Рабочая программа по курсу «Космическая биология»





Скачать 203.8 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Космическая биология»
Дата публикации10.08.2013
Размер203.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)

Утверждаю:
Директор Биологического института

_________________С.П. Кулижский

«_____»__________________2011 г.

Космическая биология

Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки 020400 «Биология»

Магистерская программа 020400.68. «Зоология позвоночных»
Квалификация выпускника

Магистр

Форма обучения очная

Томск 2011
Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии

Протокол № ___ от «__» __________ 2011 г.

Зав. кафедрой Н.С. Москвитина


Рекомендовано методической комиссией Биологического института
Председатель методической комиссии ________________________

«______» ____________2011 г.

Рабочая программа по курсу «Космическая биология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Направление подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки № 100 от04 февраля 2010 года.

Общий объем курса – 72 ч. Из них лекции – 4ч., практические и семинарские занятия – 18 ч, самостоятельная работа студентов – 50ч. Зачет во втором семестре. Общая трудоемкость курса – 2 зач. ед.

Автор: Агулова Людмила Петровна, д.б.н., профессор кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета
Рецензент: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета

1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов – магистрантов представлений, развитых В.И.Вернадским в учении о биосфере, как открытой глобальной организованной суперсистеме, в которой все живое на Земле, включая человека и его сознание, тесно связано с процессами, протекающими в космосе. В задачи учебного курса входит знакомство с физическими условиями космического пространства, закономерностями и возможными механизмами воздействия факторов космической погоды на биологические системы.



2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Космическая биология» является компонентом «по выбору» базовой части цикла М.2 (математический и естественно-научный цикл) учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020400 «Биология». Читается на первом году обучения в магистратуре, во втором семестре.

Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть знаниями, полученными в ходе освоения таких дисциплин как дисциплины профиля «Науки о Земле», «Биоэкология», «Хронобиология», «Философия», «Математика», «Физика», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Космическая биология».

По завершении курса студент должен демонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции магистра биологии:

  • способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК-3);

  • понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания (ОК-4);

  • способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6).

  • демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов (ПК-5);

  • понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения (ПК-7);

  • профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ПК-9);

  • глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК-10);

  • самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК-13);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

  • Физические свойства Солнечной системы, прежде всего, Солнца и гелиосферы, магнитосферы и газовых оболочек Земли.

  • Солнечно-земные и планетные связи, динамику магнитосферы, процессы возмущения в околоземной плазме и их взаимодействие с другими оболочками Земли.

  • Закономерности воздействия космической погоды на процессы, протекающие в биосфере.

Уметь:

  • представлять полученные знания в виде докладов, презентаций, рефератов, статей, научных обзоров.

    Владеть

  • навыками поиска и подбора информации по темам самостоятельной работы.


4.Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса – 2 зачетных единицы, что составляет 72 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 50ч.



п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)*

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

Самостоятельная работа студента

1

Физические факторы космической погоды в системе Солнце-Земля.


2




4










5

индивидуальные задания, коллоквиум

2

Базовые идеи и направления Русского космизма.

2













6

10

индивидуальные задания, доклады с презентацией

3

Влияние космической и земной погоды на формирование конституциональных особенностей развивающихся организмов.

2













2

5

индивидуальные задания, доклады с презентацией

4

Космическая погода и здоровье человека.

2













2

5

“ – ″

5

Космическая погода и социальные процессы.

2













2

5

“ – ″

6

Изоморфизм биологических и космических ритмов.

2













2

8

“ – ″

7

Космическая погода как фактор риска природных и техногенных катастроф на Земле и в Космосе.

2













2

6

“ – ″

8

Влияние космической погоды на физико-химические системы.

2













2

6

“ – ″




Всего







4







18

50

72

4.1. Содержание дисциплины

Тема 1. Физические факторы космической погоды в системе Солнце-Земля

Схема Солнечной системы. Солнце и солнечная активность. Циклы солнечной активности. Солнечный ветер и межпланетное магнитное поле. Солнечно - земные связи. Электромагнитный фон среды обитания и его вариации. Электрическое поле атмосферы. Динамика озоносферы и вариации приземного ультрафиолетового излучения. Инфразвуковые колебания в атмосфере. Цикличность климата на Земле. Сейсмическая активность и ее цикличность. Что такое космическая погода?
Тема 2. Базовые идеи и направления Русского космизма

Краткие биографии и важнейшие идеи русских мыслителей: Н.Ф. Федорова,А.В. Сухово-Кобылина, К.Э. Циолковского, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова. Почему возник космизм?

Общее собрание ученых русского космизма. Д.Н. Анучин, А.П. Павлов, А.Н. Умов, Н.А. Морозов, В.И. Вернадский, В.М. Бехтерев, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный, Г.А.Тихов.

Вернисаж русского космизма. Отражение идей космизма в изобразительном искусстве первой половины 20в. В.Н. Чекрыгин. Авангардисты − Кандинский, К.С. Малевич. Творчество Филонова. Группа «ОСТ». К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, Н.К. Рерих. Объединение «Амаравелла».
Тема3. Влияние космической и земной погоды на формирование конституциональных особенностей развивающихся организмов

Феноменология сопряженности космической и земной погоды в период раннего онтогенеза с конституциональными особенностями организмов. Связь между характеристиками погодных факторов в период раннего развития человека и отсроченными событиями (смертность, заболеваемость, продолжительность жизни, особенности психического развития).
Тема4. Космическая погода и здоровье человека

Космическая погода и эпидемии. Влияние космической погоды на сердечнососудистую систему. Влияние космической погоды на нервную систему и психоэмоциональное состояние человека.
Тема5. Космическая погода и социальные процессы

Подтверждение историометрических результатов А.Л. Чижевского современными наблюдениями. Сопряженность изменений космической погоды с экономическими процессами, проявлениями преступности, террористической деятельности, социальными кризисами и войнами. Возможные механизмы воздействия космической погоды на социальные процессы.
Тема 6. Изоморфизм биологических и космических ритмов.

Многолетние циклы. Ритмы от суток до года. Ритмы с периодами короче суток. Космические ритмы - синхронизаторы биологических процессов.
Тема7. Космическая погода как фактор риска природных и техногенных катастроф на Земле и в Космосе

Связь вариаций космической погоды с частотой природных катастроф (землетрясения, тектоническая и вулканическая деятельность, климатические изменения). Статистика авиационных аварий и их корреляция с космической погодой. Аварии на искусственных спутниках Земли в связи с изменениями космической погоды.
Тема 8. Влияние космической погоды на физико-химические системы

Физико-химические системы как индикаторы космических воздействий. Вода - сенсор изменений космической погоды.
5. Образовательные технологии

Курс «Космическая биология» ориентирован на теоретическую подготовку магистрантов и классические технологии обучения:

  • лекции с применением презентаций и научных фильмов, что облегчает восприятие и понимание темы;

  • семинары, призванные активизировать усвоение магистрантами теоретического лекционного материала. По каждой теме семинара преподавателем назначаются студент – tutor, в задачи которого входит распределение вопросов для обсуждения и контроль за подготовкой к дискуссии;

  • собеседования с преподавателем, реализуемые через коллоквиумы и краткие устные опросы, которые позволяют, кроме функции контроля, развить у обучаемых навыки профессиональной речи.

  • экскурсию в планетарий для прослушивания лекций специалистов-астрономов.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины.
6.1. Примерная тематика рефератов для самостоятельной работы

  1. Древние календарные системы.

  2. Обсерватории глубокой древности – археоастрономия.

  3. Приливные и лунные ритмы у живых организмов.

  4. Влияют ли на нашу жизнь другие тела Солнечной системы? Нерешенные проблемы солнечно-биосферных связей (работы М.и Ф. Гокленов)

  5. Космические ритмы в явлениях культуры

  6. Влияет ли на нашу планету дальний Космос? Космический катастрофизм.

  7. Поиск жизни во Вселенной

6.2. Вопрсы для самоконтроля по курсу «Космическая биология»

  1. Что такое космическая погода?

  2. Какое практическое значение имеет изучение солнечно-земных связей (прогнозирование явлений на Солнце и Земле, понимание механизмов регуляции биосферы, обеспечение безопасности космических полетов, защиты космонавтов и надежности работы аппаратуры как в космосе, так и на Земле)?

  3. Отражается ли движение небесных тел на биосферных процессах?

  4. Что такое солнечная активность? Назовите основные визуальные характеристики активности. Солнца

  5. Что такое солнечные вспышки и какими событиями на Земле они сопровождаются?

  6. Какие излучения в межпланетном пространстве представляют главную опасность для экипажей и оборудования космических лабораторий?

  7. Напишите формулу подсчета чисел Вольфа и объясните, почему они так называются.

  8. Сколько лет длится полный цикл солнечной активности, измеренный по полярности магнитных полей солнечных пятен (цикл Хейла)?

  9. Какие периоды в активности Солнца в настоящее время четко установлены?

  10. Солнечные космические лучи в системе солнечно-земных связей

  11. Расскажите о природе Солнечного ветра и межпланетного магнитного поля.

  12. Что такое магнитосфера Земли и какую функцию она выполняет?

  13. Можно ли считать, что магнитосфера всегда надежно защищает Землю от космических излучений?

  14. Электромагнитный фон среды обитания и его вариации

  15. Из каких основных составляющих складывается спектр электромагнитных полей Земли естественного происхождения?

  16. Назовите резонансные частоты волновода Земля – ионосфера. С какими биоритмами совпадают эти частоты?

  17. Чем отличаются вариации главного магнитного поля Земли от геомагнитных микропульсаций?

  18. Наблюдаются ли в динамике озонового слоя циклические вариации, и если наблюдаются, то какие и чем они обусловлены?

  19. Что такое солнечная постоянная и соответствует ли она своему названию?

  20. Какие климатические циклы Вы знаете и чем они обусловлены?

  21. Перечислите источники возникновения инфразвуковых колебаний в атмосфере.

  22. Какие циклы выявлены в динамике атмосферного инфразвука?

  23. Существует ли связь сейсмической активности с космической погодой?

  24. Сопоставимы ли по энергиям метеофакторы и факторы космической погоды?

  25. Как реагируют физико-химические и биологические объекты на экранирование от факторов космической погоды?

  26. Охарактеризуйте реакции сердечнососудистой системы на изменения космической погоды.

  27. Какие реакции на космическую погоду известны у высших растений?

  28. Приведите примеры реакций на космическую погоду обитателей водной среды, насекомых и птиц.

  29. Сопряжена ли численность животных с динамикой космической погоды?

  30. Какие изменения в нервной системе, у здоровых и больных людей вызывают вариации космической погоды?

  31. Почему больные люди реагируют на изменения космической погоды более выражено, чем здоровые?

  32. Отличается ли реакция человека на изменение обычной и космической погоды?

  33. Зависит ли устойчивости организма человека к экстремальным геоэкологическим факторам от типа функциональной межполушарной асимметрии головного мозга?

  34. Приведите доказательства соответствия микро-, мезо- и макроритмов живых организмов ритмам космических и геофизических факторов.

  35. Какие Вы знаете факты, подтверждающие модифицирующее влияние космической погоды и геофизических факторов на коллективное поведение человека (типы общественного сознания, революции и войны, глобальные вариации мировой экономической конъюнктуры, религиозные переживания)?

  36. Возможный механизм влияния космической погоды и геофизических факторов на общественные процессы?

  37. Назовите основные эффекты и закономерности, выявленные при изучении влияния космической погоды на физико-химические и нженерно-физические системы (техносферу)?

  38. Что такое гелиогеофизический импринтинг?


6.3. Форма итогового контроля – Зачет

Образцы экзаменационных билетов:

Билет №1

  1. Расшифруйте основное содержание термина «космичекая погода». Когда и с какой целью он был введен?

  2. Корреляция состояния некоторых физико-химических систем с вариациями солнечной активности.

Билет №2

  1. Что такое солнечная активность? Назовите основные визуальные характеристики активности. Солнца.

  2. Какие системы организма человека и животных принято считать главными мишенями геомагнитных и метеовоздействий и какие организмы входят в группу риска для этих воздействий?


Билет №3

  1. Что такое солнечные вспышки и какими событиями на Земле они сопровождаются?

  2. Биологические эффекты вариаций солнечной активности в диапазоне мезоритмов.


Билет №4

  1. Какое практическое и теоретическое значение имеет изучение солнечно-земных связей?

  2. Флияют ли факторы космической погоды на конституциональные особенности человека (примеры) ?.

Билет №5

  1. Что такое солнечная постоянная и соответствует ли она своему названию?

  2. Солнечные возмущения и десинхроноз у человека.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Космическая биология»
Рекомендуемая литература

Основная

  1. Андронова Т.И., Деряпа Н.Р., Соломатин А.П. Гелиометеотропные реакции здорового и больного человека. Л.: Медицина, 1982. 240 с.

  2. Бинги В.Н., Савин А.В. Физические проблемы действий слабых магнитных полей на биологические системы. // Успехи физических наук. 2003. Т. 173. № 3 С. 265-300.

  3. Бреус Т.К., Раппопорт С.И. Магнитные бури: медико-биологические и геофизические аспекты. М.: Советский спорт, 2003. 192 с.

  4. Бруцек, А. (ред.) Солнечная и солнечно-земная физика. Иллюстрированный словарь терминов. М.: Мир, 1980. 254 с.

  5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1975. 173 с.

  6. Владимирский Б. М., Кисловский Л.Д. Биофизика и история. // Биофизика. 1998. Т.43. № 5. С. 757-760.

  7. Владимирский Б.М. Космическая погода и социальные явления. // Земля и Вселенная. 2003. № 3. С. 82-87.

  8. Владимирский Б. М.. Влияет ли «космическая погода» на общественную жизнь? Геополитика и экодинамика регионов. 2005. Т. 1. №2. С. 23–30.

  9. Владимирский, Б. М., Кисловский, Л. Д.. Археоастрономия и палеоэкология. Древняя астрономия: небо и человек. // Доклады международной научно-методической конференции. М., 1998. С. 56–61.

  10. Владимирский Б. М., Темурьянц Н. А., Мартынюк B. C. Космическая погода и наша жизнь. Фрязино: Век-2, 2004. 224с.

  11. Владимирский Б. М., Темурьянц Н.А. Влияние солнечной активности на биосферу – ноосферу (Гелиобиология от А. Л. Чижевского до наших дней). М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 374 с.

  12. Кукпев Ю.И. Физическая экология. М.: Высшая школа, 2001. 357 с.

  13. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга. СПб.: Речь, 2000. 368 с.

  14. Лукачев Ю.В. Историометрические циклы А.Л. Чижевского: реальность и прогностические возможности. // Вестник РАН. 1996. Т. 66. № 9. С. 796-799.

  15. Мальцев Ю.П. (ред.), Магнитосферно-ионосферная физика, краткий справочник, СПБ.: "Наука", 1993. 184 с.

  16. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М.: Мысль, 1995. 768 с.

  17. Мирошниченко Л. И. Солнечная активность и Земля. М. Наука, 1981. 143 с.

  18. Птицына, Н. Г., Виллорези, Дж., Дорман, Л. И., Юччи, Н., Тясто, М. И. Естественные и техногенные низкочастотные магнитные поля как факторы, потенциально опасные для здоровья. // Успехи физических наук. 1998. Т. 168. №7. С. 767–791.

  19. Севостьянова Е. В., Хаснулин В. И. Влияние типа функциональной межполушарной асимметрии головного мозга на формирование устойчивости организма человека к экстремальным геоэкологическим факторам. // Бюллетень СО РАМН, 2010. Т. 30. № 5,. С. 113 – 119.

  20. Сидякин В.Г. Влияние глобальных экологических факторов на нервную систему. Киев, Наукова думка, 1986. 160 с.

  21. Степанова С.И., Галичий В.А. Космическая биоритмология // Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф.И. Комарова, С.И. Рапопорта. М., 2000. С. 266-298.

  22. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. 350с

  23. Чижевский А. Л., Шишина Ю. Г. В ритме Солнца. М., 1969. 112с.

  24. Чижевский А.Л. Теория гелиотараксии // Проблемы гелиобилогии. Новосибирск, 1977. С. 81-102.

  25. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса // Химия и жизнь. 1990. № 1 - 3.

  26. Чижевский А. Л. Об одном виде специфически биоактивного, или Z-измерения Солнца. // Земля во Вселенной: М.: Мысль, 1964. С. 342–372.

  27. Шноль, С. Э. и др. О реализации дискретных состояний в ходе флуктуации в макроскопических процессах. // Успехи физических наук. 1998. Т. 168. №10. С. 1129–1140.


Дополнительная

  1. Аптикаева О.И. Динамика ритмической структуры рядов инфекционных заболеваний в России и ее возможная корреляция с индексами солнечной активности. // Геофизические процессы и биосфера. 2009. Т. 8. № 4. С. 5-22.

  2. Аптикаева О.И., Гамбурцев А.Г., Степанова С.И. Вариации структуры биоритмов у здоровых людей // Геофизические процессы и биосфера. 2009. Т. № 3.С. 17-25.

  3. Аптикаева О.И., Шитов А.В. Динамика заболеваемости населения до и после сильных землетрясений и ее связь с другими природными факторами (на примере чуйского землетрясения 2003 г.). // Геофизические процессы и биосфера. 2009. Т. 8. № 3.С. 46-55.

  4. Бреус Т.К., Конрадов А.А. Эффекты ритмов солнечной активности // Атлас «Временные вариации природных антропогенных и социальных процессов» / Под ред. Н.П. Лаверова. 2003. Т. 3. С. 516.

  5. Гончаров Г. Н., Орлов В. В. Глобальные повторяющиеся события в истории Земли и движения Солнца в Галактике. // Астрономический журнал. 2003. Т. 80. № 11 С. 1002–1012.

  6. Григорьев П. Е., Хорсева Н. И. Геомагнитная активность и эмбриональное развитие человека. // Биофизика. 2001. Т. 46. № 5. С.919–921.

  7. Гринцов М.И., Гринцова В.М.Механизмы биологических эффектов гелио-геофизических возмущений // Фундаментальные исследования. 2002. № 1 С. 96-118. www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7787313

  8. Ермолаев Ю.И., Ермолаев М.Ю. Солнечные и межпланетные источники геомагнитных бурь: аспекты космической погоды. // Геофизические процессы и биосфера. 2009. Т. 8. № 1. С. 5-35.

  9. Ключевский А.В., Ключевская А.А. Эффекты синхронизации и десинхронизации при стрессе в геологической и биологической системах. // Геофизические процессы и биосфера. 2009. Т. 8. № 3. С. 26-45.

  10. Конрадов А. А., Коломийцев О. П., Иванов-Холодный Г. С., Петров В. Г. Особенности статистики авиационных аварий и ее связь с геомагнитной активностью. Геофизические процессы и биосфера. 2005.Т.4. № 1/2. С. 121–124.

  11. Мартынюк В.С., Темурьянц Н.А Магнитные поля крайне низкой частоты как фактор модуляции и синхронизации инфрадианных биоритмов у животных. // Геофизические процессы и биосфера. 2009. Т. 8. № 1. С. 36-50.

  12. Отсука К., Корнелиссен Г., Халберг Ф. Хроном климатических изменений ширины древесных колец. // Геофизические процессы и биосфера. 2009. Т. 8. № 1. С. 63-72.

  13. Петров В.М., Гамбурцев А.Г. Стилевая ориентация искусства и социально-политического климата общества. // Атлас временных вариаций. М.: Научный мир, 1998. Т.2. С. 358-360.

  14. Петров В.М. Пульсирующая интенсивность литературной жизни: динамика русской поэзии и прозы 18-19 в.в. // Атлас временных вариаций. М.: "Янус-К", 2002. Т. З. С. 587-589.

  15. Cоломина О.Н., Аптикаева О.И., Шаталин А.Ю. Ритмы природных процессов по результатам вейвлет-анализа годичных колец деревьев на севере европейской части России за последние 300 лет. // Геофизические процессы и биосфера. 2009. Т. 8. № 1. С. 51-62.

  16. Халберг Ф., Корнелиссен Г., Сотерн Р.Б., Чаплицкий Е., Шварцкопфф О. 35-летний климатический цикл в гелиогеофизике, психофизиологии, военной политике и экономике. // Геофизические процессы и биосфера. 2009. Т. 8. № 2.С. 13-42.

  17. Черноус С,А., Ролдугин В.К., Ронько А., Виноградов А.Н., Риск суицидов и гелиогеофизическая активность // Атлас временных вариаций. М.: Изд-во. "Янус~К", 2002. Т.З. С. 594-596.

  18. Чибисов С.М., Фролов В.А., Агаджанян Н.А., Стрелков Д.Г., Скрылев Д.С., Романова Е.А., Харлицкая Е.В., Халберг Ф. (США), Корнелиссен Ж. (США) Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека // Фундаментальные исследования. 2006. № 9. С. 21-28.

  19. Persinger M.A. Wars and increased solar- geomagnetic activity: aggression or change in intraspecies dominance? // Perceptual and Motor Skills. - 1999. - V. 88. - P.1351-1355.

  20. Persinger M.A. Geomagnetic variables and behavior: Increased geomagnetic activity and group aggression in chronic limbic epileptic rats. // Perceptual and Motor skills. - 1997. - V. 65. -P. 1376-1378.

  21. Persinger М., Schaut G. Geomagnetic Factors in Subjective Telepathic, Precognitive, and Postomortem Experiences. Journal of American Soсiety for Psychical Research. 1998. Т. 82. P. 217–235.

  22. St.-Pierre LS., Persinger M.A., Geophysical variable and behavior. Quantitative increases in group, aggression in male epileptic rats during increases in geomagnetic activity // Perceptual and Motor Skills. 1998. V. 86. P. 1392-1394.

  23. St-Pierre LS., Persinger М.А., Keren S.A. Experimental induction of internal aggressive behavior in limbic epileptic rats by weak complex magnetic fields: implications for geomagnetic activity and the modem habitats. // International Journal of Aeuroscience. 1998. V. 26. P. 149-159.

  24. http://www.smr.ru/centre/win/orgs/vzor/01_1999/sinyakov.htm

  25. http://www.pressa.spb.ru/newspapers/nevrem/arts/nevrem-1760-art-28.html

  26. http://www.businesspress.ru/newspaper/article.asp?mId=37&aid=42555


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Обучение по дисциплине «Космическая биология» осуществляется на базе лекционной аудитории № 037 главного учебного корпуса ТГУ, оснащенной мультимедиакомплексом.

ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата

№ протокола кафедрального заседания

Подпись зав. кафедрой













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа по вводному курсу «Биология»
Рабочая программа по вводному курсу «Биология» 5 класс составлена на основе следующих документов
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Краюхина...
Данная адаптированная рабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Космическая геодезия и геодинамика» для студентов специальности 300500 «Космическая геодезия»
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа по курсу Биология. Многообразие живых организмов....
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы...
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: космический конверт- письмо от королевы Знаний. Четыре планеты, космическая ракета, табличка со словом космодром, инопланетянка...
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconТематическое планирование уроков по курсу Биология. Общие закономерности. 9 класс
Иметь представления о науке биология; узнать цели и задачи предмета «Общая биология»,ее связь с другими науками; практическое применение...
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа по элективному курсу «Биология животных»
Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В....
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию...
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»
Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н. И....
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа по дисциплине Биоценология и теория экологической...
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа учебной дисциплины социология для специальности 120103 «Космическая геодезия»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований...
Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа по курсу «Космическая биология» iconРабочая программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск