Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу





Скачать 74.11 Kb.
НазваниеУрока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу
Дата публикации20.09.2014
Размер74.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Экономика > Урок









Урок географии в 9 классе

Тема: Население России. Урок-обобщение

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу

«Население России»

Задачи урока:


  • создать условия для повторения и обобщения знаний по численности населения, национальному составу; особенностям размещения, формам расселения и типам населенных пунктов; миграционным процессам;


  • закрепить понятие «трудовые ресурсы», занятость и безработица;


  • создать условия для отработки умений работы со
    статистическими материалами;
    воспитание патриотических чувств, толерантности,


уважения других культур и народов.

^ Тип урока: обобщающий, проблемный

Форма проведения: Урок-игра «Путешествие по России.
Методы обучения: беседа, работа в парах, анализ таблиц, работа с картами,

тестовая работа.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная

Оборудование:


  • физическая карта России;


  • карта народов России;


  • атласы 9 класс;

Подготовительный этап – некоторые учащиеся получают опережающее задание: подготовить сообщение о городах-миллионерах.



Ход урока



  1. Организационный момент
    Проверка готовности к уроку.


  1. Актуализация полученных знаний
    Последняя перепись населения России прошла в 2010 году. Она была проведена под лозунгом «России важен каждый!». Мы завершили изучение темы «Население России». Сегодня на заключительном уроке по этой теме мы обобщим полученные знания и я предлагаю поразмышлять – почему «России важен каждый»?, Начинаем игру «Путешествие по России». В путешествие отправляемся на поезде, по станциям. Я- начальник поезда, а вы- пассажиры. В каждом вагоне выберите бригадира, который будет назначать того, кто будет отвечать. В конце урока мы подведём итог. Оценки получат самые активные члены каждой команды.

Задача нашего путешествия: приехать к конечной станции набрав как можно большее количество баллов. Побеждает сильнейший.

Повторение и обобщение изученного

Станция 1 « ТЕРМИНЫ».Задание оценивается по 2-х бальной системе.Точный ответ- 2 балла, допущенные погрешности- 1 балл.

Задание: Объясни понятия?

1 бригада: Агломерация, урбанизация.

2 бригада: Мегалополис, трудовые ресурсы.

3 бригада: Миграция, естественный прирост.

4 бригада: Эмиграция, экономически-активное население.

СТРАНИЦА 2. «СЛОВАРНАЯ»

^ Задание - установить соответствие между термином и понятием:


  1. Воспроизводство населения – постоянное возобновление и смена


поколений людей за счет процессов рождаемости и смертности.


  1. Резкое сокращение численности населения страны называется демографическим кризисом или демографической катастрофой.


  2. Естественный прирост населения – разность между числом
    родившихся и числом умерших за определенный период.


  1. Город – населенный пункт с числом жителей более 12 тыс. , 85% из
    которых заняты несельскохозяйственным трудом.


  1. Вся обитаемая территория, расположенная за пределами городских поселений, называется сельской местностью.


  2. Урбанизация – процесс повышения доли городов и распространение
    городского образа жизни.


  1. Перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое называется миграцией.


  2. Трудовые ресурсы – часть населения страны, способная работать
    в хозяйстве.


  1. Депортация – насильственное перемещение народов.
    СТРАНИЦА 3. «ГОРОДСКАЯ»
    - Сколько городов в современной России?

    (2386 городов и поселков городского типа)

    По уровню урбанизации Россия не уступает развитым странам мира.

    - Какие вы знаете классификации городов? (по численности и по функциям)

    - Как города отличаются по численности?

    - Назовите крупнейший российский город. (Москва)

    - Какое количество жителей проживает в нём сегодня? (11,6 млн.)

    - Назовите другие российские города людностью более 1 млн. Найдите их

    на карте. (Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань,

    Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж)

    ^ Выполнение задания на контурной карте - обозначить города-миллионеры.
    Сообщения учащихся о Екатеринбурге и Волгограде.
    Как города различаются по выполняемым функциям?
    ^ Выполнение задания – определения функций городов.
    (Мурманск, Санкт- Петербург, Волгоград, Владивосток, Великий Новгород, Анапа, Казань, Ярославль)

    ^ Сделаем вывод:
    Крупные города выполняют одновременно несколько функций, значит они многофункциональные.
    Назовите известные вам типы сельских населенных пунктов.
    (Аулы, села, деревни, хутора, станицы).
    В дореволюционной России было около 500 тыс. сельских населенных пунктов, сейчас их около 150 тыс. Назовите причины исчезновения многих сельских поселений. (Урбанизация страны, депортация в сталинский период, переход от традиционного к современному типу воспроизводства, социально-экономический кризис в сельском хозяйстве).
    Подведем итог: Сельское или городское население преобладает в современной России? (городское – 73%). Мы тоже горожане.
    Выясним размеры нашего города Камышин.

    Ответ:

    По численности населения Камышин относится
    к большим городам - 119,9 тыс. человек.
    Перелистнём следующую страницу.

    СТРАНИЦА 4. «НАЦИОНАЛЬНАЯ»
    Мы живем в многонациональной стране.
    Сколько народов проживает в России? (более 150)
    Назовите крупнейшие языковые семьи народов России.
    (Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская)
    Работа в парах со статистическими материалами. (Приложение 3)
    Что такое титульный народ?


(это народ, по названию которого называется республика)


Владимир Даль, создатель толкового словаря русского языка, считал, что национальная принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает.


  • На каком языке думает большая часть населения нашей страны?


(на русском)

Назовите крупнейшие народы России. (Русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши).


  • Какие народы в сталинский период подверглись депортации?
    (ингуши, чеченцы, калмыки, немцы, курды, крымские татары, турки-месхетинцы).

    Эта проблема много лет замалчивалась. Она является одной из главных причин межнациональных конфликтов, которые вместе с военными конфликтами приводят к вынужденным миграциям людей. (стр. 193 учебника)

    Население Камышина представляют

    90 национальностей. Из них:



СТРАНИЦА 5. «МИГРАЦИОННАЯ»

Работа в парах: Определите вид миграции (карточки):


  1. Пётр ездит в университет из Волжского в Волгоград. Укажите, какой вид миграции он совершает? Какова причина миграции?


  2. Иван Иванович отработал на угольной шахте в Воркуте 25 лет. Он вышел на пенсию. Вместе со своей семьей переехал на постоянное место жительство в Краснодар. Укажите вид миграции и причину.


  3. Бабушку Юлии Дейс в возрасте 14 лет вместе с ее семьей сослали на постоянное место жительства в Казахстан. Какому виду миграции она подверглась? В чем заключалась причина такого рода миграций?


  4. Родственники Виктора до революции были аристократами. После революции 1917 года они были вынуждены бежать за границу (в Германию). Укажите вид миграции и причину.


  5. Бил Смит (Великобритания) получил приглашение на работу в крупную российскую компанию и переехал в Россию на постоянное место жительства. Укажите вид и причину миграции.


  6. Фарид Исмаилов приезжает на заработки в Россию из Таджикистана каждое лето. Укажите вид и причину миграции.


  7. Тетя Натальи переехала в Уфу после аварии на Чернобыльской АЭС. Укажите вид и причину миграции.
    Сделайте вывод, в чем заключается экономическое значение миграций?


    • Влияют ли миграции на изменение численности населения в стране?
      СТРАНИЦА 6. «ТРУДОВАЯ»

      видеофрагмент из мультфильма «Кем быть?»

      Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда России.

      Что вам нужно знать о рынке труда?


  • Дайте определение трудовым ресурсам.


( Часть населения страны, способная работать в хозяйстве)


  • Назовите трудоспособный возраст в России.


(Мужчины – 16-60 лет, женщины – 16-55 лет)


  • Объясните термин «экономически активное население».


(Лица, занятые в экономике и безработные).


  • Могут ли работать пенсионеры и дети?


(подростки от 14 до 16 лет с сокращенным рабочим днем и исключением тяжелого труда)


  • Назовите главную причину безработицы в России.
    (социально-экономический кризис привел к сокращению производства и на отдельных

    предприятиях и в некоторых отраслях)

    Ваш одноклассник исследовал занятость населения в нашем городе.

    (сообщение и презентация уч-ся)

    (Презентация № 2)

    Вывод: Камышин относится по функции к многофункциональным городам.


  1. Контроль знаний
    Сегодня ваша главная работа – это учеба. Я предлагаю вам выполнить итоговый тест и проверить свои знания по изученной теме.

    Тестовая работа:

    Вариант 1.

    1.Численность населения России в настоящее время:

    А) 145,2 млн. чел. Б) 142,9 млн. чел. В) 143,8 млн. чел.

    2. В России преобладает население:

    А) мужское Б) женское В) равное

    3. К городам – миллионерам относятся:

    А) Саратов, Воронеж, Иркутск

    Б) Омск, Волгоград, Екатеринбург

    В) Владивосток, Ижевск, Мурманск

    4. Доля городского населения в России:

    А) 65% Б) 56% В) 73 %

    5. К крупнейшим народам России относятся:

    А) украинцы Б) чукчи В) удмурты


  2. Вариант 2.


  1. По общей численности населения Россия занимает в мире:


А) первое место Б) седьмое В) девятое

2. Средняя плотность населения России составляет:

А) 8,5 чел\км2 Б) 7,8 чел\км2 В) 8,3 чел\км2

3. К городам – миллионерам относятся:

А) Пермь, Астрахань, Владимир

Б) Челябинск, Самара, Новосибирск

В) Новгород, Ставрополь, Киров

4. Самой крупной языковой семьей является:

А) индоевропейская Б) уральская В) кавказская

5. К крупнейшим народам России относятся:

А) карелы Б) татары В) буряты

Итог урока


Теперь, ребята, я думаю, мы можем ответить на вопрос урока:

Почему для России важен каждый?

Главное богатство любой страны – человек. Именно человек производит разнообразные блага для процветания своей Родины. Будущее России зависит от человеческого потенциала, от количества её жителей.

Перед современной Россией стоит большая проблема: отрицательный естественный прирост населения – это может привести к депопуляции. Крайне важно изменить демографическую ситуацию и повысить количество населения. А вот насколько достойными тружениками станут жители огромной страны – зависит и от нас с вами!


Домашнее задание:


составить кроссворд по теме «Население России»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconУрока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному разделу “ Литературные сказки”
Супердетки. Развитие навыков быстрого чтения”, “ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconЛекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. М....
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Внутренняя среда организма»
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconТема урока : Обобщающий урок по разделу «Там на неведомых дорожках…»
Цели урока: Совершенствование техники чтения и развитие умения понимать прочитанное; систематизировать полученные знания по данному...
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconУрока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Спорт»
Для учащихся – пк с по windows xp (7), ms office (Publisher), текстовые, графические файлы
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconВикторина 8 класс «познай себя» Цель: Обобщить и систематизировать...
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функций организма
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconТема Подтема
Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному прямолинейному движению
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconУрока. Обобщение и систематизация знаний
...
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconКонспект урока по теме «Основы Кинематики»-9класс. Тип урока. Урок...
Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному прямолинейному движению
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по разделу «Генетика»
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconУрока:  систематизировать и обобщить знания по данной теме
Всем вам хорошо известно высказывание знаменитого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова о том, что математику уже затем...
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconУрока: обобщающий
Цель: обобщить и систематизировать, проверить знания учащихся и выяснить степень усвоения материала по данной теме
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconКонспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание...
Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби»
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconСтранник — 2 От
...
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconУрока-семинара по теме” Тригонометрические неравенства и их системы”
Обобщить и систематизировать знания учащихся о видах тригонометрических неравенств и их систем, способах их решения
Урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу iconСтранник — 1 От
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск