса обучения: содержание учебного материала и, в некоторой степени, результаты. Цели, методы, формы процесса обучения не дифференцируются, то есть не затрагиваются все звенья учебного процесса.

Проблемой реализации внутриклассной дифференциации в практике является резко увеличивающийся объем работы учителя, если не существует достаточного методического обеспечения учебного процесса заданиями, рассчитанными на разнообразные (по обучаемости, интересам, типу восприятия, особенностям познавательных процессов и т.д.) учеников.

Однако, несмотря на недостатки, уровневая дифференциация, на мой взгляд, является перспективной формой организации деятельности обучающихся на уроке, способствующей не только повышению качества знаний и эффективности образовательного процесса, но и развитию познавательной активности обучающегося.

Из   опыта своей  работы  знаю,  что   дифференцированные  задания,  составленные  с  учетом  возможности  обучающихся,  создают  в  классе   благоприятный   психологический  климат.  У  ребят  возникает   чувство   удовлетворения   после  каждого  верно  решенного  задания.  Успех,  испытанный  в  результате  преодоления  трудностей,  дает  мощный  импульс  повышению  познавательной   активности.  У  обучающихся,  в  том   числе  и  у  слабых,  появляется  уверенность  в  своих  силах.  Все  это  способствует  активизации  мыслительной   деятельности   обучающихся,   созданию   положительной   мотивации   к  учению.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

          Доклад по теме «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов» был представлен на педагогическом совете школы в январе 2012 года.

Доклад по теме «Использование развивающего обучения в процессе преподавания биологии и химии» я представляла на августовской секции учителей биологии и химии в 2011 году.

В 2012 году был обобщен педагогический опыт на школьном методическом объединении по теме: «Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний на уроках биологии».
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск