Учебно-практическое пособие ббк 65. 011





НазваниеУчебно-практическое пособие ббк 65. 011
страница1/10
Дата публикации21.07.2013
Размер1.23 Mb.
ТипУчебно-практическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-практическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
История экономических учений

История экономических учений: Учебно-практическое пособие
ББК 65.011

Г 95
Печатается по решению Ученого Совета Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета
Рецензенты

Михаил Георгиевич Покидченко, доктор экономических наук, профессор (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова)
Г 95 Гурова И.П., Сазанова С.Л. История экономических учений.

Учебно-практическое пособие. Ц Ульяновск: УлГУ, 2001.- 100 с.
ISBN

Учебно-практическое пособие предназначено для дистанционного образования. В нем рассматриваются особенности экономических воззрений в традиционных обществах, первые теоретические системы (меркантилизм, школа физиократов, классическая политическая экономия, марксизм), формирование и эволюция современной экономической мысли (маржинализм, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм), а также особенности развития экономической науки в России и вклад российских ученых М.И.Туган-Барановского, А.В.Чаянова, Н.Д.Кондратьева, В.К.Дмитриева, Г.А.Фельдмана, В.В.Новожилова, Л.В.Кантаровича и др. в развитие мировой экономической мысли. Авторы опираются на научно-методический опыт как отечественных, так и зарубежных историков-экономистов.
ISBN

© И.П.Гурова

© Ульяновский государственный университет.
Гурова И.П.

Сазанова С.Л.
Ульяновск,2001 г.
Оглавление

Предисловие

Введение

Рабочая программа курса

Тема 1. Экономические учения Древнего Востока и античности А Л К

Тема 2. Экономические учения средневековья А Л К

Тема 3. Меркантилизм А Л К

Тема 4. Экономические учения конца XVII-XVIII вв. А Л К

Тема 5. Классическая политическая экономия А Л К

Тема 6. Марксизм А Л К

Тема 7. Гетеродоксия XIX века А Л К

Тема 8. Маржинализм А Л К

Тема 9. Неоклассическое направление А Л К

Тема 10. Институционализм А Л К

Тема 11. Кейнсианство А Л К

Тема 12. Современное "основное направление" А Л К

Тема 13. Современная гетеродоксия А Л К

Тема 14. Экономическая наука в дореволюционной России А Л К

Тема 15. Экономическая теория государственного социализма А Л К

Список литературы

Ключи к тестовым заданиям

Глоссарий историко-экономических понятий и терминов

Хронологическая матрица новых идей, теорий и школ в экономической науке
Предисловие
Учебно-практическое пособие направлено на изучение истории экономических учений как дисциплины социально-гуманитарного или общепрофессионального блока, предусмотренной государственным образовательным стандартом РФ для экономических специальностей. Оно предназначено главным образом для дистанционного образования, но может быть эффективно использовано и для других форм обучения. Особенность учебно-практического пособия заключается в том, что оно включает ряд методических средств, помогающих студенту в самостоятельном освоении учебного материала.
Пособие включает пятнадцать тем, раскрывающих содержание всех дидактических единиц, предусмотренных стандартом. Изучение каждой темы состоит из двух этапов. Сначала предлагается ознакомиться с кратким изложением основного содержания темы, а затем перейти к самостоятельному изучению основной и дополнительной литературы и выполнению контрольных заданий.
Учебно-практическое пособие содержит Список литературы, который состоит из двух частей: основная литература и дополнительная литература. Здесь в алфавитном порядке указаны первоисточники, то есть работы выдающихся мыслителей, внесших значительный вклад в развитие экономической науки, а также учебники и учебные пособия, научные публикации как отечественных, так и зарубежных авторов.
В изучении основной литературы поможет Алгоритм самостоятельной работы, включающий список первоисточников, а также указывающий путь от учебников с простым изложением материала к учебной литературе с более углубленным рассмотрением темы. В Алгоритме в квадратных скобках указан порядковый номер, по которому в списке основной литературы следует искать полные данные об указанной публикации.
Аннотированный список дополнительной литературы поможет ознакомиться с работами авторов, дающих различную интерпретацию исторического процесса возникновения и развития экономических идей и теорий, и таким образом сориентироваться в современной историко-экономической литературе. Полную информацию о литературе, указанной в Аннотированном списке, можно найти в списке дополнительной литературы.
В самостоятельной работе помогут Глоссарий историко-экономических терминов, а также Хронологическая матрица новых идей, теорий и школ в экономической науке.
После изучения темы необходимо выполнить контрольные задания, позволяющие самостоятельно проверить усвоение учебного материала. При выполнении тестовых заданий по методике множественного выбора необходимо выбрать только один правильный ответ из предлагаемых вариантов.
Рабочая программа курса, краткое описание основного содержания тем, алгоритм самостоятельной работы, хронологическая матрица, глоссарий историко-экономических терминов, контрольные задания разработаны И.Гуровой, список литературы и аннотированный список дополнительной литературы Ц С.Сазановой.
Введение
Предметом историко-экономической науки является исторический процесс возникновения, развития и взаимодействия экономических идей и теорий. Она берет свое начало в исторических экскурсах и библиографических списках XVIII-начала XIX вв. Специальные исследования по истории экономических учений появились уже в первой половине XIX в.. В процессе ее эволюции как самостоятельной отрасли экономической науки, как в России, так и в зарубежных странах сложились группы ученых, основной сферой профессиональной деятельности которых является история экономических учений. Однако в этой области пока еще не сформировался единый подход; историки-экономисты разделились на два лагеря - интерналисты и экстерналисты.
Интерналисты утверждают, что наука развивается в результате движение от ошибочных суждений и выводов к истинным, от неправильного понимания действительности к правильному, руководствуясь своей собственной внутренней логикой и внутринаучной рациональностью. Согласно интерналистскому подходу внешние для самой науки факторы (общественная практика, смежные научные дисциплины, экономическая политика и др.) оказывают лишь второстепенное и эпизодическое воздействие. Экстерналисты, не отрицая значимости внутринаучных факторов, считают, что решающую роль в развитии науки играют внешние факторы. С точки зрения экстерналистcкого подхода наука развивается как ответ на потребности общественной практики; каждая историческая эпоха имеет определенную господствующую теорию, которая в наибольшей степени приспособлена для решения ее практических проблем.
В историко-экономической литературе пока еще встречаются различные объяснения таких событий как появление маржинализма в последней трети XIX в., кейнсианская революция 30х гг. ХХ в., еще не разработана единая периодизации исторического процесса возникновения, развития и смены экономических идей и теорий. Тем не менее, мы можем выделить главные вехи в истории экономических учений: первое отделение экономической мысли от философских и религиозных систем в эпоху меркантилизма; отделение экономической науки как самостоятельной области научного знания, имеющей собственный предмет и метод исследования в последней четверти XVIII в.; возникновение в последней трети XIX в. экономической профессии, то есть профессиональной группы, специально занимающейся научными изысканиями в области экономики; признание в 30-е гг. ХХ в. социального статуса экономической науки, необходимости научного обоснования экономической политики и активного участия экономистов в решении практических проблем общества.
В учебно-практическом пособии используется экстерналистский подход, нацеленный на изучение социальной истории экономической науки. Это позволяет не только обнаружить закономерности ее развития в широком общественно-политическом и культурно-историческом аспекте, но и понять общественную значимость экономической профессии и социальную ответственность экономиста.
Рабочая программа курса
Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Экономический строй традиционных обществ. Проблемы государственной регламентации хозяйственной жизни восточных деспотий в кодексе Хаммурапи, Артхашастре, Гуань-цзы. Особенности античной экономики. Платон и Аристотель о разделении труда. Модель идеального государства Платона. Платон и Аристотель о частной собственности, богатстве и деньгах. Аристотель об объективном характере общественных законов. Экономика и хрематистика. Аристотель о потребительной и меновой стоимости, концепция естественной цены. Экономическая мысль в Древнем Риме. Особенности средневекового общества. Схоластика и христианский аристотельтизм. Фома Аквинский. Отношение к частной собственности и богатству. Концепция справедливой цены. Природа доходов. Металлистическая концепция денег. Эпоха Великих географических открытий. Экономическая доктрина меркантилизма. Экономическая политика меркантилизма. Концепция денежного баланса. Концепция торгового баланса. Концепция "полезности нищеты".
Первые теоретические системы конца XVII-XVIII вв. Критика меркантилизма в эпоху мануфактурного капитализма. Экономические воззрения У.Петти и П.Буагильбера. Вклад Р.Кантильона в формирование экономической науки. Школа физиократов. Концепция естественного порядка. Концепция "чистого продукта". Ф.Кенэ: первая модель макроэкономического оборота.
Классическая политическая экономия. Теоретическая система А.Смита. Доктрина экономического либерализма. Концепция "невидимой руки". "Парадокс Смита". Теория трудовой стоимости. Естественная и рыночная цена. Факторы экономического роста. Концепция производительного и непроизводительного труда. Классическая теория экономического роста (Д.Рикардо). Закон народонаселения Мальтуса. Классическая теория доходов. Закон рынков Сэя. Особенности методологии и теории Дж. Ст.Милля.
Историческая концепция К.Маркса. Теоретическое обоснование революционного решения "рабочего вопроса". Теория капиталистической эксплуатации. Трудовая теория стоимости. Объяснение тенденции нормы прибыли к понижению. Теория капиталистического цикла.
Гетеродоксия XIX в. Критика капитализма и классической политической экономии в работах С.Ж.Сисмонди. Национальная политическая экономия Ф.Листа. Историческая школа: критика метода научной абстракции и обоснование исторического метода. Эволюционный путь решения "рабочего вопроса" (Г.Шмоллер, Л.Брентано).
Формирование и эволюция современной экономической мысли. Маржинализм. Теория предельной полезности (У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас). "Маржиналистская революция". Неоклассическое направление. Австрийская школа (К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер): концепция вменения, теория капитала и процента. Кэмбриджская школа (А.Маршалл, А.Пигу, Ф.Эджуорт): неоклассическая теория ценности, теория частичного равновесия, "крест Маршалла", теория благосостояния. Лозаннская школа (Л.Вальрас, В.Парето): теория общего равновесия, математические методы экономического анализа. Американская школа (Дж. Б.Кларк, И.Фишер): теория предельной производительности, количественная теория денег.
Американский институционализм (Т.Веблен, У.Митчелл, Дж.Коммонс). Критика неоклассической теории. Социально-психологическое направление. Критика "большого бизнеса" и финансового капитала. Эмпирическое направление. Социально-правовое направление.
Великая депрессия 1929-1933 гг. "Новый курс" Рузвельта. Теория Дж.М.Кейнса. Критика неоклассической теории. Особенности методологии макроэкономического анализа. Теория управления совокупным спросом, модель доходы-расходы, "кейнсианский крест". Теория предпочтения ликвидности. Кейнсианская теория экономического цикла (Э.Хансен) и экономического роста (Е.Домар, Р.Харрод). Кейнсианско-неоклассический синтез (Дж.Хикс, П.Самуэльсон). Модель IS-LM ("крест Хикса"). Посткейнсианство (Дж.Робинсон, Н.Калдор, П.Сраффа, П,Дэвидсон). Неорикардианство и "Антимаржиналистская революция". Особенности политики кейнсианского типа.
"Неоконсервативное возрождение" середины 70-х гг. ХХ в. Неоклассическая теория экономического роста (Р.Солоу). Чикагская школа (Ф.Найт, Я.Винер). Монетаризм (М.Фридмен). Новая классическая макроэкономика (Р.Лукас, Т.Саржент, А.Уоллес). Экономическая теория предложения (А.Лаффер). Политические рекомендации современных неоклассиков.
Критика современной неоклассической теории. Неоавстрийская школа (Л.фон Мизес, Ф. фон Хайек). Неоиснтитуциональная теория (Р.Коуз, Д.Норт, Дж.Бьюкенен, О.Уильямсон). Современные теории традиционного (американского институционализма) (Дж.Гэлбрейт). Новое кейнсианство (Дж.Стиглиц).
Особенности развития экономической науки в дореволюционной России. Дискуссии о пореформенном развитии России второй половины XIX в. Особенности маржинализма (М.Туган-Барановский, В.Дмитриев). Идеи революционного марксизма в России (В.Ленин).
Экономическая теория государственного социализма в СССР. Методологические и теоретические дискуссии 20-х гг. ХХ в. Дискуссии о планировании (Н.Кондратьев). Модель экономического роста социалистической экономики (Г.Фельдман). Организационно-производственная школа в аграрной теории (А.Чаянов). Создание первого учебника политической экономии (1954 г.). Развитие математической экономии и создание системы оптимального функционирования экономики (В.Новожилов, Л.Кантарович).
Тема 1. Экономические учения Древнего Востока и античности
Первые научные представления об экономике сформировались в эпоху традиционных обществ. Она имеет обширные хронологические границы - от древнейших времен до XVII века и включает общества восточных деспотий, греко-римскую цивилизацию, средневековье и эпоху торгового капитализма.
В традиционных обществах преобладало сельскохозяйственное производство; большая часть общественного продукта производилась в аграрном секторе и значительная часть населения была занята в сельском хозяйстве. Они имели натурально-хозяйственную основу; преобладало не товарное, а натуральное хозяйство. Вместе с тем углубление общественного разделения труда, поступательное развитие промышленности и торговли вело к формированию рыночных отношений и институтов, которые постепенно вытесняли натуральное хозяйство, формируя предпосылки для товарного производства.
В традиционных обществах были широко распространены отношения личной зависимости; производители не были самостоятельны в принятии хозяйственных решений. Они зависели от господствующей социальной группы, обладавшей монополией на основные экономические ресурсы: государственного бюрократического аппарата в восточных деспотиях, рабовладельцев в античном мире, феодалов в эпоху средневековья. Это вело к господству внеэкономического принуждения к труду. Вместе с тем, элементы экономической заинтересованности постепенно развивались и вытесняли внеэкономическое принуждение.
Технологическую основу традиционных обществ составляла ручная техника. Низкая производительность ручного труда ограничивала возможности экономического роста и увеличения национального богатства. Большая часть прибавочного продукта использовалась на потребление, а не на накопление и расширение производства; норма накопления не превышала 5%. Рост богатства отдельных социальных групп и индивидов происходил не за счет увеличения национального богатства, а за счет его перераспределения.
В традиционных обществах экономические исследования не имели самостоятельного значения; экономические воззрения формировались в рамках философских, правовых и религиозных систем. Большое влияние на этот процесс оказывали исторические особенности политико-экономического устройства общества, а также его практические проблемы.
Общества восточных деспотий: Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др. - имели экономику административного типа с большим царско-храмовым хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями. Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, а также государственной регламентации хозяйственной жизни (регулирования земельных отношений, налогообложения, торговли и ценообразования, ростовщического процента и проч.) нашли свое отражение в законодательном акте старовавилонского общества кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), руководстве по общим принципам политики в Древней Индии Артхашастре (IV в. до н.э.), экономическом трактате Древнего Китая Гуань-цзы( IV в. до н.э.),
В Древней Греции и Древнем Риме в отличие от древневосточных государств развитие ремесла, торговли и рыночных отношений, широкое использование рабского труда способствовали развитию частной собственности и частного хозяйства. Разрабатывая общую философию государства и права, античные мыслители стремились исследовать законы общественной жизни и выявить механизмы, способные обеспечить общественное согласие и целостность общества. Общепризнанный вклад в разработку этих вопросов внесли древнегреческие философы Платон (428-348 г. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Их общепризнанным вкладом в формирование научных представлений об экономике является исследование разделения труда. Древнегреческие философы объясняли разделение труда естественными различиями в человеческих способностях; для них это было природное явление. Однако они не рассматривали его социальные и экономические аспекты; ограниченное толкование разделения труда привело Платона и Аристотеля к оправданию рабовладения и социального неравенства. Они считали, что некоторые люди являются рабами от природы.
Платон и Аристотель жили в обществе, в котором проявлялись социальные антагонизмы; они стремились найти модель идеального государства. Древнегреческие философы надеялись, что если все будут следовать определенным моральным правилам поведения, то удастся избежать социальных конфликтов и добиться гармонии интересов.
В своих работах "Государство" и "Законы" Платон разработал модель такой государственной структуры, которая бы поддавалась управлению. По Платону идеальное государство характеризуется постоянным числом жителей и постоянным количеством богатства, что обеспечивает его жесткую стационарность. Для него характерна кастовая система, которую Платон оправдывал разделением труда на основе врожденных способностей людей.
Платон разделял общество на правителей (философы и стражи) и поданных (крестьяне, ремесленники и торговцы). Философы управляют государством, стражи охраняют его от внешних вторжений; крестьяне, ремесленники и торговцы обеспечивают необходимые жизненные средства. Он считал, что философы и стражи не должны иметь частной собственности, так как она ведет к коррупции и злоупотреблениям. Частной собственностью могут быть наделены только лица, не принимающие участия в управлении государством.
Платон идеализировал правящую элиту, считая, что мудрое правление в соответствие с определенными нормами морали обеспечит целостность общества. Он считал, что накопление богатства является пороком, ведущим к социальным конфликтам. Это оказало влияние на его понимание природы и функций денег. Платон определил деньги как символические средства, используемые как средство обмена. Они не должны иметь собственной неденежной ценности и не будут выполнять функцию средства накопления. Деньги будут эффективны в выполнении функции средства обращения только в том случае, если не будут использоваться для накопления. Идеи Платона были близки номиналистической концепции денег.
Аристотель, также как и его учитель, Платон, рассматривал пути создания идеального государства. Однако он критиковал концепцию Платона, в частности его отрицание частной собственности. По Аристотелю, требуется не уничтожение частной собственности, а более просвещенное и либеральное ее использование, так как она дает дополнительные стимулы к труду и надежные основания для общественного спокойствия. Однако он, так же как и Платон, осуждал накопление богатства.
Аристотель отличался от Платона в понимании природы общественных законов. В отличие от своего учителя он не идеализировал правящую элиту; он считал, что обществом, так же как и природой, управляют объективные законы, имеющие естественный характер. Признание объективного характера общественных законов позволило Аристотелю сформулировать целый ряд ключевых проблем экономической науки, поэтому многие историки считают именно его первым аналитиком в вопросах экономики.
По Аристотелю экономика делится на две части: собственно экономика как наука об управлении домашним хозяйством и наука предложения, которая рассматривает вопросы приобретения и накопления и изучает искусство обогащения (хрематистика). Изучение хрематистики привело Аристотеля к изучению процесса обмена. Он выделил естественные и неестественные формы обмена. Естественный обмен связан с удовлетворением естественных потребностей людей и возникает из-за разнообразия товаров и увеличения деятельности людей за пределами домохозяйства; неестественный обмен направлен на обогащение.
Таким образом, по Аристотелю обмен не обязательно является неестественным; человек может обменивать товар, стремясь не к обогащению, а к удовлетворению потребностей. Однако возникновение торговли как профессионального занятия, направленного на зарабатывание денег, по Аристотелю, привело к утрате естественной цели удовлетворения потребностей, и накопление денег само по себе стало целью торговли.
Взгляды Аристотеля на деньги отличаются от взглядов Платона. Аристотель признавал товарную природу денег. Он считал, что необходимость в деньгах как средстве обмена появляется по мере его развития. Деньгами становится товар, имеющий собственную товарную ценность, например железо или серебро, которые облегчают обменные операции. Его идеи были близки металлистической концепции денег. Однако Аристотель осуждал накопление денег, в особенности ростовщичество, которое использовало деньги для получения еще большего их количества.
Аристотель внес большой вклад в разработку проблемы ценности. Он пытался ответить на вопросы о том, почему товары обмениваются в определенной пропорции и каковы объективные и субъективные факторы, определяющие ценность товара. Аристотель не дал однозначного ответа на эти вопросы, однако, рассмотрел ряд важных понятий, которые до сих пор используются в экономической науке.
Исследуя обмен, Аристотель сделал вывод о том, что товары производятся не только для потребления, но и для обмена. Он разграничил два свойства товара: потребительная стоимость (ценность) и меновая стоимость (ценность). Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая ценность- это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновые отношения товаров представляет собой их относительные цены.
Будучи философом, Аристотель анализировал этический аспект экономических категорий. Он выделил понятие естественной цены, которая устанавливается в процессе торга между продавцом и покупателем, и монопольной цены, которая устанавливается продавцом. Естественная цена является нормальной и справедливой, в то время как монопольная цена является несправедливой и нарушает естественные законы.
Платон и Аристотель были философами-моралистами, они стремились разработать этические критерии для оценки правильного и неправильного, справедливого и несправедливого, правильного и неправильного в поведения людей, а также соответствующие моральные нормы. Однако они имели различное понимание природы общественных законов: по Платону это законы, устанавливаемые правящей элитой, по Аристотелю Ц это естественные законы. Это различие положило начало двум основным традициям в обществоведческой мысли, которые сохраняются до сих пор.
Древние римляне восприняли идеи Платона и Аристотеля. Однако они занимались главным образом вопросами права, а также практическими проблемами управления частным хозяйством, которые нашли свое отражение в работах Катона (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.).
В древневосточных государствах, в Древней Греции и Риме основными направлениями экономической мысли являлись экономика домашнего хозяйства (имения, мастерские и т.д.), экономика государства и экономическая политика. Научная экономическая мысль имела не систематический, а фрагментарный характер; экономическая профессия еще не сформировалась и исследованиями экономических вопросов занимались не профессиональные экономисты, а главным образом философы, которые опирались не на специальные методы исследования, а на простой здравый смысл.
Алгоритм самостоятельной работы
Аристотель Сочинения [ 2 ]

Варрон М. Сельское хозяйство[ 9 ] Гуань-цзы [ 15 ]

Катон М. Земледелие [ 25 ]

Платон Государство. Закон. Политика. [53 ]

Майбурд Е. [38], С.38-47, 224-228.

Реуэль А. [57], С. 10-38. История экономических учений [21], С.13-28.

История экономических учений [ 24 ], С. 12-17.

Всемирная история экономической мысли: В 6 т. Т. I

[ 13 ] С. 94-107, 117-127, 130-147. Блауг М.

[ 5 ]. С. 25-26.

Шумпетер Й. [80], С. 284-306;

[82], С.358-359.
Аннотированный список дополнительной литературы
Особенности хозяйственной системы и экономической мысли Древнего мира исследованы в монографии А. Аникина "Юность науки: жизнь и идеи мыслителей экономистов до Маркса". Несомненно, полезно будет познакомиться с работой историка-экономиста и переводчика В.Штейна, ставшей библиографической редкостью. В ней перевод памятника древнекитайской экономической мысли "Гуань-цзы" сочетается с анализом рекомендаций авторов "Гуань-цзы" в области ценовой, аграрной и финансово-кредитной политики государства.
Контрольные задания
1. Экономические учения эпохи традиционных обществ характеризовалась следующими особенностями:

А) имели фрагментарный характер

Б) опирались на специальные методы экономического исследования

В) развивались профессиональными экономистами

Г) все перечисленное верно
2. Главными проблемами экономической мысли Древнего Востока являлись:

А) вопросы организации и управления частновладельческим хозяйством

Б) вопросы организации и управления царско-храмовым хозяйством

В) вопросы организации и управления мануфактурами

Г) все перечисленное верно
3. По Аристотелю наука об управлении домашним хозяйством называется

А) экономика

В) статистика

Б) хрематистика

Г) моральная философия
4. Проблему разделения труда в античный период рассматривал

А) Хаммурапи

В) Артхашастра

Б) Аристотель

Г) Гуань-цзы
5. В античный период рабовладение критиковал

А) Платон

В) все перечисленное не верно

Б) Аристотель
6. Мыслители античной эпохи считали, что недостойным профессиональным занятием является

А) ремесло

В) сельское хозяйство

Б) ростовщичество

Г) все перечисленное верно
7. Платон отрицал следующую функцию денег:

А) мера стоимости

В) средство накопления

Б) средство обращения
8. Взгляды Аристотеля на природу денег были близки

А) количественной теории денег

В) номиналистической теории денег

Б) металлистической теории денег
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-практическое пособие для слушателей фзо нижний Новгород 2008...
Данное учебно-практическое пособие поможет разобраться с различными возможностями программ, необходимых пользователям компьютеров...
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73
Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconМетодические указания по выполнению практических работ Пенза 2005...
...
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconМетодическое пособие Введение Настоящие методическое пособие разработано...
Настоящие методическое пособие разработано в соответствии с гостом 15. 011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство....
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-методическое пособие Для студентов вузов Кемерово 2012 удк...
Учеб метод пособие / авт сост. Г. П. Ковалева. Кемеровский технологический Институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2012. – 74...
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconВыпускная квалификационная работа
Учебно-методическое и практическое пособие по дипломному проектированию по направлению «Информационная безопасность»
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-методическое пособие Елабуга, 2009 ббк 63. 3 (2р-6т) удк 9 (с14Тат)
Султанов А. А., старший преподаватель, заведующий кафедрой юридических дисциплин еф исгз
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям...
Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:...
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-практическое пособие Под общей редакцией
Обж и музыки, оснащены ноутбуками, мультимедийными проектороми и экранами на треноге
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. I. Ббк 32. 81 II. Ав
...
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconПочтовый адрес : ул. Новорязанская, 16, г. Москва, 107078
...
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconПрактическое пособие Москва, 2007 «Интернет для юристов», практическое...
«Интернет для юристов», практическое пособие. – М.: Ано «Центр социально-трудовых прав», 2007 г
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...
Учебно-практическое пособие ббк 65. 011 iconУчебно-методический комплекс по развитию речи
Развитие и воспитание детей подготовительного дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск