Темы докладов на семинаре
(Микроэкономика)
Предмет экономической теории. Ресурсы и потребности, их классификация. Проблема выбора: что? как? для кого производить?
Модель кругооборота доходов, основные допущения и выводы.
Основные типы экономических систем, их характеристика. Смешанная экономика.
Модель кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки, способ их оценки. Закон возрастания альтернативных издержек.
Позитивный и нормативный анализ в экономической теории. Экономические модели.
Логические ошибки, встречающиеся в экономическом анализе.
Рыночный спрос. Цена спроса. Величина спроса. Функция спроса и ее графическое изображение. Неценовые факторы спроса.
Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Исключения (мнимые и реальные) из закона спроса. Парадокс Гиффена.
Нефункциональные виды спроса: эффект "вагона", эффект сноба, эффект показательного потребления и др. и способы их оценки через коэффициенты эластичности.
Рыночное предложение. Цена предложения. Величина предложения. Функция предложения и ее графическое изображение. Ценовые и неценовые факторы предложения.
Экономическое равновесие спроса и предложения. Цена равновесия и равновесный объем продаж. Проблема единственности и стабильности равновесия.
Анализ равновесия спроса и предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Графическое изображение.
Излишек производителя и излишек потребителя.
Паутинообразная модель равновесие спроса и предложения.
Эластичность спроса по цене. Способ подсчета (формула дуговой и точечной эластичности). Факторы, ее определяющие эластичность. Эластичность спроса в случае линейной функции спроса.
Ценовая эластичность спроса и доход фирмы.
Эластичность спроса по доходу и характер анализируемых товаров (предметы роскоши, предметы первой необходимости, относительно худшие).
Перекрестная эластичность спроса, методы расчета и характер анализируемых товаров (взаимозаменяемые, дополняющие, нейтральные).
Эластичность предложения по цене. Способ подсчета. Эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Графическое изображение.
Два подхода к анализу полезности и потребительского поведения.
Кардиналистский подход: функция полезности, общая и предельная полезность. Принцип убывания предельной полезности (первый закон Госсена).
Кардиналистский подход: условия максимизации полезности (второй закон Госсена). Нахождение оптимума потребителя методом Лагранжа.
Ординалистский подход: исходные аксиомы экономического анализа. Кривые безразличия, их вид и свойства. Карта безразличия. Предельная норма замещения (MRS). Кривые безразличия нестандартного вида.
Бюджетные ограничения потребителя. Бюджетная область и бюджетная прямая. Их уравнение и графическое изображение. Факторы, вызывающие изменение бюджетной области.
Оптимальный выбор потребителя. Условие оптимума, его графическое и алгебраическое представление.
Производство как экономическая категория. Технология производства. Экономическая и технологическая эффективность производства.
Факторы производства и их классификация. Постоянные и переменные факторы производства.
Производственная функция, экономический смысл и алгебраическое представление. Графическое изображение производственной функции. Изокванты и их свойства. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения (MRTS). Изокванты нестандартного вида.
Производство в краткосрочном периоде. Совокупный, средний и предельный продукты. Закон убывающей отдачи (убывания предельного продукта) и его графическое представление.
Издержки производства и их классификация.
Экономические издержки: экономическое содержание и графическое изображение. "Нормальная прибыль" как часть экономических издержек. Совокупные, средние и предельные издержки.
Доходы фирмы, их классификация и графическое представление. Практическое использование при анализе оптимального объема производства (случай совершенной и несовершенной конкуренции).
Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия и структура отрасли.
Рынок совершенной конкуренции, общая характеристика. Спрос и доходы конкурентной фирмы. Графическое изображение.
Экономическое равновесие (условие оптимума) при совершенной конкуренции. Графическое изображение.
Условие целесообразности прекращения производства в условии оптимума (соотношение цены и средних переменных издержек). Цена безубыточности.
Кривая предложения конкурентной фирмы. Экономический смысл и графическое изображение.
Анализ конкурентного рынка в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль (так называемый «парадокс прибыли»).
Рынок чистой монополии, общая характеристика. Причины возникновения монополий. Естественные монополии и эффект масштаба производства.
Предельный доход и оптимальный объем выпуска фирмы-монополиста. Условие равновесия фирмы-монополиста и его графическое изображение.
Ценовая эластичность спроса на продукцию монополиста и точка оптимума. Универсальное правило ценообразования.
Монопольная (рыночная) власть и ее источники. Коэффициент Лернера. Издержки монопольной власти.
Ценовая дискриминация и ее виды.
Монополия и конкуренция. Сравнительная характеристика рыночных структур. Условия максимизации прибыли.
Антимонопольная политика государства: цели, инструменты, эффективность.
Рынок монополистической конкуренции, общая характеристика. Спрос и доход фирмы – монополистического конкурента.
Экономическое равновесие монополистического конкурента в краткосрочном периоде. Оптимальный объем выпуска. Экономическая прибыль (графический анализ).
Экономическое равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде: тенденция к нулевой экономической прибыли.
Олигополия и ее характеристики. Виды олигополий и причины их возникновения. Естественные олигополии и эффект масштаба производства.
Стратегии поведения фирм в условиях олигопольного рынка: модели кооперированной и некооперированной олигополии.
Рынок факторов производства и его место в общественном воспроизводстве. Модель кругооборота доходов.
Спрос на экономические ресурсы. Производный характер спроса. Факторы его определяющие. Эффект замещения и эффект объема выпуска.
Ценовая эластичность спроса на ресурсы и факторы ее определяющие.
Предложение факторов производства. Мобильность ресурсов. Экономическая рента
Условия оптимального найма факторов производства. Максимизация прибыли и минимизация издержек.
Информация как экономический ресурс. Риск и фактор неопределенности. Экономические последствия рыночной неопределенности. Асимметричная информация. Рынок «лимонов».
Оценка риска и способы его минимизации. Информация. Диверсификация риска. Страхование.
Роль государства в рыночной экономике. Провалы рынка и способы их преодоления. Провалы государства.
|