Скачать 430.24 Kb.
|
Приложение 1 к приказу Государственного университета – Высшей школы экономики № 31.1-04/612 от 04.08.2010 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Утверждена Решением ученого совета Государственного университета – Высшей школы экономики протокол от 02.07.2010 г. № 15 Концепция преподавания английского языка в Государственном университете – Высшей школе экономики (I ступень – бакалавриат) Москва 2010 1. Общие положения Данная концепция преподавания английского языка разработана для Национального исследовательского университета Государственного университета – Высшей школы экономики (далее ГУ-ВШЭ, университет) и призвана обеспечить прозрачность требований к формированию иноязычной коммуникативной компетенции у студентов ГУ-ВШЭ в рамках первой ступени высшего профессионального образования – бакалавриата. Настоящая концепция инкорпорирует основные положения и рекомендации, зафиксированные в современных международных, российских и собственных документах1 университета и базируется на компетентностном подходе в обучении иностранному языку. Предлагаемая концепция призвана решить следующие задачи:
Концепция направлена на достижение максимального соответствия международным стандартам в области обучения иностранным языкам на основе общего целеполагания, прозрачности содержания программ, технологий обучения и критериев оценки. Соотнесенность с международными стандартами реализуется посредством использования формата международных экзаменов при проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов. Концепция призвана содействовать созданию общего европейского пространства высшего профессионального образования, что предполагает реализацию программ обучения, соответствующих требованиям Совета Европы, которые предъявляются к уровню сформированности профессиональных компетенций выпускников с позиций интернационализации высшего образования и развития академической и профессиональной мобильности. 2. Цель обучения Курс английского языка в рамках бакалавриата направлен на формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, а именно: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной, социальной, а также формирование компетенций, необходимых для использования английского языка в учебной, научной, и профессиональной деятельности, дальнейшем обучении в магистратуре и аспирантуре и проведения научных исследований в заданной области. Понятие иноязычная коммуникативная компетенция рассматривается не как абстрактная сумма знаний, умений и навыков, а как «совокупность личных качеств студентов (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в процессе учебного, социально-культурного и профессионального или бытового общения на иностранном языке3». Практической целью концепции обучения является достижение студентами ГУ-ВШЭ квалификации самостоятельного пользователя – уровень В2 – «пороговый продвинутый уровень» (Vantage) и/или квалификации умелого пользователя – уровень С1 (Effective Operational Proficiency) – на факультетах с расширенной сеткой часов. К концу 4-х годичного курса английского языка в рамках бакалавриата на уровне "самостоятельного пользователя" (соответствует уровню В2 – Vantage Level / Independent User в единой общеевропейской системе оценки уровня владения английским языком) студент должен уметь
3. Задачи обучения 3.1. Формирование и развитие у студентов академической компетенции, необходимой для обеспечения эффективности обучения в национальном исследовательском университете и за пределами образовательной системы в ходе непрерывного профессионального самосовершенствования. Данная компетенция предполагает развитие:
3.1.4. Формирование и развитие у студентов межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция предполагает наличие знаний о нормах и представлениях, принятых в иной культуре, осознание их сходств и различий в сравнении с родной, а также владение стратегиями и умениями использования этих знаний для успешного осуществления иноязычной коммуникации в межкультурной среде. 4. Принципы обучения Обучение иностранному языку строится в соответствии с принципами, определенными Департаментом Совета Европы по языковой политике и направленными на достижение академической мобильности студентов и их успешной адаптации на международном рынке труда. Прозрачность и соотнесенность с международными стандартами курсов, программ, критериев оценки. Соответствие международным стандартам реализуется посредством контроля в формате международных экзаменов. Реализация компетентностного подхода, представляющего собой совокупность общих принципов определения целей, отбора содержания, организации образовательного процесса и его оценки результатов. В качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, используя приобретенные знания, представления и навыки. Профессиональная направленность. Обучение иностранному языку является неотъемлемой частью профессионального образования в ГУ-ВШЭ, что предполагает соотнесённость целей обучения языку с общей целью подготовки студента – формированием профессиональной компетентности выпускника. Межпредметная интеграция. Обучение иностранным языкам ведется в сотрудничестве с преподавателями специальных дисциплин. Развитие компетенций, необходимых в академической, профессиональной и социально-общественной сферах коммуникации:
Сферы коммуникации предопределяют выбор коммуникативных ситуаций, тем и задач. Преподавание направлено на последовательное и комплексное развитие всех компетенций, необходимых для успешного осуществления иноязычной коммуникации в академической, профессиональной и социально-общественной сферах общения, определяемых в соответствии с документами Совета Европы. Единство и разнообразие образовательной стратегии преподавания английского языка в ГУ-ВШЭ подразумевает:
Английский язык преподается всем студентам ГУ-ВШЭ, по окончании курса все студенты сдают государственный экзамен по английскому языку с едиными требованиями. 5. Уровни и содержание преподавания английского языка как учебной дисциплины Курс английского языка преподается в течение всех 4 лет, отводимых на подготовку бакалавров, на основе блочно-модульной системы. Преподавание ведется по схеме: 1 и 2 курс – по 4 часа в неделю, 3 курс – по 2 часа в неделю, 4 курс – по 4 часа в неделю в течение второго и третьего модулей. В четвертом модуле второго курса предусматривается программа интенсивной подготовки к сдаче экзамена на международный сертификат, на которую выделяются дополнительные часы. 5.1. Уровни. Данная концепция преподавания английского языка в ГУ-ВШЭ предусматривает двухуровневый характер обучения и обеспечивает возможность реализации обучения английскому языку в зависимости от исходного уровня иноязычной коммуникативной компетенции студентов: - Основной уровень (для продолжающих изучение английского языка) – в диапазоне уровней: А2+ – В1+ (Пороговый уровень владения иностранным языком по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками). - Начальный уровень (для начинающих изучать английский язык) – в диапазоне уровней: А1 – А2+ (Допороговый уровень владения иностранным языком по Общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками). Студентам, не изучавшим английский язык или имеющим очень низкий исходный уровень владения английским языком, отраженный в результатах ЕГЭ, курс английского языка преподается по схеме 1 и 2 курс - по 6 часов в неделю, 3 курс – по 4 часа в неделю и 4 курс - 4 часа в неделю в течение второго и третьего модулей. Такие студенты выделяются по формальным результатам ЕГЭ. Всем желающим повысить свой уровень владения английским языком предоставляются дополнительные занятия в рамках Центра языковой подготовки и других программ ГУ-ВШЭ на коммерческой основе. Основную программу и дополнительные курсы для каждого данного студента не может вести один и тот же преподаватель. Финальная итоговая аттестация предусматривает единые для всех требования. Студентам, поступившим в ГУ-ВШЭ и уже имеющим международные сертификаты по английскому языку, подтверждающие их высокий уровень коммуникативной компетенции – не ниже В2, кафедры, осуществляющие преподавание английского языка (далее кафедры), предоставляют гибкий индивидуальный график учебы, который разрабатывается и выполняется с учетом программы факультета/отделения и индивидуальных потребностей студента. Оценка учебной деятельности студента в данном случае проводится по реальным результатам его работы, предусматривающей, доклады на английском языке на студенческих научных конференциях, публикации, участие в международных проектах и т.д. 5.2. Обучение английскому языку интегрирует четыре содержательных раздела: «Английский язык для академических целей», «Английский язык для специальных / профессиональных академических целей», «Английский язык для делового общения» и «Английский язык для общих целей». Раздел “Английский для академических целей” (English for Academic Purposes - EAP) включает следующие основные направления:
|
Государственный университет- высшая школа экономики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 | Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997 | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... «Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | ||
Каналы распространения рекламы Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама | Доклад о ходе реализации «Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный... | ||
Государственный университет высшая школа экономики По выполнению выпускных квалификационных работ на базовой кафедре информационных бизнес-систем (ibs) | Философия брендинга потенциал, перспективы развития Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама | ||
Государственный Университет – Высшая школа Экономики Санкт – Петербургский филиал Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических... | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Философии Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических... | ||
Государственный университет- высшая школа экономики «Регионоведение» и первого курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Задача этого... | Программа учебного спецкурса «горное право» Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая... |