Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Английский язык для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра (2 курс)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии
Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)»
для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра
4 курс
Автор программы: Извольская И.В., канд. филол. наук, доцент izvolskie@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры английского языка при факультете менеджмента «___»____________ 2012 г
Зав. кафедрой Кузьменкова Ю.Б.
Рекомендована секцией УМС
«___»____________ 2012 г
Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2012 г.
Ученый секретарь
________________________
Москва, 2012
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (английский)» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200.62 «Социология», обучающихся по программе подготовки бакалавра (4 курс), изучающих дисциплину «Английский язык для профессиональной коммуникации». Программа разработана в соответствии:
с образовательным стандартом (ОС) государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» (далее – ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ), утвержденным Ученым советом ГУ-ВШЭ 02.07.2010 г., соответствующим требованиям ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ред. от 10.02.2009 г. №18-ФЗ, по направлению подготовки 040100.62 «Социология»;
основной образовательной программой (ООП) ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра;
рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра, утверждённым в 2012 г;
программой дисциплины «Иностранный язык», рекомендованной Научно-методическим советом по иностранным языкам МОН РФ, 2010 г;
Концепцией преподавания английского языка в ГУ-ВШЭ (I ступень – бакалавриат), утвержденной Ученым советом ГУ-ВШЭ 02.07.2010 г.
1.Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Английский язык для профессиональной коммуникации» по направлению подготовки 040200.62 «Социология» является:
развитие у студентов комплексной иноязычной «коммуникативной компетенции» в сфере профессиональной компетенции, определяемой как способность решать профессиональные проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в процессе учебного и профессионального общения на иностранном языке»;
обеспечение развития комплекса общекультурных и общенаучных компетенций, включая развитие когнитивных и исследовательских умений с использованием ресурсов на иностранном языке, развитие информационной культуры, повышение уровня учебной автономии и способности к самообразованию1;
подготовка к успешной сдаче государственного экзамена по дисциплине «Английский язык», в ходе которого студент должен продемонстрировать свой уровень всех лингвистических, когнитивных и исследовательских умений, сформированных в процессе изучения дисциплины «Английский язык».
2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать
нормы употребления общенаучной и специальной лексики в объеме, необходимом для развития компетенций, предусмотренных ООП направления подготовки бакалавра 040200.62 «Социология»;
требования к речевому и языковому оформлению устных высказываний, презентаций, докладов и письменных научных (академических) работ по своей специализации с учетом специфики иноязычной культуры;
способы работы над специальным языковым и речевым материалом;
основные ресурсы, с помощью которых можно эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы словарей, справочников, компьютерных программ, информационных сайтов сети Интернет, текстовых редакторов и т.д.).
Уметь
в области аудирования:
воспринимать на слух и понимать содержание аутентичных текстов по различным разделам социологии, относящихся к различным типам речи (сообщение, интервью, лекция и т.д.);
усваивать ключевую информацию и выявлять вспомогательные идеи/примеры;
эффективно конспектировать лекции / выступления.
в области чтения:
понимать детально содержание аутентичных текстов, блогов, веб-сайтов по социологическим темам;
понимать организацию специального текста, выявлять аргументацию, различать главную и сопутствующую информацию;
различать факт и мнение, гипотезу и доказательство;
выявлять цели автора и его позицию.
в области говорения:
диалогическая речь
иметь общее представление об основных принципах межкультурной коммуникации, о традициях и речевых особенностях носителей изучаемого языка;
вести дискуссию по профессиональным проблемам, высказывать и отстаивать свою позицию, давать ответы и разъяснения по спорным вопросам, соблюдая нормы профессионального речевого этикета,
монологическая речь
употребляя расширенный объем общенаучной и терминологической лексики, и соблюдая нормы речевого этикета, выступать с презентацией, докладом, сообщением по тематике своей специализации;
выступать с сообщениями и анализом полученной информации по общенаучной и профессиональной тематике и выстраивать монолог-рассуждение, опираясь на данные, самостоятельно полученные из источника.
в области письма:
риторически эффективно структурировать различные типы письменных текстов (введение, основная часть, заключение/вывод) с разделением их на параграфы, выделением главной мысли (тезиса) и вспомогательных идей/примеров; использованием цитирования и оформления библиографии;
использовать языковые структуры обобщения, определения, описания процесса и процедуры, сравнения и противопоставления, причины и следствия, наличия примеров, классификации, интерпретации данных;
исполнить проект выпускной работы по выбранной специализации в соответствии с англоязычными стандартами, принятыми для оформления научных работ.
Иметь навыки (приобрести опыт) в области аудирования:
прослушивания аудиозаписей;
понимания беседы между носителями языка в процессе группового обсуждения/дискуссий;
аудирования в качестве участника аудитории, т.е. понимания основных положений лекций, бесед, докладов и других видов тематически и лингвистически сложных выступлений, касающихся академической и профессиональной деятельности.
ведения краткой записи (конспекта) прослушиваемой информации;
в области чтения:
самостоятельного поиска и систематизации информации с использованием специальных источников профессионального и академического характера (например, электронных ресурсов библиотеки ВШЭ);
быстрого просмотрового чтения больших текстов, в том числе статей специального характера, с выделением важных деталей и умением определить актуальность статьи, найти в ней нужную информацию, чтобы выполнить задание.
в области говорения:
поддержания дискуссии на специальные темы;
выражения личного мнения и подкрепления его аргументами;
публичного сообщения и выступления (доклад/презентация).
в области письма:
составления тезисов устного выступления/письменного доклада по изучаемой проблематике;
поддержания контактов при помощи электронной почты;
оформления Curriculum Vitae/Resume;
выполнения заданий в области академического письма ( аннотация, реферат и т.д.);
выполнения письменных проектных заданий (письменное оформление презентаций, постеров и т.д.).
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Инструментальные компетенции (ИК)
|
ИК6
ИК 8
| способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь способен осваивать специальную литературу на иностранном языке;
| семинарские занятия;
практические занятия;
самостоятельная работа студентов;
подготовка сообщений, докладов и (PowerPoint) презентаций, участия в дискуссии/мини-конференции на заданную тему.
| Социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК)
| СЛК-2 СЛК-3
| способен общаться с представителями других культур;
готов к восприятию информации, заложенной в языках других культур;
| Профессиональные компетенции (ПК)
| ПК-11
| владеет навыками поиска
необходимой информации в англоязычных электронных каталогах и в сетевых ресурсах;
| Специальные
(языковые)
компетенции (СК) Дискурсивная компетенция
Стратегическая компетенция
Прагматическая компетенция
Социолингвистическая компетенция
Межкультурная компетенция
|
СК-2
СК-3
СК-4
СК-5 СК-5
|
способен строить целостные, связные и логичные высказывания (дискурсы) разных функциональных стилей в устной и письменной профессионально значимой коммуникации на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании;
способен использовать вербальные и невербальные стратегии для компенсации пробелов, связанных с недостаточным владением языком;
умеет использовать язык в определенных функциональных целях в зависимости от особенностей социального и профессионального взаимодействия: от ситуации, статуса собеседников и адресата речи и других факторов, относящихся к прагматике речевого общения;
способен использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с социальными и культурными параметрами взаимодействия в сфере профессиональной коммуникации
обладает знаниями о нормах и представлениях, принятых в иной культуре; осознает их сходства и различия в сравнении с родной, а также владеет стратегиями и умениями использования этих знаний для успешного осуществления иноязычной коммуникации в межкультурной среде.
|
3.Место дисциплины в структуре образовательной программы В ООП ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ и РУП, утверждённом в 2011г., для направления подготовки 040200.62 «Социология» настоящая дисциплина имеет статус общепрофессиональной дисциплины базового курса.
4.Тематический план учебной дисциплины
Дисциплина «Английский язык для профессиональной коммуникации» на IV курсе факультета «Социология» (бакалавриат) сосредоточена на развитии навыков написания и публичного представления результатов научного исследования. Параллельно с подготовкой к защите дипломной работы студенты должны совершенствовать навыки, которые потребуются при сдаче государственного экзамена по английскому языку. Программа дисциплины «Английский язык для профессиональной коммуникации» на IV курсе рассчитана на 162 уч. часов (72 аудиторных и 90 часов СРС).
№
| Название темы
| Всего
часов по дисциплине
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Сем. и практ. занятия
| 1
| listening comprehension of a passage in sociology
| 8
|
| 4
| 4
| 2
| introduction and the background of the study
| 12
|
| 6
| 6
| 3
| note taking skills in listening
| 10
|
| 6
| 6
| 4
| the problem statement: hypotheses and research questions
| 16
|
| 6
| 8
| 5
| forms of controling listening comprehension
| 8
|
| 4
| 6
| 6
| delimitations of the study
| 10
|
| 4
| 6
| 7
| the professional significance of the study: objectives of the project proposal
| 14
|
| 6
| 8
| 8
| the review of the litersture
| 10
|
| 8
| 6
| 9
| the general state of knowledge about the reseach problem: theretical rart, evaluation and references, the empirical part
| 14
|
| 6
| 8
| 10
| methodology: general reseach perspectives and the ways of analyzing the data
| 16
|
| 6
| 8
| 11
| presenting results and conclusions
| 12
|
| 4
| 6
| 12
| conducting debates: references, argumentation, examplification
| 12
|
| 4
| 8
| 13
| oral presentation: opening, feedforward, big talk, feedback, closing
| 20
|
| 8
| 10
|
| итого:
| 162
|
| 72
| 90
|
5.Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 4 год
| Параметры **
|
|
| 2
| 3
|
| Текущий
| 1 вариант ВКР
|
|
| 1
|
|
Домашнее задание
|
| 1
|
| Развернутый план ВКР
| Итоговый
| Экзамен
|
|
| 1
| Лингвистическая часть (аудирование, чтение)
Защита ВКР
|
6.1 Критерии оценки знаний, навыков
Критерии выставления оценок за контрольные и практические работы (контроль аудирования, понимания прочитанного, общенаучной и терминологической лексики): 100% правильных ответов - 10 баллов
не менее 95% в текущем контроле (90% в итоговом) - 9 баллов
не менее 85% (80%) – 8 баллов
не менее 80% (75%) - 7 баллов
не менее 70% (65%) - 6 баллов
не менее 60% - 5 баллов
не менее 50% - 4 балла Критерии выставления оценок за письменные задания (описания данных, разделы ВКР ):
9,10 = Full realisation of the task set.
• All content points included with appropriate expansion.
• Wide range of structure and vocabulary within the task set.
• Minimal errors, perhaps due to ambition; well-developed control of language.
• Ideas effectively organised, with a variety of linking devices.
• Register and format consistently appropriate to purpose and audience.
Fully achieves the desired effect on the target reader.
7, 8 = Good realisation of the task set.
All major content points included; possibly one or two minor omissions.
Good range of structure and vocabulary within the task set.
• Generally accurate, errors occur mainly when attempting more complex language.
• Ideas clearly organised, with suitable linking devices.
• Register and format on the whole appropriate to purpose and audience.
Achieves the desired effect on the target reader.
5, 6 = Reasonable achievement of the task set.
• All major content points included; some minor omissions.
• Adequate range of structure and vocabulary, which fulfils the requirements of the task.
• A number of errors may be present, but they do not impede communication. Ideas adequately organised, with simple linking devices.
• Reasonable, if not always successful attempt at register and format appropriate to purpose and audience.
Achieves, on the whole, the desired effect on the target reader.
4 = Task set attempted but not adequately achieved.
• Some major content points inadequately covered or omitted, and/or some irrelevant material.
• Limited range of structure and vocabulary.
• A number of errors, which distract the reader and may obscure communication at times.
• Ideas inadequately organised; linking devices rarely used.
• Unsuccessful/inconsistent attempts at appropriate register and format.
Message not clearly communicated to the target reader.
3 = Poor attempt at the task set.
• Notable content omissions and/or considerable irrelevance, possibly due to misinterpretation of task set.
• Narrow range of vocabulary and structure.
• Frequent errors which obscure communication; little evidence of language control.
• Lack of organisation, or linking devices.
• Little or no awareness of appropriate register and format. Very negative effect on the target reader.
1, 2 = Achieves nothing: too little language for assessment (fewer than 50 words) or totally irrelevant or totally illegible.
6.Содержание дисциплины 2 модуль
РАЗДЕЛ 1
♦ listening comprehension of a passage in sociology
Вопросы для рассмотрения:
Dividing sounding text into parts
Identifying linking elements in the text
Основная литература: Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009. Section 1
Tony Lynch Study Listening. A course in listening to lectures and note taking. CUP, 2004. p.10
РАЗДЕЛ 2
♦ introduction and the background of the study Вопросы для рассмотрения:
The details of the research plan.
The context for the study and the external factors.
Cliches for the introductory paragraph
Основная литература: . Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit 6
Brian White Dissertation Skills (for Business and Management Students), Thompson,1999, Unit2.
РАЗДЕЛ 3
♦ note taking skills in listening
Вопросы для рассмотрения:
Identifying the main idea of the text.
Using abbreviations, signs and symbols in note taking
Основная литература: Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009. Appendices
Tony Lynch Study Listening. A course in listening to lectures and note taking. CUP, 2004. p.131-173.
РАЗДЕЛ 4
♦ the problem statement: hypotheses and research questions.
Вопросы для рассмотрения
The relation between the type of research and the problem statement.
Theory-derived hypotheses
Ways of problem stating and framing
General purpose of the study
Основная литература: : Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit7
Brian White Dissertation Skills (for Business and Management Students), Thompson,1999, Unit 4.
РАЗДЕЛ 5
♦ forms of controling listening comprehension Вопросы для рассмотрения:
Writing a summery
Multiple choice exercises
Compressing a text into a given number of sentences.
Основная литература: Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Section II
Tony Lynch Study Listening. A course in listening to lectures and note taking. CUP, 2004. p.209
РАЗДЕЛ 6
♦ delimitations of the study
Вопросы для рассмотрения:
Governing principles and points of view
Requirements and restrictions
Основная литература. Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit7
Brian White Dissertation Skills (for Business and Management Students), Thompson,1999, Unit 9
РАЗДЕЛ 7
♦ the professional significance of the study: objectives of the project proposal
Вопросы для рассмотрения:
The contribution to professional knowledge.
The aim of the study
The development of the theory
Основная литература Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit8
Brian White Dissertation Skills (for Business and Management Students), Thompson,1999, Unit 3
РАЗДЕЛ 8
♦ the review of the litersture
Вопросы для рассмотрения:
Libraries and business information
Guidelines on making a literature search.
Non- book and electronic information sources.
Основная литература Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit1-3
Brian White Dissertation Skills (for Business and Management Students), Thompson,1999, Unit 7
3 модуль
РАЗДЕЛ 9
♦ the general state of knowledge about the reseach problem: theretical rart, evaluation and references, the empirical part
Вопросы для рассмотрения:
Discussion of the theoretical literature
Review of the empirical research
Evaluating the information
Основная литература: Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit1-3
Brian White Dissertation Skills (for Business and Management Students), Thompson,1999, Unit 7, 9
РАЗДЕЛ 10
♦ methodology: general reseach perspectives and the ways of analyzing the data
Вопросы для рассмотрения:
What is research?
The research process – different schools of thought
The instruments and procedures used in data collection
Methods and methodology
Основная литература: Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit4
Brian White Dissertation Skills (for Business and Management Students), Thompson,1999, Unit 3-4.
РАЗДЕЛ 11
♦ presenting results and conclusions
Вопросы для рассмотрения:
Dissertation format
The relationship of the results to the objectives set out in the introduction
The effect on professional practice
Основная литература Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit5,9
Brian White Dissertation Skills (for Business and Management Students), Thompson,1999, Unit 9.
РАЗДЕЛ 12
♦ conducting debates: references, argumentation, examplification
Вопросы для рассмотрения:
Criticism
.Different points of view
Evidence and examples
Основная литература: Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit11-15
Кузьменкова Ю.Б. English for Social Studies (учебное пособие для студентов-социологов)
РАЗДЕЛ 13
♦ oral presentation: opening, feedforward, big talk, feedback, closing Вопросы для рассмотрения:
Особенности англоязычной презентации
Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры
Структурирование англоязычной презентации
Основная литература: Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.Unit 11-15
Кузьменкова Ю.Б. English for Social Studies (учебное пособие для студентов-социологов) Формы и методы проведения занятий по всем разделам.
Тематические семинары и миниконференции,
тесты,
разбор типичных ошибок при выполнении текстов в формате IELTS,
учебное и контрольное аудирование,
ролевые игры
обзор новостей по материалам текущей англоязычной печати
анализ редакционных статей сточки зрения структуры, содержания, актуальности и т.п.
подготовка и выступление с презентациями по выбранной теме на материалах англоязычных газет и Интернет ресурсов.
7.Образовательные технологии Реализация поставленных в программе задач осуществляется в рамках проведения тематических семинаров, контрольных тестов, разбора домашних заданий, проведения мини-конференций , сходных по формату с защитой ВКР. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к различным формам текущего контроля.
Functions of Listening.
The characteristic features of project proposal.
Fill the chart while listening to a text
The process of selecting topic.
Listen to a text and answer the questions.
Refining the topic and framing the research
Prove that your study is worth doing.
Provide theoretical and background information on the topic of your study.
Identify contemporary and current thinking about the subject
Techniques of data collection
Comment on the results of your study.
Prove the appropriateness of your methodology and data collection techniques..
Present a layout of your report..
.
10. Порядок формирования оценок по дисциплине Дисциплина «Английский язык для профессиональной коммуникации» на 4 курсе преподается во 2-м и 3-м модулях. Итоговый контроль проводится в конце 3-го модуля и состоит из 2-х этапов: 1) Написание ВКР на английском языке (Project Proposal) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к англоязычным работам этого формата; 2) Защита в ходе публичных дебатов ВКР на английском языке с учетом англоязычных стандартов.
Текущий контроль проводится в течение всего периода обучения в письменном виде (контрольные работы и домашние задания). Преподаватель осуществляет также контроль аудиторной и самостоятельной работы студентов. Контроль аудиторной работы студентов проводится в процессе выполнения практических работ с контрольными заданиями , аналогичными экзаменационным. Контроль самостоятельной работы студентов включает оценивание выступлений по заданной теме в ходе дискуссии на практических занятиях, презентаций и письменных домашних работ (не включенных в текущий контроль).
Формирование итоговой оценки (конец 3 модуля, экзамен) Итоговая оценка за экзамен выводится по результатам оценивания всех этапов работы : Орезульт. = 0,5 Project proposal + 0,5 Oral presentation Способ округления результирующей ( Орезульт. ) – арифметический.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовое учебное пособие
1 Ю.Б.Кузьменкова “Academic project presentations” Презентация научных проектов на английском языке. Москва, МАКСПресс, 2009.
2. Материалы, подготовленные выпускающими кафедрами. 11.2 Дополнительные учебные пособия:
Brian White Dissertation Skills (for Business and Management Students), Thompson,1999.
Tony Lynch Study Listening. A course in listening to lectures and note taking. CUP, 2004.
Kenneth Tamarkin PRE-GED. Social studies skills. Contemporary Books inc., N-Y, 1987.
Миньяр-Белоручева А.П. Англо-русские обороты научной речи. М., Издательский дом Проспект- АП, 2004.
Рязанцева Т.И. Practical guide to analytical writing. М.: Инфра-М, 2000.
|