Исследование по теме: «Внешнее строение листа»





Скачать 91.64 Kb.
НазваниеИсследование по теме: «Внешнее строение листа»
Дата публикации31.07.2013
Размер91.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Турбина Любовь Ивановна,

учитель биологии высшей категории,

МОУ СОШ № 16, г. Тверь

Урок-исследование по теме: «Внешнее строение листа»

Предмет: Биология Класс: 6

Пояснительная записка.

Урок-исследование по теме: «Внешнее строение листа» является уроком изучения нового материала. Он способствует развитию умения у обучающихся формулировать задачи в учёбе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действия, понятия, создавать обобщения, направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся. Данный урок–исследование обеспечивает достижение результатов, предусмотренных стандартами второго поколения. Изложение плана занятия предваряется указанием обобщения урока, его цели и необходимых для проведения материалов. Кроме того, он содержит информацию о планируемом результате (с точки зрения развития исследовательских умений) и о тех исследовательских умениях, которые характеризуют достижение этого результата. На данном уроке применён проблемно-исследовательский метод, позволяющий каждого ребёнка поставить в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой поиск неизвестного учащимся. При таком построении процесса обучения происходит развитие коммуникативной сферы у детей, их способности к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Таким образом, дети приобретают умения учиться. На уроке предлагается учащимся разнообразные виды деятельности (работа с текстом, сравнение биологических объектов, работа со схемой, моделирование, работа с терминами, работа с гербарными образцами), что снимает вопрос о перегрузке и переутомлении, и делает урок соответствующим требованиям здоровьесберегающих технологий.

Обобщение урока: листья разных растений имеют сходные и отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать растения.

Цель урока:

Познакомиться с разнообразием листьев растений, особенностями их внешнего строения.

Задачи:

1) работать с терминами (усвоение основных понятий по теме);

2) научить распознавать листья по внешнему виду: простые и сложные листья, типам жилкования, расположению их на стебле;

3) продолжить формирование навыка работы с текстом, умения высказывать своё мнение, работы в группе.

Материалы к уроку: текст, рабочие листы, 20 листьев, палочки, пластилин, гербарные образцы листьев, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Тип урока: изучение нового материала.

Планируемый результат.

Дети учатся:

- выводить понятия;

- распознавать листья растений по внешнему строению: простые и сложные листья, типам жилкования, расположению их на стебле;

-использовать научные тексты с целью поиска и извлечения значимой информации для ответа на вопросы.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- различать листья растений по фотографиям и рисункам;

- называть особенности их внешнего строения;

- выдвигать гипотезы, сравнивать, делать умозаключения;

-пользоваться научными текстами с целью поиска и извлечения необходимой информации.

Ход работы.

1. Актуализация знаний. Мотивация.

Для создания проблемной ситуации на уроке можно прочитать детям письмо, которое доставил в школу почтальон. В нём дан словесный портрет органа растения, изучаемого сегодня на уроке.

Учитель: Давайте прочитаем письмо.

«Этот орган: 1. Следов не оставляет.

Если упадёт в ведёрко с водой,

Сам не утонет и воды не всколыхнёт.

2. Меняет внешность:

«Сидит – зелёный, летит –

пожелтевший, упадёт – почернеет.

3. Основные дела:

«Летал, кружился,

на землю ложился,

С земли не встал –

И тут пропал».

Итак, по словесному портрету вы угадали, о каком органе растения идёт речь?

Дети: О листе. Далее на интерактивной доске появляется слово «лист» и фотографии листьев различных растений.

Учитель: Действительно, на этом уроке мы поговорим о листьях растений. Запишите тему урока: «Внешнее строение листа».

Учитель: Лист – основной орган растения. В нём образуются органические вещества – сахара, из углекислого газа и воды с использованием энергии солнца. Этот процесс называется фотосинтезом. Лист занимает боковое положение на стебле и в переводе с греческого языка означает пластинка. И действительно, они похожи на плоские пластинки. Этим листья отличаются от всех других органов растения. Наша цель: изучить материалы о листьях с целью проверки ваших

гипотез; найти у них отличительные признаки.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Давайте выясним, что вам известно о понятиях, составляющих наш с вами словарь ботаника (эти слова вы видите на экране интерактивной доски).

Лист

листовая пластинка

черешок листа

прилистники

основание листа

жилки

Выскажите своё мнение (дети высказывают свои мнения).

1. Работа с текстом.

Учитель: Проверьте сами, были ли верны ваши гипотезы, а для этого

поработаем с текстом (самостоятельная работа 5 минут, затем фронтальная корректировка).

Текст (у каждого учащихся).

Лист – часть побега. Внешнее строение листа.

Внешнее строение листа (рис. 47 учебника). Он состоит из листовой пластинки. Это большая поверхность листа, освещаемая солнцем, в нёй образуются органические вещества (сахара) из углекислого газа и воды с использованием энергии солнца, то есть форма соответствует основной функции. Черешок располагается между листовой пластинкой и стеблем. Он ориентирует лист в пространстве, а также связывает проводящие системы листа и стебля. Лист состоит из основания – часть, которая черешок прикрепляет к стеблю. У основания листа находятся прилистники. Они предохраняют листовую пластинку от повреждений во время её развития, либо превращаются в колючки и выполняют защитную функцию (акация). На листовой пластинке находятся жилки – проводящие пучки листа, по которым в лист поступает вода, и оттекают вещества (сахара), которые образовались в процессе фотосинтеза.

Листья, у которых есть черешки, называются черешковыми, а те, у которых их нет - сидячими. У некоторых растений основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом. Такой лист называется влагалищным (стебель как бы вложен в лист). Он укрепляет стебель.

Листья могут состоять из одной листовой пластинки или нескольких. Если лист состоит из одной листовой пластинки, то такой лист называют простым. Он может быть цельным, а может быть в разной степени рассечённым. Если на одном черешке расположено несколько листовых пластинок, такой лист называют сложным. Среди них различают: тройчатосложные, пальчатосложные и перистосложные. Тройчатосложные листья имеют три листовых пластинки на одном общем черешке (клевер, кислица). У пальчатосложных листьев к

вершине черешка прикрепляются несколько листовых пластинок (люпин). У перистосложных листьев листовые пластинки фиксируются по всей длине черешка с двух его сторон. В зависимости от количества листовых пластинок, они подразделяются на непарноперистосложные и парноперистосложные. Непарноперистосложные листья имеют на вершине один непарный лист (рябина, ясень, роза). У парноперостосложных листьев число листовых пластинок чётное (горох).

Если рассмотреть листовую пластинку, то можно увидеть жилки. Они содержат проводящую ткань, обеспечивающую движение воды с растворёнными в ней веществами, и механическую ткань, придающую прочность жилкам. Расположение их на листе может быть разным. Способ расположения жилок называют жилкованием.

Существуют три способа расположения листьев на стебле (листорасположение): очерёдное (берёза), супротивное (сирень), мутовчатое (элодея).

Учитель: Поработав с текстом, вы увидели, что наш словарь неполон. Какие понятия нужно ещё добавить? (Далее ребята высказывают мнения). Допишем их в словарь (на экране интерактивной доски появляются слова):

черешковые листья сидячие листья влагалищные листья

простые листья сложные листья жилкование

листорасположение

Учитель: Проверим, как вы усвоили эти понятия.

2. Исследование в малых группах (каждой группе предлагается задание).

Задание 1. Листья черешковые, сидячие, влагалищные (лист 1 приложения).

Ещё раз прочитайте 2 абзац текста. Теперь возьмите лист № 1 приложения. Рассмотрите листья (рис.2) - сирени и пшеницы. Чем они отличаются друг от друга?

Задание 2. Листья простые и сложные.

1. Прочитайте 3 абзац текста.

2. Рассмотрите листья на рис. 48 учебника.

3. Выберите простые листья.

По какому признаку отбирали?

4. Сравните простые листья. Чем они отличаются между собой?

5. Выберите сложные листья. По какому признаку отбирали?

6. Сравните сложные листья. Чем они отличаются между собой?

Задание 3. Жилкование листовой пластинки.

Рассмотрите материал на листе № 2. Дополните схему и объясните её содержание.



Задание 4 (см. лист 3). Листорасположение.

На листе дано три рисунка, расположение листьев на стебле.

Найти.

1. Очерёдное листорасположение. Как определили?

2. Супротивное. Как определили?

3. Мутовчатое. Как определили?

3. Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы (каждая группа выходит; дети рассказывают классу об внешних особенностях листьев растений). Учитель по ходу представления материалов показывает эти особенности растений на интерактивной доске.

4. Работа в группах.

Учитель: Вы усвоили основные понятия, а теперь выполните следующие задания. Я предлагаю вам четыре варианта работы (работа в группах).

1 группа. Задание. Найдите соответствия.
листовая пластинка часть, которой лист

прикрепляется к стеблю.

черешок проводящие пучки листа

жилки расширенная часть листа

основание листа стеблевидная часть листа

2 группа. Задание. «Биологический конструктор».

Оборудование: 20 листьев, палочки, пластилин.

Используя дополнительный материал, на палочки при помощи пластилина прикрепите листья в порядке:

1) собрать тройчатосложный лист;

2) собрать пальчатосложный лист;

3) собрать непарноперистый лист;

4) собрать парноперистый лист.

3 группа. Задание. Описание листьев.

Опишите гербарные образцы листьев по плану.

  1. Прикрепление к стеблю (черешковый или сидячий).

  2. Простой или сложный.

  3. Жилкование.

4. группа. Задание. Составить «Пятистишье» на тему: «Лист».

( Проверка: представители от групп докладывают о выполнении заданий).

5. Организация информации, обобщение.

Учитель предлагает организовать полученные сведения: какое внешнее строение листьев; какие они бывают по жилкованию; по количеству листовых пластинок?

Учитель: В заключение нашего урока мы остановимся на вопросах. Правильность их проверят эксперты.

Вопросы.

  1. Чем лист отличается от корня?

  2. Почему лист имеет плоскую форму?

  3. О чём речь: Они располагаются так, что не затеняют друг друга, и каждый получает свет от Солнца.

  4. Сочные чешуи у луковицы лука. Это видоизменение какого органа?

6. Подведение итогов, рефлексия.

На этапе подведения итогов необходимо вернуться к предположениям детей, выяснить, какие их них подтвердились, а какие нет. Обсудить, в какой мере удалось решить проблему.

Учитель: И закончить урок я хочу стихотворением о листьях.

Не трогай листья и не рви.

Ты рвёшь их и не знаешь,

Что дерево на муки обрекаешь.

Оно не может, может не без них.
И не сказать о боли.

Не рвите листья,

Ведь они для нас,

Как жизнь! Спасенье!

Далее домашнее задание.

Параграф по учебнику; нарисовать простые и сложные листья; творчески переработать информацию и взять интервью у Листа (учащиеся придумывают интересные вопросы и формулируют ответы на них от имени Листа).

Приложение к уроку: «Внешнее строение листа».

Лист №1.



Лист № 2.



Лист № 3.

Листорасположение – положение листьев на стебле.



Литература

  1. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  2. Г.В. Хомулло. Биология для поступающих в медицинские вузы. – Тверь: «Издательство «Триада», 2004.

-7-



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconТема: Ланцетник, его внешнее и внутреннее строение
Прочитать в учебнике и пересказать соседу по парте раздел : «Среда обитания и внешнее строение ланцетника»
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconУэ-1 Выполните задание. Ответьте на вопросы: 1 Чем отличаются многоклеточные...
Цель: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать внешнее и внутреннее строение, размножение гидры, уметь рисовать...
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconТема урока: Внешнее и внутреннее строение семени (6 класс)
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconКонспект урока биологии по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц»
Биология. Животные. 7 кл. Учебник для учащихся общеобразовательной школы / Под ред. В. М. Константинова; И. Н. Пономаревой. 2-е изд.,...
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение лягушки, скелет и мускулатура. Л. р. «Изучение скелета...
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconУрок №4 «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости...
Цель: Проверить себя как усвоил материал по теме: «Внешнее строение млекопитающих» и убедиться, что готов изучить новый материал
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconЗадачи урока
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconПоложение о творческом конкурсе
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconРуководство по усвоению материала уз-0
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconПредмет Биология Класс шестой Тема
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconV всероссийская межвузовская конференция молодых ученых
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconV всероссийская межвузовская конференция молодых ученых
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconVii всероссийская межвузовская конференция молодых ученых
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconУтверждаю заместитель главы Администрации го г. Стерлитамак Басыров Р. Р. 2012 г
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, виды, размножение и значение
Исследование по теме: «Внешнее строение листа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск