Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт»





НазваниеМетодические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт»
страница1/11
Дата публикации15.12.2014
Размер1.25 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБОУ СПО

«Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»

Курской области

Организация самостоятельной работы

на заочном отделении

по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

дисциплины: «Экономическая теория», «Статистика», «Менеджмент»

Преподаватель: Котлярова Т.А.

Дмитриев 2014 г.

УДК 373 Печатается по решению

ББК 74 Методического совета

К 73 ОБОУ СПО «ДСХТ» КО

Автор – составитель: Т.А. Котлярова преподаватель специальных дисциплин ОБОУ СПО «ДСХТ» КО

Рецензент: Н.В. Полтева методист ОБОУ СПО «ДСХТ» КО

Организация самостоятельной работы на заочном отделении

по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

дисциплины: «Экономическая теория», «Статистика», «Менеджмент»

/сост.: Т.А. Котлярова. Дмитриев, 2014.

В данном издании предоставлены методические указания по организации самостоятельной работы на заочном отделении по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), дисциплины «Экономическая теория», «Статистика» и «Менеджмент», а также раскрыты сущность самостоятельной работы, ее виды, формы и особенности.

Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями ОБОУ СПО «ДСХТ» КО

Котлярова Т.А., 2014 г.

ОБОУ СПО «ДСХТ» КО

О г л а в л е н и е

Введение

  1. Самостоятельная работа студентов.



  1. Виды и формы самостоятельной работы. Виды заданий для самостоятельной работы.



  1. Особенности организации самостоятельной работы при заочном обучении.



  1. Методические указания самостоятельной работы для студентов заочноного отделения по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) по дисциплинам:

- «Экономическая теория»;

- « Статистика»;

- «Менеджмент»

  1. Заключение


Введение

Самостоятельная работа студентов как средство формирования компетенций

Среди сложившихся форм и методов обучения студентов все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Как форма организации учебного процесса самостоятельная работа студентов представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по приобретению знаний, осуществляемую вне аудитории.

При выполнении самостоятельных заданий большое значение имеют такие два фактора, как наличие у студентов элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности и создание обстановки «вынужденной самостоятельности». Такие навыки формируются в ходе лекций, практических занятий, внеаудиторной работы, когда преподаватель дает специальные задания (это и предварительное планирование своего ответа, определение главного в лекции, сопоставление тех или иных явлений, доказательство определенной точки зрения и т.д.).

Самостоятельная работа предполагает выполнение различного рода заданий, предлагаемых преподавателем. Выполнение данных заданий должно раскрывать объем программного материала, не нашедшего освещения (или малоосвещенного) на лекционных и семинарских занятиях. Подготовка осуществляется при непосредственном консультировании преподавателя, что не исключает элементов творчества со стороны студентов.

Внутренними, сущностными признаками самостоятельной работы являются: ярко выраженное сознательное стремление к поставленной цели, выполнение ее, достижение результата собственными силами, без непосредственного участия посторонних лиц.

Содержание самостоятельной работы студентов составляют разнообразные типы учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых ими под руководством преподавателя . Традиционная цель самостоятельной работы - усвоение знаний, приобретение умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности.

Под самостоятельной работой студентов мы понимаем такую деятельность, которая направлена на решение познавательных задач по овладению базовыми и специальными компетенциями посредством выполнения конкретных учебных заданий под руководством преподавателя. Данное определение позволяет утверждать, что уровень усвоения учебного материала, формирование компетенций во многом зависят от того, как построить процесс обучения, с помощью каких методов вовлекать студентов в самостоятельную работу.

В качестве признаков самостоятельной работы студентов выделим следующие: наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса, особого времени на их выполнение; проявление умственного напряжения для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия; проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач; осуществление управления и самоуправления самостоятельной, познавательной и практической деятельностью студента. Таким образом, ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая обуславливает весь ее процесс.

В педагогической литературе выделяют четыре уровня самостоятельной деятельности обучающихся: 1) копирующие действия; 2) репродуктивная деятельность; 3) продуктивная деятельность; 4) самостоятельная деятельность.

Самостоятельную работу следует рассматривать как процесс решения творческой задачи, который включает несколько этапов.

1. На первом этапе решения любой творческой задачи - ее осознании - происходит понимание недостаточности старого имеющегося опыта, необходимость выхода за его пределы. Определяется неизвестное новое, которое должно быть найдено в результате.

2. Информационный поиск. Определяя методы нахождения «неизвестного нового», мы опираемся на знания, полученные в процессе обучения и предшествующей деятельности (актуализируем прошлый опыт). Определяем направление поиска необходимой, но пока отсутствующей информации, виды ее источников.

3. Аналитико-синтетическая переработка информации; постановка эксперимента. Содержанием данного этапа является восприятие, понимание, осмысление полученной информации, ее оценка, установление связей между разрозненными фактами и явлениями, обобщение их и представление в логической (знаковой) форме. Именно в результате аналитико-синтетической переработки информация переходит в знание.

4. Заключительный этап решения творческой задачи - распространение. Полученный отдельным субъектом результат в виде его «экспортной модели» становится достоянием других, поступает в общественное обращение. Поэтому письменное оформление результатов - необходимый завершающий этап решения творческой задачи.

Сущность организации самостоятельного труда коротко можно выразить следующими словами: максимум эффективности при минимальных затратах времени, сил и средств.

Реализация требований организации труда студентов направляется на достижение трех целей:

1) максимальная экономия и эффективное распределение времени, отводимого на СРС;

2) создание и умелое использование благоприятных условий труда и отдыха;

3) всемерная забота о здоровье и всестороннем развитии личности.

Самостоятельная работа студентов может рассматриваться как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью студентов или деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- формирования общих и профессиональных компетенций;

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

Данные методические рекомендации включают в себя рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного обучения по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

  1. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый студентами без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу студентов в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.

В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов.

Типы самостоятельной работы студентов. По частно-дидактической цели можно выделить четыре типа самостоятельных работ.

1-й тип. Формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Познавательная деятельность обучаемых при этом состоит в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действий с ними.

В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания: работа с учебником, конспектом лекций и др. Общим для самостоятельных работ первого типа является то, что все данные искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны представляться в явном виде или непосредственно в самом задании, или в соответствующей инструкции.

2-й тип. Формирование знаний-копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. Познавательная деятельность обучаемых при этом заключается в чистом воспроизведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее учебной информации, что предполагает необходимость анализа данного описания объекта, различных путей выполнения задания, выбора наиболее правильных из них или последовательного определения логически следующих друг за другом способов решения.

К самостоятельным работам такого типа относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты, а также специально подготовленные домашние задания с предписаниями алгоритмического характера. Особенность работ этой группы заключается в том, что в задании к ним необходимо сообщать идею, принцип решения и выдвигать к обучаемым требование развивать этот принцип или идею в способ (способы) применительно к данным условиям.

3-й тип. Формирование у обучаемых знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых при решении таких задач заключается в накоплении и про явлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (действий по известному алгоритму) путем переноса знаний, навыков и умений. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и требует от обучаемого варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения их под новым углом зрения. Самостоятельные работы третьего типа должны выдвигать требование анализа незнакомых обучаемым ситуаций и генерирования субъективно новой информации. Типичными для самостоятельной работы студентов третьего типа являются курсовые и дипломные проекты.

4-й тип. Создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность изучаемого объекта, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, генерирования новой информации. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты.

В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. В первом случае исходной базой для правильной организации деятельности служат ясное понимание целей, задач, форм, методов работы, сознательный контроль за ее процессом и результата ми. Во втором случае преобладает смутное понимание, действие привычек, сформировавшихся под влиянием механических повторений, подражание и т. п.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить необходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины.

Непосредственная организация самостоятельной работы студентов протекает в два этапа. Первый этап – это период начальной организации, требующий от преподавателя непосредственного участия в деятельности обучаемых, с обнаружением и указанием причин появления ошибок. Второй этап – период самоорганизации, когда не требуется непосредственного участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний студентов.

В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Последнее, как правило, включает программу работ (проведение наблюдений, изучение первоисточников и т. п.), вариантные задачи, нестандартные индивидуальные задания для каждого студента, инструментарий для их выполнения. Применяемые сейчас различные методические пособия по самостоятельной работе студентов носят обычно информационный характер. Студента же необходимо ориентировать на творческую деятельность в контексте дисциплины. Следовательно, нужны принципиально новые методические разработки.

  1. ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Виды заданий для самостоятельной работы
Условно самостоятельную работу студентов по цели можно разделить на базовую и дополнительную.

Базовая самостоятельная работа (БСР) обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

Базовая СР может включать следующие виды работ:

  • работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

  • поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;

  • выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;

  • изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

  • практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;

  • подготовка к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям;

  • подготовка к контрольной работе и зачету;

  • подготовка к зачету и аттестациям;

  • написание реферата (эссе, доклада, научной статьи) по заданной проблеме.

Дополнительная самостоятельная работа (ДСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины.

ДСР может включать следующие виды работ:

  • подготовка к экзамену;

  • выполнение курсовой работы или проекта;

  • исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

  • анализ научной публикации по заранее определённой преподавателем теме;

  • анализ статистических и фактических материалов по заданной

теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе

статистических материалов.

Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех видах самостоятельной работы по курсу с выделением базовой самостоятельной работы (БСР) и дополнительной самостоятельной работы (ДСР), в том числе по выбору.
Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время

1. Конспектирование. Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как и то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз «переслушивать» ее.

Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект

необходимо вести не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.

При такой работе станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно, что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы.

Опосредованное конспектирование возможно применять и на лекции, если перед началом лекции преподаватель будет раздавать студентам схему лекции (табличка, краткий конспект в виде основных понятий, алгоритмы и т. д.).

2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания).

3. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к которым задано проработать определенную литературу. Так же подходит для предварительных библиографических заметок «самому себе». Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о её тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое, «краткое изложение оглавления»); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.

Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несёт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании – что отличает данное издание от предыдущего). Иногда приводятся сведения об авторе (национальная принадлежность, страна, период, к которому относится творчество автора, литературный жанр), основные проблемы и темы произведения, место и время действия описываемых событий. В аннотации указывается читательское назначение произведения печати.

4. Доклад, реферат, контрольная работа.

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной работой.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой

проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

  • Титульный лист.

  • Оглавление.

  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор

темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи

реферата, даётся характеристика используемой литературы).

  • Основная часть (состоит из глав и подглав, которые

раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически

являются продолжением друг друга).

  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

  • Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде выступлений.
Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом.

Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения.

При выполнении таких контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники.

Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину.

Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное отношение к проблеме, где это уместно.

Виды заданий для самостоятельной работы:

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста;

конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.;

  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментальная работа; рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники и др.




  1. Особенности организации самостоятельной работы

при заочном обучении

Учебные материалы для самостоятельной работы со студентами-заочниками методически организуются таким образом, чтобы компенсировать отсутствие контакта с преподавателем и, следовательно, возложить на них функции управления самостоятельной работой студентов. Набор заданий должен обеспечивать возможность индивидуального выбора и определения объема материала, необходимого для достижения учебной цели. Задания, предназначенные для самостоятельной работы, должны носить активный и творческий характер, стимулировать поиск самостоятельных решений. Овладение приемами самостоятельной работы является обязательным условием развития навыков самообразования.

Различают следующие виды самостоятельной работы студентов-заочников: лабораторная работа, самостоятельная работа в аудитории, домашнее задание, домашнее чтение и др. Широкие возможности в самостоятельной работе над учебным материалом открываются с использованием компьютеров и сети Интернет. Их использование в самостоятельной работе студентами заочного обучения позволяет, во-первых, расширить информационную базу студентов; во-вторых, повысить их активность, из пассивных «поглотителей информации» превратить в ее «добытчиков»; в-третьих, развивать их способности к анализу и обобщению, улучшать связанность, широту и глубину мышления; в-четвертых, облегчить усвоение абстрактного материала, представить его в виде конкретных образов; в-пятых, приучить студентов к точности, аккуратности, последовательности действий и, наконец, развивать самостоятельность.

В целом ориентация учебного процесса на самостоятельную работу обучающихся на заочном отделении и повышение ее эффективности предполагает:

1) увеличение часов на самообразование студентов;

2) организацию постоянных консультаций, выдачу комплектов заданий на самостоятельную работу заранее или поэтапно;

3) создание учебно-методической и материально-технической базы вуза (учебники, учебные и учебно-методические пособия, компьютерные классы и т. п.), позволяющие самостоятельно осваивать дисциплину;

4) развитие систем дистанционного и открытого образования;

5) доступность лабораторий и специальных аудиторий для самостоятельной работы студентов-заочников и др.

При разработке заданий для самостоятельной работы студентов заочного отделения преподаватели должны руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью студента. Это позволяет сформулировать ряд четких требований к профессиональной ориентации дисциплины:

1) отбор и подача материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание значения данной дисциплины для будущей профессии;

2) материал заданий должен быть методолoгичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;

3) в теоретической части любой дисциплины должно быть выделено фундаментальное ядро знаний. Выявление и демонстрация множественных связей между «ядрами» помогут создать в сознании студентов научную картину мира и современную методологию познания;

4) при составлении задач и заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности, а также учить студентов формированию мысленной модели объекта и обоснованию выбора расчетной схемы.

Самостоятельная работа студентов, выполняемая на внеаудиторных занятиях по темам курса в соответствии с учебно-тематическим планом, входит органичной частью во все звенья процесса обучения. Это означает, что самостоятельная работа студентов-заочников должна тщательно планироваться, обеспечиваться учебно-материальными средствами и методическим руководством. Исключительно,важное значение для правильной организации самостоятельной работы студентов имеет рациональная постановка всей подготовительной работы, предваряющей выполнение студентами учебного задания самостоятельно. В связи с этим организация самостоятельной работы студентов-заочников не снижает руководящей роли преподавателя. Правильная организация самостоятельного умственного труда требует от преподавателя ознакомления студентов-заочников с темами курса, предназначенными для самостоятельного изучения, советов по применению рациональных приемов усвоения знаний, рекомендаций по использованию соответствующей основной и дополнительной литературы.

Современные учебники по дисциплине, обращение к словарям и справочникам, использование разработанных учебных пособий, вопросов для самоконтроля дают достаточно возможностей для самостоятельной работы студентов. В то же время для самостоятельного изучения тем дисциплины необходима определенная система, облегчающая процесс самостоятельного овладения обширным материалом и позволяющая его внутренне упорядочить. В процессе самостоятельного изучения тем дисциплины студентам-заочникам рекомендуется:

1) более глубоко изучить понятийно-категориальный аппарат (основные общие и частные понятия, с помощью которых описываются изучаемые явления);

2) изучаемые феномены точно классифицировать и выявить зависимости между ними;

3) обобщить и представить эти зависимости в наиболее рациональном для восприятия и запоминания виде (наглядное изображение систематизированных представлений дает возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания);

4) закреплять знания в области изучаемой дисциплины практическим их применением в процессе коммуникативного общения, принятия решений.


  1. Методические указания

самостоятельной работы для студентов заочноного отделения

по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Дисциплина «Экономическая теория»

Общие методические указания

Учебная дисциплина «Экономическая теория» является общепрофессиональной ,устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и соединяющей важнейшие теоретические проблемы экономической науки с главными тенденциями мировой и отечественной экономики.

Изучение учебной дисциплины «Экономическая теория» является базой для освоения других экономических дисциплин.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

1. Ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях.

2. Определять основные экономические показатели:

а)использование основного капитала;

б)производительности труда и др.

3. Строить кривую производственных возможностей.

4. Определять доходы от использования природных ресурсов.

5. Строить кривые спроса, предложения и определять равновесную цену.

6. Определять объем издержек и прибыли в условиях изменения объема.

7. Использовать экономическую информацию в своей профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

1. Понятие экономики, экономической теории, функции и методы экономической теории.

2. Общее положение экономической теории.

3. Основные типы и формы собственности.

4. Товарное производство, деньги и их функции.

5. Основные микро – и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета.

6. Основы денежно-кредитной, налоговой, социальной, инвестиционной и антиинфляционной политики государства.

7. Мировые глобальные проблемы.

При самостоятельном изучении дисциплины рекомендуется ознакомиться с тематическим планом, подобрать рекомендуемую литературу.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: - 14 часов, в том числе 4 часа практические занятия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите
Методические рекомендации предназначены для студентов, специализирующихся в области философии на социально-теологическом факультете...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по искусству (мхк) для специальности
Методические рекомендации предназначены для подготовки и выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ в форме докладов,...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации по организации и проведению государственного...
Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» icon2. Состав итоговой государственной аттестации
Методические рекомендации предназначены для студентов, специализирующихся в области философии на социально-теологическом факультете...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации и контрольные работы по дисциплине Немецкий...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих немецкий язык
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации о порядке для проведения текущего контроля...
Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в унпо и успо брянской области. Разработаны...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе преподавателями обоу спо «дсхт» iconМетодические рекомендации рассмотрены и одобрены методической комиссией...
Методические указания предназначены как для обучающихся с получением основного общего (полного) образования, так и для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск