Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 299.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации17.05.2014
Размер299.82 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Биология > Лекция
  1   2   3

Лекция №9. Страстная неделя, Распятие, Воскресение.
В прошлый раз мы рассмотрели материал о периоде, который мы условно называем периодом пути на Страсти; почему условно - об этом мы говорили в прошлый раз. Сегодня мы с вами приступаем к последнему евангельскому периоду в земной жизни Господа, а именно - Страстная, Распятие и Воскресение. Кажется, что это очень небольшой срок по сравнению с почти что тремя годами Галилейского периода, с полугодом периода пути на Страсти - всего неделя, но неделя весьма важная, весьма наполненная событиями, как вы знаете; вот их-то мы будем с вами стараться рассмотреть, если хватит времени.

Итак, мы с вами в прошлый раз обмолвились о том, что собственно период пути на Страсти, как мы его называем, кончается входом Господа в
Иерусалим; именно с этого момента мы говорим о начале Страстной в евангельском контексте. Евангелисты по-разному определяют момент Входа Господа в Иерусалим, так евангелист Иоанн, пожалуй, наиболее конкретно в двенадцатой главе, в первом стихе говорит: за шесть дней до праздника Пасхи. У евангелиста Луки гораздо (вопреки его обыкновению) более расплывчато; евангелист Лука в двадцатой второй главе говорит следующее: приближался праздник опресноков, называемый Пасхой; вот здесь требуется первый комментарий. Евангелист Лука отождествляет два праздника - опресноки и Пасха. Действительно, во времена жизни Господа эти два праздника праздновались одновременно, однако если посмотреть, полистать Ветхий завет, мы увидим, что праздник опресноков - это был отдельный праздник. Я думаю, что вам рассказывали, о. Геннадий наверняка, что в первый месяц еврейского календаря, Нисан, на четырнадцатый день, праздновался праздник Пасхи. Еврейские месяцы начинались с новолуния, поэтому четырнадцатый день приходился на полную луну. Если вы посмотрите описание исхода евреев из Египта, то бытописатель замечает: светила полная луна. Итак, четырнадцатый день месяца Нисан - Пасха Господня, говорит книга Чисел; а в пятнадцатый день сего месяца праздник, в него же семь дней должно было есть опресноки. Вот книга Чисел как бы говорит: сначала праздник Пасхи, а потом семь дней праздника опресноков. Это тот праздник, в который евреи воспоминали поспешность выхода из Египта, что они не успели с собой захватить хлеба и питались пресным скоро приготовленным хлебом. Книга Левит, двадцать третья глава, говорит, что "в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня, а в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу". Второзаконие приблизительно так же говорит: "не ешь с Пасхой квасного семь дней, но ешь с ней опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской". И так праздника было два, и постепенно они отождествились, и вот евангелист Лука уже пишет: «приближался праздник опресноков, иначе называемый Пасхой»; они стали синонимами, хотя исторически было некое разделение между этими двумя праздниками. Пасха как воспоминание избавления, и опресноки как воспоминание поспешности выхода; в духовном смысле, поспешности ухода из рабства духовного, что нужно не останавливаться, а бежать, и не брать с собою ничего.

Так вот, приближался праздник опресноков, иначе называемый Пасхой; шесть дней до праздника Пасхи, замечает евангелист Иоанн. Здесь мы с вами сталкиваемся со вторым событием, которое описывают три евангелиста: у Иоанна, у Матфея и у Марка; евангелист Лука не описывает это событие, вернее у евангелиста Луки параллельное событие есть совершенно в другом контексте. Речь идет о помазании. Почему я на этом останавливаюсь? Дело в том, что у евангелиста Иоанна о помазании сказано до Входа Господня в Иерусалим, а у Матфея и у Марка после входа Господня в Иерусалим. Евангелист Иоанн, по-видимому, так же как он поступил в свое время с эпизодом изгнания торжников из храма, с чудесным уловом, возможно, евангелист Иоанн несколько изменил хронологию, чтобы подчеркнуть богословский смысл; Христос прежде вхождения в Иерусалим помазывается на смерть, как Он Сам говорит. Итак, Вход Господень в Иерусалим есть вход Мессии на Страсти; Мессии приготовленного к смерти, Мессии, помазанного на смерть; вот такая символика у евангелиста Иоанна очень четко просматривается. У Матфея и у Марка это событие происходит после Входа в Иерусалим. У Луки есть помазание, иное помазание жены грешницы, если вам любопытно, можно на этом остановиться. Синаксарий, по-моему, Великой Среды пытается в Триоди постной разрешить вопрос: сколько же было помазаний? Одно? Два? После Входа или три, включая то помазание, о котором говорит евангелист Лука. Вот наша богослужебная книга предлагает святоотеческие толкования, сколько же было помазаний. Мы на этом не останавливаемся, пока запомним, что евангелисты по-разному говорят об этом собыитии. Более того, евангелист Иоанн связывает помазание с предательством Иуды, ибо помазание, по евангелисту Иоанну, изобличает воровство Иуды; евангелист Иоанн единственный, кто замечает, что Иуда был вор, и он пожалел денег, потраченных женой, на то миро, которая она излила на Иисуса. Этим самым он изобличил злонравность своего характера. "Сказал же это не потому, что заботился о нищих (замечает евангелист Иоанн), но потому что был вор, и имел при себе денежный ящик, и носил то, что туда опускал". Евангелист Лука (в двадцать второй главе, третий стих) говорит, что сатана уже вошел в Иуду, еще до помазания Господа, значит, миро лишь некий предлог для предательства, а не само предательство. Не само миро послужило предательством, ибо после этого события, как говорят евангелисты, Иуда пошел и предал Христа, договорился с первосвященниками о предательстве Христа. Вот евангелист Лука уточняет, что сатана уже вошел в Иуду, и само помазание было лишь предлогом, а вовсе не основным побудительным мотивом предательства. Евангелист Лука не может объяснить предательства иначе как действием злой силы. Лишь жадностью и скупостью такого великого греха Лука объяснить не может.

Перед тем как войти в Иерусалим, описывают нам евангелисты, Господь посылает двух учеников за осленком; у Матфея уточнение - за ослицей и осленком. Почему двух послылает? Потому что по закону Моисееву свидетельство двух истинно, если два свидетеля что-то требуют, то по-видимому, в этом есть правда, если два согласно требуют осленка, то им, по закону Моисееву, нельзя было отказать, поскольку хозяин, как замечает Лука, не пускал осленка, но внял свидетельству двух. В этом евангелисты видят, во-первых, пророчество Захарии, которое говорит о Мессии, восседающем на осле. Но встает вопрос: почему осел, что в нем такого, что это за животное? Для нас это животное презренное, а вот с точки зрения иудеев осел - это животное символизирующее мир; лошадь это животное военное, а осел это животное мирное. Мариам, сестра Моисея в книге Исход, когда воспевает свою песнь, говорит о всадниках на конях, воинах, а в книге Судей в пятой главе двенадцатом стихе говорится о белых ослах, на которых ездили преимущественно люди почетные, в мирное время. Вот в том, что Господь избирает осла, мирное животное, есть очень большая символика, конечно же Господь избирает не военное животное, а мирное, Он есть Господь мира. По Евфимию Зигабену, толкователю византийскому, Господь делает так, чтобы прообразовать будущее: молодой осленок - это прообраз будущего народа, который прежде Христа не знал бремени ярма, как это знал народ Израильский; а ослица - это народ израильский, бывший под ярмом, бывший несвободным.

Евангелисты замечают, что Господь входит в Иерусалим явно; и здесь мы должны вспомнить, что в седьмой главе Евангелия от Иоанна евангелист замечает, что Господь вошел тогда в Иерусалим не явно, а как бы тайно; на сей раз, когда времена и сроки сократились, Господь входит явно; все готово, все совершилось, все уготовано: Мессия входит в Иерусалим, чтобы пострадать. Об этом свидетельствовал в Ветхом Завете еще Исаия, в шестьдесят второй главе; он говорил о входе Спасителя к Своему народу, Израилю. Пророк Захария опять-таки в девятой главе пророчествовал об этом. И в сто семнадцатом псалме еще есть одно пророчество: "из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу", вот, во входе Господнем в Иерусалим исполняется сразу три пророчества. Как вы помните, Господа восхваляют младенцы, которым пытаются помешать, и Господь вспоминает это пророчество псалма. Евангелист Иоанн единственный, но это вполне естественно, замечает, что это событие имело связь некую внутреннюю связь с воскрешением Лазаря (Ин. 17:12): "народ, бывший с Ним, прежде свидетельствовал о том, что Он вызвал из гроба Лазаря, и воскресил его их мертвых". Понятно, что синоптики не говорят о воскрешении Лазаря, поэтому и связи у них нет никакой; а евангелист Иоанн указывает. Мы об этом уже говорили, что для нас Лазарева суббота связана с Входом Господним в Иерусалим, как суббота и воскресенье; в то же время мы говорили, что сам евангелист Иоанн показывает в одиннадцатой главе о том, что между воскрешением Лазаря и Входом в Иерусалим прошло некоторое время, по-видимому, немалое время, когда Господь был вынужден удалиться в город, в страну близ пустыни, называем Евфраим. Тем не менее, внутренняя связь между этими двумя событиями была, епископ Кассиан говорит, что воскрешение Лазаря было предпраздством Входа Господня в Иерусалим, как в свою очередь Вход Господень в Иерусалим это предпраздство, он здесь пользуется таким литургическим языком, Страстей и Воскресения. Воскрешение Лазаря... недаром мы поем один и тот же тропарь в воскрешение Лазаря, Лазареву субботу, и во Вход Господень в Иерусалим, прообразовало всеобщее воскресение; Вход Господень в Иерусалим есть вход Господень на Страсти, дабы воскреснуть и показать всем путь к всеобщему Воскресению. Эти два события, конечно же, внутренне связаны между собой, и евангелист Иоанн замечает это.

Конечно, вы помните, что Господа приветствует народ мессианскими восклицаниями; евангелисты по-разному передают эти слова: осанна Сыну Давидову (Матфей); осанна, благословен грядый во Имя Господне (Марк); благословен Царь грядущий во имя Господне (Лука); благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев (Иоанн). Но как бы по-разному не передавали евангелисты эти восклицания смысл их остается один и тот же; народ приветствует Господа как Мессию; другое дело, что мессианство понимается народом Израильским в чисто в таком земном аспекте; Мессия - тот, кто должен освободить Израиль от рабства Рима, кто должен восстановить царство Израилево. Но, тем не менее, Господа встречают как Того, Кто может объединить народ и освободить от бремени рабства. Нам это очень важно понимать, потому что искусительные вопросы, которые будут заданы Христу от фарисеев, саддукеев, от книжников, они будут направлены на то, чтобы развенчать в глазах народа мессианское достоинство Господа; об этом мы будем говорить чуть-чуть попозже. Народ увидел во Христе, в Иисусе Мессию, Христа. В то же время евангелист Иоанн отмечает непонимание учеников (Ин., 12:16): "ученики Его сперва не поняли этого", не поняли, того, что народ увидел во Христе Мессию, но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что в толкованиях было написано и это сделали ему. Как видите, пробыв с Господом три с половиной года, ну, кто-то меньше, ученики продолжают оставаться людьми со своими слабостями, со своими немощами; мы увидим, что и во время последней трапезы с Господом они будут спорить о первенстве; я об этом уже говорил, что лишь Дух Святый, Который сойдет на них в день Пятидесятницы, сделает из них, немощных, слабых, из рыбаков апостолов. Без Духа Святаго человек остается слабым. Вот она - слабость ученическая, не поняли, три года пробыли с Ним, видели великие чудеса, слышали объяснения Христом всему, что Он говорил, Христос пояснял, учил их, изъяснял им Святое писание - и не понимают, что творится. Об этом стоит задуматься. В то же время показательная реакция фарисеев, евангелисты отмечают, что именно фарисеи пытаются остановить крики; весь народ идет за Ним, фарисеи же говорили между собой: «видите, что не успеваете ничего - весь мир идет за Ним», и фарисеи пытаются остановить народ.

- Фарисеи не понимали, что Христос – это Мессия?

- Фарисеи не просто не понимали, они активно враждебно выступали; они пытаются заставить народ замолчать, не признавать Христа Мессией. Апостолы до конца не понимали, они продолжали оставаться людьми своего времени; в Деяниях апостольских мы видим, что многие спрашивают: «когда Ты, Господи, восстановишь царство Израилево?» Даже после Воскресения Христа они ждут, что Христос воскресший будет востанавливать царство Израилево, освободит Израиль, и продолжают оставаться в категориях мессианства израильского. А во второй главе, когда сошел Дух Святой, Петр говорит: «исполнилось, последнее время настало. В последние времена изолью Духа». Радикально меняется человеческое естество, когда его освящает Дух Святый. Фарисеи активно противодействуют Христу; уже здесь разделение полностью совершилось, те кто со Христом и те, кто против Него.

- А равнодушные есть?

- Равнодушных евангелисты не называют; либо восклицают: «Осанна!» , либо противодействуют. И здесь, на фоне всеобщего ликования, происходит то, что называется "плачем над Иерусалимом"; Господь плачет над не признавшим Его городом, не признавшим Его истинного мессианства; евангелист Матфей говорит, что это произошло после Входа (Мф., 27:37). Причем евангелист Матфей отмечает, что Христос плачет над Иерусалимом используя стихи из книги Второзакония (Второзак., 32:11-12); "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе (это из книги Второзакония). Сколько раз хотел Я собрать твоих детей, как птица собирает птенцов своих под крылья, а вы не захотели". В этом плаче трогательная такая отеческая любовь Господа к своему народу, не признавшему Его истинного мессианского достоинства. Видящего в Нем только земного царя. А Христос, как мы знаем, с самого начала отказывался; одно из искушений сатаны - поклонись мне, и весь мир дам Тебе, но Христос отказывается. Он не царь мира сего, Он Царь иного Царства, не от мира сего; Израиль принимает его только как царя царства, Христос плачет над городом. Надо заметить, что евангелист Лука говорит о том, что этот плач был совершен Господом до входа в Иерусалим, но, тем не менее, это совершенно параллельные тексты (Лк., 13:34), но до входа в Иерусалим. "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями избивающий посланных к тебе!" - слово в слово евангелист Лука повторяет евангелиста Матфея. Конечно, скорее всего, прав по хронологии Лука, так как у евангелиста Матфея в двадцать третьей главе, но в тридцать девятом стихе сказано: "сказываю вам, не увидите Меня отныне доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!" Вот некие анахронизмы; Господь говорит эти слова после Входа в Иерусалим, а по смыслу это, конечно же слова, которые могли были быть произнесены до Входа в Иерусалим.

Интересно, что у евангелиста Луки есть еще и иной плач, в девятнадцатой главе, сорок первый - сорок четвертый стихи. "И когда приблизились к городу, то, смотря на него, заплакал о нем, и сказал: о если бы хотя бы в сей день ты узнал, что служит миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих". Второй плач о Иерусалиме, о его судьбе, что Иерусалим не узнал времени посещения; по мысли это, конечно, параллель сказанному у евангелиста Матфея, но слова иные. Вопрос: был ли один плач или дважды Христос проявил такое человеческое сострадание о не признавшем Его народе?

Каково же значение Входа Господня в Иерусалим? В контексте евангельской истории, как всегда, с трех точек зрения: в контексте евангельской истории, для самого Господа и для нас с вами. В контексте евангельской истории это начало Страстной недели; Иуда решил предать, помазание послужило толчком предательства Иуды в начале страстной, когда события ускоряются, и развязка приближается все ближе. Само помазание, по евангелисту Иоанну, это помазание к погребению. Христос готов, Христос знает, на что идет, Он принимает помазание к смерти, как Он Сам говорит об этом: "не мешайте ей, она к смерти помазала Меня". Для Христа это помазание, событие Входа в Иерусалим, это событие Его шествия на смерть, добровольную смерть . Важно, конечно, что народ не понимает истинного смысла происходящего, как и не понимают ученики, хотя их непонимание, конечно, разное. Как мы говорили, в этом событии исполнился целый ряд пророчеств – это важно. На Христе исполняются пророчества: Евангелие от Иоанна, в этой главе Христос говорит: "исследуйте Писания, они свидетельствуют обо Мне", и, конечно, для нас это значение имеет очень важное, ибо это событие прообразует будущую Церковь, вот образ этого осленка, как толкуют отцы, как прообраз будущей Церкви, та, которая не знала ярма, рабства.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск