Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
“Высшая школа экономики”» Факультет социологии
Программа дисциплины
«Гендерный анализ в экономической социологии»
для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра
Автор программы:
Мезенцева Е.Б., доцент кафедры экономической социологии (elena_mezentseva@list.ru);
Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «16» апреля 2013 г.
Заведующий кафедрой _______________ В.В. Радаев Рекомендована секцией УМС «Социология» «__» _______ 2013 г.
Председатель _______________ В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «__» _______ 2013 г.
Ученый секретарь _______________ Е.В. Надеждина
Москва 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Гендерный анализ в экономической социологии».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;
Образовательной программой 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра;
Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.
2. Цели освоения дисциплины
«Гендерный анализ в экономической социологии» - одна из специальных дисциплин направления "Социология". Курс является продолжением изучения социально-экономической проблематики современного общества и логически следует за изучения студентами бакалавриата таких курсов как «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономическая социология», «Социология потребления», «Социология труда и занятости» и пр.
Новизна курса заключается в том, что в нем впервые делается попытка применить гендерную методологию к анализу различных форм экономического поведения (трудового, потребительского, финансового, предпринимательского и пр.); при этом в качестве базовой методологической основы предполагается использовать экономико-социологический подход, сопоставив его с экономическим и социально-психологическим подходами.
Цели курса:
сформировать у слушателей систематизированное представление об основных теоретических подходах к анализу гендерных аспектов экономического поведения и ознакомить с ключевыми исследовательскими проблемами в данной области;
ознакомить с возможностями анализа эмпирических макро- и микроданных и сформировать базовые навыки интерпретации данных, полученных в ходе современных гендерных исследований экономического поведения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные подходы современной гендерной теории и ключевые исследовательские проблемы гендерного анализа в области экономической социологии;
уметь применять концептуальный аппарат современного гендерного анализа при изучении экономических явлений;
иметь навыки (приобрести опыт) интерпретации с позиций гендерного подхода данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований. В результате освоения дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии» студент осваивает следующие компетенции: Компетенция
| Код по НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (формируется частично)
| ОК-1
| − владеет навыками чтения и точного понимания социологического текста
− усваивает лекционный материал, читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них, − привлекает несколько источников информации при написании эссе
− разрабатывает план работы над тематическим исследовательским проектом
| посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям и работа на них, написание реферата
| умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (формируется частично)
| ОК-2
| − владеет навыками чтения и точного понимания социологического текста
− приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при подготовке к семинарам и написании письменных работ
− умеет последовательно и логически верно выстроить структуру презентации по теме семинарского занятия
| подготовка к семинарским занятиям и работа на них, написание реферата, подготовка тематических групповых презентаций
| стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации
(формируется частично)
| ОК-6
| − оценивает уровень своих знаний в определённой области и необходимость их совершенствования
− применяет полученные знания и навыки для самостоятельного освоения социологических теорий и интерпретации конкретных событий и процессов
| подготовка к семинарским занятиям и работа на них, написание реферата,
подготовка тематических групповых презентаций
| способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)
| ОК-10
| читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них, привлекает несколько источников информации при написании эссе
| подготовка к семинарским занятиям и работа на них, написание реферата
| способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (формируется частично)
| ПК-1
| читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них, приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при подготовке письменных работ и подготовке тематических презентаций
| подготовка к семинарским занятиям и работа на них, написание реферата
| умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций
(формируется частично)
| ПК-8
| читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них, приводит различные аргументы в пользу противоположных точек зрения при подготовке письменных работ
| подготовка к семинарским занятиям и работа на них, написание реферата
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра дисциплина «Гендерный анализ в экономической социологии» является дисциплиной по выбору.
Изучение дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии» базируется на следующих дисциплинах:
«Социологическая теория»;
«Методы анализа социологических данных»;
«Экономическая теория (микроэкономика)»;
«Социально-экономическое поведение домохозяйств»;
«Социальная и экономическая антропология»;
Основные положения дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
«Экономическая социология – 2»;
«Социология предпринимательства»;
«Основы социальной политики»;
«Основные социологические подходы к анализу организаций;
«Теория и практика рекламных коммуникаций»;
5. Тематический план учебной дисциплины
Номер п / п
| Название темы
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинарские занятия
| 1
| Cоциология гендерных отношений: основные понятия и концептуальные подходы
| 6
| 2
| 2
| 2
| 2
| Гендерное разделение труда с позиций различных теоретических подходов
| 10
| 4
| 2
| 4
| 3
| Гендер и социальная стратификация
| 6
| 2
|
| 4
| 4
| Основные тенденции в эволюции занятости мужчин и женщин в различных регионах мира
| 10
| 4
| 2
| 4
| 5
| Дискриминация в занятости по признаку пола: основные теоретические подходы
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| Профессиональная сегрегация по признаку пола
| 8
| 2
| 2
| 4
| 7
| Экономический рост и проблемы гендерного неравенства
| 6
| 2
|
| 4
| 8
| Гендерные аспекты предпринимательского поведения и лидерства
| 6
| 2
|
| 4
| 9
| Экономические и социологические аспекты брачного поведения
| 8
| 2
| 2
| 4
| 10
| Гендерные аспекты в разделении домашнего труда. Экономическое значение домашнего труда
| 8
| 2
| 2
| 4
| 11
| Гендер и эффективная социальная политика: анализ зарубежного опыта
| 6
| 2
|
| 4
| 12
| Гендер в международной и национальной статистике
| 8
| 2
| 2
| 4
| Самостоятельная письменная работа (реферат/эссе)
| 10
|
|
| 10
| Подготовка к экзаменационной работе
| 10
|
|
| 10
| Всего
| 108
| 28
| 14
| 66
| 6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| Модуль
| Параметры
| 1
|
| Текущий
| реферат
| 1
| 10 000 знаков без пробелов
| Активность на семинарах
|
|
| Итоговый
| Зачет
| 1
| письменная работа на 1 час 20 минут
|
6.1. Порядок формирования оценок по дисциплине
Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:
10% - посещаемость;
30% – активность на семинарских занятиях;
20% – реферат;
40% – письменный зачет.
6.2. Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Текущий и промежуточный контроль:
Посещение лекций и семинарских занятий.
Индивидуальные доклады и участие в обсуждениях на семинарских занятиях.
Тематические презентации в составе мини-групп.
Письменная работа по итогам изучения курса (реферат).
Итоговый контроль:
Письменный зачет.
Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
выступление с тематической презентацией в составе мини-группы. Презентация оценивается с учетом следующих требований: четкость постановки проблемы, соответствие привлекаемой литературы теме презентации, адекватность используемых эмпирических данных, правильность интерпретации эмпирических данных, итоговые выводы по теме презентации, вопросы для обсуждения в аудитории.
индивидуальные доклады по темам семинарских занятий, на которых студент отсутствовал, либо не принимал участия в подготовке тематических презентаций в составе мини-групп. Текст доклада представляется в письменном виде, доклад оценивается исходя из следующих требований: четкость постановки проблемы, соответствие привлекаемой литературы теме презентации, адекватность используемых эмпирических данных, правильность интерпретации эмпирических данных, итоговые выводы по теме доклада.
активность в ходе коллективных обсуждений на семинарах - вопросы и комментарии по темам семинарских занятий.
Требования к написанию эссе:
соответствие содержанию курса
проблемный и самостоятельный характер
соответствие привлекаемой литературы теме эссе;
логичность и последовательность изложения;
оригинальность и самостоятельность в изложении материала;
степень решения поставленных в эссе целей и задач;
формулировка четких и конкретных выводов;
качественное оформление работы (грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников).
Объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – не менее 15000 знаков). Минимальное количество привлекаемых источников должно составлять не менее 10 текстов, в том числе не менее 3 иностранных.
Эссе должно быть представлено не позднее, чем за 3 дня до проведения зачета.
Все эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов. Требования к написанию реферата
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов исследования определенной научной проблемы. Рекомендуемый объем текста – 10000 знаков (шрифт Times New Roman, 12 кегль, межстрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине). Рекомендуемое количество источников: не менее трех.
По структуре реферат должен включать следующие разделы:
Описание привлекаемых источников:
Название реферируемого источника/источников
Сведения об авторе, библиографическое описание
Постановка проблемы
Контекст написания работы (если его можно восстановить из текста книги или других источников)
Проблема работы
Основные понятия, использованные в работе
Основные положения, выдвигаемые автором/авторами
Теоретическая логика
Основные положения работы/работ
Заключение
Содержательные выводы
Критическая оценка текста
Реферат должен быть представлен не позднее, чем за 3 дня до проведения зачета.
Все рефераты проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов.
Итоговая зачетная письменная работа выполняется в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 15 вопросов по пройденному курсу (как открытых, так и закрытых). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отведенное на выполнение контрольной и экзаменационной работы – 1 час. 20 мин. Оценка за зачетную письменную работу не является блокирующей.
6.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Учебные пособия
Теория и методология гендерных исследований. Том I. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. (электронная версия) |