Тюменский государственный университет





Скачать 247.85 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет
Дата публикации08.11.2014
Размер247.85 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический институт

Р.М. АХМЕДЗЯНОВА

СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2013

Ахмедзянова Р.М. Сетевая экономика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080801.65 «Прикладная информатика в экономике» очной формы обучения. Тюмень, 2013, 14 стр.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями стандарта ВПО.

Программа практики опубликована на сайте ТюмГУ: Сетевая экономика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Воронин А.В., заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики, д-р экономических наук, профессор



© Тюменский государственный университет, 2013.

© Ахмедзянова Рузиля Маратовна, 2013.


  1. Пояснительная записка




    1. Цели и задачи дисциплины


Целями преподавания курса «Сетевая экономика» являются:

Сформировать у студентов систематизированное представление о концептуальных направлениях сетевой экономики как ключевого направления современной экономической теории;

предоставить возможность студентам освоить ключевые понятия, концепции, направления, парадигмы и перспективы развития данной дисциплины.

Задачи курса «Сетевая экономика». В результате прохождения учебного курса студенты должны:

получить углубленные знания о предмете, основных методологических подходах, перспективах теоретического развития сетевой экономики;

уяснить специфику современных западных и российских теоретических направлений сетевой экономики;

овладеть навыками критического осмысления научных материалов по сетевой экономике.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Сетевая экономика» относится к циклу специальных дисциплин, федеральный компонент. Дисциплина преподается на 5 курсе после освоения базовых дисциплин данного цикла. Освоение курса «Сетевая экономика» предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебной дисциплины «Экономическая теория».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: структуру сетевой экономики, правила организации сетевого бизнеса, систему электронных платежей и расчетов, виды предпринимательской деятельности и услуг в сфере электронной коммерции.

  • Уметь: разрабатывать схемы ведения предпринимательской деятельности в Интернет среде, моделировать управленческие решения в сфере электронной коммерции.

  • Владеть: методами оценки прибыльности и рисков предпринимательской деятельности в интернете, способами регулирования сетевой экономики.




    1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Семестр 9. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 96 часов.

  1. Тематический план

Таблица 1.

Тематический план для очной формы обучения



Тема

Неделя семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме (модулю)

В том числе в интерактивной форме

Кол-во баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1.

1.

Основные понятия и категории сетевой экономики

1-3

4

2

8

14

1

0-10

2.

Электронная коммерция

4-6

4

2

9

15

1

0-15

3.

Предпринимательская деятельность и специфика деловой Интернет среды

7-9

4

2

15

21

2

0-20




Всего

1-9

12

6

32

50

4

0-45

Модуль 2.

1.

Система электронных платежей и расчетов

10-12

4

2

6

12

1

0-15

2.

Ценообразование на информационном рынке

13-15

4

2

6

12

2

0-20

3.

Прибыльность и риски, показатели оценки деятельности предприятий в сетевой экономике

16-18

6

3

13

22

2

0-20




Всего

10-18

14

7

25

46

5

0-55




Итого (часов, баллов):

1-18

26

13

57

96

9

0-100


Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикум

другие формы

Модуль 1

1. Основные понятия и категории сетевой экономики

0

1

1

0

3

2

4

1

0

3

0

0

0-15

2. Электронная коммерция

0

0,5

1

0

1,5

2

4

1

0

5

0

0

0-15

3.Предпринимательская деятельность и специфика деловой Интернет среды

0

0

1

0

5

4

4

0

0

1

0

0

0-15

Всего

0

1,5

3

0

9,5

8

12

2

0

9

0

0

0-45




Модуль 2

1. Система электронных платежей и расчетов

0

1

2

0

4

2

4

1

0

4

0

0

0-18

2. Ценообразование на информационном рынке

0

0,5

2

0

4

3.5

4

0

0

4

0

0

0-18

3. Прибыльность и риски, показатели оценки деятельности предприятий в сетевой экономике

0

0

2

0

5

3

5

0

0

4

0

0

0-19

Всего

0

1,5

6

0

13

8,5

13

1

0

12

0

0

0-55

Итого

0

3

9

00

22,5

16,5

25

3

0

21

0

0

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

1

2

3

4










Модуль 1.
















1.

Основные понятия и категории сетевой экономики

Подготовка рефератов, выполнение комплексных ситуационных заданий, подготовка презентаций и глоссариев

Написание эссе

1-3

8

0-10

2.

Электронная коммерция

Подготовка рефератов, выполнение комплексных ситуационных заданий

Написание эссе

4-6

9

0-15

3.

Предпринимательская деятельность и специфика деловой Интернет среды

Подготовка рефератов, выполнение комплексных ситуационных заданий, подготовка презентаций, разработка моделей различных рынков

Выполнение комплексных ситуационных заданий

7-9

15

0-20




Всего по модулю 1:

1-9

32

45

Модуль 2.
















1.

Система электронных платежей и расчетов

Подготовка рефератов, выполнение комплексных ситуационных заданий, подготовка презентаций

Написание эссе

10-12

6

0-15

2.

Ценообразование на информационном рынке

Подготовка рефератов, составление структурных и логических схем, подбор материалов по теме

Выполнение комплексных ситуационных заданий

13-15

6

0-20

3.

Прибыльность и риски, показатели оценки деятельности предприятий в сетевой экономике

Подготовка рефератов, подготовка презентаций, подбор материалов по теме

Выполнение комплексных ситуационных заданий

16-18

13

0-20




Всего по модулю 2:

10-18

25

55




ИТОГО:

1-18

57

0-100




  1. Содержание дисциплины


ТЕМА 1. Основные понятия и категории сетевой экономики

Предпосылки развития сетевой экономики. Принципы формирования и развития, понятие сетевой экономики. Характеристика товаров и услуг в деловой среде Интернет. Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов. Информация как продукт и предмет труда. Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов. Эффективность сетевой экономики.
ТЕМА 2. Электронная коммерция

Характеристика электронной коммерции. Электронная торговля. Электронный документооборот. Модели организации сетевого бизнеса.
ТЕМА 3. Предпринимательская деятельность и специфика деловой Интернет среды

Функционирование виртуальных предприятий. Ценность сети и основные виды услуг в Интернет. Интернет-страхование. Виртуальные банки и Интернет-трейдинг. Разработка и сбыт программного обеспечения. Торговля в сети Интернет, Интернет-магазины.
ТЕМА 4. Система электронных платежей и расчетов

Способы расчетов в сетевой экономике. Понятие электронных платежных систем. Классификация платежных систем. Кредитные пластиковые карты. Требования к платежным системам. Электронные чеки, электронные деньги.
ТЕМА 5. Ценообразование на информационном рынке

Цены на информационном рынке и их разновидности. Формирование цен на информационном рынке. Особенности маркетинга в Интернет среде. Определение стоимости на товары и услуги в рамках электронной коммерции. Интернет-аукционы. Маркетинг и реклама в сети Интернет. Разновидности рекламы и специфика организации рекламных компаний в Интернет среде.
ТЕМА 6. Прибыльность и риски, показатели оценки деятельности предприятий в сетевой экономике

Оценка стоимости и результатов деятельности предприятий в сетевой экономике. Проблемы оценки прибыльности бизнеса в Интернет среде. Риски и страхование электронного бизнеса. Правовое регулирование электронного бизнеса.

Планы семинарских занятий
ТЕМА 1. Основные понятия и категории сетевой экономики


  1. Предпосылки развития электронного бизнеса.

  2. Понятие и специфика сетевой экономики.

  3. Особенности сетевого рынка и специфика деловой среды Интернет.


Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите факторы, способствовавшие появлению и развитию сетевой экономики.

  2. Перечислите основные признаки сетевой формы организации хозяйственной деятельности.

  3. Обозначьте роль развития информационных технологий в рамках традиционной и сетевой экономической деятельности.

  4. Назовите различия в структуре традиционных и сетевых рынков.

  5. Перечислите особенности сетевых рынков.

  6. Опишите основные преимущества и недостатки для компаний, реализующих товары или услуги посредством сети Интернет.

  7. Охарактеризуйте информацию в качестве товара или услуги на рынке.


ТЕМА 2. Электронная коммерция


  1. Характеристика электронной коммерции.

  2. Электронная коммерция, электронная торговля, электронный документооборот: общее и различное.

  3. Модели организации электронного бизнеса.


Вопросы для обсуждения:

  1. Разграничьте понятия электронной коммерции, электронной торговли и электронного документооборота.

  2. Опишите значение составляющих элементов электронной коммерции, сформулируйте ее функции.

  3. Охарактеризуйте возможности и ограничения предприятий в рамках реализации электронной коммерции.

  4. Опишите сущность основных моделей организации электронного бизнеса.

  5. В чем заключается отличие моделей B2G от C2B.


ТЕМА 3. Предпринимательская деятельность и специфика деловой Интернет среды
1. Ценность сети и основные виды услуг в Интернет.

2. Электронная торговля.

3. Интернет-банкинг и Интернет-страхование.

4. Реализация программного обеспечения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Объясните значение «эффекта факса».

  2. Перечислите основные виды услуг в Интернет.

  3. В чем заключается отличие электронной торговли от электронной коммерции?

  4. Раскройте базовые модели электронной торговли.

  5. Обозначьте возможности и ограничения страхования в сети Интернет.

  6. Опишите возможные риски при разработке и сбыте программного обеспечения.

  7. Раскройте понятия Интернет-банкинг и Интернет-трейдинг.



ТЕМА 4. Система электронных платежей и расчетов
1. Способы расчетов в сети Интернет.

2. Понятие, классификация платежных систем и требования к ним.

3. Кредитные пластиковые карты, электронные чеки и электронные деньги.
Вопросы для обсуждения:

  1. Перечислите основные способы расчетов в сети интернет, попробуйте их классифицировать.

  2. Дайте подробное описание электронным платежным системам.

  3. Электронные чеки как способ электронного платежа.

  4. Охарактеризуйте электронные деньги, опишите схему платежей при их помощи.

  5. Дайте определение понятиям «цифровая монета», «электронный бумажник», «электронная наличность».

  6. Опишите принципы функционирования пластиковых карт. Дебетовые и кредитные карты.

  7. Что включает в себя понятие электронной цифровой подписи.



ТЕМА 5. Ценообразование на информационном рынке
1. Формирование ценовой политики в Интернет.

2. Определение цены в рамках электронной коммерции.

3. Назначение Интернет-аукционов.
Вопросы для обсуждения:

  1. Принципы ценообразования в сетевой и традиционной экономике: общие и различные черты.

  2. Укажите аспекты, которые необходимо учитывать при проведении политики ценообразования на предприятиях, занятых в сетевой экономике.

  3. Назовите виды цен, существующие в сетевой экономике.

  4. Перечислите основные методы ценообразования в рамках сетевой экономики.

  5. Назовите наиболее популярные ценовые стратегии в деловой Интернет среде.

  6. Перечислите факторы, которые оказывают влияние на эластичность спроса в сетевой экономике.

  7. Обозначьте сущность Интернет-аукционов.

  8. Перечислите основные виды аукционов в электронной коммерции.

  9. Какие категории товаров в наибольшей и наименьшей степени подходят для реализации на Интернет-аукционах.

  10. Каким образом ценообразование и участие в Интернет-аукционах способствует развитию деятельности предприятий?


ТЕМА 6. Прибыльность и риски, показатели оценки деятельности предприятий в сетевой экономике


  1. Оценка прибыльности Интернет-бизнеса.

  2. Риски и страхование электронного бизнеса.

  3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Интернет среде


Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите основные проблемы оценки прибыльности Интернет-бизнеса.

  2. Опишите существующие методики оценки бизнес-проектов в среде интернет.

  3. Сравните достоинства и недостатки перечисленных методик, можно ли выделить наиболее оптимальную программу оценки?

  4. Предложите пути повышения экономической эффективности предприятий, занятых в сфере сетевой экономики.

  5. Перечислите возможные риски электронного бизнеса.

  6. Позволяют ли существующие программы страхования электронного бизнеса снизить уровень риска и неопределенности в работе предприятий сетевой экономики?

  7. Назовите меры защиты, существующие в России и за рубежом, направленные на снижение уровня риска для предприятий, занимающихся электронной коммерцией.

  8. Какие законодательные и правовые акты регламентируют деятельность предприятий в сфере сетевой экономике?




  1. Тематика контрольных работ




  1. Особенности сетевого рынка и специфика деловой среды Интернет.

  2. Сетевая экономика в России и за рубежом.

  3. Организационно-экономические модели в сетевой экономике.

  4. Разновидности цен на информационном рынке.

  5. Приоритетные и новые виды информационных технологий.

  6. Организация межсоединений в сети Интернет, методика расчета их стоимости.

  7. Приоритетные и новые виды информационных технологий.

  8. Сбыт программного обеспечения, оффшорное программирование. 

  9. Способы расчетов в сетевой экономике.

  10. Электронные деньги: понятие электронного бумажника, смарт-карты, цифровой монеты. 

  11. Понятие и назначение электронно-цифровой подписи.

  12. Модели дистанционного образования.

  13. Электронная визитная карточка предприятия.

  14. Характер рекламной кампании фирмы в сети Интернет 

  15. Интернет как инструмент маркетинга.

  16. Баннерная реклама: преимущества и недостатки.

  17. E-mail-реклама: преимущества и недостатки. 

  18. Российские и зарубежные электронные платежные системы.

  19. Специфика телеработы.

  20. Проблемы и методики оценки Интернет-бизнеса.


Перечень вопросов к зачету


  1. Предпосылки развития и принципы функционирования сетевой экономики.

  2. Характеристика продукции сетевой экономики.

  3. Всемирное информационное пространство как среда удовлетворения потребностей.

  4. Предприятие в сетевой и традиционной экономике.

  5. Взаимодействие с потребителями посредством сети Интернет.

  6. Электронная коммерция – понятие и основные разновидности.

  7. Преимущества ведения бизнеса в сети Интернет.

  8. Схемы ведения сетевого бизнеса.

  9. Ценообразование на информационном рынке.

  10. Интернет-аукционы.

  11. Интернет-магазины: алгоритм работы, преимущества и недостатки по сравнению с традиционным магазином.

  12. Интернет-представительство компании: способы организации.

  13. Интернет-банкинг: технология функционирования и перспективы развития.

  14. Интернет-страхование: основные виды, факторы снижения страховых рисков.

  15. Сбыт программного обеспечения, оффшорное программирование.

  16. Понятие и назначение электронно-цифровой подписи.

  17. Способы расчетов в сетевой экономике.

  18. Понятие электронных платежных систем, требования к ним.

  19. Классификация электронных платежных систем.

  20. Пластиковые карты: классификация и механизм взаиморасчетов.

  21. Электронные чеки: понятие, механизм осуществления платежей.

  22. Электронные деньги: понятие, принципы функционирования и создания.

  23. Понятие электронного бумажника, смарт-карты, цифровой монеты.

  24. Российские и зарубежные электронные платежные системы.

  25. Интернет-маркетинг: понятие и основные инструменты.

  26. Интернет-реклама: характеристика, основные виды и особенности.

  27. Разновидности рекламы в сети Интернет.

  28. Баннерная реклама: преимущества и недостатки.

  29. Контекстная реклама: преимущества и недостатки.

  30. Электронная визитная карточка предприятия.

  31. Удаленная работа при помощи сети Интернет.

  32. Методы оценки эффективности ведения бизнеса в сети Интернет.

  33. Риски и страхование электронного бизнеса.

  34. Электронное правительство: определение, цели, преимущества и недостатки.

  35. Правовое регулирование электронного бизнеса.

5. Образовательные технологии.
Презентации лекционного материала (модули 1, 2), решение упражнений и ситуационных заданий (модули 1, 2).



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.




    1. Основная литература:

  1. Горбенко А.О. Информационные системы в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.О. Горбенко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 294 с. - 978-5-9963-2268-8. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214645.

  2. Лазарев И. А. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития / И. А. Лазарев, Г. С. Хижа. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К°, 2010. - 244 с.

  3. Макаренкова Е.В. Сетевая экономика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.В. Макаренкова. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - 978-5-374-00527-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93145.




    1. Дополнительная литература:

  1. Бугорский В.Н. Сетевая экономика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080801 «Прикл. информатика (по областям)» / В. Н. Бугорский. - Москва : Финансы и статистика, 2008. - 256 с.

  2. Красовская Н.В. Экономическое управление организацией : учеб. пособие / Н. В. Красовская ; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2009. - 260 с.

  3. Грабауров В. А. Информационные технологии для менеджеров [Электронный ресурс] / В. А. Грабауров. - М.: Финансы и статистика, 2005 - 512 с. - 5-279-02759-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=225542

  4. Дашина И.В. Сетевая экономика : учеб. пособие / И. В. Дашина ; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2009. - 120 с.

  5. Гаспариан М. С. Информационные технологии в экономике и управлении [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / М. С. Гаспариан, А. В. Кашепов, Д. В. Власов, В. П. Божко. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 167 с. - 978-5-374-00281-2. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90550.




    1. Интернет – ресурсы:

  1. Всемирная торговая организация (http://www.wto.org); 

  2. Платежные системы в сети Интернет (http://www.emoney.ru); 

  3. Универсальные средства расчета в сети (http://www.webmoney.ru);

  4. Электронные технологии в бизнесе (www.technical-translation.ru);

  5. European Telework Online – Web Analyses (http://www.eto.org.uk); 




  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Компьютер с проектором для презентаций.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет iconФедин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б
Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет»
Тюменский государственный университет iconСлепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы...
Тюменский государственный университет iconПедагогика и психология
Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Логопедия с дополнительной специализацией «Специальная психология» очной формы обучения
Тюменский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Финансы и кредит», 080103. 65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»
Тюменский государственный университет iconТехнологический колледж
...
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г. Протокол №2
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск