Скачать 1.58 Mb.
|
ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет Кафедра «Предпринимательство» КОСТЮЧЕНКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Планирование деятельности фирмы» Ставрополь 2011 Оглавление Тема 1. Сущность и функции планирования в управлении
Тема2. Методы планирования деятельности фирмы
Тема 3. Стратегическое планирование развития предприятия 1.Сущность и функции стратегического планирования 2.Этапы стратегического планирования 3. Структура и содержание стратегических планов предприятия Тема 4. Планирование производства и реализации продукции (товаров, услуг) 6.1 Содержание плана производства предприятия 6.2 Основные показатели плана производства 6.3 Разработка производственной программы предприятия 6.4 Планирование производственной мощности предприятия 6.5 Составление плана продаж товаров и услуг Тема 5. Планирование численности и фонда заработной платы работников фирмы 1. Анализ существующих структуры и фонда заработной платы 2. Планирование численности работников 3. Планирование фонда заработной платы работников Тема 6. Планирование издержек производства и цен 8.1. Классификация внутрифирменных издержек 8.2 Планирование себестоимости продукции 8.3 Составление сметы затрат на производство 8.4 Планирование и регулирование рыночных цен Тема 7. Финансовое планирование деятельности фирмы 7.1. Планирование прибыли фирмы 7.2. Распределение плановой прибыли 7.3. Планирование рентабельности производства 7.4. Составление баланса доходов и расходов Тема 1. Сущность и функции планирования в управлении
Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, изучающей одну из основных функций управленческой деятельности. С этой точки зрения она представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем (Ильин Анат. Игн.). В условиях рыночной экономики роль науки и потребность в ней со стороны общественного производства возрастает. Это обусловлено следующими факторами:
Основными объектами планирования являются:
В качестве предмета науки планирования выступают отношения между участниками производственного процесса по поводу установления целей и пропорций развития хозяйственной системы, а также реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение (А.И.Ильин). Задачи науки планирования состоят в том, чтобы определить:
Основные разделы планирования как науки:
Как экономическая наука планирование основывается на достижениях экономической теории в области познания законов и закономерностей развития рыночной экономики, других сфер экономической науки (менеджмент, экономика фирмы, маркетинг, статистика, экономико-математическое моделирование и др.), а также биологических и технических наук, позволяющих выявить тенденции социально-экономического и научно-технического развития. 2. Планирование в управлении фирмой: понятие, предмет, объекты Планирование деятельности фирмы - одна из функций менеджмента. Французский предприниматель Анри Файоль (1841-1925) - основатель классической (административной) школы управления - первым предложил формализованное описание работы управляющих (менеджеров) и сформулировал основные функции менеджмента, представляющие собой сферы деятельности и ответственности управленца:
Таким образом, планирование деятельности фирмы представляет собой процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях ее работников путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных вариантов действий в ожидаемых условиях (А.И.Ильин). С точки зрения теории систем планирование — это управляющее воздействие, ограничивающее деятельность системы заранее выбранной траекторией движения (Терновых Константин Семенович). Принятие решений всегда связано с использованием ресурсов. Объектом планирования на уровне фирмы являются различные виды ресурсов:
Применительно к корпоративному уровню предметом планирования являются закономерности, принципы и методы построения возможных состояний фирмы в будущем на основе анализа ее современного состояния, а также тенденций развития в быстро меняющихся внешних условиях. Таким образом, суть планирования состоит в научной постановке целей развития фирмы, определении необходимых для этого ресурсов и разработке мер их реального достижения. Эти его элементы должны находить отражение в разрабатываемых плановых документах Цель планирования деятельности фирмы - обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов в процессе достижения поставленных целей [Шакиров Ф.К.]. Планированием деятельности фирмы занимаются руководители всех уровней управления и специалисты разных категорий. Но функционально руководят данным процессом экономисты. Поэтому им необходимо знать:
Они должны уметь:
3.Стадии планирования деятельности фирмы Планирование деятельности фирмы представляет собой алгоритмизированный (алгоритм – точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время) процесс подготовки управленческих решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию решений. Он включает 4 стадии: 1 стадия – аналитическая – предполагает исследование и анализ внешней и внутренней среды фирмы; 2 стадия – целевая – включает определение приоритетов предприниматель-ской деятельности (видения, миссии, комплекса долгосрочных целей) и разработку стратегии развития фирмы на основе исследования ее альтернативных вариантов; 3 стадия – расчетная - разработка среднесрочных и текущих планов; 4 стадия – контрольная – предполагает осуществление контроля степени достижения плановых показателей, внесения корректировок в цели, задачи и мероприятия реализуемых планов, определение предпосылок разработки новых планов. На первой стадии, прежде всего, определяют качественные параметры внешней среды функционирования фирмы. Как известно, рыночная экономика развивается неравномерно, циклично, последовательно проходя через фазы стабильного развития, кризиса, депрессии, оживления, подъема, а также среднесрочного, долгосрочного, сверхдолгосрочного (цивилизованного) циклов. В современных условиях необходимо правильно определить, в какой фазе экономического цикла находится экономика мира и страны, когда будет достигнута точка перехода в другую фазу. Своевременное определение этого момента даст возможность с опережением подготовиться к нему, обосновать эффективное использование потенциала фирмы. При анализе производственной среды определяют тенденции ее развития и возможные их изменения как в отраслях, производящих средства производства для фирмы, так и в отраслях — потребителях его продукции и (или) услуг. Такой анализ уменьшает степень неопределенности стратегии развития фирмы. Анализ конкурентной среды позволяет определить место фирмы, занимаемое ею на определенных рынках и в их отдельных нишах, а, следовательно, и факторы, сдерживающие дальнейшее ее развитие. Анализ технологической среды помогает выявить возможность технологического прорыва на более высокий уровень, вероятность появления на рынке новых товаров и услуг, определить инновационную стратегию и тактику, сравнить свои возможности с достижениями конкурентов в производстве новых видов продукции и оказании новых видов услуг. Анализ состояния и тенденций развития основных, дополнительных и вспомогательных отраслей фирмы, результатов их развития за предшествующий период и выявление резервов более эффективного использования имеющихся ресурсов с учетом результатов оценки внешней среды дают возможность фирме обосновать цели и задачи ее развития. Обоснование целей и выбор возможных направлений развития фирмы, средств и методов их достижения тесно взаимосвязаны. При ограниченных производственных ресурсах выдвигаемые цели во многом предопределяют выбор путей и средств их осуществления. В свою очередь, имеющиеся в распоряжении фирмы производственные и финансовые ресурсы влияют на выбор стратегических и тактических целей развития. Более подробно последующие стадии процесса планирования будут рассмотрены в следующих темах. В современных условиях правильно построенный процесс планирования деятельности фирмы позволяет:
4 Основные функции планирования деятельности фирмы Планирование на предприятии служит основой реализации разнообразных управленческих функций. Механизм его реализации требует объединения в систему планирования соответствующих целей и средств их достижения. При этом основные цели и экономические функции каждого предприятия должны быть в процессе планирования тесно увязаны с направлением производственной деятельности и достаточно полно отражаться, как в перспективных, так и в текущих планах. Под функцией понимают обязанность, круг деятельности, назначение чего-либо или кого-либо, выполняемую кем-либо работу. Основные функции планирования на предприятии следующие:
Особая роль функции координации отводится на этапе организации выполнения планов, поскольку эффективность функционирования подразделений, например растениеводства и животноводства, напрямую зависит от рациональной организации производства в каждом из них. Организация кормовой базы хозяйства предполагает одновременное планирование как развития кормопроизводства в растениеводстве, так и потребности, приготовления и использования кормов в подразделениях животноводства. Главное — рациональное сочетание и эффективная координация всех работ по производству, заготовке, хранению, приготовлению и скармливанию кормов во всех подразделениях;
Функции планирования, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему планового управления предприятием, позволяющую дифференцировать методы управленческого воздействия, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров. Для выполнения функций планирования требуется четко определить:
Под классификацией понимают систему соподчиненных понятий какой-либо области знания, используемую как средство для установления связей между этими понятиями. Классификация форм планирования позволяет систематизировать их на основании ряда критериев и качественно их описать. В связи с тем, что планирование – процесс сложный и многогранный, организация которого на конкретном предприятии возможна в различных формах и последовательности, в экономической литературе приводятся многочисленные его классификации с использованием различных классификационных признаков. 1.По обязательности (форме проявления – Горфинкель В.Я.) применения выделяют:
Индикативное планирование может осуществляться не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», путем добровольного согласования планов и программ совместного участия в их реализации на договорной основе. На уровне отдельных фирм может применяться для определения перспектив развития отдельных, самостоятельно функционирующих подразделений. 2.По значимости целей (содержанию - Горфинкель В.Я.) планирования [могут быть построены по иерархическому принципу как «дерево целей» с выделением стратегической цели («вершины дерева») и подчиненных ей тактических целей и подцелей последующих уровней («ветви дерева»)] в качестве форм их реализации выделяют:
3.По сферам социально-экономической деятельности предприятия:
4.В зарубежной науке и практике планирования развития предприятия выделяют четыре основных вида временной ориентации, или типологии планирования:
5.По периоду действия планов:
6. По масштабу планирования:
В теории планирования АПК определены принципы, в которых отражается совокупное действие законов развития объекта планирования. Их можно разделить на три группы. 1-я группа — общие принципы планирования, обусловленные принципами управления, поскольку планирование является системообразующим звеном процесса управления, обеспечивающим единство всех его составляющих. К этой группе относятся принципы:
Для реализации этого принципа в планах развития сельскохозяйственных предприятий должны находить отражение приоритетные направления механизации и автоматизации производства, химизации и мелиорации земель, внедрение высокопродуктивных сортов растений и пород животных, прогрессивных технологий получения продукции. Важно учитывать, что системы ведения хозяйства специфичны для отдельных регионов и природно-экономических зон страны;
2-я группа - основные принципы планирования — определяются экономической сущностью планирования и его содержанием независимо от форм планирования.
3-я группа - специфические принципы планирования в зависимости от его форм (видов), а также присущие каждому отдельно взятому объекту с учетом его миссии. Более подробно будут рассматриваться в соответствующих разделах курса. Необходимо учитывать, что принципов планирования много. Естественно, все их многообразие трудно реализовать в процессе планирования из-за ограниченности научного знания, информации в данный период времени, компетентности субъектов планирования, трудоемкости расчетов и т.д. Целесообразно руководствоваться положением достаточности, требующим учета определяющих принципов, реализация которых обеспечивает эффективность планирования. |
Курс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения | Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного... | ||
Курс лекций для студентов специальности 080109. 65 Бухгалтерский... Модуль Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом | Л. И. Бронская (Ставрополь) Идея святости в эпистолярном наследии святителя Игнатия Брянчанинова Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный... | ||
Курс лекций по дисциплине огсэ. 05 Адаптация выпускников на рынке... Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | Дисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин.... Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации | ||
Тема Налоговое прогнозирование и планирование: основные понятия, сущность и сфера применения Агафонов В. В. Криминалистика: краткий курс лекций – М.: Юрайт, 2013. – 184с. 10 экз | Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности Опорный конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности | ||
Краткий курс лекций по предмету “Стратегический менеджмент” для студентов... Если менеджеры будут делать все так же, как делают их конкуренты, поступать по общепризнанным канонам и стандартам, то никакой оригинальности... | Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2011-2013 гг. Оглавление Оценка исполняемых расходных обязательств, администрируемых Федеральным казначейством 21 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегическое планирование»... Охватывают весь курс учебной дисциплины «Стратегическое планирование», их знание обеспечит успешность сдачи зачета | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бизнес-планирование» Курс «Бизнес-планирование» относится к дисциплинам специализации. Дисциплина изучается в 5 семестре на специальности 030500. 18 –... | ||
Курс лекций по физической и коллоидной химии с Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей тгму. Душанбе. Ирфон, 2011 г., 198 с | Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения... Назовите основные функции стратегического планирования и раскройте их содержание | ||
Программа Тематическое планирование Самкова, В. А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование.... | Курс лекций по дисциплине «Введение в специальность» Направление подготовки Минеев В. Г. История и состояние агрохимии на рубеже ХХI в., т М., Изд-во мгу, 2002 |