Скачать 192.59 Kb.
|
Преподавание биологии в 2008-2009учебном году Преподавание биологии в 2008-2009учебном году будет осуществляться в соответствии с законами РФ «Об образовании», «О едином государственном экзамене как обязательной форме государственной итоговой аттестации выпускников 11(12)классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти: -Концепцией модернизации российского образования на период до 2010года (распоряжение правительства от 29 декабря 2001г №1756-р); -Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18 июля 2002г№2783); -федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 5марта 2004г№1089); В наступающем учебном году заканчивается переход на государственный стандарт первого поколения. В стандарте предпринята попытка реализации компетентностного подхода, определяющего современное качество содержания образования. Переориентация биологического образования на компетентностный подход позволяет акцентировать внимание на тех знаниях и умениях, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентаций, востребованы в жизни ученика, должны использоваться им в повседневной жизни при решении практических задач. Стандарт по биологии включает:
В федеральном Базисном учебном плане, утвержденном приказом Минобразования России в марте 2004г, на биологию отводится в основной школе 245часов, из них в 6классе-35часов (1час в неделю), в 7-9 классах- по 70часов (2часа в неделю). В 6 классе школьники только начинают изучать систематический курс, у них формируется естественный интерес к предмету и закладывается система знаний, составляющих основу изучения биологии в старшей школе. Поэтому в этом классе рекомендуется добавлять 35 часов из регионального компонента или образовательного учреждения базисного учебного плана и интегрировать курс «Биология» с курсом «Зеленый мир Читинской области».(см. РБУП) Для наполнения содержания регионального (национально-регионального) компонента можно порекомендовать следующую учебно- методическую литературу: 1.ГилеваМ.В., Матвеева Л.Г., Попова О.А., Просянникова Е.Б., Уманская Н.В., Филиппов В.Г., Якимова Е.П.Зеленый мир Читинской области. Пособие для учащихся.- Иркутск: Агенство РИП.,2003. 2.Гилева М.В., Попова О.А., Просянникова Е.Б., Уманская Н.В., Филиппов В.Г., Якимова Е.П.Рабочая тетрадь к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области».-Чита:Тайфун,2007. 3. Гилева М.В., Матвеева Л.Г., Попова О.А., Просянникова Е.Б., Уманская Н.В., Филиппов В.Г., Якимова Е.П. Мультимедийное приложение к учебному пособию «Зеленый мир Читинской области».- Чита,2003. 3.Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П.Региональная ботаника. Пособие для учителя.-Чита:Деловое Забайкалье,2005. 4. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Цветы Забайкалья. Атлас. –Чита:Формат,2004. 5.Попова О.А. Определитель раннецветущих растений Забайкалья. -Чита: ЗабГПУ,2003. 6.Корсун О.В. Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья.- Чита: Экспресс -Издательство,2006. 7.Корсун О.В., Игумнова Е.А. Родное Забайкалье. Книга для чтения в начальной школе.- Чита: Экспресс -Издательство,2007. 8.Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Экология водоема: Озеро Кенон и я. Рабочая тетрадь. Чита,2000. 9.Игумнова Е.А., Корсун О.В., Никифорова Е.И. Методические рекомендации по реализации регионального образовательного стандарта по экологии. - Чита: ЧИПКРО,2002. 10.Кирилюк О.К. и др. Международный заповедник «Даурия».-Чита:Экспресс-издательство,2006. 11.Красная книга Читинской области и Агинского бурятского автономного округа (животные). Чита: Поиск, 2000. 12.Красная книга Читинской области и Агинского бурятского автономного округа (растения). Чита: Стиль,2002. 13.Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Экология растений Забайкалья. Учебное пособие.- Чита: ЗабГПУ,2002. 14.Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Экология растений Забайкалья. Практикум.- Чита: ЗабГПУ,2002. 15.Сохондинский заповедник /ред.сост.Малков Е.Э .- Чита:Стиль,2005. 16.Ткаченко Е.Э., Кирилюк О.К., Кирилюк В.Е. и др.Биосферный заповедник «Даурский».-Чита,2001. 17.Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Т1,Т2. Новосибирск: Наука,2000,2004. В соответствии с государственным образовательным стандартом и федеральным базисным учебным планом в старшей школе изучение биологии предусмотрено на двух уровнях: базовом и профильном. Уровень биологической подготовки учащихся в значительной степени зависит от учебного плана, времени, выделяемого на изучение курса. На базовом уровне на изучение биологии отводится 70 часов (по 1ч в неделю в 10-11классах), на профильном – 210 часов (по 3ч в неделю в 10-11классах). На базовом уровне возможны разные варианты изучения курса биологии: 1) в 10 и 11классах на изучение курса отводится по 1ч в неделю; 2) можно изучать биологию во втором полугодии в 10кл. и в первом полугодии в 11кл. по 2ч в неделю; 3) биология изучается в составе интегрированного курса «Естествознание» (на «Естествознание» отводится по 3часа в неделю в 10 и 11классе). В федеральном Базисном учебном плане предусмотрены следующие профили с биологической направленностью: Химико – биологический, биолого – географический, агротехнический, физико-химический, (см. Сборник нормативных документов), три из них предполагают изучение биологии на профильном уровне: Химико – биологический профиль, биология изучается на профильном уровне в сочетании с элективными курсами, обеспечивающими специализацию в соответствии с интересами учащихся, которые желают продолжать образование в области медицины, микробиологии, биотехнологии, биологической науки, биологического образования и поступить в соответствующие вузы (3ч в неделю +2ч элективные курсы в 10 и 11кл). Биолого – географический профиль, биология изучается на профильном уровне в сочетании с элективными курсами, обеспечивающими специализацию в области экологии, биогеографии, педагогики, биологии (3ч в неделю +1ч элективные курсы+1час. экология в 10 и 11кл). Агротехнический профиль, биология изучается на профильном уровне в сочетании с элективными курсами. Этот профиль предназначен для учащихся интересы, которых связаны с сельским хозяйством (основами растениеводства, животноводства, ветеринарии), почвоведением. (3ч в неделю +2ч элективные курсы в 10 и 11кл). Физико - химический профиль, биология изучается как и на базовом уровне (1ч в неделю в 10 и 11классах). При организации профильного обучения наряду с государственным стандартом следует руководствоваться и примерной программой. (Сайт:www.mon.gov.ru) Она разработана на основе стандарта биологического образования и с учетом требований федерального базисного учебного плана. В примерной программе конкретизированы дидактические единицы и указано примерное количество часов, рекомендуемое для изучения каждого содержательного блока; предложена возможная последовательность изучения тем и разделов курса; содержится список лабораторных и практических работ, экскурсий, приведен перечень демонстраций. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса и вариативную составляющую содержания биологического образования. Вариативная часть дает возможность учителю право выбора. Поэтому педагоги проводят элективные курсы по различным направлениям. Многие сами составляют программы элективных курсов, но не учитывают требования, которые предъявляются педагогу, работающему над созданием авторской программы. См. сайт: ipkps.bsu.edu.ru или следующие пособия: 1.Курсы по выбору в системе обучения и предпрофильной подготовки: методические рекомендации/ под ред. Ореховой Н.В., Романченко В.А..-Чита:ЧИПКРО,2004. 2.Крапивьянова В.В. Биология и экология: Сборник программ элективных курсов для учащихся 9 классов.-Чита,ЧИПКРО,2005. 3.Крапивьянова В.В.Элективные курсы для 10-11классов.-Чита,ЧИПКРО,2007. 4.СивоглазовВ.И., Пасечник В.В. Программы элективных курсов. Биология.10-11классы.-М.:Дрофа,2006. С 2001года в нашей стране проводился эксперимент по введению ЕГЭ как новой формы аттестации выпускников средней школы, совмещающий итоговую аттестацию со вступительными испытаниями в высшие учебные заведения. Выпускники 2008-2009 учебного года станут первыми участниками ЕГЭ в штатном режиме. Информацию о едином государственном экзамене по биологии можно получить на сайте www.fipi.ru, где размещены документы: -Кодификатор элементов содержания; -Спецификация экзаменационной работы для выпускников 11классов общеобразовательных учреждений; -Демонстрационный материал. С демонстрационными вариантами также можно ознакомиться в журналах «Биология в школе, №2 за 2005, 2006, 2007,2008гг. Обращаем внимание учителей и выпускников школ, что под рубрикой «Готовимся к ЕГЭ» в настоящее время публикуется очень много низкокачественной литературы, которую не всегда можно использовать при подготовке к экзамену. Учителям нужно помнить, что право на публикацию официальных материалов ЕГЭ имеют издательства «Просвещение», «Интеллект – центр», «Центр тестирования МО РФ», «Компания 1С». С 2007-2008 учебного года в ряде регионов России проводится эксперимент по организации итоговой аттестации за курс основной школы по биологии в новой форме. В Читинской области в 2008году в новой форме биологию сдавали выпускники 9 классов школ Могочинского, Нерчинского, Каларского, Балейского районов, г Балея и ЗАТО п. Горный. Проведение итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме позволит: -более объективно оценить знания выпускников; -реализовать принцип преемственности с действующей системой итоговой аттестации девятиклассников; -обеспечить прозрачность системы оценивания, поскольку итоговый результат определяется простым суммированием баллов, которые выставляются за правильное выполнение заданий; -реализовать современные представления о базовой подготовке учащихся, на проверку ключевых предметных компетенций, т.е. умения применять полученные знания на практике, в новых ситуациях; -обеспечить более глубокую дифференциацию подготовки учащихся, позволяющую определить их дальнейший путь и правильно выбрать профиль, который соответствует уровню подготовки и интересам выпускника; -применять компьютерные технологии для проверки заданий частей А и В. В наступающем 2008-2009 учебном году итоговая аттестация выпускников за курс основной школы является экзаменом по выбору учащегося. Для подготовки к итоговой аттестации учителя могут использовать пособия: 1.Биология: сборник заданий для проведения экзамена в 9кл.: пособие для учителя /Г.С.Калинова, А.М.Мягкова, В.З.Резникова (под. редакцией Г.С.Ковалевой).-М.:Просвещение,2006. 2.Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9кл. общеобразовательных учреждений в 2005-2006учебном году /Авт.-сост. В.С.Кучменко, Г.С.Калинова, Т.В. Иванова, А.М.Мягкова, В.З.Резникова.-М.:Дрофа,2006. 3.Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа. - М.: Интеллект –Центр,2006. 4 Демонстрационные варианты 2007, 2008гг можно посмотреть на сайте: www.fipi.ru При подготовке к итоговой аттестации, прежде всего, необходимо добиться освоения учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом биологического образования Актуальной в новом учебном году остается проблема учебников. Именно через учебники и учебно - методические комплекты (УМК) реализуются задачи, стоящие перед школьной биологией. В 2008-2009 учебном году будут использоваться учебно-методические комплекты, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации. Приказ МО РФ от 13.12.2007г. № 349. Перечень учебников размещён на Федеральном образовательном портале www.edu.ru в разделе Федеральный перечень учебников для общего образования.
Приложение № 2 УТВЕРЖДЕН приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. № 349 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
В школах Читинской области учителя используют три линии учебников. Каждая из них завершена и имеет рабочие тетради для учащихся, сборники заданий, практикумы, методические пособия, тетради для учителя и другие виды учебных изданий по биологии. Завершенная линия Сонина Н.И. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. имеет рабочие тетради для учащихся, для учителя, дидактические карточки, тестовые задания, биологические карты, биологические лабиринты, тематическое и поурочное планирование, готовые домашние задания, методические пособия, и другие виды учебных изданий по биологии. Программы, рабочие тетради, тетради для лабораторных работ, CD-ROM Завершенная линия Пасечника В.В.Соответствует федеральному компоненту стандарта 1998 г.имеет рабочие тетради для учащихся, для учителя, тематическое и поурочное планирование, готовые домашние задания, методические пособия, и другие виды учебных изданий по биологии. Линия Пономаревой И.Н. завершена, имеет рабочие тетради для учащихся, дидактические карточки, методические пособия, рекомендации по использованию учебников и другие виды учебных изданий по биологии. Дополнением к данной линии служат пособия для учащихся: «Экология растений», « Экология животных», « Экология человека», «Биосфера и человечество», сборник программ: «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе». Авторы и издательства создают учебно - методические комплекты с единым подходом к обучению. Поэтому учителю целесообразно выбирать учебную литературу одной линии и организовывать учебный процесс в соответствии с особенностями подготовки и развития учащихся, их образовательными потребностями. В настоящее время учебник должен выполнять функцию самообразования. Поэтому в новом учебном году перед учителями по-прежнему будет стоять проблема совершенствования методической системы обучения биологии. Большое внимание учитель должен обратить на развитие ученика. Продолжить формирование у школьников умений работать с текстом, рисунками, схемами. Работа с текстом обучает учащихся находить необходимую информацию из различных источников, анализировать, умело использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Учащиеся должны уметь соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, проводить исследовательскую деятельность. Школьники должны умело применять информационные технологии, компьютерные программы, которые в наибольшей степени интересны им и позволяют осознать собственный успех или ликвидировать недоработки. Именно информационные технологии призваны повысить качество образования, за счет увеличения времени, которое школьник тратит на самообразование. Ссылки на Интернет-ресурсы учителю биологии Ресурсы по биологии
Информационные ресурсы по педагогике и образованию ЧИПКРО http://chipkro chita.ru Центр ЕГЭ http://chita.ege.ru Сайт ЗабГГПУ http://www.zabzpu.ru Cайт «Забайкалье великолепно» http://www.nature.chita.ru http://www.zabspu.ru/info/science/project/zabbio/ Образовательные порталы
Журналы и газеты
Справочные ресурсы
Российские библиотеки
Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных
Учителю биологии следует обратить внимание и на перечень учебного оборудования для кабинета биологии. Перечень учебного оборудования отвечает требованиям к материально - техническому обеспечению учебно - воспитательного процесса, предъявляемым в условиях ввода в действие государственного стандарта по биологии. Перечень оборудования учитель найдет в журнале «Биология в школе».- 2005.- №8.- С. 39-50. или на сайте http://рroject_cabinet.narod.ru Нормативные документы и литература 1.Закон об образовании(1992г); 2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001,№1756); 3.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ №2783 от 18. 07. 2002г); 4.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования (приказ МО РФ №1069 от 05.03. 2004г); 5.Болотов В.А. Единый государственный экзамен как элемент становления системы независимой оценки качества образования в Российской Федерации //Вестник образования.-2004.-№23. 6.Болотов В.А., Ефремова Н.Ф.Система оценки качества российского образования //Педагогика.-2006.-№1.-С.22-32. 7.Сборник нормативных документов. Биология.-М.:Дрофа,2006. 8.Дятлова К.Д. Подготовка к Централизованному тестированию и Единому государственному экзамену по биологии. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2004. 9.Контрольно измерительные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Биология ЕГЭ 2007.-М.: Центр тестирования МО РФ,2007. 10.Калинова Г.С., Суматохин С.В. О преподавании биологии в 2007-2008 учебном году.-//Биология в школе.-2007.-№5.-С.22-26. |
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г В 2011-2012 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края будет осуществляться... | Масюкова Н. Г., зав кафедрой гуманитарных дисциплин скиро пк и про В 2012-2013 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края будет осуществляться... | ||
О преподавании литературы в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые... Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами | Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию... Преподавание по мхк в 2013– 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Преподавание учебного предмета «География» в соответствии с государственным образовательным стандартом (2004 года) в общеобразовательных... | Рабочая программа по биологии 9 класс «Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования... | ||
Закон РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (ст. 7, ст. 32) Преподавание по истории в 6 классе в 2013– 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами | Зарегистрирован Минюстом России 29 февраля 2008 года №11251, приказами... Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 11 февраля 2008 года №208 «О проведении единого государственного... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального... В связи с принятием образовательной программы мбоу «Аксубаевский лицей» в 2013 году, утверждаемой на 5 лет, преподавание ведется... | Методическое письмо Об использовании результатов государственной... В. С. Рохловым, к п н. Г. И. Лернером по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников... | ||
Отчет по информатизации за 2008 год г. Ростов-на-дону В педагогическом институте юфу для обеспечения учебного процесса в 2007 году были закуплены и установлены в 2008 году интерактивные... | Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,... | ||
Рабочая программа по «биологии» Преподавание курса «Общая биология» в 10-11 классах осуществляется по программе по биологии для 10-11 классов общеобразовательных... | Рабочая программа по биологии 6 класс В соответствии с учебным планом школы в 2013-2014 учебном году на изучение биологии в 6 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов... | ||
О преподавании предметов художественно-эстетического цикла в 2014/2015 учебном году ... | 4 Основные результаты научно-исследовательских работ, выполненных в 2008 году ивэп дво ран В истекшем году были получены следующие основные результаты законченных работ по направлениям исследований Программы фундаментальных... |